Пушкин Александр Сергеевич
(26 мая (6 июня) 1799 – 29 января (10 февраля) 1837)
Новые поступления   |   Анонс   |   Доска объявлений   |   Автора!!! Главная страница  

Архив
  Персоналии
  Кинематограф
  Награды
  Фестивали
  Сборники
  Серии
  Периодика
  Издательства
  Сайты
  Произведения
  Термины

Дополнения
  Календарь
  Хроноскоп
  Энциклопедии
  Рекорды




Русский поэт и писатель, основоположник и классик современной русской литературы, первый профессиональный литератор России.
Родился в Москве. Отец его, Сергей Львович Пушкин, происходил из старинного рода, а мать – Надежда Осиповна – была внучкой Ганнибала, «арапа Петра Великого», ставшего впоследствии русским генералом. Имел исключительно домашнее образование, которое имело один побочный фактор. «Благодаря» часто менявшимся гувернерам-иноземцам маленький Александр до 6 лет совершенно не владел русским языком, говоря лишь по-французски. Вкус к родной речи, поэзии, фольклору и истории привила ему бабка по матери Мария Алексеевна Ганнибал и няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна.
Окончил Царскосельский лицей (1811-1817) и поступил на службу в Коллегию иностранных дел. За ряд стихотворений и эпиграмм на Александра I, после трехмесячного путешествия на Кавказ и в Крым, с 1820 в течение двух с половиной лет Пушкин по делам службы находится (а точнее – в ссылке) в Молдавии. Затем он был переведен в Одессу чиновником канцелярии новороссийского генерал-губернатора графа Воронцова, где пробыл около года.
Ему запретили появляться в Москве, и потому Пушкин отправился в родовое имение Михайловское (Псковская губерния). После восстания 1825 года находился под негласным надзором полиции, но т.к. его причастие к восстанию не подтвердилось, с 1825 г. царь Николай I разрешил Пушкину возвратиться в Москву. 18 февраля 1831 года он женится на Н. Н. Гончаровой. Впоследствии переехал в Санкт-Петербург, где в 1834 г. получил придворное звание камер-юнкера. С 1835-го издавал и редактировал журнал «Современник». Последние годы жизни поэта были не самыми радужными. Постоянные придирки правительства, жестокая цензура, ухудшающееся материальное положение, а также начавшаяся открытая его травля, привели к тому, что 27 января 1837 года в Санкт-Петербурге он был смертельно ранен на дуэли приемным сыном голландского посла Дантесом. Умер 29 января в 2 часа 45 минут дня и был похоронен в Михайловском у стены Святогорского монастыря (ныне Псковская обл.).

Писать Пушкин начал рано. Его отец писал стихи, родной дядя, Василий Львович, был известным в то время поэтом. В доме Пушкиных бывали видные писатели – Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский. С восьми лет Александр уже пытался сочинять маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. С упоением читал книги из богатой библиотеки отца. Много писал во время учебы в Лицее и стал признанным первым поэтом среди лицеистов. Первая публикация состоялась в 1814 году – стихотворение «К другу стихотворцу», появившееся в журнале «Вестник Европы». Известность Пушкина выходит за пределы учебного заведения, сближает его с известными литераторами того времени. После окончания Лицея Пушкин становится популярным среди литературной жизни Петербурга, сближается с декабристами. Несколько периодов его творчества включают в себя лирические, политические, исторические и народные произведения, самыми знаменитыми из которых являются поэмы «Евгений Онегин» и «Медный всадник», роман «Дубровский», повести «Капитанская дочка» и «Пиковая дама», сказка «Руслан и Людмила».
* * *
Фантастика занимает скромное, но существенное место в творчестве Пушкина, от «Руслана и Людмилы» до сказок и «Медного всадника». Видимо, первым фантастический элемент встречается в ранней неоконченной и при жизни поэта не печатавшейся поэме «Монах» (1813). Написанная на сюжет популярного жития Иоанна Новгородского, поэма рассказывает о святом старом монахе Панкратии, жившем в уединении и которого злой дух решил совратить на грех. Каждую ночь, как только проникнет свет луны, в его келье появлялась то женская юбка, то видение о ласкающихся любовниках. На третью ночь, как только показалась ненавистная ему юбчонка, Панкратий сей же час окропил ее святой водой, и на месте женского туалета оказался Сатана. Но не одержал победу несчастный монах, искусил все-таки старца Сатана, добившись своей свободы в обмен на то, что он свезет его в Ерусалим.
В сатирическом стихотворении «Тень Фонвизина» (1815, при жизни поэта не печаталось) Пушкин излагает виденный им образ современной России глазами восставшего из мертвых русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина (1744-1792). И все оказывается таким же, как и десятилетия назад:
Мертвец в России очутился,
Он ищет новости какой,
Но свет ни в чем не переменился.
Всё идет той же чередой.
Но основа фантастического у Пушкина – все же является славянская мифология, любовь которой поэт питал еще с раннего детства, от сказок няни и рассказов бабки. Вместе с тем сюда можно добавить и страшные сказания, передаваемые в устной народной речи, а также литературные фантастические рассказы того периода. Благодаря такому жанровому сплаву появились, например, у Пушкина стихотворения «Русалка» (1819), первоначально запрещенное цензурой и многих жалоб от духовенства, «Песнь о вещем Олеге» (1822), сюжетом которого послужил летописный рассказ из так называемой Львовской летописи, «Утопленник» (1828), «Гусар» (1833). Последнее стихотворение было написано под впечатлением повести О. Сомова «Киевские ведьмы» (1833), где рассказывается о ночном путешествии на шабаш молодого казака. Пушкин же этот сказ вложил в уста побывавшего на Лысой горе «очевидца»-москаля.
В 1834 году литератор написал целый поэтический цикл «Песни западных славян», в предисловии к которому писал: «Большая часть этих песен взята мною из книги, вышедшей в Париже в конце 1827 года, под названием La Guzla, ou choix de Poesies Illyriques, recueillies dans la Dalmatie, la Bosnie, la Croatie et l’Herzegowine (Гузла, или Избранные иллирийский стихотворения, собранные в Далмации, Боснии, Хорватии и Герцеговине)». Автором этого сборника был не кто иной, как Проспер Мериме. «Песни западных славян» состоят из 16 баллад, напоенных пророчествами и мистическим духом народных поверий и легенд, героикой борьбы с турецким игом. Четыре стихотворения этого цикла повествуют об оживших духах умерших и о вурдалаках. В сказании «Феодор и Елена» об одном славном государе, который отправился на войну, жене его Елене прекрасной, злобливый старик Стамати, наворожил беременность. Для этого злобный Стамати «к жиду лиходею приходит», а тот посылает его на кладбище за могильной жабой. Когда же Феодор с войны воротился не поверил жене и отрубил ей голову. А когда распорол ей живот, из которого выпрыгнула лишь черная жаба. Все тогда понял Феодор:
Поднял он голову Елены,
Стал ее целовать умиленно,
И мертвые уста отворились,
Голова Елены провещала:

«Я невинна. Жид и старый Стамати
Черной жабой меня окормили»,
Тут опять уста ее сомкнулись,
И язык перестал шевелиться.

И Феодор Стамати зарезал,
А жида убил, как собаку,
И отпел по жене панихиду.

В стихотворении «Марко Якубович» к герою и его жене Зое как-то раз пожаловал раненый незнакомец. Он вскоре умирает. Супруги схоронили его на местном кладбище, но спустя две недели оказалось, что их родного сына укусил вурдалак. Селяне откопали могилу, а труп незнакомца румяный и с кровью на губах. Тут бы и покончить с вампиром, но тот вдруг как вскочит, да и помчался в лес. Тем же вечером в дом к Марку пожаловал великан, которого, впрочем, храбрый хозяин отогнал молитвою, на следующий вечер в дом пришел уже просто высокий незнакомец. И вновь Марк отогнал его молитвою. И вот на третьи сутки пришел в дом к Марку уже «карлик малый, - мог бы он веръхом сидеть на крысе…». Марк в третий раз прогнал вурдалака и с тех пор он уже никогда не возвращался. В «Сестре и братьях» речь идет о братьях Павле и Радуле, сестре их Елице, а также жене Павлихе – жене Павла, которая по злобности своей всячески вредила золовке, да так расстаралась, что ради этого убила свое дитя и свернула все на Елицу. Павел убил сестрицу. Но с тех пор не было больше спокойного жития Павлихе, дух Елицы не успокоился до тех пор, пока не свершилось отмщение негоднице. В еще одной балладе, «Яныш королевич» (как говорит сам Пушкин, песня она в подлиннике очень длинна и разделяется на несколько частей, оттого он перевел только первую, и то не всю), молодой властелин променял любовь молодой красавицы Елицы на женитьбу с чешской королевою. Елица от горя бросилась в Мораву, но не утонула, а стала царицею водяной и родила на дне речном дочку Водяницу. Проходит более трех лет и случается, что королевич проезжал около Моравы, остановил напоить коня, а тут ручка из реки высунулась и схватила того за узду. Конь отпрянул и вытащил из воды малую Водяницу. Так узнал королевич всю правду о первой свой любви и о Елице. Он вызвал ее на свидание, вновь предлагал красавице свою любовь, но получил отказ. А напоследок посетовал: «Против солнышка луна не пригреет, против милой жена не утешит».
Самыми же значительными поэтическими произведениями с элементами фантастики, без сомненья, являются поэмы «Медный всадник» (1833) и «Руслан и Людмила» (1820). Подобно русской народной сказке, со знаменитым вступлением «У лукоморья дуб зеленый…», в поэме идет речь о храбрецах Рогдае, Фарлафе, Ратмире и Руслане, отправившихся выручать из чертогов злого волшебника Черномора красавицу Людмилу. Волшебство и чародейство, любовь и предательство, а главное особая поэтичность поэмы заслуженно сделали «Руслана и Людмилу» классикой русской литературы. Поэму же «Медный всадник» Пушкин писал осенью 1833 года после долгого путешествия в Оренбург. Герой поэмы – молодой человек по имени Евгений, который в ночь одного из разрушительных наводнений Петрограда потерял свою возлюбленную Парашу. Он сходит с ума, а однажды, проходя мимо памятника Петру I, смел упрекнуть того за возведенный им город в этом опасном месте у Невы. И словно по мановению колдовства, горделивый Медный Всадник сошел с пьедестала и помчался за обидчиком. Было ли это взаправду, или это всего лишь бред сумасшедшего Евгения, сия истина осталось в глубоких кладовых Истории, но Евгений окончательно свихнулся, а вскоре «хладный труп его похоронили ради бога». Завершил работу над поэмой «Медный всадник» А. С. Пушкин 12 ноября 1833 года.
В прозе Пушкин к фантастике впервые обращается в «Гробовщике» (1830), хотя в бумагах поэта, датируемых 1821-1823 гг. найден план повести «Влюбленный бес», которая так и не была написана, но сюжет ее он рассказал как-то в салоне Карамзиных, где находился также и писатель В. П. Титов. Он-то с одобрения Пушкина и переписал ее в повесть «Уединенный домик на Васильевском» (1829).
Фантастический элемент присутствует и в двух драмах Пушкина «Каменный гость» (1830) и «Русалка» (1832, не окончена), а бесспорным шедевром можно назвать повесть «Пиковая дама» (1834). В ее основу был положен рассказ петербургского знакомого Пушкина С. Г. Голицына (1807-1868), о том, как однажды, проигравшись в карты, он пришел к своей бабке просить денег. Его бабка – Н. П. Голицына (1741-1837) – современница Елизаветы Петровны, фрейлина «при пяти императрицах» – денег внуку не дала, а назвала ему «три счастливые карты», тайну которых якобы сообщил ей в Париже алхимик и авантюрист граф Сен-Жермен. Внук поставил на них и отыгрался. Повесть была написана в Болдине в октябре-ноябре 1833 г. и опубликована в марте 1834-го в журнале «Библиотека для чтения».
И последним элементом фантастики в творчестве Пушкина являются шесть его стихотворных сказок, пять из которых стали классикой детской литературы. Шестая, нескромная «Царь Никита и сорок его дочерей», была написана в 1822 году и никогда при жизни поэта не публиковалась. В ней рассказывается о дочерях царя Никиты, страдающих странных уродством («У царевен между ног… Что такое?.. Ничего!..»). И далее о том, как царь послал гонцов разыскать старую колдунью и сводню, способную излечить девушек от сего необычного недуга:
…Вот и сказочки конец.

Многие меня поносят
И теперь, пожалуй, спросят:
Глупо так зачем шучу?
Что за дело им? Хочу.

Произведения автора с элементами фантастики
    Повести
  • 1830 – Гробовщик
  • 1834 – Пиковая дама

    Поэмы
  • 1813 – Монах (не окончена)
  • 1820 – Руслан и Людмила
  • 1833 – Медный всадник. Петербургская повесть

    Драмы
  • 1830 – Каменный гость
  • 1832 – Русалка (не окончена)

    Сказки
  • 1822 – Царь Никита и сорок его дочерей
  • 1830 – Сказка о попе и о работнике его Балде
  • 1831 – Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди
  • 1833 – Сказка о рыбаке и рыбке
  • 1833 – Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • 1834 – Сказка о золотом петушке

    Стихотворения
  • 1815 – Тень Фонвизина
  • 1819 – Русалка (напечатано в 1826 г.)
  • 1819 – Домовому
  • 1822 – Песнь о вещем Олеге (напечатано в 1825 г.)
  • 1828 – Утопленник
  • 1830 – Бесы
  • 1833 – Гусар
  • 1834 – Из «Песен западных славян»
      Феодор и Елена
      Марко Якубович
      Сестра и братья
      Яныш королевич
Отдельные издания
  • Руслан и Людмила: Поэма. – М.: Русское Книгоиздательство, 1918. – 96 с. – (Общедоступная библиотека, №16). 80 коп. (п)
  • Руслан и Людмила: Поэма / Худ. В. Канивец. – СПб.: Издательство СЗЛК, 1998. – 112 с. 15 000 экз. (п) ISBN 5-8082-0002-4
      То же: Худ. В. Корольков. – М.: Румянцевское общество друзей РГБ, 1998. – 112 с. 5 000 экз. (п) ISBN 5-7406-0099-5
      То же: Худ. Б. Кукулиев, К. Кукулиева. – М.: Художественная литература, 1999. – 134 с. 500 экз. (п) ISBN 5-280-03260-3
      То же: Худ. Л. Владимирский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 136 с. – (По щучьему веленью). 8 000 экз. (п) ISBN 5-04-002677-3
      То же: Худ. Е. Узденикова. – М.: Белый город, 2002. – 64 с. – (Классики – детям). 5 000 экз. (п) ISBN 5-7793-0331-2
  • Медный всадник: Петербургская повесть. – М.: Прогресс, 1999. – 16 с. – (Библиотека моих детей). 5 000 экз. (о)
Публикации в периодике и сборниках на русском языке
  • Песнь о вещем Олеге: [Стихотворение] // Северные цветы, 1825
      То же: [Стихотворение] // Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. – Одесса, 1919 – с.82-83
      То же: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. Т.1. – М.: Правда, 1981 – с.292-295
      То же: А. С. Пушкин. Избранные произведения. В 2 т. Т.1. – М.: Художественная литература, 1970 – с.71-74
  • Русалка: Баллада // А. Пушкин. Собрание стихотворений, 1826
      То же: [Стихотворение] // Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. – Одесса, 1919 – с.64
      То же: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. Т.1. – М.: Правда, 1981 – с.216-217
      То же: [Стихотворение] // Стихи о вампирах. – М.: Эксмо, 2011 – с.126-128
  • Пиковая дама: [Повесть] // журнал «Библиотека для чтения», 1834. Т.II, кн.3 – с.109-140
  • Утопленник: [Стихотворение] // Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. – Одесса, 1919 – с.114-115
      То же: Стихотворение // А. С. Пушкин. Избранные произведения. В 2 т. Т.1. – М. Художественная литература, 1970 – с.148-150
  • Руслан и Людмила: Поэма // Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. – Одесса, 1919 – с.171-204
      То же: Поэма // А. С. Пушкин. Избранные произведения. В 2 т. Т.1. – М. Художественная литература, 1970 – с.213-280
      То же: Поэма // Лазурный луч. – М.: Издательский центр «Терра», 1996 – с.38-133
      То же: А. Пушкин. Сказки; Руслан и Людмила. – М.: Детская литература, 1999 – с.
      То же: А. С. Пушкин детям. – М.: Астрель, 2000 – с.
      То же: А. Пушкин. Руслан и Людмила: Поэма; Сказки. – М.: Стрекоза, 2000 – с.
      То же: Отрывок из поэмы // Полная хрестоматия дошкольника. 5-6 лет. – М.: Олма Медиа Групп, 2007 – с.228-229
  • Медный всадник: Петербургская повесть // Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. – Одесса, 1919 – с.235-240
      Медный всадник: Петербургская повесть: Поэма // А. С. Пушкин. Избранные произведения. В 2 т. Т.1. – М. Художественная литература, 1970 – с.388-400
  • Песни западных славян // Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. – Одесса, 1919 – с.361-369
      Видение короля – с.361-362
      Янко Марнавич – с.362
      Битва у Зеницы-Великой – с.362-363
      Федор и Елена – с.363
      Влах в Венеции – с.363-364
      Гайдук Хризич – с.364
      Похоронная песня – с.364
      Марко Якубович – с.364-365
      Бонапарт и черногорцы – с.365-366
      Соловей – с.366
      Песня о Георгии Черном – с.366-367
      Воевода Милош – с.367
      Вурдалак – с.367
      Сестра и братья – с.367-368
      Яныш королевич – с.368-369
      Конь – с.369
      Отрывок – с.369
  • Гробовщик: Повесть покойного Ивана Петровича Белкина // Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. – Одесса, 1919 – с.434-437
  • Каменный гость: Драма // А. С. Пушкин. Избранные произведения. В 2 т. Т.1. – М. Художественная литература, 1970 – с.504-533
      То же: А. С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Т. 2. – М.: Художественная литература, 1986 – с.450-478
  • Русалка: Драматическое произведение // Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. – Одесса, 1919 – с.413-419
      Русалка: Драма // А. С. Пушкин. Избранные произведения. В 2 т. Т.1. – М. Художественная литература, 1970 – с.542-562
      То же: А. С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Т. 2. – М.: Художественная литература, 1986 – с.486-506
  • Монах: Стихотворение // А. С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. Т.1. – М.: Правда, 1981 – с.8-18
  • Тень Фонвизина: Стихотворение // А. С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. Т.1. – М.: Правда, 1981 – с.107-115
  • Царь Никита и сорок его дочерей: Стихотворение // А. С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. Т.1. – М.: Правда, 1981 – с.310-315
  • Домовому: [Стихотворение] // Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. – Одесса, 1919 – с.66-67
  • Нереида: [Стихотворение] // Стихи о вампирах. – М.: Эксмо, 2011 – с.129
  • Бесы: [Стихотворение] // Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. – Одесса, 1919 – с.128-129
  • Гусар: [Стихотворение] // Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. – Одесса, 1919 – с.141-143
  • Вурдалак: [Стихотворение] // Стихи о вампирах. – М.: Эксмо, 2011 – с.139-140
Публикации в периодике и сборниках на украинском языке
  • Руслан і Людмила: Уривок з поеми / Пер. М. Терещенка // Зарубіжна література: Підручник для 5 класу. – К.: Навчальна книга, 2003 – с.224-226
Публикации в периодике и сборниках на английском языке
Творчество автора
  • К. П. Богаевская. Пушкин в печати за сто лет. (1837-1937). – М.: Соцэкгиз, 1938. – 188 с. (о)
  • Т. В. Зуева. Сказки А. С. Пушкина. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с. (о)
  • А. Н. Архангельский. Стихотворная повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». – М.: Высшая школа, 1990. – 96 с. (о)
  • Александр Пушкин. – 100 человек, которые изменили ход истории, Вып.50. – М.: ООО «Де Агостини», 2008. – 32 с. (о)

  • С. Бонди. Неопубликованные строфы поэмы «Руслан и Людмила» [А. С. Пушкина] // Смена, 1936, №9 – с.27
  • В. Савицкая. Медный всадник: [О поэме А. С. Пушкина] / Рис. А. Бенуа // Смена, 1937, №1 – с.16-18
  • Т. Г. Цявловская. Влюбленный бес (Неосуществленный замысел Пушкина) // Пушкин. Исследования и материалы. Т.III. – М.-Л.: Издательство АН СССР, 1960 – с.101-130
  • Пушкин и сказка // Александр Шаров. Волшебники приходят к людям. – М.: Детская литература, 1974 – с.144-187
      То же: Александр Шаров. Волшебники приходят к людям. – М.: Детская литература, 1979 – с.156-199
      То же: Александр Шаров. Волшебники приходят к людям. – М.: Детская литература, 1985 – с.130-167
  • И. Семибратова. Фантастическое в творчестве Пушкина // Замысел, труд, воплощение. – М.: Издательство МГУ, 1977 – с.152-171
  • Натан Эйдельман. «…Промчались как мечтанье»: [Статья о Пушкине] // Смена, 1978, №3 – с.22-23
  • О. С. Муравьева. Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама» // Пушкин. Исследования и материалы. Т.VIII – Л.: Наука, 1978 – с.64
  • В. В. Виноградов. Сюжет о влюбленном бесе в творчестве Пушкина и в повести Тита Космократова (В. П. Титова) «Уединенный домик на Васильевском» // Пушкин. Исследования и материалы. Т.Х – Л.: Наука, 1980 – с.146
  • Натан Эйдельман. «Утешится безмолвная печаль»: Пушкин и Жуковский. История дружбы / Рис. Елены Флеровой // Смена, 1987, №12 – с.16-19
  • Михаил Пухов. Тайна «Пиковой дамы»: [Об одноименной повести А. С. Пушкина] // В мире фантастики. – М.: Молодая гвардия, 1989 – с.74-79
  • Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) // Русская фантастическая проза эпохи романтизма. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990 – с.638-642
  • А. Палей. Научно-фантастический роман о Пушкине // Книжное обозрение, 1993, 25 июня – с.9
  • Н. Калашников. Фантастика А. С. Пушкина (Опыт библиографии): Указатель произведений и литературы // Твои проблемы (Новокузнецк), 1993, №8 – с.7
  • Марк Митник. «Лапотная» и «мужицкая»: [О поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»] // Книжное обозрение, 1999, 28 июня – с.6
  • Александр Беляев. А медный всадник скачет…: Рец. на книгу «Медный Всадник» (М.: Прогресс, 1999) // Книжное обозрение, 1999, 26 июля – с.15
  • Т. Е. Загвоздкина. А. С. Пушкин в художественном сознании А. Грина // Пушкиниана: Вятские страницы: К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. – Киров, 1999 – с.54-58, 130-136
  • И. Я. Линкова (при участии М. В. Переслегиной). Пушкин Александр Сергеевич // Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь: В 3 частях. Ч.1. – М.: Либерея; Российская государственная детская библиотека, 1999 – с.289-298
  • Игорь Золотусский. Двух гениев полет: [О жизни и творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя] // Смена, 2000, №3 – с.4-18
  • Вячеслав Иванов. Еще раз об «Уединенном домике на Васильевском» Пушкина // Звезда, 2001, №6 – с.129-143
  • Руслан Киреев. Пушкин: Говорите мне о любви // Р. Киреев. Новеллы о любви: Русский Парнас. – М.: Центрполиграф. 2002 – с.
  • Натан Эйдельман. Творческая история «Пиковой дамы»: [Статья] / Публикацию подготовила Галина Бельская // Знание – сила (Москва), 2004, №11 – с.107-113
  • Руслан Киреев. Он помнил чудное мгновенье: Александр Пушкин и Анна Керн // Р. Киреев. Истории любви; Пленники муз; Как любили великие поэты. – М.: Глобулус; НЦ ЭНАС, 2007 – с.
  • Е. В. Абрамовских. Трансформация «фантастического» в плане продолжения А. Ф. Вельтманом незаконченной драмы А. С. Пушкина «Русалка» // Русская фантастика на перекрестье эпох и культур. – М.: Издательство Московского университета, 2007 – с.39-46
  • Г. С. Вайнштейн. Творчество братьев Стругацких и русская литература XIX – начала XX века (Пушкин, Достоевский, Булгаков) // Русская фантастика на перекрестье эпох и культур. – М.: Издательство Московского университета, 2007 – с.97-104
  • Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) // Галина Тубельская. Детские писатели России. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 – с.290-294
  • Дмитрий Караваев. «Чего тебе надобно, старче?»: [Об экранизациях пушкинских сказок] // Если, 2008, №8 – с.115-122
  • Геннадий Шалюгин. «Меня влечет неведомая сила...»: Пушкин, Чехов и «Черный монах»: Эссе // Золотой Пегас (Симферополь), 2015, №1 – с.291-303
  • В. А. Кошелев. «Мне стало страшно…»: Пушкин и поэтика «ужаса» // Все страхи мира. – СПб.-Тверь: Издательство Марины Батасовой, 2015 – с.54-65
  • О. Н. Гринбаум. Ужас Татьяны Лариной в свете гармонии // Все страхи мира. – СПб.-Тверь: Издательство Марины Батасовой, 2015 – с.66-71
  • С. В. Денисенко. «Пиковая дама» в кинематографе // Все страхи мира. – СПб.-Тверь: Издательство Марины Батасовой, 2015 – с.226-232
  • Вячеслав Анатольевич Кошелев. Сказка ложь в творческом сознании Пушкина // Проблемы исторической поэтики: Вып.4. Поэтика фантастического. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016 – с.86-99

Виталий Карацупа

Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.
 © 2004-2011.  Ссылка на источик желательна.  Vitaley Karatsupa