Архив
      фантастики

Krupkat, Günther
Крупкат Гюнтер (5 июля 1905 – 14 апреля 1990)
Главная страница

Персоналии
Кинематограф
Награды
Фестивали
Сборники
Серии
Периодика
Издательства
Сайты
Произведения
Термины


Календарь
Хроноскоп
Рекорды
Титаник: корабль обреченных (М.: Панорама, 1998)
Когда умирали боги (SF Utopia, 1983)
«Нет такого долгого пути, который человечество не прошло бы ради познания.
Но всякая достигнутая цель всегда будет только вехой, началом нового этапа»


Гюнтер Крупкат

Немецкий писатель, драматург, автор телепостановок. Родился в Берлине. Окончил гимназию, учился на инженера, но не смог закончить обучение из-за недостатка денежных средств. После этого работал техническим работником, лаборантом, кинодраматургом, коммивояжером, электромонтером, рекламным агентом. Попутно писал короткие истории и рассказы для газет и журналов, чаще всего детективного жанра. В 19 лет под влиянием книги Алексея Толстого «Аэлита» (1923) написал свой первый роман «Од», который так никогда и не был опубликован.

Некоторое время был корреспондентом газеты «Берлинер Тагеблатт», затем в течение пяти лет сотрудничал на радио. В 1932 году его, как профсоюзного активиста, безоговорочно увольняют, но он находит работу в голландском издательстве, выпускающем в Германии журнал на семейные темы. После прихода Гитлера к власти в 1933 году принимал участие в движении Сопротивления в Германии и в конце войны в Чехословакии.

С 1945 года журналист, главный редактор нескольких печатных органов. В 1955 г. перешел на профессиональное положение писателя. Много путешествовал – Европа, Центральная Америка, Северная Африка, Ближний Восток. Жил в Берлине. С 1972 по 1978 годы являлся председателем рабочей группы фантастической литературы при Союзе писателей ГДР. Был также членом Европейского комитета НФ.

«Еще смолоду я увлекся естественными науками, техникой и мечтой о том, чтобы будущее человечества было лучше, чем настоящее времен моей юности. Такие книги, как «Через сто лет» Беллами, марсианский роман Алексея Толстого «Аэлита», «Путешествие на Луну» Жюля Верна и произведения немецкого рабочего-астронома Бруно X. Бюргеля, окрылили мою фантазию и определили окончательно направление моих поисков. Распростившись с прежним ремеслом, я взялся за перо. Мне пришлось пройти долгий и трудный путь, прежде чем я стал писателем-фантастом. Но я, не колеблясь, шел этим путем, воодушевленный стремлением показать людям те великие вдохновляющие перспективы, которые – вопреки всем границам – открывает перед ними мир гуманности и трудового братства. В этом глубокий смысл и цель научно-фантастической литературы; шагнуть вперед, вообразить себе будущее, стоя двумя ногами на доброй старой земле. Фантазия не знает границ. Мир бесконечен в своем многообразии, но он познаваем».

Гюнтер Крупкат – автор четырех научно-фантастических романа – «Невидимки» (1956), «Великая граница» (1960), «Когда умирали боги» (1963) и «Набу» (1968), телефильмов – «Пленники вечного круга» и «Часы Скорпиона», пьесы «АР-2 вызывает Икара», а также семи научно-фантастических рассказов. Кроме того, на его счету имеется два реалистических романа и несколько пьес.

НФ романы писателя вписываются в русло специфической «космической фантастики», преобладавшей в ГДР с конца 50-х гг. до начала 70-х. Роман «Набу» (продолжение романа «Когда умирали боги») считается вершиной этого направления. В нем показан переход от приключенческо-технических начал космической фантастики к изучению характеров и человеческих отношений героев. Гюнтера Крупката можно считать одним из лучших фантастов ГДР в 60-е года, и, во всяком случае, самым типичным и значительным в этот период.

Три ранних рассказа прозаика – примеры «инженерской» и ранней космической фантастики. После написания романов, он вновь обратился к малой прозе, искал в ней новые темы и подходы. Работал над сборником рассказов, который так и не смог опубликовать. Его четыре рассказа, изданные после 1969 года в антологиях, были написаны как раз для этого сборника.

Подпись Гюнтера Крупката Крупкат был также автором гипотезы, согласно которой баальбекскую террасу построили (или начинали строить) как стартовую площадку пришельцы из космоса, сам в Ливане изучал это монументальное сооружение и излагал свою гипотезу не только мимоходом в своих НФ романах, но и подробно – в научно-популярных лекциях.

Произведения автора

    Романы

  • 1956 – Невидимки (Die Unsichtbaren) // «Роман-газета» (Roman-Zeitung), №87– изд. «Volk und Welt» (Берлин)
      То же: 1958 – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин). – 228 с.
  • 1960 – Великая граница (Die große Grenze) – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин). – 344 с.
      То же: 1961 – 2-е издание. – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин)
  • 1963 – Когда умирали боги (Als die Götter starben) – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин). – 364 с.
      То же: 1964 – 2-е издание. – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин).
      То же: 1983 – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин). – 312 с. – (SF Utopia)
  • 1968 – Набу (Nabou) – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин). – 320 с.
      То же: 1969 – издание 2-е. – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин)
      То же: 1970 – издание 3-е. – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин)
      То же: 1971 – издание 4-е. – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин)
      То же: 1972 – «Роман-газета» (Roman-Zeitung), №266 – изд. «Volk und Welt» (Берлин). – 128 с.
      То же: 1973 – «Das Neue Berlin» (Берлин). – 320 с. (о)
      То же: 1976 – «Das Neue Berlin» (Берлин). – 320 с. (о)
      То же: 1982 – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин). – 280 с. – (SF Utopia)


    Рассказы

  • 1956 – Пленники вечного круга (Gefangene des ewigen Kreises). – брошюра «Новое приключение» (Das neue Abenteuer), №86 – изд. «Neues Leben» (Берлин). – 32 с.
      То же: 1999 – антология «Световой год 7» (Lichtjahr 7). – изд. «Freundeskreis» (Лейпциг) – с.70-77 – [Отрывки]
  • 1957 – Кобальт-60 (Kobalt 60). – брошюра «Новое приключение» (Das neue Abenteuer), №114 – изд. «Neues Leben» (Берлин). – 32 с.
  • 1957 – Северное сияние над пальмами (Nordlicht über Palmen). – брошюра «Малая молодежная серия» (Kleine Jugendreihe), №4 – изд. «Verlag Kultur und Fortschritt» (Берлин). – 52 с.
  • 1969 – Остров страха (Insel der Angst) // антология «Молекулярное кафе» (Das Molekular-Café») – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин) – с.167-168
      То же: 1970 – антология «Молекулярное кафе» (Das Molekular-Café») – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин) – с.167-168
      То же: 1970 – мини-антология «Восьминулевые» (Die Achtnulligen) – изд. «Verlag Kultur und Fortschritt» (Берлин) – с.40-64
      То же: 1987 – антология «Молекулярное кафе» (Das Molekular-Café») – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин) – с.167-168
      То же: 1991 – антология «Остров времени» (Die Zeitinsel) – изд. «Neues Leben» (Берлин) – с.43-66
  • 1974 – Дуэль (Das Duell) // антология «Велосипед времени» (Das Zeitfahrrad) – изд. «Neues Leben» (Берлин) – с.399-412
      То же: 1977 – антология «Космический корабль» (Das Raumschiff) – изд. «Neues Leben» (Берлин) – с.147-157
      То же: 1977 – антология «Космический корабль» (Das Raumschiff) – изд. «Herder» (Фрейбург – Базель – Виена)
      То же: 1979 – антология «Космический корабль» (Das Raumschiff) – изд. «Neues Leben» (Берлин) – с.147-157
      То же: 1980 – антология «Космический корабль» (Das Raumschiff) – изд. «Neues Leben» (Берлин) – с.147-157
      То же: 1981 – антология «Космический корабль» (Das Raumschiff) – изд. «Neues Leben» (Берлин) – с.147-157
      То же: 1983 – антология «Окно к свету» (Fenster ins Licht). – изд. «Heyne» (Мюнхен) – с.261-271
  • 1975 – Bazillus phantastikus или Фея с топором (Bazillus phantastikus oder Die Nixe mit dem Hackebeil) // антология «Человек с Анти» (Der Mann vom Anti) – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин) – с.159-175
      То же: 1977 – антология «Человек с Анти» (Der Mann vom Anti) – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин) – с.159-175
      То же: 1978 – антология «Человек с Анти» (Der Mann vom Anti) – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин) – с.159-175
      То же: 1980 – антология «Человек с Анти» (Der Mann vom Anti) – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин) – с.
  • 1975 – Человек с Анти (Der Mann vom Anti) // антология «Человек с Анти» (Der Mann vom Anti) – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин) – с.270-291
      То же: 1977 – антология «Человек с Анти» (Der Mann vom Anti) – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин) – с.270-291
      То же: 1978 – антология «Человек с Анти» (Der Mann vom Anti) – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин) – с.270-291
      То же: 1980 – антология «Человек с Анти» (Der Mann vom Anti) – изд. «Das Neue Berlin» (Берлин) – с.
  • 2009 – Седьмая глава (Das siebente Kapitel): [Рассказ-буриме «Приключение на Сакунтале» (Abenteuer auf Sakuntala)] // Кристаллы времени: Рассказы дрезденского Клуба Станислава Лема: Журнал научной фантастики «Andromeda», 2009, Вып.150 – с.53-55


    Нефантастические романы

  • 1957 – «Титаник»: корабль обреченных (Das Schiff der Verlorenen)
  • 1958 – Лицо (Das Gesicht)


    Пьесы и радиопьесы

  • 1956 – Пленники вечного круга (Gefangene des ewigen Kreises) – радиопьеса
  • 1956 – Пленники вечного круга (Gefangene des ewigen Kreises) – телеспектакль – [На экраны не вышел]
  • 1956 – АР-2 вызывает Икара (Arß2 ruft Ikarus) – радиопьеса
  • 1956 – АР-2 вызывает Икара (Arß2 ruft Ikarus) – телеспектакль – [На экраны не вышел]


    Фильмография и экранизации

  • 1968 – Час Скорпиона (Stunde des Skorpions) – автор сценария телефильма в 3-х частях
Отдельные издания
  • «Титаник»: корабль обреченных: Роман / Пер. Г. П. Блябина. – М.: Панорама, 1998. – 256 с. 5 000 экз. (п) ISBN 5-85220-547-8
Публикации в сборниках на русском языке
Публикации в сборнике на украинском языке
Публицистика
  • Почему я стал фантастом?: [Анкета «Иностранной литературы»] // Иностранная литература, 1967, №1 – с.250-263
  • Верю в человечество: Фантасты мира о будущем человека // Техника – молодежи, 1978, №7 – с.27
Творчество автора
Виталий Карацупа
Под редакцией Эрика Симона

Designed by Vitaley Karatsupa, Copyright © 2003
Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта допускается только с разрешения автора.
Ссылка на источик обязательна.