|
Хлебников Велимир (28 октября (9 ноября) 1885 – 28 июня 1922) Главная страница |
Персоналии Кинематограф Награды Фестивали Сборники Серии Периодика Издательства Сайты Произведения Термины Календарь Хроноскоп Рекорды |
«Хлебников возится со словами, как крот, между тем он
прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие…» (О. Мандельштам) Поэт-символист, затем футурист, писатель, художник, который в 1920 году в Харькоском городском театре при участии Есенина и Мариенгофа был посвящен полушутовским обрядом в Председатели Земного шара (сам поэт воспринял сей чин вполне серьезно). Настоящее имя – Виктор Владимирович Хлебников. Его имя-псевдоним Велимир означает «повелитель мира». Родился в селе Малые Дербеты (Ханская ставка в Калмыцкой степи, Астраханская губерния) в семье естествоиспытателя-орнитолога, одного из организаторов Астраханского заповедника. Учился в Симбирской гимназии, а затем, после переезда семьи в 1898 в Казань, в Казанской гимназии, которую закончил в 1903 году. После этого поступает на физико-математический факультет Казанского университета, из которого затем перевелся в Петербургский на тот же факультет, с которого ушел на славяно-русское отделение историко-филологического факультета. В итоге после трех факультетов двух университетов, которым отдал восемь лет учебы, образование Хлебников так и не получил. В июне 1911 года он был отчислен за невнесение платы. С этого момента начинается его литературная жизнь – сначала как поэта-символиста, а затем футуриста (по определению самого поэта – «будетлянина» – т.е. глашатая будущего). У него не было дома, службы и денег. Он всегда переезжал, жил у друзей, знакомых и просто случайных людей. Писать стихи начал еще учась в университете, а первая публикация состоялась в 1908 году – стихотворение в прозе «Искушение грешника». Две проблемы особенно волновали Хлебникова: смысловые функции отдельных букв и звуков (независимо от того, в какой язык они входят) и постижение цифровых закономерностей мировых исторических событий. Еще одной особенностью Хлебникова является огромное количество неологизмов, которые, как он считал, просто необходимо для будущего нового общества. Он стремился к созданию «новой мифологии» и языка грядущего свободного человечества. К примеру, обычное сегодня слово «летчик» придумал именно Велимир Хлебников. Октябрьскую революцию воспринял в романтическом ключе, как начало к осуществлению собственной утопии. В годы революции и гражданской войны полуголодный и дважды переболевший тифом Хлебников исходил и изъездил пол-России: Харьков, Ростов, Баку, Пятигорск, Астрахань, Каспийское море, Персия (вместе с частями Красной Армии) и прочее. И везде он таскал за собой похожий на наволочку мешок, набитый рукописями своих произведений. Последним местом его пребывания оказалась село Санталово Новгородской губернии, где поэт скончался от тяжелой болезни в возрасте 36 лет. В 1960 году его прах был перенесен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище. Хлебников – один из самых утопических литераторов во всей русской и советской литературе. В своей прозе и стихотворениях он «предугадал» и генную инженерию и «дороги для ходьбы по воздуху». В поэме «Ладомир» (1920) он описывает время, когда дворян сменят творяне (то есть творцы) и когда станут реальностью «конские свободы и равноправие коров». У него также имеется утопический цикл из десяти произведений, который он в 1921 году объединил под названием «Кол из будущего». Эти наброски представляют собой видение автора будущего мира, которое он описывает как бы глазами очевидца там побывавшего. В 1916 году вместе с Н. Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и «приобретателей». Насколько сам поэт был оригинальной личностью, настолько оригинальностью отличались и некоторые издания его произведений. Так, например, несколько выпусков сборника «Неизданный Хлебников», издавался в количестве 100 экземпляров «Группой друзей Хлебникова» стеклографированным способом написанным от руки. Впервые цветной коллаж также был применен в издании футуристической книги А. Крученых и В. Хлебникова «Мирсконца» (М., 1912). В декабре 1995 года экземпляр этого издания в рукотворной обложке Натальи Гончаровой был продан на одном из московских аукционов за $3250. Публикация в периодике и сборниках
Творчество автора
Виталий Карацупа
Designed by Vitaley Karatsupa,
Copyright © 2003
Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта допускается только с разрешения автора. Ссылка на источик обязательна. |