Архив
      фантастики

Щёголев Александр Геннадьевич
(2 апреля 1961)
Главная страница

Персоналии
Кинематограф
Награды
Фестивали
Сборники
Серии
Периодика
Издательства
Сайты
Произведения
Термины


Календарь
Хроноскоп
Рекорды
А. Щёголев, А. Тюрин. Клетка для буйных (1991)
А. Щёголев. Мания ничтожности (1992)
А. Щёголев. Мания ничтожности (суперобложка)
А. Щёголев, А. Тюрин. Сеть (1993)
А. Щёголев. Инъекция страха (1995)
А. Тюрин, А. Щёголев. Доктор Джонс против Третьего Рейха (1996)
А. Щёголев. Свободный Охотник (1997)
А. Щёголев. Зверь-баба (2000)
А. Щёголев. Львиная охота (2002)

«Среди писателей-фантастов нового поколения Александр
Щёголев, может быть, самый многообещающий»
(Б. Н. Стругацкий, 1992)

Александр Щёголев

Писатель из Санкт-Петербурга. Родился в 1961 году в Москве. Весной 1984 года, после окончания Ленинградского института авиационного приборостроения (по образованию он инженер-системотехник), начал работать инженером-программистом на кафедре бортовых ЭВМ в родном институте. В апреле 1985 года женился на Ольге (по образованию педагог), которая впоследствии иллюстрировала его книгу «Мания ничтожности».

Писать начал рано. Его первым законченным произведением стал фантастический рассказ «Главный враг», написанный автором в 1977 голу и опубликованный лишь 13 лет спустя. Первая публикация А. Щеголева состоялась в 1987 году – три маленьких рассказа в журнале «Аврора» из цикла «Рассказы об ужасах любви». Первая же фантастическая публикация – рассказ «Дождик», опубликованный в журнале «Литературный Киргизстан» в 1988 году. С середины 90-х переключился на детективы («Любовь зверя», 1991; «Ночь, придуманная кем-то», 1995; «Ночь навсегда», 1995; «Зверь-баба», 2000).

С 1992 года – профессиональный писатель. Член Союза писателей Санкт-Петербурга.


«Внешне приличный молодой мужчина, не какой-нибудь там. Однако пишет фантастическую прозу. Одиннадцать лет назад начал носить прозу по редакциям, что привело к закономерному финалу: многочисленным публикациям в периодике, книгам, вступлению в Союз Писателей. Как известно, самое сложное в писательской работе – так замаскировать свое невежество и отсутствие жизненного опыта, чтобы читатель не догадался, что автор на самом деле неуч, несостоявшийся аспирант, лопух, домосед, в общем, полное ничтожество. И, похоже, наш герой с этой задачей пока справляется. Будучи инженером-программистом одного из ленинградских (петербургских) ВУЗов, он в течение восьми лет выполнял очень нужную в нынешние непростые времена работу. Для чего же тогда Щёголеву понадобилось писать прозу? Не вполне ясно. Возможно, для того, чтобы ее читали, читали, читали. А фантастической, очевидно, он ее делает, потому что так воспитан. Или он так не воспитан?

Родился в 1961г. в Москве, но в возрасте 4-х месяцев переехал в Ленинград, что дает ему полное моральное право считать себя ленинградцем-петербуржцем.

Русский, причем это обстоятельство не является как его достоинством, так и недостатком.

Женат 11 лет и 1 месяц. Воспитывает двоих сыновей.

Александр Щёголев (фото Дм. Ватолина) Не пьет, не курит, жене не изменяет, никого не убил, в детстве несколько раз крал по мелочам. В общем, скучный человек. Отца пытается чтить, хотя это порой очень трудно. Ближнего любит, хотя не всякого, естественно. Православный, верит и в Бога, и Богу. Но в душе-то порочен, если копнуть чуть глубже внешней правильности.

Невротик, как и полагается писателю. Диагноз: астеническое состояние. Кроме того, долгое время страдал всевозможными болезнями тела. Организм был в меру интоксицирован, что, по-видимому, и позволяло писать щемящие, берущие за душу произведения. Однако в настоящий момент он совершенно здоров, и не в этом ли причина неожиданного снижения его литературной активности, называемого в писательском быту «творческим запором»?

Настоящие писатели любят размышлять о том, как надо писать. Это хорошее средство против творческих запоров – наряду с глубокими раздумьями о нашем месте в Большой Литературе. По мнению Щёголева писать надо так, чтобы человек, торопясь в туалет, брал книгу с собой. Если же читатель, сидя на горшке, продолжает чтение даже когда давно бы пора сливать воду – это успех, несомненный и оглушительный!

Таким образом место настоящего писателя определилось.

В чем разгадка психологической достоверности, присущей прозе Щёголева? Ответ несложен. Нужно расчленить собственную душу на части, отделив условно «хорошее» от условно «плохого», и найти кусок погадостнее. После чего останется лишь вытащить это (называя вещи своими именами) дерьмо на всеобщее обозрение и громогласно обобщить: вот то истинное, что скрывается в душах каждого из вас.

Александр Щёголев Этапы литературного пути нашего героя. В восьмом классе средней школы сочинил первый фантастический рассказ, на первом курсе института (Ленинградский институт авиационного приборостроения) увлекся стихами и журналистикой, затем вернулся в прозу, вдруг осознав, что он не поэт и тем более не журналист. Попробовал себя в разных жанрах: фантастика для детей (книга «Клетка для буйных», в соавторстве с А. Тюриным); научная фантастика и ужасы (книги «Мания ничтожности» и «Сеть»); детективы и триллеры (книги «Любовь зверя», «Ночь, придуманная кем-то», «Инъекция страха»); мистико-исторический роман («Доктор Джонс против Третьего Рейха», в соавторстве с А.Тюриным). В каждой своей новой работе молодой петербургский писатель упрямо пытается совместить несовместимое. Он убежден, что литературное произведение должно быть интересно как простому читателю, так и не простому; выдумываемая история должна быть ярка, занимательна, и одновременно философична, безукоризненно жестока и в тоже время предельно сентиментальна. В какой мере это ему удается, пока не ясно. Однако не вызывает сомнений факт: перечисленные книги недвусмысленно рассчитаны на их прочтение.

В заключение - о главном. Виновник настоящей Автобиографии представил себя в третьем лице вовсе не оттого, что невротически застенчив, но и оттого, что быть литературным персонажем интереснее, чем отягощенным плотью Автором.

Быть чьим-то персонажем вообще гораздо спокойнее, чем взваливать на себя ношу Творца».

(Александр Щёголев. В третьем лице. (Автобиография) // апрель, 1997 г.)
Произведения автора
    Романы
  • 1996 – Доктор Джонс против Третьего Рейха / в соавт. с Александром Тюриным
  • 1997 – Свободный Охотник
  • 2002 – Львиная охота
  • 2003 – Новая Инквизиция / в соавт. с Виктором Точиновым
  • 2017 – Ангелы ада / в соавт. с Виктором Точиновым


    Сборники
  • 1991 – Клетка для буйных / в соавт. с Александром Тюриным
  • 1992 – Мания ничтожности
  • 1993 – Сеть / в соавт. с Александром Тюриным
  • 1997 – Свободный охотник
  • 2000 – Зверь-баба


    Повести
  • 1988 – Клетка для буйных / в соавт. с Александром Тюриным
  • 1990 – Программируемый мальчик / в соавт. с Александром Тюриным
  • 1991 – Раб
  • 1991 – Двое на дороге
  • 1991 – Сумерки
  • 1991 – Любовь зверя
  • 1992 – Сеть / в соавт. с Александром Тюриным
  • 1992 – Кто звал меня?
  • 1992 – Три кита его Земли
  • 1993 – Ночь навсегда
  • 1993 – Драма замкнутого пространства
  • 1995 – Инъекция страха
  • 1995 – Ночь навсегда
  • 2000 – Пик Жилина
  • 2010 – Песочница
  • 2012 – Искусство кончать молча
  • 2013 – Синдром зоопарка
  • 2013 – Читатило
  • 2014 – Код рыцаря
  • 2014 – Есть ли жизнь в морге
  • 2014 – Приют на пепелище


    Рассказы
  • 1988 – Дождик
  • 1989 – Как я провел лето
  • 1990 – Главный враг
  • 199.. – Ольга
  • 1992 – Паутина
  • 1992 – Дождик
  • 1992 – Цель пассажира
  • 1992 – Показания обвиняемого
  • 1992 – Катастрофа
  • 2012 – Кунсткамера / в соавт. с Александром Тюриным
  • 2012 – Чего-то не хватает
  • 2013 – Чёрная сторона зеркала
  • 2015 – Львы и грифоны
Награды и звания
Отдельные издания
  • Клетка для буйных: Повести / В соавт. с Александром Тюриным. – Л.: Детская литература, 1991. – 160 с. 100 000 экз.
      Клетка для буйных – с.
      Программируемый мальчик – с.
  • Мания ничтожности: Фантастическая проза: Фантастическая повесть и рассказы / Оформление Щеголевой О. А.. – Рига: «Стеф», при участии Рижского клуба любителей фантастики «Дом-2», 1992. – 232 с. 30 000 экз. (п) – подписано в печать 10.08.90 г.
      А. Житинский, А. Шалимов, Б. Стругацкий, С. Снегов – об авторе (мультипликация) – с.3-6
      Рассказы:
        Паутина: Древняя сказка в новых декорациях – с.9-33
        Дождик – с.35-49
        Цель пассажира – с.51-67
        Показания обвиняемого – с.69-83
        Катастрофа – с.85-104
      Три кита Его Земли: Романс о мягкой посадке: Повесть – с.105-225
      Александр Тюрин. Про автора (правда) – с.227-229
  • Сеть: Фантазия в прозе: [Повести] / В соавт. с Александром Тюриным. – СПб.: Северо-Запад, 1993. – 446 с. – (Science Fiction). 100 000 экз. (п) ISBN 5-8352-0155-9
      Андрей Балабуха. Свидетели и судьи – с.5-12
      Александр Щеголев, Александр Тюрин. Сеть: Историческая драма – с.13-118
      Александр Щеголев. Кто звал меня?: Сон разума – с.119-158
      Александр Щеголев. Драма замкнутого пространства – с.159-200
      Александр Щеголев. Сумерки – с.201-288
      Александр Тюрин. В мире животного: История одного нашествия – с.241-445
      Александр Тюрин. Хождение Вадима Серегина – с.289-341
  • Инъекция страха: Криминальная повесть. – СПб.: Валери СПД; МиМ – Дельта, 1995. – 288 с. 30 000 экз. (о) ISBN 5-7589-0005-2
  • Доктор Джонс против Третьего Рейха: Роман / В соавт. с Александром Тюриным. – СПб.: Северная Звезда, 1996. – 526 с. 20 000 экз. (п) ISBN 5-88815-001-0
      Александр Щеголев, Александр Тюрин. Доктор Джонс против Третьего Рейха: Роман – с.5-520
      Александр Щеголев, Александр Тюрин. Источники вдохновения – с.521
      Александр Тюрин. Глоссарий – с.522-525
  • Свободный Охотник: Фантастический роман и повести / В оформл. обложки использована работа Д. Вальехо; Ил. И. Куприна; Рис. О.Щеголевой. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД»; СПб.: Terra Fantastica, 1997. – 576 с. – (Звездный лабиринт). 10 000 экз. (п) ISBN 5-15-000194-5, ISBN 5-7921-0174-4
      Свободный Охотник: Кибер-фэнтези – с.5-444
      Двое на дороге: Приключения в шести встречах – с.445-504
      Раб: Предостережение – с.505-569
      «В третьем лице»: Автобиография – с.570-572
  • Зверь-баба: Повести. – СПб.: Скрипториум, 2000. – 448 с. – (Запретная зона). 15 000 экз. (о)
      Зверь-баба – с.3-89
      Ночь, придуманная кем-то – с.90-356
      Ночь навсегда – с.357-445
  • Львиная охота: Роман. – М.: Вече, 2002. – 448 с. – (Параллельный мир). 7 000 экз. (п) ISBN 5-94538-204-3
  • Новая Инквизиция: Фантастический роман / В соавт. с Виктором Точиновым. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. – 384 с. – (Звездный лабиринт: Ночной дозор). 7 000 экз. (п) ISBN 5-17-004079-2, ISBN 5-9577-0056-8 – подписано в печать 14.07.2003 г.
  • Новая Инквизиция: [Фантастический роман] / В соавт. с Виктором Точиновым. – СПб.: Лениздат, 2005. – 384 с. – [Крест]. 6 050 экз. (п) ISBN 5-289-02211-2
  • Третье пришествие. Ангелы ада: [Роман] / В соавт. с Виктором Точиновым; Обложка А. С. Руденко. – М.: АСТ, 2017. – 384 с. – (Сталкер). 3 000 экз. (п) ISBN 978-5-17-103640-9
Публикации в периодике и сборниках
  • Дождик: Фантастический рассказ // Литературный Киргизстан, 1988, №2 – с.77-...
  • Читайте в следующем номере «Клетка для буйных»: Фантастическая повесть А. Тюрина и А. Щеголева: [Отрывок из повести] / Оформление О. Филипенко // Костёр (Ленинград), 1988, №7 – с.30
  • Клетка для буйных: Фантастическая повесть / В соавт. с А. Тюриным; Предисловие Бориса Стругацкого; Рисунки О. Филипенко // Костёр (Ленинград), 1988, №8 – с.22-29; №9 – с.19-26; №10 – с.33-38; №11 – с.36-43
  • Как я провел лето: [Рассказ] // Родник (Рига), 1989, №10 – с.
  • Программируемый мальчик: Фантастическая повесть / В соавт. с Александром Тюриным; Рис. О. Корнева // Пионерская правда, 1990, 16 января (№7) – с.4, 18 января (№8) – с.4, 23 января (№10) – с.4, 27 января (№12) – с.4, 1 февраля (№14) – с.4, 3 февраля (№15) – с.4, 6 февраля (№16) – с.4, 8 февраля (№17) – с.4, 13 февраля (№19) – с.4, 15 февраля (№20) – с.4, 17 февраля (№21) – с.4, 22 февраля (№23) – с.4, 24 февраля (№24) – с.4, 27 февраля (№25) – с.4, 3 марта (№27) – с.4
  • Главный враг: [Рассказ] // Уральский следопыт (Свердловск), 1990, №12 – с.37-42
  • Раб: Повесть // Сизиф, 1991, №2 – с.
  • Любовь зверя: [Фантастический триллер с элементами фильма ужасов] // газета «Пятница» (Санкт-Петербург), 1991
      То же: Фрагмент романа / Худ. Т. Кейн, В. Медведев // МиФ (Мир и фантастика). – СПб.: Terra Fantastica, 1990 – с.161-212
      То же: Фрагмент романа // Алтарь (Ростов-на-Дону), 1990, №1 – с.35-68
  • Сумерки: Повесть // Третий глаз. – Симферополь: Таврия, 1991 – с.193-263
  • Двое на дороге: [Повесть] // Миссионеры. – Алма-Ата: Гылым, 1991 – с.163-211
      То же: Повесть // Иное небо. – СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2020 – с.279-323
  • Кто звал меня?: Неправильный триллер // Нева, 1992, №2 – с.189-213
      То же: Рис. Михаила Никитина // Z.E.T., 1992, нулевой выпуск – с.33-50
  • Сеть: [Повесть] / В соавт. с А. Тюриным; Рис. Андрея Карапетяна // Аманжол, 1990. – СПб.: Terra Fantastica, 1992 – с.79-176
  • Правдивые истории от Змея Горыныча: [Буриме, продолжение] // Двести, 1994, №Б – с.117-120
  • Ночь навсегда: Повесть // Нева, 1994, №4 – с.
  • Пик Жилина: [Повесть] / Худ. П. Кудряшов // Время учеников 3. – М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2000 – с.43-236
  • Легкий бред в формате дзен: [Повесть] / Худ. Д. Горчев // Полдень, XXI век, 2002, пилотный номер – с.67-132
  • Хозяин: Рассказ на букву «Х» / Худ. В. Камаев // Полдень, XXI век, 2006, №2 – с.126-177
  • Река: Повесть / Худ. М. Емельяненкова // Полдень, XXI век, 2007, №1 – с.182-206
  • Вать машу!: Рассказ о чистой силе // Полдень, XXI век, 2007, май – с.75-102
      То же: Под названием «Вать Машу!: Рассказ о чистой силе (На основе событий, произошедших с реальными людьми)»: [Рассказ] // Лучшее за год III. – СПб.: «Издательская Группа «Азбука-классика», 2009 – с.403-438
  • Записки сумасшедшего XXI века: Рассказ // Полдень, XXI век, 2007, №12 – с.141-150
  • Катастрофа: [Рассказ] // После апокалипсиса. – СПб.: Азбука-классика, 2009 – с.81-96
  • Чего-то не хватает: Драма мечты: [Рассказ] // Полдень, XXI век, 2009, №9 – с.111-134
  • Песочница: Повесть // Полдень, XXI век, 2010, №6 – с.7-56
  • Чёрная сторона зеркала: Рассказ // Полдень, XXI век, 2012, №4 – с.107-124
      То же: [Рассказ] // Не проси у любви пощады. – СПб.: «Союз писателей Санкт-Петербурга» при участии издательства «Северо-Запад», 2020 – с.63-80
  • Кунсткамера: Блиц-роман: [Рассказ] / В соавт. с Александром Тюриным // Полдень, XXI век, 2012, №5 – с.9-42
  • Искусство кончать молча: Повесть // Полдень, XXI век, 2012, №7 – с.7-54; №8 – с.8-48
  • Чего-то не хватает: Драма мечты: [Рассказ] // Темпориум. – М.: Снежный Ком М, 2012 – с.57-83
  • Синдром зоопарка: [Повесть] // Z – значит Зомби. – М.: АСТ, 2013 – с.173-274
  • Читатило: [Рассказ] // Сабж по-сицилийски. – СПб.: Северо-Запад, 2013 – с.311-376
  • Чёрная сторона зеркала: [Рассказ] // Новогодний дозор. – М.: АСТ, 2014 – с.274-290
  • Код рыцаря: [Повесть] // Фантастический детектив 2014. – М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2014 – с.455-531
  • Есть ли жизнь в морге: [Повесть] // Знак зова. – СПб.: Северо-Запад, 2014 – с.235-322
      То же: [Повесть] // 13 ведьм. – М.: АСТ, 2016 – с.278-347
      То же: [Рассказ] // 13 ведьм. – М.: АСТ, 2017 – с.295-371
  • Приют на пепелище: [Повесть] // Хроника посещения. – М.: АСТ, 2014 – с.270-350
  • Львы и грифоны: [Рассказ] // A Petro et a petra. – СПб.: Издательство Сидорович, 2015 – с.74-77
  • Новая Инквизиция: [Роман] / В соавт. с Виктором Точиновым // Виктор Точинов. Новая Инквизиция: [Сборник]. – СПб.: Эксклюзив-Медиана, 2020 – с.5-270
Другие публикации в периодике и сборниках
  • Банальная история: Рассказ // Аврора, 1988, №10 – с.
  • Смешной ты, папа: Рассказ // Аврора, 1988, №10 – с.
  • Подарок: Рассказ // Аврора, 1988, №10 – с.
Поэзия
  • Старт (реквием в ритме танка) / В соавт. с Владимиром Гончаром // Магическая механика. – Рига: SIA «S-Kom», 2008 – с.240-241
Публицистика
  • Увлекательность как средство против порчи (Тайное признание профессионального писателя): [Тезис доклада] // Интерпресскон-96. – [Б.м.]: ИПК «Эридан», 1996 – с.10-11
  • Колонка дежурного по номеру // Полдень, XXI век, 2003, №5-6 – с.3
  • [Некролог Александру Житинскому] / Подписали Борис Стругацкий, Надежда Бельская, Андрей Измайлов, Святослав Логинов, Евгений Лукин, Сергей Лукьяненко, Елена Минина, Сергей Переслегин, Николай Романецкий, Вячеслав Рыбаков, Михаил Успенский, Александр Щеголев // Полдень, XXI век, 2012, №3 – с.3
  • [Записи монологов участников, не вошедшие в документальный фильм «Экология литературы. АБС (2003)»] // Химия и жизнь (Москва), 2020, №10 – с.62-63 – [Автор указан как Александр Щеглов]
Творчество автора
  • Лауреаты приза «Старт» Александр Тюрин и Александр Щёголев / Фото В. Коблова // Уральский следопыт (Екатеринбург), 1992, №9 – 2-я стр. обл.
  • Роман Арбитман. Книжное ревю. Выпуск семнадцатый: [Рец. на книги Н. С. Катерли «Сенная площадь» (СПб., 1992), В. Кресс «Зекамерон XX века» (М., 1992), А. И. Мирера «Дом скитальцев» (М., 1992), А. Щеголева «Мания ничтожности» (Рига, 1992), Сборник научной фантастики. Вып.36 (М.: Знание, 1992), В. П. Крапивина «Застава на Якорном поле» (Екатеринбург, 1992)] // Литературная газета, 1992, 16 декабря (№51) – с.4
  • Андрей Балабуха. Свидетели и судьи // А. Тюрин, А. Щёголев. Сеть. – СПб.: Северо-Запад, 1993 – с.5-12
  • Элеонора Белянчикова. Диагноз навсегда: [Об Александре Щеголеве] // Двести, 1995, №В – с.44-47
  • Василий Владимирский. Рец. на книгу А. Щеголева «Свободный охотник» (М., СПб., 1997) // Если, 1997, №12 – с.249-250
  • Сергей Бережной. Сталкер Темной Стороны: [Статья о творчестве Александра Щёголева] // ПитерBook плюс (Санкт-Петербург), 2003, №4 – с.53
  • Василий Владимирский. Новые инквизиторы: [Точинов В. Царь живых. – М.: АСТ; Точинов В., Щеголев А. Новая инквизиция. – М.: АСТ] // Мир фантастики, 2004, №2 – с.17
  • Роман Арбитман. Волшебные галоши Лубянки: [О повестях А. Тюрина «Волшебная лампа генсека» и А.Щеголева «Инъекция страха»] // Роман Арбитман. Поединок крысы с мечтой. – М.: Время, 2007 – с.319-321
  • Александр Щёголев: [Об авторе] // Лучшее за год III. – СПб.: «Издательская Группа «Азбука-классика», 2009 – с.663
  • [Об авторе] // Фантастический детектив 2014. – М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2014 – с.454
  • Александр Щёголев: [Об авторе] // 13 ведьм. – М.: АСТ, 2016 – с.476
      То же: [Об авторе] // 13 ведьм. – М.: АСТ, 2016 – с.509
Виталий Карацупа

Designed by Vitaley Karatsupa, Copyright © 2002-2012
Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта допускается только с разрешения автора.
Ссылка на источик обязательна.