Сорокин Антон Семенович
(29 июня 1884 – 24 марта 1928)
Новые поступления   |   Анонс   |   Доска объявлений   |   Автора!!! Главная страница  

Архив
  Персоналии
  Кинематограф
  Награды
  Фестивали
  Сборники
  Серии
  Периодика
  Издательства
  Сайты
  Произведения
  Термины

Дополнения
  Календарь
  Хроноскоп
  Энциклопедии
  Рекорды




«Я думаю, что я великий писатель, а
может быть, я только хороший счетовод»

Русский писатель, автор большого количества повестей и рассказов, большая часть которых при жизни автора осталась неопубликованной. Родился в Омской области в городе Павлодар (ныне Казахстан) в семье богатого купца-старовера. В 1892 году семья переезжает в Омск, в город, с которым будет связана вся дальнейшая судьба писателя. Там Антон Сорокин поступил в Омскую мужскую гимназию, из которой, однако, был исключен в шестом классе с волчьим билетом за незнание молитвы «Отче наш». Позднее учился в иконописной мастерской, занимался торговлей кожей и солью, а затем, отказавшись заниматься торговлей, порвал с родней и сменил немало профессий. Много лет, вплоть до 1919 года, проработал счетоводом при Управлении Омской железной дороги, а в советское время являлся регистратором в пригородной больнице.
Литературной деятельностью начал заниматься с 1900 года. Был известен своими демократическими взглядами, а при жизни получил славу чудака и скандалиста, об эксцентричных выходках которого ходили легенды. Кроме сочинительства, он увлекался также живописью, скульптурой и художественной фото- и стеклографией. Искренне приветствовал Сорокин Октябрьскую революцию 1917 года, после которой становится одной из ведущих фигур в литературной жизни Омска. Его дом на Лермонтовской улице (ныне ул. Лермонтова, д. 28а) в 1818-1919 гг. становится литературно-художественным клубом, объединяющим местных и приезжих литераторов и живописцев. В разные годы в этом доме бывали такие прозаики и поэты, как Ф. Березовский, Вс. Иванов, Л. Мартынов, И. Шухов, П. Васильев, К. Урманов, Н. Анов, П. Драверт и другие. Сблизившись с футуристами, сам участвовал в нескольких художественных выставках, а в 1919-1920-х годах устраивал так называемые «заборные» выставки на улицах города. Антон Сорокин неоднократно устраивал публичные скандалы, искренне расположенному к нему Верховному правителю Колчаку. В это время особенно проявилась экстравагантность писателя, не проходившая, однако, безнаказанно. Его неоднократно арестовывали, но признавали умалишенным и освобождали.
В 20-х годах плодотворно работал во многих сибирских изданиях («Искусство», «Сибирские огни», «Сибирь», «Настоящее»). В 1926 году был избран членом Союза сибирских писателей. Кроме этого он состоял членом омской организации работников науки, литературы и искусства, членом литературно-художественной секции при Сибирском отделении государственного издательства. В 1928 году в связи с обострением его давней болезни (туберкулез легких), жена повезла А. Сорокина в Ялту. Там больного не приняли, и на обратном пути, в Москве его поместили в больницу, где он скончался. Писатель Антон Сорокин был похоронен на Ваганьковском кладбище двумя его давними знакомыми – писателями Феоктистом Березовским и Всеволодом Ивановым.
После смерти Сорокина в его доме в кованом сундуке были обнаружены более 2000 рукописей – повести, рассказы, пьесы. Там же находилась большая коллекция картин и рисунков, которые теперь имеют большую художественную ценность. Пропагандирующий свободу и экстравагантность, желая иметь признания при жизни, Сорокин активно занимался саморекламой. Так, например, этот «делопроизводитель собственной славы» расклеил на одной из улиц Омска объявление следующего содержания: «Сегодня здесь пройдет Мозг Сибири, Кандидат Нобелевской премии, Король писателей Антон Сорокин. Он раздаст подарки». И хотя упомянутыми «подарками» являлись пуговицы, огрызки карандашей и своеобразные автопортреты с личной печатью (на ней значилось «Король Писателей Антон Сорокин»), этот человек отнюдь не был сумасшедшим и не страдал манией величия. Он просто хотел славы, которая пришла к нему только после его смерти спустя десятилетия, когда начали издаваться его произведения, а за его картинами охотятся музеи. Не зря М. Горький после писал сибирскому литератору М. Никитину: «Вам, сибирякам, следовало бы собрать все, что написано об Антоне Сорокине, и собрание этих очерков издать. После того, как будет издана эта книга, можно приняться за издание работ самого Сорокина».
Главенствующей темой для писателя в литературе была власть золота над людьми. Кроме этого Сорокин был известен как автор знаменитых памфлетов «33 скандала Колчаку», в которых героем является сам писатель, который, прибегая к эпатажу, ведет бескровную борьбу с диктатурой Временного Сибирского и колчаковского правительств. Хорошо зная жизнь и быт казахов, их язык, культуру и фольклор, Сорокин написал целую серию рассказов о малых народах («киргизская тема»). Вместе с тем, исследователи отмечали, что автор очень любил логику, логические построения которого нередко носят парадоксальный характер, а жена Валентина Михайловна писала: «Он считал, что самое главное для писателя – точно выразить свою мысль. А о красоте фразы не заботился».
При жизни прозаика отдельным изданием вышли такие книги, как «Золото: Стилизованная монодрама» (1912), «Смертельно раненные» (1912), «Стоны последние» (1914), «Тююн-Боот» (1919) и др. Он также является автором фантастической повести «Хохот Желтого Дьявола», написанной в 1908-1909 гг. и частично опубликованной в 1913-м, которая была создана под впечатлением от революционных событий 1905-1907 гг. В этом произведении автор предугадал некоторые детали первой мировой войны. Экземпляры повести он разослал главам всех государств с просьбой поддержать его кандидатуру в Нобелевском комитете (он к тому же сам себя выдвинул на Нобелевскую премию!). Позже Сорокин вспоминал: «Мне ответил только сиамский Король. Он сообщил по-английски, что за неимением при его дворе переводчика с русского языка, он не смог ознакомиться с содержанием моей книги».
В его наследии имеется также рассказ «Дети Земли», в котором автор сталкивает в полемическом диалоге Человека и Землю. Земля убеждает человека, что все, созданное им, – электричество, печатные машины, фотография и т.д., – все это имеется уже в природе, каждое человеческое изобретение имеет свои прототипы и аналогии в мире. Но Земля признает себя побежденной, когда Человек говорит о книгах, сосредоточивших в себе человеческую мысль.
Публикации в периодике и сборниках
  • Хохот Желтого дьявола: Повесть // Омский вестник, 1914, 11 мая – 29 июля
      То же: Литературное наследство Сибири. Т.3. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1974 – с.246-275
      То же: [Отрывок] // Е. И. Беленький. Из сибирской тетради. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978 – с.135-137
      То же: Повесть // А. Сорокин. Запах родины. – Омск: Книжное издательство, 1984 – с.114-149
      То же: А. Сорокин. Хохот Желтого дьявола. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987 – с.107-144
      То же: [Повесть] // Непокойные дома. – М.: Русская книга, 1998 – с.75-115
  • Дафтар: Рассказ // Юный пропагандист, 1919, №1-2 – с.
      То же: Напевы ветра. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1967 – с.74-76
      То же: А. Сорокин. Запах Родины. – Омск: Книжное издательство, 1984 – с.19-21
      То же: А. Сорокин. Хохот Желтого дьявола. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987 – с.18-20
  • Дуана Байман: Примитив // Сибирские огни, 1924, №3 – с.91-92
      То же: Напевы ветра. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1967 – с.95-97
      То же: А. Сорокин. Запах Родины. – Омск: Книжное издательство, 1984 – с.206-209
      То же: А. Сорокин. Хохот Желтого дьявола. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987 – с.199-201
  • Песня о живом кургане Азах // Сибирские огни, 1927, №6 – с.51-55
  • Наивная сказка // Е. И. Беленький. Из сибирской тетради. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978 – с.150
  • Роза красная // А. Сорокин. Запах Родины. – Омск: Книжное издательство, 1984 – с.153-155
      То же: А. Сорокин. Хохот Желтого дьявола. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987 – с.147-149
Творчество автора
  • Е. И. Беленький. Антон Сорокин // Е. И. Беленький. Писатели моей земли. – Новосибирск, 1967 – с.141-167
  • Е. Беленький. Антивоенная повесть Антона Сорокина // Литературное наследство Сибири. Т.3. – Новосибирск, 1974 – с.240-245
  • Сорокин А. С. // Писатели земли омской, 1917-1945: Указатель литературы / Омская областная научная библиотека им. А. С. Пушкина. – Омск, 1984 – с.302-315
  • Г. Кузнецов. Противник желтого дьявола // Собеседник. Вып.6. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1985 – с.134-137
  • В. П. Трушкин. Литературная жизнь Омска в предоктябрьское десятилетие: Творчество Александра Новоселова и Антона Сорокина // В. П. Трушкин. Пути и судьбы. – Иркутск, 1985 – с.165-190
  • Л. Мартынов. Наследник короля: Новелла // Сибирские огни, 1988, №7 – с.169-171
  • Л. Н. Мартынов. Король: [Стихи об А. Сорокине] // Л. Н. Мартынов. Избранные произведения. Т.2. – М., 1990 – с.135-136
  • В. Шепелева. Фонд короля VI державы: [Об архиве А. Сорокина] // Иртыш. Вып.1. – Омск, 1994 – с.74-110
  • Н. М. Пугачева. Сорокин Антон Семенович (1884-1928) // Вибе П. П., Пугачева Н. М., Михеев А. П. Омский историко-краеведческий словарь. – М., 1994 – с.254-255
  • И. Петров. В Омске жил Король: [Об А. Сорокине] // Культура Сибири, 1995, №1 – с.60-62
  • И. Г. Девятьярова. К истории пребывания Д. Д. Бурлюка в Омске: [О взаимоотношениях Д. Бурлюка и А. Сорокина] // Из истории формирования коллекции. Атрибуции / Омский областной музей изобразительных искусств. – Омск, 1995 – с.56-62
  • Н. Мороченко. История одного архива: [О графических работах А. Сорокина] // Иртыш. Вып.1. – Омск, 1995 – с.206-221
  • Д. Шакаримова. Павлодарский Дон Кихот: [О творчестве А. Сорокина] // Простор, 1998, №6 – с.75-76
  • М. П. Лепехин. Сорокин Антон Семенович // Русские писатели, ХХ век: Биобиблиографический словарь. – М., 1998. – Ч. 2: М-Я – с.394-398
  • [А. С. Сорокин] // В. А. Терещук. Жертва безумия. – Омск: Омский дом печати, 1999 – с.283-284
  • И. Г. Девятьярова. Дом писателя Антона Сорокина / Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. – Омск, 1999. – 35 с. – (Культура, искусство, история города Омска в памятниках и исследованиях)
  • И. Г. Девятьярова. Художественная жизнь Омска XIX – первой четверти ХХ века / Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. – Омск: Лео, 2000. – 143 с.
  • В. Новиков. Гости Антона Сорокина // Литературный Омск, 2001, №3/4 (июль-декабрь) – с.47-50
  • Вс. Иванов. Московские тетради: Из дневников военного времени [в том числе об А. Сорокине] / Публ. Е. Папковой-Ивановой // Дружба народов, 2001, №8 – с.80-119
  • И. Ф. Петров. По следам известного мистификатора и озорника // Новое обозрение-Версия (Омск), 2002, 20-26 февраля – с.14

Виталий Карацупа

(Основная часть библиографии взята с сайта «Советская библиография»,
созданного В. Г. Вельчинским), а также с интернет-странички http://www.lib.omskreg.ru/kalendar/index.htm

Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.
 © 2004.  Ссылка на источик желательна.  Vitaley Karatsupa