Персоналии
Кинематограф
Награды
Фестивали
Сборники
Серии
Периодика
Издательства
Сайты
Произведения
Термины
Календарь
Хроноскоп
Рекорды
|
«Среди писателей-фантастов нового поколения Александр
Щёголев, может быть, самый многообещающий»
(Б. Н. Стругацкий, 1992)
Писатель из Санкт-Петербурга. Родился в 1961 году в Москве. Весной 1984 года, после окончания Ленинградского института авиационного
приборостроения (по образованию он инженер-системотехник), начал работать инженером-программистом на кафедре бортовых ЭВМ в родном институте.
В апреле 1985 года женился на Ольге (по образованию педагог), которая впоследствии иллюстрировала его книгу «Мания ничтожности».
Писать начал рано. Его первым законченным произведением стал фантастический рассказ «Главный враг», написанный автором в 1977 голу и
опубликованный лишь 13 лет спустя. Первая публикация А. Щеголева состоялась в 1987 году – три маленьких рассказа в журнале «Аврора» из цикла
«Рассказы об ужасах любви». Первая же фантастическая публикация – рассказ «Дождик», опубликованный в журнале «Литературный Киргизстан» в
1988 году. С середины 90-х переключился на детективы («Любовь зверя», 1991; «Ночь, придуманная кем-то», 1995; «Ночь навсегда», 1995;
«Зверь-баба», 2000).
С 1992 года – профессиональный писатель. Член Союза писателей Санкт-Петербурга.
«Внешне приличный молодой мужчина, не какой-нибудь там. Однако пишет фантастическую прозу.
Одиннадцать лет назад начал носить прозу по редакциям, что привело к закономерному финалу:
многочисленным публикациям в периодике, книгам, вступлению в Союз Писателей. Как известно, самое
сложное в писательской работе – так замаскировать свое невежество и отсутствие жизненного опыта,
чтобы читатель не догадался, что автор на самом деле неуч, несостоявшийся аспирант, лопух, домосед, в
общем, полное ничтожество. И, похоже, наш герой с этой задачей пока справляется. Будучи
инженером-программистом одного из ленинградских (петербургских) ВУЗов, он в течение восьми лет
выполнял очень нужную в нынешние непростые времена работу. Для чего же тогда Щёголеву понадобилось
писать прозу? Не вполне ясно. Возможно, для того, чтобы ее читали, читали, читали. А фантастической,
очевидно, он ее делает, потому что так воспитан. Или он так не воспитан?
Родился в 1961г. в Москве, но в возрасте 4-х месяцев переехал в Ленинград, что дает ему полное моральное
право считать себя ленинградцем-петербуржцем.
Русский, причем это обстоятельство не является как его достоинством, так и недостатком.
Женат 11 лет и 1 месяц. Воспитывает двоих сыновей.
Не пьет, не курит, жене не изменяет, никого не убил, в детстве несколько раз крал по мелочам. В общем,
скучный человек. Отца пытается чтить, хотя это порой очень трудно. Ближнего любит, хотя не всякого,
естественно. Православный, верит и в Бога, и Богу. Но в душе-то порочен, если копнуть чуть глубже
внешней правильности.
Невротик, как и полагается писателю. Диагноз: астеническое состояние. Кроме того, долгое время страдал
всевозможными болезнями тела. Организм был в меру интоксицирован, что, по-видимому, и позволяло
писать щемящие, берущие за душу произведения. Однако в настоящий момент он совершенно здоров, и не в
этом ли причина неожиданного снижения его литературной активности, называемого в писательском быту
«творческим запором»?
Настоящие писатели любят размышлять о том, как надо писать. Это хорошее средство против творческих
запоров – наряду с глубокими раздумьями о нашем месте в Большой Литературе. По мнению Щёголева
писать надо так, чтобы человек, торопясь в туалет, брал книгу с собой. Если же читатель, сидя на горшке,
продолжает чтение даже когда давно бы пора сливать воду – это успех, несомненный и оглушительный!
Таким образом место настоящего писателя определилось.
В чем разгадка психологической достоверности, присущей прозе Щёголева? Ответ несложен. Нужно
расчленить собственную душу на части, отделив условно «хорошее» от условно «плохого», и найти кусок
погадостнее. После чего останется лишь вытащить это (называя вещи своими именами) дерьмо на всеобщее
обозрение и громогласно обобщить: вот то истинное, что скрывается в душах каждого из вас.
Этапы литературного пути нашего героя. В восьмом классе средней школы сочинил первый фантастический
рассказ, на первом курсе института (Ленинградский институт авиационного приборостроения) увлекся
стихами и журналистикой, затем вернулся в прозу, вдруг осознав, что он не поэт и тем более не журналист.
Попробовал себя в разных жанрах: фантастика для детей (книга «Клетка для буйных», в соавторстве с
А. Тюриным); научная фантастика и ужасы (книги «Мания ничтожности» и «Сеть»); детективы и триллеры
(книги «Любовь зверя», «Ночь, придуманная кем-то», «Инъекция страха»); мистико-исторический роман
(«Доктор Джонс против Третьего Рейха», в соавторстве с А.Тюриным). В каждой своей новой работе молодой
петербургский писатель упрямо пытается совместить несовместимое. Он убежден, что литературное
произведение должно быть интересно как простому читателю, так и не простому; выдумываемая история
должна быть ярка, занимательна, и одновременно философична, безукоризненно жестока и в тоже время
предельно сентиментальна. В какой мере это ему удается, пока не ясно. Однако не вызывает сомнений
факт: перечисленные книги недвусмысленно рассчитаны на их прочтение.
В заключение - о главном. Виновник настоящей Автобиографии представил себя в третьем лице вовсе не
оттого, что невротически застенчив, но и оттого, что быть литературным персонажем интереснее, чем
отягощенным плотью Автором.
Быть чьим-то персонажем вообще гораздо спокойнее, чем взваливать на себя ношу Творца».
(Александр Щёголев. В третьем лице. (Автобиография) // апрель, 1997 г.)
Произведения автора
- Романы
- 1996 – Доктор Джонс против Третьего Рейха / в соавт. с Александром Тюриным
- 1997 – Свободный Охотник
- 2002 – Львиная охота
- 2003 – Новая Инквизиция / в соавт. с Виктором Точиновым
- Сборники
- 1991 – Клетка для буйных / в соавт. с Александром Тюриным
- 1992 – Мания ничтожности
- 1993 – Сеть / в соавт. с Александром Тюриным
- 1997 – Свободный охотник
- 2000 – Зверь-баба
- Повести
- 1988 – Клетка для буйных / в соавт. с Александром Тюриным
- 1991 – Программируемый мальчик / в соавт. с Александром Тюриным
- 1991 – Раб
- 1991 – Двое на дороге
- 1991 – Сумерки
- 1991 – Любовь зверя
- 1992 – Сеть / в соавт. с Александром Тюриным
- 1992 – Кто звал меня?
- 1992 – Три кита его Земли
- 1993 – Ночь навсегда
- 1993 – Драма замкнутого пространства
- 1995 – Инъекция страха
- 1995 – Ночь навсегда
- 2000 – Пик Жилина
- 2010 – Песочница
- 2012 – Искусство кончать молча
- 2013 – Синдром зоопарка
- 2013 – Читатило
- 2014 – Код рыцаря
- 2014 – Есть ли жизнь в морге
- 2014 – Приют на пепелище
- Рассказы
- 1988 – Дождик
- 1989 – Как я провел лето
- 1990 – Главный враг
- 199.. – Ольга
- 1992 – Паутина
- 1992 – Дождик
- 1992 – Цель пассажира
- 1992 – Показания обвиняемого
- 1992 – Катастрофа
- 2012 – Кунсткамера / в соавт. с Александром Тюриным
- 2012 – Чего-то не хватает
- 2013 – Чёрная сторона зеркала
- 2015 – Львы и грифоны
Награды и звания
- 1992 – номинация на премию «Великое Кольцо» за повесть «Три кита его Земли»
- 1992 – номинация на премию «Великое Кольцо» за рассказ «Кто звал меня?»
- 1992 – номинация на премию «Бронзовая Улитка» за повесть «Любовь зверя»
- 1992 – Приз «Старт» за сборник «Клетка для буйных» (вместе с А. Тюриным)
- 1995 – Премия «Бронзовая Улитка» за повесть «Ночь навсегда»
- 1998 – номинация на премию «Интерпресскон» за повесть «Раб»
- 2001 – номинация на премию «Русская фантастика» за повесть «Пик Жилина»
- 2001 – номинация на премию «Интерпресскон» за повесть «Пик Жилина»
- 2003 – номинация на премию «Русская фантастика» за роман «Львиная охота»
- 2003 – номинация на премию «Бронзовая Улитка» за роман «Львиная охота»
- 2003 – номинация на премию «Интерпресскон» за роман «Львиная охота»
- 2011 – премия «Полдень» в категории «проза» за повесть «Песочница»
Отдельные издания
- Клетка для буйных: Повести / В соавт. с Александром Тюриным. – Л.: Детская литература, 1991. – 160 с. 100 000 экз.
- Клетка для буйных – с.
- Программируемый мальчик – с.
- Мания ничтожности: Фантастическая проза: Фантастическая повесть и рассказы / Оформление Щеголевой О. А.. – Рига: «Стеф», при участии Рижского клуба любителей фантастики «Дом-2», 1992. – 232 с. 30 000 экз. (п) – подписано в печать 10.08.90 г.
- А. Житинский, А. Шалимов, Б. Стругацкий, С. Снегов – об авторе (мультипликация) – с.3-6
- Рассказы:
- Паутина: Древняя сказка в новых декорациях – с.9-33
- Дождик – с.35-49
- Цель пассажира – с.51-67
- Показания обвиняемого – с.69-83
- Катастрофа – с.85-104
- Три кита Его Земли: Романс о мягкой посадке: Повесть – с.105-225
- Александр Тюрин. Про автора (правда) – с.227-229
- Сеть: Фантазия в прозе: [Повести] / В соавт. с Александром Тюриным. – СПб.: Северо-Запад, 1993. – 446 с. – (Science Fiction). 100 000 экз. (п) ISBN 5-8352-0155-9
- Андрей Балабуха. Свидетели и судьи – с.5-12
- Александр Щеголев, Александр Тюрин. Сеть: Историческая драма – с.13-118
- Александр Щеголев. Кто звал меня?: Сон разума – с.119-158
- Александр Щеголев. Драма замкнутого пространства – с.159-200
- Александр Щеголев. Сумерки – с.201-288
- Александр Тюрин. В мире животного: История одного нашествия – с.241-445
- Александр Тюрин. Хождение Вадима Серегина – с.289-341
- Инъекция страха: Криминальная повесть. – СПб.: Валери СПД; МиМ – Дельта, 1995. – 288 с. 30 000 экз. (о) ISBN 5-7589-0005-2
- Доктор Джонс против Третьего Рейха: Роман / В соавт. с Александром Тюриным. – СПб.: Северная Звезда, 1996. – 526 с. 20 000 экз. (п) ISBN 5-88815-001-0
- Александр Щеголев, Александр Тюрин. Доктор Джонс против Третьего Рейха: Роман – с.5-520
- Александр Щеголев, Александр Тюрин. Источники вдохновения – с.521
- Александр Тюрин. Глоссарий – с.522-525
- Свободный Охотник: Фантастический роман и повести / В оформл. обложки использована работа Д. Вальехо; Ил. И. Куприна; Рис. О.Щеголевой. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД»; СПб.: Terra Fantastica, 1997. – 576 с. – (Звездный лабиринт). 10 000 экз. (п) ISBN 5-15-000194-5, ISBN 5-7921-0174-4
- Свободный Охотник: Кибер-фэнтези – с.5-444
- Двое на дороге: Приключения в шести встречах – с.445-504
- Раб: Предостережение – с.505-569
- «В третьем лице»: Автобиография – с.570-572
- Зверь-баба: Повести. – СПб.: Скрипториум, 2000. – 448 с. – (Запретная зона). 15 000 экз. (о)
- Зверь-баба – с.3-89
- Ночь, придуманная кем-то – с.90-356
- Ночь навсегда – с.357-445
- Львиная охота: Роман. – М.: Вече, 2002. – 448 с. – (Параллельный мир). 7 000 экз. (п) ISBN 5-94538-204-3
Публикации в периодике и сборниках
- Дождик: Фантастический рассказ // Литературный Киргизстан, 1988, №2 – с.77-...
- Читайте в следующем номере «Клетка для буйных»: Фантастическая повесть А. Тюрина и А. Щеголева: [Отрывок из повести] / Оформление О. Филипенко // Костёр (Ленинград), 1988, №7 – с.30
- Клетка для буйных: Фантастическая повесть / В соавт. с А. Тюриным; Предисловие Бориса Стругацкого; Рисунки О. Филипенко // Костёр (Ленинград), 1988, №8 – с.22-29; №9 – с.19-26; №10 – с.33-38; №11 – с.36-43
- Как я провел лето: [Рассказ] // Родник (Рига), 1989, №10 – с.
- Главный враг: [Рассказ] // Уральский следопыт (Свердловск), 1990, №12 – с.37-42
- Раб: Повесть // Сизиф, 1991, №2 – с.
- Любовь зверя: [Фантастический триллер с элементами фильма ужасов] // газета «Пятница» (Санкт-Петербург), 1991
- То же: Фрагмент романа / Худ. Т. Кейн, В. Медведев // МиФ (Мир и фантастика). – СПб.: Terra Fantastica, 1990 – с.161-212
- То же: Фрагмент романа // Алтарь (Ростов-на-Дону), 1990, №1 – с.35-68
- Сумерки: Повесть // Третий глаз. – Симферополь: Таврия, 1991 – с.193-263
- Двое на дороге: [Повесть] // Миссионеры. – Алма-Ата: Гылым, 1991 – с.163-211
- То же: Повесть // Иное небо. – СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2020 – с.279-323
- Кто звал меня?: Неправильный триллер // Нева, 1992, №2 – с.189-213
- То же: Рис. Михаила Никитина // Z.E.T., 1992, нулевой выпуск – с.33-50
- Сеть: [Повесть] / В соавт. с А. Тюриным; Рис. Андрея Карапетяна // Аманжол, 1990. – СПб.: Terra Fantastica, 1992 – с.79-176
- Правдивые истории от Змея Горыныча: [Буриме, продолжение] // Двести, 1994, №Б – с.117-120
- Ночь навсегда: Повесть // Нева, 1994, №4 – с.
- Пик Жилина: [Повесть] / Худ. П. Кудряшов // Время учеников 3. – М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2000 – с.43-236
- Легкий бред в формате дзен: [Повесть] / Худ. Д. Горчев // Полдень, XXI век, 2002, пилотный номер – с.67-132
- Хозяин: Рассказ на букву «Х» / Худ. В. Камаев // Полдень, XXI век, 2006, №2 – с.126-177
- Река: Повесть / Худ. М. Емельяненкова // Полдень, XXI век, 2007, №1 – с.182-206
- Вать машу!: Рассказ о чистой силе // Полдень, XXI век, 2007, май – с.75-102
- То же: Под названием «Вать Машу!: Рассказ о чистой силе (На основе событий, произошедших с реальными людьми)»: [Рассказ] // Лучшее за год III. – СПб.: «Издательская Группа «Азбука-классика», 2009 – с.403-438
- Записки сумасшедшего XXI века: Рассказ // Полдень, XXI век, 2007, №12 – с.141-150
- Катастрофа: [Рассказ] // После апокалипсиса. – СПб.: Азбука-классика, 2009 – с.81-96
- Чего-то не хватает: Драма мечты: [Рассказ] // Полдень, XXI век, 2009, №9 – с.111-134
- Песочница: Повесть // Полдень, XXI век, 2010, №6 – с.7-56
- Чёрная сторона зеркала: Рассказ // Полдень, XXI век, 2012, №4 – с.107-124
- То же: [Рассказ] // Не проси у любви пощады. – СПб.: «Союз писателей Санкт-Петербурга» при участии издательства «Северо-Запад», 2020 – с.63-80
- Кунсткамера: Блиц-роман: [Рассказ] / В соавт. с Александром Тюриным // Полдень, XXI век, 2012, №5 – с.9-42
- Искусство кончать молча: Повесть // Полдень, XXI век, 2012, №7 – с.7-54; №8 – с.8-48
- Чего-то не хватает: Драма мечты: [Рассказ] // Темпориум. – М.: Снежный Ком М, 2012 – с.57-83
- Синдром зоопарка: [Повесть] // Z – значит Зомби. – М.: АСТ, 2013 – с.173-274
- Читатило: [Рассказ] // Сабж по-сицилийски. – СПб.: Северо-Запад, 2013 – с.311-376
- То же: [Рассказ] // 13 маньяков. – М.: АСТ, 2015 – с.43-93
- То же: [Рассказ] // 13 маньяков. – М.: АСТ, 2018 – с.48-105
- Чёрная сторона зеркала: [Рассказ] // Новогодний дозор. – М.: АСТ, 2014 – с.274-290
- Код рыцаря: [Повесть] // Фантастический детектив 2014. – М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2014 – с.455-531
- Есть ли жизнь в морге: [Повесть] // Знак зова. – СПб.: Северо-Запад, 2014 – с.235-322
- То же: [Повесть] // 13 ведьм. – М.: АСТ, 2016 – с.278-347
- То же: [Рассказ] // 13 ведьм. – М.: АСТ, 2017 – с.295-371
- Приют на пепелище: [Повесть] // Хроника посещения. – М.: АСТ, 2014 – с.270-350
- Львы и грифоны: [Рассказ] // A Petro et a petra. – СПб.: Издательство Сидорович, 2015 – с.74-77
Другие публикации в периодике и сборниках
- Банальная история: Рассказ // Аврора, 1988, №10 – с.
- Смешной ты, папа: Рассказ // Аврора, 1988, №10 – с.
- Подарок: Рассказ // Аврора, 1988, №10 – с.
Поэзия
- Старт (реквием в ритме танка) / В соавт. с Владимиром Гончаром // Магическая механика. – Рига: SIA «S-Kom», 2008 – с.240-241
Публицистика
- Колонка дежурного по номеру // Полдень, XXI век, 2003, №5-6 – с.3
- [Некролог Александру Житинскому] / Подписали Борис Стругацкий, Надежда Бельская, Андрей Измайлов, Святослав Логинов, Евгений Лукин, Сергей Лукьяненко, Елена Минина, Сергей Переслегин, Николай Романецкий, Вячеслав Рыбаков, Михаил Успенский, Александр Щеголев // Полдень, XXI век, 2012, №3 – с.3
Творчество автора
- Лауреаты приза «Старт» Александр Тюрин и Александр Щёголев / Фото В. Коблова // Уральский следопыт (Екатеринбург), 1992, №9 – 2-я стр. обл.
- Андрей Балабуха. Свидетели и судьи // А. Тюрин, А. Щёголев. Сеть. – СПб.: Северо-Запад, 1993 – с.5-12
- Элеонора Белянчикова. Диагноз навсегда: [Об Александре Щеголеве] // Двести, 1995, №В – с.44-47
- Василий Владимирский. Рец. на книгу А. Щеголева «Свободный охотник» (М., СПб., 1997) // Если, 1997, №12 – с.249-250
- Сергей Бережной. Сталкер Темной Стороны: [Статья о творчестве Александра Щёголева] // ПитерBook плюс (Санкт-Петербург), 2003, №4 – с.53
- Василий Владимирский. Новые инквизиторы: [Точинов В. Царь живых. – М.: АСТ; Точинов В., Щеголев А. Новая инквизиция. – М.: АСТ] // Мир фантастики, 2004, №2 – с.17
- Александр Щёголев: [Об авторе] // Лучшее за год III. – СПб.: «Издательская Группа «Азбука-классика», 2009 – с.663
- [Об авторе] // Фантастический детектив 2014. – М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2014 – с.454
- Александр Щёголев: [Об авторе] // 13 ведьм. – М.: АСТ, 2016 – с.476
- То же: [Об авторе] // 13 ведьм. – М.: АСТ, 2016 – с.509
Виталий Карацупа
Designed by Vitaley Karatsupa,
Copyright © 2002-2012
Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта допускается
только с разрешения автора. Ссылка на источик обязательна.
|