Архив фантастики
Laloux, René
Лалу Рене, (13 июля 1929 – 14 марта 2004)
Новые поступления   |   Анонс   |   Доска объявлений   |   Автора!!! Главная страница  

Архив
  Персоналии
  Кинематограф
  Награды
  Фестивали
  Сборники
  Серии
  Периодика
  Издательства
  Сайты
  Произведения
  Термины

Дополнения
  Календарь
  Хроноскоп
  Энциклопедии
  Рекорды


Двигающиеся рисунки: Сто лет анимационному кино (1996)


Рене Лалу
Французский режиссер-мультипликатор, создатель трех полнометражных мультипликационных фильмов. Родился в Париже, перепробовал множество профессий (в 1955-м был санитаром в психиатрической клинике «La Borde à Cour-Cheverny»), прежде чем занялся рисованием. Свою карьеру начинал как живописец, затем переключился на мультипликацию.
Его первая работа в кино – 11-минутный фантасмагорический мультфильм «Зубы обезьяны» (1960), представляющий собой медленную уродливую сказку, основанную на рисунках пациентов психиатрической клиники, где Лалу в сове время работал и где вместе с больными даже поставил кукольный спектакль. В центре сюжета нечестный дантист, который вырывает здоровые зубы пациентам и затем перепродает их богатым людям, но вмешательство мистических сил пресекают его злые козни. Затем была еще пара короткометражных мультфильмов – «Время смерти» (1964) и «Улитки» (1965). Текст к первому был написан Жаком Стернбергом (Jacques Sternberg), автором нескольких фантастических рассказов. В этой работе Лалу исследует природу человека: убийцы, охотника, жертвы. Герои же второго мультфильма – гигантские улитки, случайно выращенные садовником, не в меру удобрявшим растения на своем участке. В 1964 году Рене Лалу снялся у режиссера Пьера Преве (Pierre Prévert) в эпизодической роли в телефильме «Маленький Клаус и большой Клаус», был замечен и как иллюстратор – в его активе обложка к 131-му (октябрь, 1964) номеру французского журнала «Фантастика» (Fiction).
А в 1973-м он создает свою первую полнометражную работу – мультфильм «Дикая планета», снятый по роману Стефана Вуля (Stefan Wul) «Омы на потоке» (OMS en série, 1957). Этот мультфильм, использующий психоделические мотивы, получает специальный приз на Каннском кинофестивале и ныне является классикой мирового кинематографа. Развернувшаяся на далекой планете борьба угнетенных омов (впавшие в регрессию потомки землян) против своих хозяев-гигантов, олицетворяла аллегорию ввода Советских войск в Чешскую республику в 1968 году. Обложка к журналу «Фантастика» (1964) Тем более, что картина снималась в Чехословакии в начале 70-х. Когда же коммунистическое правительство этой страны усмотрело в нем явный аналог столь недавних событий, производство «Дикой планеты» было закончено уже во Франции.
Следующей его работой в соавторстве с Мишелем Жилеттом (Michel Gillet) на студии в Анже (Angers) должен был стать полнометражный мультфильм по роману Жан-Пьера Андревона (Jean-Pierre Andrevon) «Люди-машины против Гандахара» (Les hommes-machines contre Gandahar, 1969). Работы начались в 1977 году, но из-за отсутствия финансирования мультфильм бы вышел всего лишь 10-минутным, и Лалу отложил его.
В том же 1977 году Рене Лалу переключается на новую работу – еще один полнометражный мультфильм по роману опять-таки Стефана Вуля (Stefan Wul) «Сирота с Пердида» (L'orphelin de Perdide, 1958). Герой мультфильма «Властелины времени» 7-8-летний мальчик, который, после гибели своих родителей, вместе со своим старшим наставником путешествует по планете Пердид, где его ждали немало опасностей и очаровательных приключений, и где они повстречали крылатых людей, которые могли повелевать временем. Эта картина также пришлась по душе зрителям, был выпущен комикс, виниловая пластинка с музыкальной темой мультфильма, в очередной раз переиздан роман С. Вуля.
Сразу же после окончания съемок мультфильма «Властелины времени» Рене Лалу начал разрабатывать новый проект – еще один полнометражный мультфильм «Дети дождя» (Les enfants de la pluie, 2003). Но финансовые трудности и смерть соратника привели к тому, что на пятнадцатом году работы у режиссера опустились руки и он в итоге отказывается от ленты. По иронии судьбы именно в этот момент у продюсеров нашлись и деньги и молодой энергичный режиссер Филипп Леклерк. И спустя 21 год спустя фильм вышел таки на экраны. Рене Лалу
После короткого 15-минутного мультфильма «Как был спасен Вонг Фо» (1987), где китайский император, после многих лет проведенных в иллюзорном мире своих картин, начинает мстить художнику за его талант, пленивший императора на многие годы и затмивший собой действительность, Рене Лалу приступает к еще одной полнометражной работе. Он продолжил работу над картиной, которую отложил десять лет назад, и в течение двух лет закончил ее. Фантастический мультфильм «Гандахар» был снят по роману Жан-Пьера Андревона (Jean-Pierre Andrevon) «Люди-машины против Гандахара» (Les hommes-machines contre Gandahar, 1969). Эта лента не стала классической как две предыдущие, американские критики ее даже несколько «пожурили», но это можно сравнить только лишь на фоне всего творчества Лалу. А вообще мультфильм сделан мастерски и, как всегда у этого режиссера, несет идею добра и мира. Борьба его героя, принца Сильвина и его спутницы Айрель против людей-машин злобного супер-мозга Метаморфиса, развернувшаяся не только в пространстве, но и во времени, выглядит очень красиво благодаря рисункам французского художника Каза (Caza). Эта полнометражная лента стала последней серьезной работой в кино.
Спустя десятилетие он выпускает свой последний мультфильм – 26-минутную ленту «Волчий глаз» (1998). Друзья вспоминают мультипликатора как вечно улыбающегося человека, для которого трубка во рту стала как бы символом или еще одним органом тела, но… курящим его редко кому приходилось видеть. Скончался Рене Лалу сердечного приступа в Ангулеме в воскресенье 14 марта 2004 года в возрасте 75 лет.
Фильмография и экранизации
  • 1960 – Зубы обезьяны (Les Dents du singe) – режиссер, оператор
  • 1964 – Маленький Клаус и большой Клаус (Le Petit Claus et le grand Claus) – актер в телефильме
  • 1964 – Время смерти (Les Temps morts) – режиссер, автор сценария
  • 1965 – Улитки (Les Escargots) – режиссер, автор сценария, художник
  • 1973 – Дикая планета (La Planète sauvage) – режиссер, автор сценария
      То же: Под названием «Дикая планета» (Divoká planeta) – Чехословакия
      То же: Под названием «Фантастическая планета» (The Fantastic Planet) – США
      То же: Под названием «Планета невероятных чудовищ» (Planet of Incredible Creatures)
      То же: Под названием «Дикая планета» (The Savage Planet)
  • 1982 – Властелины времени (Les Maîtres du temps) – режиссер, автор сценария
      То же: Под названием «Властелин времени» (Herrscher der Zeit) – ГДР
      То же: Под названием «Властелины времени» (Az Idö urai) – Венгрия
      То же: Под названием «Властелины времени» (Time Masters) – США
  • 1987 – Как был спасен Вонг Фо (Comment Wang Fo fut sauvé) – режиссер, автор сценария, оператор
  • 1988 – Гандахар (Gandahar) – режиссер, автор сценария
      То же: Под названием «Светлые годы» (Light Years) – США
  • 1998 – Волчий глаз (L’ Oeil du loup) – режиссер
      То же: Под названием «Волчий глаз» (The Eye of the Wolf)
Книги
  • Рене Лалу. Двигающиеся рисунки: Сто лет анимационному кино (René Laloux. Ces dessins qui bougent­p;Cent ans de cinéma d'animation) – изд. «Dreamland» (Париж), 1996 – 200 с.
Награды и звания
  • 1973 – специальная премия на Международном фестивале в Каннах (Cannes Film Festival) за картину «Дикая планета»
  • 1973 – номинация на премию «Пальмовая ветвь» Международного фестиваля в Каннах (Cannes Film Festival) за картину «Дикая планета»
  • 1975 – номинация на премию «Небьюла» (Nebula Award) в категории «лучшая драматическая постановка» («Дикая планета»)
  • 1982 – премия за лучший детский фильм фантастического фестиваля «Fantafestival» за картину «Властелины времени»
  • 1988 – номинация на премию Международного кинофестиваля фантастических фильмов «Fantasporto» в категории «лучший фильм» («Гандахар»)

Виталий Карацупа

Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.
 © 2004.  Ссылка на источик желательна.  Vitaley Karatsupa