Архив
      фантастики

Хлебников Велимир
(28 октября (9 ноября) 1885 – 28 июня 1922)
Главная страница

Персоналии
Кинематограф
Награды
Фестивали
Сборники
Серии
Периодика
Издательства
Сайты
Произведения
Термины


Календарь
Хроноскоп
Рекорды


«Хлебников возится со словами, как крот, между тем он
прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие…»
(О. Мандельштам)


Велимир Хлебников

Поэт-символист, затем футурист, писатель, художник, который в 1920 году в Харькоском городском театре при участии Есенина и Мариенгофа был посвящен полушутовским обрядом в Председатели Земного шара (сам поэт воспринял сей чин вполне серьезно).

Настоящее имя – Виктор Владимирович Хлебников. Его имя-псевдоним Велимир означает «повелитель мира». Родился в селе Малые Дербеты (Ханская ставка в Калмыцкой степи, Астраханская губерния) в семье естествоиспытателя-орнитолога, одного из организаторов Астраханского заповедника. Учился в Симбирской гимназии, а затем, после переезда семьи в 1898 в Казань, в Казанской гимназии, которую закончил в 1903 году. После этого поступает на физико-математический факультет Казанского университета, из которого затем перевелся в Петербургский на тот же факультет, с которого ушел на славяно-русское отделение историко-филологического факультета. В итоге после трех факультетов двух университетов, которым отдал восемь лет учебы, образование Хлебников так и не получил. В июне 1911 года он был отчислен за невнесение платы.

С этого момента начинается его литературная жизнь – сначала как поэта-символиста, а затем футуриста (по определению самого поэта – «будетлянина» – т.е. глашатая будущего). У него не было дома, службы и денег. Он всегда переезжал, жил у друзей, знакомых и просто случайных людей.

Писать стихи начал еще учась в университете, а первая публикация состоялась в 1908 году – стихотворение в прозе «Искушение грешника». Две проблемы особенно волновали Хлебникова: смысловые функции отдельных букв и звуков (независимо от того, в какой язык они входят) и постижение цифровых закономерностей мировых исторических событий. Еще одной особенностью Хлебникова является огромное количество неологизмов, которые, как он считал, просто необходимо для будущего нового общества. Он стремился к созданию «новой мифологии» и языка грядущего свободного человечества. К примеру, обычное сегодня слово «летчик» придумал именно Велимир Хлебников.

Октябрьскую революцию воспринял в романтическом ключе, как начало к осуществлению собственной утопии. В годы революции и гражданской войны полуголодный и дважды переболевший тифом Хлебников исходил и изъездил пол-России: Харьков, Ростов, Баку, Пятигорск, Астрахань, Каспийское море, Персия (вместе с частями Красной Армии) и прочее. И везде он таскал за собой похожий на наволочку мешок, набитый рукописями своих произведений. Последним местом его пребывания оказалась село Санталово Новгородской губернии, где поэт скончался от тяжелой болезни в возрасте 36 лет.

В 1960 году его прах был перенесен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.

Хлебников – один из самых утопических литераторов во всей русской и советской литературе. В своей прозе и стихотворениях он «предугадал» и генную инженерию и «дороги для ходьбы по воздуху». В поэме «Ладомир» (1920) он описывает время, когда дворян сменят творяне (то есть творцы) и когда станут реальностью «конские свободы и равноправие коров». У него также имеется утопический цикл из десяти произведений, который он в 1921 году объединил под названием «Кол из будущего». Эти наброски представляют собой видение автора будущего мира, которое он описывает как бы глазами очевидца там побывавшего. В 1916 году вместе с Н. Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и «приобретателей».

Насколько сам поэт был оригинальной личностью, настолько оригинальностью отличались и некоторые издания его произведений. Так, например, несколько выпусков сборника «Неизданный Хлебников», издавался в количестве 100 экземпляров «Группой друзей Хлебникова» стеклографированным способом написанным от руки. Впервые цветной коллаж также был применен в издании футуристической книги А. Крученых и В. Хлебникова «Мирсконца» (М., 1912). В декабре 1995 года экземпляр этого издания в рукотворной обложке Натальи Гончаровой был продан на одном из московских аукционов за $3250.

Публикация в периодике и сборниках
  • Ладомир. – Поэма: Харьков, 1920 – Литографированный оттиск с рукописи
      То же: Другой вариант поэмы. – ЛЕФ, 1923, №2 – с.
      То же: В. Хлебников. Стихотворения и поэмы. – Л., 1960 – с.
      То же: В. Хлебников. Избранное. – М.: Диамант, 1998 – с.321-341
      То же: В. Хлебников. Избранное. – М.: Терра – Книжный клуб, 2000 – 252-274
  • Перед вышкой: Новелла из будущего // Корабль (Калуга), 1923, №1-2 – с.
  • Радио будущего: Набросок // Красная новь (Москва), 1927, №8 – с.185-187
      То же: [Научно-фантастический набросок] / Предисл. Владимира Грекова // Техника – молодежи, 1985, №9 – с.50-51
      То же: Наука и религия, 1986, №4 – с.57
      То же: В. Хлебников. Проза поэта. – М.: ВАГРИУС, 2001 – с.225-230
      То же: [Отрывок из научно-фантастического наброска, опубликованного в «ТМ» №9 за 1985 год] // Техника – молодежи, 2008, №10 – с.16
  • Лебедия будущего // Неизданный Хлебников. Вып.10. Проза – М.: Группа друзей Хлебникова, 1928 – с.
      То же: Вечное солнце. – М.: Молодая гвардия, 1979 – с.409-411
      То же: Наука и религия, 1986, №4 – с.57
      То же: В. Хлебников. Проза поэта. – М.: ВАГРИУС, 2001 – с.149-151
  • Кол из будущего: [Утопические наброски] // Собрание произведений В. Хлебникова. Т.IV. – Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1931 – с.275-299
  • Мы и дома: [Набросок] // Вечное солнце. – М.: Молодая гвардия, 1979 – с.401-408
      То же: Наука и религия, 1986, №4 – с.57
      То же: В. Хлебников. Проза поэта. – М.: ВАГРИУС, 2001 – с.96-106
  • Утес из будущего // Наука и религия, 1986, №4 – с.57
  • Госпожа Ленин: Пьеса // Хлебников В. Творения. – М.: Советский писатель, 1987 – с. 414-416
      То же: В. Хлебников. Избранное. – М.: Терра – Книжный клуб, 2000 – с.305-310
      То же: В. Хлебников. Собрания сочинение в 3 т. Т.2. – М.: Академический проект, 2001 – 398-400
  • Ошибка смерти. Тринадцатый гость: Пьеса // Хлебников В. Творения. – М.: Советский писатель, 1987 – с. 424-428
      То же: В. Хлебников. Избранное. – М.: Терра – Книжный клуб, 2000 – с.321-330
      То же: В. Хлебников. Собрания сочинение в 3 т. Т.2. – М.: Академический проект, 2001 – 426-430
  • Снежиночка: Рождественская сказка // Хлебников В. Творения. – М.: Советский писатель, 1987 – с. 381-390
      То же: В. Хлебников. Избранное. – М.: Терра – Книжный клуб, 2000 – с.283-304
      То же: В. Хлебников. Собрания сочинение в 3 т. Т.2. – М.: Академический проект, 2001 – 361-370
  • Чертик: Петербургская сказка на рождение «Аполлона»: Пьеса // Хлебников В. Творения. – М.: Советский писатель, 1987 – с. 391-403
      То же: В. Хлебников. Собрания сочинение в 3 т. Т.2. – М.: Академический проект, 2001 – 371-384
  • Из неопубликованного // Волга (Саратов), 1988, №8 – с.189-191
  • Скуфья скифа: Мистерия: [Рассказ] // Мистика серебряного века русской литературы. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2014 – с.569-577
  • Город будущего: [Стихотворение] // Лазурный луч. – М.: Издательский центр «Терра», 1996 – с.265-268
Творчество автора
  • [С. Калмыков]. В. В. Хлебников (1885 – 1922) // Вечное солнце. – М.: Молодая гвардия, 1979 – с.399-400
  • Михаил Дудин. Хлебников: [Очерк о Велимире Хлебникове] / Рис. Юрия Иванова // Смена, 1986, №5 – с.24-25
  • Хлебников, Велимир // Вольфганг Казак. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года / Пер. Елены Варгафтик и Игоря Бурихина. – Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd, 1988 – с.811-813
  • Отзвуки «серебряного века»: (Литературные портреты Владимира Смиренского): [Новеллы и воспоминания о В. Хлебникове, А. А. Ахматовой, А. Грине и очерк «Пятницы Полонского»] / Вступ. статья В. Волошиновой // Дон (Ростов н/Д), 1993, №7 – с.196-209
  • Юрий Дружников. Тайна могилы Велимира Хлебникова / Рис. Юрия Анненкова // Смена, 1996, №9 – с.122-138
  • Василий Голованов. Дельта Хлебникова, или Лист, застрявший в тысячелетних камнях: [О творчестве В. Хлебникова] // Первое сентября (Москва), 2000, 16 мая – с.7
  • Е. П. Беренштейн (Тверь). Будетлянские словарики Велимира Хлебникова: [Статья] // Будущее как сюжет. – Тверь: Издательство Марины Батасовой, 2014 – с.257-265
Виталий Карацупа

Designed by Vitaley Karatsupa, Copyright © 2003
Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта допускается только с разрешения автора.
Ссылка на источик обязательна.