|
Архив
Персоналии
Кинематограф
Награды
Фестивали
Сборники
Серии
Периодика
Издательства
Сайты
Произведения
Термины
Дополнения
Календарь
Хроноскоп
Энциклопедии
Рекорды
|
|
|
|
Личная страничка писателя
Российский писатель-фантаст, бард, активный деятель движения ролевых игр, участник нескольких общесоюзных
конвентов («Сидоркон-89», «Интерпресскон-94»,
«Аэлита-94», «Зиланткон-94», «Белый город-99» и др.).
Родился в Москве, после окончания средней школы поступил в МВТУ им. Баумана. Диплома он так и не получил, т.к.
после третьего курса призвался в ряды Советской Армии (1985-1987 гг.), после чего работал в ММЗ «Опыт» (АНТК
имени Туполева). Начиная с 1993 года, в смутные постперестроичные годы, торговал книгами на ярмарке в
спорткомплексе «Олимпийский», на Арбате исполнял свои песни, а затем серьезно увлекся ролевыми играми.
Первая публикация состоялась в газете «Московский комсомолец». А литературную известность Алексею Свиридову
принесли, прежде всего, две веселых и умных пародии на произведения жанра фэнтези. Во-первых писатель жестоко
поиздевался над штампами жанра в своем «Малом типовом наборе для создания гениальных произведений в стиле
«фэнтези», а во-вторых – «Звирьмариллион» – очень известная и первая в России пародия на «Сильмариллион»
Дж. Р. Р. Толкина.
«Сильмариллион» я прочитал еще перед армией, за одну ночь (ибо утром надо было отдавать), да еще в
четвертой машинописной копии – самиздат однако! И естественно, что когда году так в 92-м мне удалось у
С. Яковлева переписать на дискету «Сильм» в электронном виде, я был очень рад и заранее благоговел... Но
в процессе чтения благоговения оставалось все меньше и меньше, и в какой-то момент я не выдержал: на
рабочей ЕС-1841 я повесил текст Сильма в одно окно «Лексикона», а в другом начал его пересказывать
своими словами. Сначала это было просто стебом, но потом вдруг оказалось, что многое из того, что в
«Сильмариллионе» подается как возвышенное и героическое – на самом деле можно понять и описать с
позиций простой житейской логики, и героичность вдруг неожиданно превращается в глупость,
благородство – в подлость и так далее и тому подобное.
Узнав о том, что пишу «Звирь», Ниенна высказалась с этаким презрением: «Я знаю уже сорок восемь
подобных продолжений и переделок». «Что ж», – ответил я – «Я буду сорок девятым!». И действительно, я
стал С. О. Рокдевятым.
Сначала Звирь расходился в электронном виде, а потом в 1993 году Лев Лобарев (Лин) и Макс Качелкин
совершили великую вещь: они издали Звиря тиражом в 510 экземпляров! Издание распродалось достаточно
быстро, и имело резонанс: кому-то понравилось, а кому-то... Не очень. Так, например, некто Евгений Иткин
сжег свой экземпляр, рассказал об этом в ФИДО, и призвал всех остальных устроить костер из остальных
«Звирей». По слухам, кто-то даже грозился устроить мне физическую расправу, но, увы – лавры Перумова
в качестве жертвы расправы злобных толкинистов меня миновали. Где-то через год саратовское
издательство «Труба» решило, что именно сейчас наступил момент, когда сборник пародий и стебов на
толкинскую тематику будет иметь спрос. Так появился сборник «Звирьмариллион» - тот, который в красной
обложке. Тираж у него был 30 000 (сейчас не всякий «Слепой стреляет в хромого» так печатается), и поэтому
«красный звирь» до сих можно встретить на полках магазинов. Причем, что интересно – «Труба» заплатила
гонорар! Ажно в 45 долларов, честь по чести. Так что, как оказалось, бывает, что стеб приносит и
практические результаты».
В 1993-1995 годах выпускал газету «Фэн-Гиль-Дон», позднее состоял членом редколлегии журнала ролевых игр
«Мое королевство». В 1996-м в авторском сборнике «Миры, что рядом» появляется его первый роман: «Человек с
Железного Острова» начался в феврале 1985 года на лекции по политэкономике, на третьем курсе Бауманки. Я
открыл свежую амбарную книгу (тогда было большим шиком писать лекции в амбарных книгах), но вместо всех тех
умных слов, которые вещал нам лектор, моя шаловливая рука вывела: «В гробе я видал такие развлечения...».
И полились приключения хай-тековских парней в мире Средиземья. Правда, тогда я толком не читал ничего, кроме
«Хранителей» – остальное в четвертой копии на папиросной бумаге мне было выдано на одну ночь, так что можно
представить, какой бардак творился у меня в голове. Из-за него, собственно, я и взялся описывать не те места, где
происходила Война Кольца, а некий край, значительно южнее».
Закончил эту книгу Алексей Свиридов уже в армии (в частности, там он написал последнюю, четвертую главу),
коротая время на долгих боевых дежурствах.
В 1997 году в серии «Звездный лабиринт» вышел фантастико-пародийный роман Свиридова «Крутой герой», действие
которого, как писалось в критических статьях «разворачивается внутри компьютерной игры. Здесь действительно и
крутой герой и вертолеты, на которых Повстанцы за Республику против Демократии воюют против Повстанцев за
Монархическую Империю».
Но сам автор был категорически не согласен с критиками и писал о своей книге следующее: «Эта книга – в каком-то
смысле большой стеб. Причем стеб над штампами и заезженными ходами, использующимися почти во всех жанрах
фантастики и фэнтези. Затевалась она именно так, и называлась тогда еще более нахально – «Удивительные
похождения заведомо крутого героя». Но потом, по ходу работы, вдруг оказалось, что писать просто веселый стеб –
скучно. И что у героев, которые задумывались как пародийные персонажи, тоже есть какие-то чувства, какие-то
желания. Как-то само собой получилось, что «Крутой герой» очень быстро перестал быть просто «издевательством
над всем». А чем он стал... Судить читателям».
А через год в издательстве «Азбука» выходит роман «Истребители. Разорванное небо», написанный в соавторстве с
Александром Бирюковым и начавший трилогию «Истребители» о российских ассах, сражающихся в небе Югославии
против пилотов НАТО. Но с этим издательством у авторов случилась небольшая скандальная история, связанная с
невыплаченным авторам гонорара, так что последующие переиздания и последующие части трилогии выходили уже в
иных издательствах.
Побыв некоторое время в шкуре профессионального писателя, с 1998 года он начинает работать в фирме «Нивал
Интертеймент» сценаристом компьютерных игр. В его активе, в частности, соавторство в таких играх, как «Аллоды» и
«Аллоды 2: Повелитель душ». Участвовал Свиридов также и в издательском проекте «Анжелика в России».
А 9 июля 2001 года на его личном сайте появилась последняя запись:
«Собственно, новость сия будет грустная и печальная. Я заболел, и заболел весьма серьезно. То есть настолько
серьезно, что ближайшие два года буду проводить больше времени в больнице, чем дома, а о работе, или вылезаниях
куда-то и речи, собственно, нет. То же самое ожидается с обновлениями и изменениями на моей странице: вряд ли у
меня будет возможность это делать. Такие вот дела мои печальные. Само собой, что адрес alexey@nival.com
перестает быть актуальным – письмо туда-то попадет, только я его не прочитаю. Можно писать на page49@yndex.ru,
тут есть хоть какая-то вероятность, что я это письмо прочту и на него отвечу».
Спустя полгода 20 января 2002 года в столичном ДК «Маяк» состоялся концерт в поддержку писателя, в котором
участвовали известные в кругах «ролевиков» барды, но тяжелое заболевание крови вконец убило Алексея Свиридова.
Умер писатель в московской больнице в ночь с 1 на 2 июня 2002 года от рака крови.
Произведения автора
Романы
- 1996 – Человек с Железного Острова
- 1997 – Крутой герой
- Трилогия «Истребители»:
- 1998 – Истребители. Разорванное небо / В соавт. с Александром Бирюковым
- 2000 – Русский вираж
- 2002 – Русские соколы / В соавт. с Александром Бирюковым
- 2003 – Межмировая таможня / В соавт. с Еленой Власовой
Сборники
- 1996 – Миры, что рядом
- 2007 – Магические штучки
Повести и рассказы
- 1993 – Звирьмариллион
- 1996 – Десять минут за дверью
- 1996 – Леденящая душу история про начальника отдела и подотчетный ему компьютер
- 1996 – Человек с дешевым плеером
- 1999 – Четверо на Умойре
- 1996 – Чистильщик и ведьма
- 19… – Боги, женщины, уроды и другие с Марса
- 2001 – Крокодил
- 2002 – Тетрадь
- 2002 – Те, которые знали
- 2002 – Скоро нас будет меньше
- 2002 – Новая компьютерная игра
Награды и звания
Отдельные издания
- Звирьмариллион. – М.: Извращение [КЛФ «Три Парсека»], 1993. – 64 с. 510 экз. (о) – Под псевд. С. О. Рокдевятый
- Миры, что рядом: Сборник / Худ. Н. Иевлева. – М.: Траян-Р; Полина, 1996. – 576 с. – (Феникс). 11 000 экз. (п) ISBN 5-88117-023-7
- Человек с Железного Острова: Роман – с.5-376
- Десять минут за дверью: Повесть – с.377-523
- Чистильщик и ведьма: Рассказ – с.525-531
- Леденящая душу история про начальника отдела и подотчетный ему компьютер: Рассказ – с.532-536
- Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле «фэнтези», пригодных к употреблению на территории бывшего СССР в умеренных количествах: Статья – с.537-546
- Человек с дешевым плеером: Рассказ – с.547-552
- Да, я умею смеяться…: Песни – с.553-570
- Крутой герой: Роман. – М.: АСТ, 1997. – 496 с. – (Звездный лабиринт). 10 000 экз. (п) ISBN 5-15-000752-8
- Истребители. Разорванное небо: Роман / При участии Александра Бирюкова // СПб.: Азбука, 1998. – 480 с. – (Русский талант). 20 000 экз. (п) ISBN 5-7684-0536-4
- То же: Под названием «Истребители»: Роман / При участии Александра Бирюкова. – М.: ОЛМА-Пресс; Яуза, 1998. – 560 с. – (Русский проект). 26 000 экз. (п) ISBN 5-87322-997-X
- То же: Под названием «Истребители»: Роман / При участии Александра Бирюкова. – М.: ОЛМА-Пресс; Яуза, 1999. – 512 с. – (Русский проект). 25 000 экз. (о) ISBN 5-224-00211-7
- Русский вираж: Роман. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 416 с. – (Черная кошка). 18 000 экз. (п) ISBN 5-04-005280-4
- Русские соколы: Роман / В соавт. с Александром Бирюковым. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416 с. – (Черная кошка). 10 000 экз. (п) ISBN 5-04-009871-5
- М.: Эксмо, 2002. – 384 с. – (Русский бестселлер). 8 000 экз. (о) ISBN 5-699-00471-8
- Магические штучки: [Сборник] / Худ. М. Калинкин. – М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. – 462 с. – (Звездный лабиринт). 7 000 экз. (п) ISBN 5-17-029087-X, 5-9660-1230-X – [В сборник Алексея Свиридова (1965-2002) помимо известных вещей вошли три неоконченные повести]
- Десять минут за дверью – с.5-129
- Сплошные вопросы: Повесть в записках – с.130-217
- Коридор между заборами: Попытка пересечь черную полосу, идя вдоль нее – с.218-357
- Звирьмариллион – с.358-411
- Магические штучки: Неоконченная повесть – с.412-441
- Тетрадь – с.442-445
- Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле «фэнтези», пригодных к употреблению на территории бывшего СССР в умеренных количествах – с.446-454
- Дмитрий Власов. Человек, который любил делиться: [Послесловие] – с.455-461
Публикации в периодике и сборниках
- Звирьмариллион / Рис. Ю. Рывкина // «Звирьмариллион и другие повести. – Саратов: Труба, 1994 – с.
- Человек с дешевым плеером: [Рассказ] // Конец эпохи, 1996, №1-2 – с.13-19
- Крокодил: [Рассказ] // Конец эпохи, 2001, №2 – с.15-17
- Тетрадь: [Рассказ] // Конец эпохи, 2002, №1 – с.53-56
- Те, которые знали: Рассказ // Фантастика 2002. Вып.3. – М.: АСТ, 2002 – с.531-538
- Скоро нас будет меньше: Рассказ // Фантастика 2002. Вып.3. – М.: АСТ, 2002 – с.539-549
- Новая компьютерная игра: Рассказ // Фантастика 2002. Вып.3. – М.: АСТ, 2002 – с.550-561
- Межмировая таможня: Роман / В соавт. с Еленой Власовой // А. Свиридов, Е. Власова. Межмировая таможня. – М.: АСТ, 2003 – с.5-248
- Магические штучки: [Отрывок из неоконченной повести; Предисловие редактора] // Конец эпохи, 2005, №3 – с.35-42
Поэзия
- Мое королевство: [Стихотворения] // Конец эпохи, 1996, №1-2 – с.44-52
- В наших тихих краях...: [Стихотворения] // Конец эпохи, 2002, №1 – с.44-52
Публицистика
- Цирк уехал, а клоуны остались: [Об одноименном рассказе Г. Мельникова и повести В. Пелевина «Омон Ра»] // Книжное обозрение, 1993, 10 сентября – с.15
- Премия «Странник». Действительно, странно… // Фэн Гиль Дон, 1994, №4 – с.3
- Трактат об уродской сущности клиента, или Размышления торгующего фэна // Двести, 1995, №Г – с.65-67
- [Отзывы о номере В журнала «Двести»] // Двести, 1995, №Г – с.93
- Как я был идиотом…: [О злоключениях на одном из ток-шоу] // Проксима (Абакан), 1997, №2 - с.4-5
- Анджей Сапковский: «Я стараюсь писать хорошую фэнтези…» / В соавт. с Василием Владимирским // Анизотропное шоссе, 1998, №1 – с.29-36
Творчество автора
- Павел Лачев. Рец. на книгу Алексея Свиридова «Крутой герой» // Если, 1998, №4 – с.284
- Дм. Пушкарь. Они написали войну: [Рец. на роман А. Свиридова и А. Бирюкова «Истребители»] // Московские новости, 1999, 13 апреля – с.
- Алексею Свиридову (С.О.Рокдевятому) нужна помощь: [О заболевании А. Свиридова] // Конец эпохи, 2001, №2 – с.64-65
- Андрей Летаев. Концерт для друга: [О концерте в поддержку Алексея Свиридова] // Книжное обозрение, 2002, 28 января – с.21
- Скончался Алексей Свиридов: [Некролог] // Конец эпохи, 2002, №1 – с.3
- Памяти Лешки Свиридова: [Стихотворение] // Конец эпохи, 2002, №1 – с.3
- Борис Аникин. Умер Алексей Свиридов // Книжное обозрение, 2002, 17 июня – с.24
- Мария Галина. Рец. на книгу А. Свиридова «Магические штучки» (М., 2005) // Если, 2005, №7 – с.223
- Василий Владимирский. Вопросы без ответов: [Рец. на кн.: Свиридов А. Магические штучки. – М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. – 464 с.] // Мир фантастики, 2005, №8 – с.18
- [Врезка]: За страницами книг: [Об А. Свиридове, как сценаристе компьютерных игр] // Мир фантастики, 2005, №8 – с.18
- Василий Владимирский. Осенний марафон на краю ночи: [Рец. на кн.: Свиридов А., Бирюков А., Сердитый Г. Возвращение с края ночи. – М.: Росмэн, 2005] // Мир фантастики, 2005, №12 – с.27
- Дмитрий Володихин. Рец. на книгу А. Свиридова, А. Бирюкова, Г. Сердитого «Возвращения с края ночи» (М., 2005) // Если, 2005, №12 – с.263
- Эллина Викторовна Шустова. Специфика пародий на произведения Дж. Р. Р. Толкиена (на примере произведения А. Свиридова «Звирьмариллион») // Иные времена: Эволюция русской фантастики на рубеже тысячелетий. – Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010 – с.202-207
Виталий Карацупа
Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.
© 2002-2007.
Ссылка на источик желательна.
Vitaley Karatsupa
|
|