Архив фантастики
Дом
и другие фантастические здания
Новые поступления   |   Анонс   |   Доска объявлений   |   Автора!!! Главная страница  

Архив
  Персоналии
  Кинематограф
  Награды
  Фестивали
  Сборники
  Серии
  Периодика
  Издательства
  Сайты
  Произведения
  Термины

Дополнения
  Календарь
  Хроноскоп
  Энциклопедии
  Рекорды




«Фантастическому зданию – фантастические размеры!» – подходящий лозунг для авторов НФ, страдающих гигантоманией. Как же иначе можно объяснить создание громадных «домов в 1000 этажей» километровой длины и полуторакилометровой высоты (И. Стальнов. Последний госпитальер), внутри которых к тому же легко заблудиться и уже никогда не выйти наружу? Строительство небоскребов вообще-то еще в 1802 году пророчески предвидел Э. Дарвин в своем труде «Храм природы», но современные авторы идут еще дальше. Их уже не интересуют огромные здания внутри города, на страницах их романов ужу появляются целые города из одного-единственного здания. Это может быть город – башня многокилометровой высоты (Р. Сильверберг. Прыгуны во времени) или парящий в воздухе город-пирамида (Ж. Клейн. Боги войны). При этом здание может простираться не только высоко вверх, но и уходить на небывалые расстояния вглубь земли. Одно из них, огромное подземное сооружение, описано в романе Ф. Херберта «Муравейник Хеллстрома». Его размеры поражают воображение, хотя та его часть, что находится на поверхности, совсем небольшая и представляет собой обыкновенную ферму.
Дома способны удивлять не только своими размерами, но и новыми функциями, не свойственными им сегодня. Обычно они вытекают из воображаемого объединения здания и какой-нибудь другой системы. Например, дом – дерево. Это может быть здание, выращиваемое из семян на огороде до нужных размеров. С жителями внутри себя такой дом будет состоять в своеобразном симбиозе, поглощать выделяемый ими углекислый газ и вырабатывать кислород, а при необходимости и отращивать новые комнаты (К. Булычев. Многоуважаемый микроб). Нечто подобное, наверное, имел в виду и С. Лукьяненко, когда описывал свои полурастительные экологические жилища в рассказе «Дорога на Веллесберг».
Имеются в фантастике и здания – транспортные средства. В рассказе В. Бабенко «Стоп, машина!» изображено здание, способное к ПВ. Но для того, чтобы переместиться во времени, оно должно пройти какой-то путь и в пространстве. Таким образом, оно «путешествует» по планете, сметая все на своем пути. Похожий дом присутствует и у Б. Олдисса («Галактики как песчинки»), но здесь он исчезает в одном месте и тут же появляется в другом, не нанося никакого ущерба ОС.
Наилучшие результаты идея «дом-транспорт» дает при использовании для передвижения сил антигравитации. Во-первых, отдельные помещения тогда можно соединять между собой в самые причудливые конструкции, а во-вторых, в этом случае очень привлекательно выглядит возможность путешествовать по всей планете не выходя из собственного дома и, как следствие, выбора места жительства по своему вкусу (Л. Панасенко. Гнев Ненаглядной; Р. Мандершайд. Рай земной). Для таких домов по всей планете будут сооружены специальные площадки. Перелетая с места на место, дома приземляются на них и подключаются, как вилка в розетку, к доставке пищи, воды и другим системам жизнеобеспечения. Необходимую жильцам энергию вырабатывает крыша, покрытая фотоэлементами (В. Савченко. За перевалом).
Нельзя обойти вниманием и здания, полностью или частично находящиеся в других измерениях. Через них очень просто путешествовать на большие расстояния (Р. Хайнлайн. Дом, который построил Тил). Кроме того, такое здание может находиться вовсе и не на Земле, а где-то, непонятно где. Тогда все, что будет напоминать о его существовании – это портал ТП – перехода из него на Землю и обратно (Н. Орехов, Г. Шишко. Герильеро).
Очень часть в фантастике изображаются отдельные элементы автоматизации жилища. По мнению авторов, с уборкой помещений, приготовлением пищи или мытьем посуды вполне могут справиться различные устройства (Р. Хайнлайн. Дверь в Лето). Но в основной своей массе фантасты, хоть и предвидят проникновение механизмов в повседневный быт, все же выступают против этого. Иначе зачем им тогда всепроникающую автоматизацию доводить в своих произведениях до абсурда и изображать в таком сатирическом ключе? (Т. Вулф. Автоматизированный отель). Или показывать всю бессмысленность работы механизмов в отсутствие человека? (Г. Франке. Решение).
Предпринимались и попытки оживлять здания. Одно из самых запоминающихся изображено в рассказе Б. Штерна «Дом», где живой разумный дом под старость лет решил поселиться в приморском городке. Все его переживания и болезни аукаются жильцам коммунальными авариями, трещинами в стенах и плесенью в углах. У людей тоже возникают психологические проблемы, связанные с жизнью внутри разумного существа.
Стоит упомянуть и об инопланетных зданиях. Конечно, жилища Ипов мало подходят людям. Вряд ли кому захочется поселиться внутри кактуса (Х. Пирс, Д. Александер. За перевалом). И даже здания гуманоидных марсиан не способны понравиться людям. Хоть эти дома и поворачиваются вслед за Солнцем, но внутри них идет дождь (Р.Брэдбери. Илла – в кн. Марсианские хроники).
Здание в центре сюжета
  • 19?? – Клиффорд Саймак. Дом обновленных (New Folk’s Home).
  • 1980 – Борис Штерн. Дом
  • 19?? – Роже Мандершайд. Рай земной
  • 19?? – Роберт Хайнлайн. Дом, который построил Тил
  • 19?? – Герберт Франке. Здание
  • 19?? – Ян Вайсс. Дом в тысячу этажей

Данная статья написана специально для энциклопедии
«Кольца Дракона» и является ее неотъемлемой частью


Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.
 © 2004.  Ссылка на источик желательна.  Vitaley Karatsupa