Campanella, Tomasso
Кампанелла Томмазо (5 сентября 1568 – 21 мая 1639)
Новые поступления   |   Анонс   |   Доска объявлений   |   Автора!!! Главная страница  

Архив
  Персоналии
  Кинематограф
  Награды
  Фестивали
  Сборники
  Серии
  Периодика
  Издательства
  Сайты
  Произведения
  Термины

Дополнения
  Календарь
  Хроноскоп
  Энциклопедии
  Рекорды


А. Штекли "Кампанелла" (1960)


Итальянский мыслитель, публицист и поэт Джованни Доменико Кампанелла родился 5 сентября 1568 года в семье бедного сапожника Джеронимо Кампанеллы (Geronimo Campanella) в селе Стеньяно возле города Стило, который находится в гористой Калабрии, южной части Италии, которая в то время пребывала под игом испанских оккупантов.
Начальное образование способный мальчик получил у монаха-доминиканца, который вопреки воле отца, желающего видеть сына юристом, уговорил его вступить в монастырь ордена доминиканцев в городе Плаканици, где он получил имя Томмазо, то есть Фома, в честь святого Фомы Аквинского, известного теолога католической церкви. В монастыре Кампанелла настойчиво углублял свое общее образование и особенно – знания по философии, основательно ознакомившись с трактатами Платона, Аристотеля, Альберта Великого и Фомы Аквинского. Большое впечатление оказали на молодого Кампанеллу философские взгляды вольнодумного итальянского мыслителя Телезия, который выступал против мертвой средневековой схоластики, на изучение природы, в исследовании которой он видел первоисточник научных знаний.
В 1591 году в Неаполе увидел свет первый философский трактат Кампанеллы «Философия, основанная на ощущениях» (Philosophia sensibus demonstrata), в котором он утверждал, что природу надо объяснять на основе собственных ощущений, и отстаивал право человека на свободное мышление. После опубликования этого произведения инквизиция арестовала автора, так как внимательные глаза охранников «чистоты» католической церкви, незыблемости ее догматики и философских основ, увидели в трактате опасные проявления вольнодумства и еретического уклона. Освобожденный из тюрьмы в 1592 году, он уже не вернулся в монастырь. Во время длительных путешествий по Италии (Рим, Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция, Неаполь) Кампанелла, которого все время обвиняли в вольнодумстве и ереси, опять попадал в тюрьму.
Вернувшись в 1598 г. в родную Калабрию, он вместе с другими патриотами начал готовить восстание с целью скинуть ненавистное ярмо испанских Габсбургов и установить республику, где господствовала бы социальная справедливость. В результате предательства одного из участников заговора, руководителей запланированного восстания арестовали. Светские власти обвинили Кампанеллу в антигосударственной деятельности, а церковники – в ереси. Испанцы выдали Кампанеллу инквизиции, и церковный трибунал осудил его за ересь на пожизненное заключения. Он побывал в тюрьмах разных городов Италии, подвергаясь пыткам и тяжелым унижениям. Про это он сам в дальнейшем вспоминал так: «Я прошел заключение в пятидесяти разных камерах и семь раз был жесточайше пытан. Последний раз пытки продолжались сорок часов подряд». Но это не сломило его дух. В тюрьме Кампанеллы написал все свои главные работы, в частности «Город Солнца» (La citta del Sole, 1602) – проект идеального общества.
В 1626 году его выпустили на волю, но вскоре опять арестовали. После окончательного помилования, по распоряжению папы Римского Урбана VIII, влюбленного в астрологию, Кампанеллу перевели в Рим, потому что папа хотел иметь под рукой авторитетного знатока этой «науки». Кампанелла, как и множество выдающихся людей того времени, верил, что движение небесных светил воздействует не земные события и человеческие судьбы. Более того, даже писал на эту тему, в частности дал волю своим астрономо-астрологическим знаниям в «Городе Солнца». Решающую роль в освобождении Кампанеллы из тюрьмы сыграла его статья «Про то, как избежать судьбы, которую пророчат звезды». Несмотря на то, что католическая церковь не признавала астрологии, все же некоторые первосвященники, как Павел V, Урбан VIII и другие, а также отдельные церковные деятели, как кардинал Ришелье, свято верили в нее и в частной жизни обращались за советами к астрологам. Но добрые отношения с папой быстро испортились. Ортодоксальные круги Ватикана в очередной раз начали преследовать Кампанеллу. Не понравилось им и его смелое выступление в защиту Галилея во время процесса, затеянного церковью в 1632 году. Кроме того, вице-король Неаполя обвинил Кампанеллу в новом заговоре против испанской власти и требовал его выдачи. Кампанеллы, спасаясь от преследований, покинул в 1634 году Италию и нашел дружественное пристанище во Франции, которая в это время враждовала с Испанией. Тут он издал ряд произведений и прожил последние годы своей жизни. Умер Кампанелла 21 мая 1639 года.
Кампанелла был высокообразованным человеком, значительным ученым своего времени с чрезвычайно широким кругом научных интересов. Из-под его пера вышли произведения по философии, теологии, физике, медицине, экономике, политике военному делу, астрологии. Большая часть их написана в тюрьме, где Кампанелла провел 33 года – лучшие годы своей жизни. Творческое наследие мыслителя, которое когда-то было причиной стольких споров и дискуссий, вызывая ярость у его идейных противников, со временем утратило свою злободневность и залегло на полках библиотечных книгохранилищ. Лишь одно произведение сберегло свою привлекательность, несмотря на то, что с момента его выхода в свет прошло почти четыре столетия. Это – «Город Солнца».
«Город Солнца» – одно из наиболее ярких произведений философско-политической мысли эпохи Ренессанса и по своим реформаторским тенденциям не уступает «Утопии» Т. Мора. Кампанелла также, как и Мор, нарисовал картину вымышленного солнечного государства, веря, что потомки создадут себе на ее примере реальное государство. «Город Солнца» – это литературная утопия. В произведении рассказывается про то, как выходцы из Индии, оставив родину, поселились на острове Тапробани и основали там город-государство, в котором постановили «вести философский способ жизни общиной».
«Город Солнца» Кампанелла написал в 1602 году в неаполитанской тюрьме сначала на родном итальянском языке. Писал ужасным почерком, так как покалеченные пальцы едва держали перо. Отдельные листочки с большим риском передавал из тюрьмы знакомым, которые переписывали их во многих экземплярах. Автограф итальянского экземпляра, к сожалению, не сохранился. До наших дней дошло 11 списков итальянского текста, выполненных в начале XVII в. Позже, в 1613 году, Кампанелла сам перевел итальянский текст на латынь, которая в то время была международным языком. Именно этот латинский текст произведения вышел в свет через десять лет во Франкфурте-на-Майне. Причем издано его было не отдельной книгой, а как приложение к объемной «Реальной философии» – философского трактата, в котором освещались разные темы: природа вещей, мораль людей, политика и экономика. Именно к третьей части трактата - о политике – он и был приложен под заголовком «Брата Фомы Кампанеллы Приложение к Политике. Город Солнца. Идея философской республики». Такое заглавие было на титульном листе, а на первой странице самого текста было напечатано немного по-другому: «Город Солнца, или Про идею республики. Политический диалог». Издание это осуществил друг автора, выдающийся юрист Товий Адами. Через четырнадцать лет уже сам Кампанелла, переиздавая «Реальную философию» в Париже, переиздал одновременно и «Город Солнца». Третье издание этого произведения было посмертным: вышло оно в Утрехте (Голландия) в 1643 году.
Произведение Кампанеллы переведено на многие европейские языки. На русский оно переводилось несколько раз. Наиболее идеальный из переводов вышел в 1934 году, выполнил его Ф. А. Петровский. На украинский язык «Город солнца» впервые переведен в 1988 году – Иосиф Кобив и Юрий Цимбалюк перевели его по первому изданию 1623 года во Франкфурте-на-Майне.
Отдельные издания
  • Город Солнца / Пер. Ф. А. Петровского. – М.-Л.: Academia, 1934. – 182 с.
  • Город Солнца. – М., 1954
Публикации в периодике и сборниках
Творчество автора
  • Альфред Штекли. Кампанелла. – М.: Молодая гвардия, 1960. – 448 с. (Жизнь замечательных людей). 70 000 экз. (п)
  • А. Х. Горфункель. Томазо Кампанелла. – М.: Мысль, 1967. – 245 с.

  • Александр Свентоховский. [О Томазо Кампанелле и его «Городе Солнца»] / Пер. с пол. Е. Загорского // Александр Свентоховский. История утопии. – М.: Издание В. М. Саблина, 1910 – с.66-84
  • Арк. А-н. Томас Кампанелла и его «Государство Солнца»: [Статья] // Жизнь и техника будущего. – М.-Л.: Московский рабочий, [1928] – с.38-54
  • Библиография // Кампанелла Ф. Город Солнца. – М.-Л.: Academia, 1934 – с.180-181
  • А. Э. Штекли. Томмазо Кампанелла // Детская энциклопедия в 12 томах: Том 8. – Из истории человеческого общества. – Второе издание. – М.: Просвещение, 1967 – с.186-187
      То же: Детская энциклопедия в 12 томах: Том 8. – Из истории человеческого общества. – Третье издание. – М.: Педагогика, 1975 – с.171-172
  • Томмазо Кампанелла (1568-1639): Немеркнущие имена // Радуга, 1968, №7 – с.188-189
  • И. Семибратова. Томмазо Кампанелла (1568-1639) // Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. – М.: Правда, 1989 – с.593-597
  • Кампанелла (Campanella) Томмазо (1568-1639) / Вл. Гаков // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. – Минск: ИКО «Галаксиас», 1995 – с.265
  • Валерий Окулов. Фома верующий: (400 лет коммунистическим принципам): [О жизни и творчестве Томаззо Кампанеллы] // В. Окулов. Bibliouniversum. Попытка контакта. – Иваново: Талка, 2008 – с.307-309
  • М. Л. Спивак. «Солнечный град» Андрея Белого: с Кампанеллой и без Кампанеллы: [Функция утопического сочинения Томмазо Кампанеллы «Civitas Solis» («Солнечный град») в творчестве Андрея Белого] // Утопия и эсхатология в культуре русского модернизма. – М.: Индрик, 2016 – с.496-517
  • А. Малеин, Ф. Петровский. «Город Солнца» Кампанеллы: [Комментарии] // Классическая утопия. – М.: АСТ, 2018 – с.349-369
  • Г. В. Драч. Томмазо Кампанелла: философия и социальная теория: [В статье реконструируются философские взгляды Томмазо Кампанеллы как предпосылка и основание его социальной теории, построенной в форме утопии] // Утопические проекты в истории культуры. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019 – с.7-11
  • Л. Е. Яковлева. Философия образования Т. Кампанеллы в контексте современности: [В статье проводится аналогия между возникновением гуманистической модели образования в эпоху Возрождения и новой моделью образования в сетевом обществе] // Утопические проекты в истории культуры. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019 – с.26-27
  • Г. В. Тихомирова. Опыты графической визуализации урбанистического проекта «Города Солнца» Т. Кампанеллы: [Статья посвящена анализу графических попыток реконструировать Город Солнца] // Утопические проекты в истории культуры. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019 – с.115-116
  • Е. В. Золотухина-Аболина. «Город Солнца» Т. Кампанеллы и «Здоровое общество» Э. Фромма: [Сравнительный анализ главных идей философов-утопистов Т. Кампанеллы (XVII в.) и Э. Фромма (XX в.).] // Утопические проекты в истории культуры. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019 – с.124-126
  • Т. Н. Самсонова. Представления Т. Кампанеллы о равенстве в свете гуманистического антропологизма и натурфилософии: [Проблемы, поставленные в утопиях, которые и поныне волнуют и еще долго будут волновать человечество] // Утопические проекты в истории культуры. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019 – с.126-127
  • Д. Е. Мартынов. Образ жизни в Городе Солнца и великом единении: проекты Т. Кампанеллы и Кан Ю-вэя: [Доклад посвящен сопоставлению общественного идеала Т. Кампанеллы и Кан Ю-вэя] // Утопические проекты в истории культуры. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019 – с.165-166
  • Е. П. Агапов. Был ли Кампанелла гуманистом?: [Аргументы против распространённого представления о том, что Кампанелла был гуманистом] // Утопические проекты в истории культуры. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019 – с.184-186
  • А. К. Царёва. Ленинский план монументальной пропаганды: первая утопия советского городского пространства: [Ленинский план монументальной пропаганды 1918 года как продолжение идей Томмазо Кампанеллы] // Утопические проекты в истории культуры. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019 – с.228-230

Библиография на украинском языке

Публикации в периодике и сборниках
  • Місто Сонця: [Утопія] / З латини переклали і склали примітки Йосип Кобів та Юрій Цимбалюк // Всесвіт, 1984, №6 – с.102-134
      Те саме: / Пер. Йосипа Кобова та Юрія Цимбалюка // Томас Мор. Утопія; Томазо Кампанелла. Місто Сонця / Переклад з латинської; Худ. О. В. Бичко. – К.: Дніпро, 1988 – с.131-182
Творчество автора
  • Йосип Кобів та Юрій Цимбалюк. Предтечі соціалізму й комунізму: [Вступне слово] // Томас Мор. Утопія; Томазо Кампанелла. Місто Сонця. – К.: Дніпро, 1988 – с.5
  • Йосип Кобів. Безстрашний оборонець прав людини: [Про Томазо Кампанеллу] // Томас Мор. Утопія; Томазо Кампанелла. Місто Сонця. – К.: Дніпро, 1988 – с.124-130
  • Коментарі до «Міста Сонця» Т. Кампанелли склали Йосип Кобів та Юрій Цимбалюк // Томас Мор. Утопія; Томазо Кампанелла. Місто Сонця. – К.: Дніпро, 1988 – с.196-206

Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.
 © 2003-2004.  Ссылка на источик желательна.  Vitaley Karatsupa