Архив фантастики
Close Encounters of the Third Kind
Близкие контакты третьей степени
Новые поступления   |   Анонс   |   Доска объявлений   |   Автора!!! Главная страница  

Архив
  Персоналии
  Кинематограф
  Награды
  Фестивали
  Сборники
  Серии
  Периодика
  Издательства
  Сайты
  Произведения
  Термины

Дополнения
  Календарь
  Хроноскоп
  Энциклопедии
  Рекорды


Близкие контакты третьей степени (1977)
Близкие контакты третьей степени (1977)
Близкие контакты третьей степени (1977)
Близкие контакты третьей степени (1977)
Близкие контакты третьей степени (1977)
Близкие контакты третьей степени (1977)
Близкие контакты третьей степени (1977)
Близкие контакты третьей степени (1977)


Близкие контакты третьей степени (1977)
  • Производство: США, «Columbia Pictures Corporation», «EMI Films Ltd.»
  • Год выхода на экраны: 1977
  • Продолжительность: 129 мин.
  • Цветной
  • Бюджет фильма: $20 000 000, кассовые сборы в США $128 300 000, кассовые сборы во всем мире $300 000 000
  • Режиссер: Стивен Спилберг (Steven Spielberg)
  • Автор сценария: Стивен Спилберг (Steven Spielberg)
  • Продюсеры: Джулия Филлипс (Julia Phillips), Майкл Филлипс (Michael Phillips)
  • В ролях: Ричард Дрейфус (Richard Dreyfuss), Франсуа Трюффо (François Truffaut), Тери Гарр (Teri Garr), Мелинда Диллон (Melinda Dillon), Боб Балабан (Bob Balaban), Дж. Патрик Макнамара (J. Patrick McNamara), Уоррен Кеммерлинг (Warren Kemmerling), Робертс Блоссом (Roberts Blossom), Филип Доггс (Philip Dodds), Кэри Гуффи (Cary Guffey), Шоун Бишоп (Shawn Bishop), Эдриенн Кэмпбелл (Adrienne Campbell), Джастин Дрейфус (Justin Dreyfuss), Ланс Хенриксен (Lance Henriksen), Меррилл Коннелли (Merrill Connally), Джордж Диченцо (George DiCenzo)
Вдруг ни с того ни с сего на земном шаре в разных точках были зафиксированы довольно необычные явления.
Первой в этом списке была мексиканская пустыня Сонора, где из ниоткуда появилась целая эскадрилья самолетов без экипажа. Как позднее выяснилось, это были все машины 19 тренировочного рейса, без вести пропавшие в мае 1945 года. Высланная на место исследовательская группа во главе с французским ученым Клодом Лакомбом (Франсуа Трюффо) ничего не могла понять, даже странные слова местного старика, который утверждал, что ночью взошло солнце и запело ему песню.
Затем в Центре контроля за воздушным движением в Индианаполисе было зафиксировано НЛО, с которым установили визуальный контакт летевшие неподалеку самолеты. А в городе Мунси в американском штате Индиана в детской комнате со спящим ребенком Берри (Кэри Гуффи) включились все механические игрушки. Заработали также и бытовые приборы, а в окна ударил слепящий свет. Берри встал, вышел из дома и убежал куда-то в ночь. Его мать Джиллиан Гуилер (Мелинда Диллон) пыталась догнать ребенка, но ее сын растворился в темноте и пропал. В эту же ночь во всем городе пропало электричество. Выехавший на повреждение электрик Рой Нери (Ричард Дрейфус) воочию встретился с настоящим НЛО. Автомобиль, в котором ехал Рой, попал под мощный пучок света, после чего над шоссе пронеслись 4 светящихся шара и пропали за горизонтом. И сразу же включился свет. Жители Дармсала
Следующая сцена переносит нас в Монголию, в пустыню Гоби, где среди песков оказалось давно пропавшее в Бермудском треугольнике судно «Дакота». И опять без экипажа. Еще один интересный факт был зафиксирован в северо-индийском городе Дармсала, где местное население в молитвах постоянно повторяют пять тональных божественных звука, которые по их утверждениям доносились с неба. Феномен Дармсалы заключается в том, что те же самые звуки были приняты астрономами на «Goldstone Radio Telescope» с расстояния… 7 световых секунд (!), находящегося в пределах плоскости эклиптики, а после их исследования оказалось, что это земные географические координаты места, находящегося в штате Вайоминг.
Эти координаты были точкой предполагаемого Контакта. Этот район (почти 300 квадратных миль) правительство засекречивает. Здесь даже удается эвакуировать всех жителей г. Муркрофта под предлогом опасности смертельного заражения. Но именно сюда со всех концов США стекаются десятки людей – свидетелей НЛО – которых в течение некоторого времени посещали навязчивые видения. Среди них были и Джиллиан Гуилер и Рой Нери, одержимость которого приняла такую форму, что от него даже уехала жена Ронни (Тери Гарр) с детьми, боясь за их жизни. После их отъезда Рой с феноменальной работоспособностью решил материализовать свои видения, в результате чего посреди гостиной возникла огромная, до самого потолка гора под названием «Чертова башня» – та самая, которая стоит в точке Контакта.
Из всех прибывших в Муркрофт избранных НЛО американцев, несмотря на все запреты, плотное военное оцепление и преследование только Рою и Джиллиан удается достигнуть «Чертовой башни», перебраться через нее и с любопытством лицезреть… посадочную площадку для пришельцев! Контакт
Финал картины представляет собой контакт землян с внеземным разумом, прелюдией к которому стала сыгранная на огромном светящимся органе мелодия из 5 нот из индийского города Дармсала – своеобразное приветствие землян братьям по разуму. Этот долгий и подробный процесс наблюдали как многочисленные ученые и военные, задействованные в этой тайной операции, но и Рой с Джиллиан. После «разведки» небольших светящихся точек, сюда прибыл главный инопланетный корабль, из недр которого вышли все пропавшие некогда люди – летчики пропавшей тридцать лет назад эскадрильи (при этом ничуть не постарели), экипаж «Дакоты», сынишка Джиллиан и др. Эта симфония космического братства закончилась тем, что к землянам вышли пришельцы маленького роста и из всей команды добровольцев, которую земляне подготовили предвидя такой оборот событий, взяли с собой только Роя Нери.
Некоторые интересные факты о фильме
  1. Одно из рабочих названий картины являлось – «Внимание на небо» (Watch the Skies) – финальные слова другого фантастического фильма «Существо из другого мира» (The Thing From Another World, 1951). Эта же фраза звучит и в фильме: из телевизора в момент пробуждения Роя Нери.
  2. На этапе планирования Стивен Спилберг тщательно изучал различные доклады, всевозможные сведения о НЛО, встречался с людьми, которые так или иначе сталкивались с неведомыми человечеству явлениями.
  3. На роль ученого Клода Лакомба, специалиста по НЛО, был приглашен знаменитый французский режиссер Франсуа Трюффо.
  4. Исходя из сюжета картины, ее главный герой Рой Нери родился 4 декабря 1944 года.
  5. Координаты, переданные пришельцами, по сюжету фильма указывают на «Чертову башню» в штате Вайоминг, а на самом деле – это место в полутора милях к северу от города Аулт (штат Колорадо) и в 250 милях от вышеупомянутой «Чертовой башни».
  6. Новый вариант под названием «Близкие контакты третьего вида. Специальная версия» (1980) на три минуты короче, за счет монтажных сокращений в середине действия, но имеет вставку в финале: Рой входит в космический корабль инопланетян, где видит ниспадающий «божественный» свет и смутные очертания худой с длинными конечностями пришельца.
  7. Первоначальный вариант фильма написал Пол Шредер (Paul Schrader), но Стивен Спилберг так основательно его изменил, что сценарист потребовал убрать свое имя из титров.
  8. Для того, чтобы вызвать у маленького Кэри Гуффи, игравшего роль Берри, удивление на лице, два оператора, занятые в съемках, одели на себя костюмы клоуна и гориллы. Для другой сцены, где Берри произносил слово: «Игрушки!», – Спилберг позади камеры показывал ребенку игрушечный автомобиль. А вообще юный Кэри Гуффи был очень аккуратным актером. Для его ролей всегда хватало одного-двух дублей.
  9. По первоначальной задумке режиссера корабль инопланетян должен был представлять собой что-то огромное и темное, но во время съемок в Индии, когда Спилберг часто проезжал мимо ярко освещенного в ночное время нефтеперерабатывающего завода, завороженный красивым зрелищем, он изменил свои планы. И в картине корабль пришельцев представляется нам огромным и светящимся яркими огнями.
  10. Роль инопланетян, вышедших из корабля, сыграли дети, одетые в специальные резиновые костюмы.
  11. Этот фильм поставил своеобразный рекорд – на его съемках было задействовано 11 кинооператоров.
  12. На роль Роя Нери пробовались Стив Маккуин (Steve McQueen), Дастин Хоффман (Dustin Hoffman) и Джин Хэкман (Gene Hackman).
  13. Актер Боб Балабан во время съемок фильма негласно вел дневник, где подробно описывался ход создания картины. Впоследствии этот дневник был издан к началу проката фильма на экранах.
  14. Звуковой ряд для приветствия инопланетян состоял из следующих пяти нот: ре-ми-до, а затем в нижней октаве до-соль.
  15. Довольно оригинальные неточности были выявлены после выхода ленты на экраны. Так, например, в монгольской пустыне не могло быть верблюдов породы дромадер. В этой части Азии разводятся бактрианы, но как транспортное средство монгольскими скотоводами верблюды вообще не используются – только лошади. Или такая ошибка. Показанный на экране календарь образца 1945 года был набран шрифтом «Helvetica», которые изобрели только в 1951 году.
  16. Фильм снимался в Лос-Анджелесе, штатах Алабама, Калифорния (в пустыне Мохаве), Вайоминге, а также в Мексике и в Индии (в Бомбее).
  17. Режиссер несколько раз дополнял фильм. Первое такое дополнение под названием «Специальная версия» (Special Edition) вышло в 1980 году, а последнее – пятое – на видео в 1998 году под названием «Коллекционная версия» (The Collector’s Edition). Была, правда, еще одна версия, изданная 12 января 1999 года исключительно для AFI «Top 100 Films of All Time» под названием «Окончательная режиссерская редакция» (Definitive director’s edition).
  18. Студия, занимавшаяся спецэффектами для этого фильма, в то же самое время работала над картиной «Звездные войны» (1977), в результате чего внимательный зритель может увидеть на корабле инопланетян стоящего вверх ногами знаменитого робота-помощника R2-D2 из первой трилогии «Звездных войн». (см. ниже десятую фотографию).
Даты выхода фильма
  • 16 ноября 1977 – США
  • 24 февраля 1978 – Франция, Швеция
  • 28 февраля 1978 – Норвегия
  • 3 марта 1978 – Финляндия

    Специальная версия

  • 31 июля 1980 – США
  • 13 февраля 1981 – Финляндия
  • 13 марта 1981 – Швеция
  • 26 ноября 1990 – США (на видео)

    Переиздание

  • 29 мая 2001 – США (на DVD)
  • 12 сентября 2001 – Франция
  • 25 апреля 2003 – Дания
Все фильмы серии
  • 1977 – Близкие контакты третьей степени (Close Encounters of the Third Kind)
  • 1977 – Создание «Близких контактов третьей степени» (The Making of 'Close Encounters of the Third Kind') – документальный телефильм
  • 1980 – Близкие контакты третьей степени: Специальная версия (Close Encounters of the Third Kind: Special Edition)
  • 2001 – Создание «Близких контактов третьей степени» (The Making of 'Close Encounters of the Third Kind') – документальный видеофильм


Эвакуация жителей Муркрофта Заслоны вокруг "Чертовой башни" Эвакуация жителей Муркрофта Рой и Джиллиан Клод Лакомб (Франсуа Трюффо) У "Чертовой башни" Посадочная площадка для пришельцев Посадочная площадка для пришельцев Начало Контакта Прибытие главного корабля пришельцев (см. R2-D2) Корабль пришельцев над "Чертовой башней" Корабль пришельцев над "Чертовой башней"
Награды и звания
  • 1977 – премия «Особая ссылка» (Special Citation) за спецэффекты
  • 1978 – премия «Оскар» (Oscar) в категории «лучший оператор» (Вилмош Жигмонд)
  • 1978 – премия «Оскар» (Oscar) в категории «специальная премия» (Фрэнк Уорнер за звуковые эффекты)
  • 1978 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучшая актриса второго плана» (Мелинда Диллон)
  • 1978 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучший художник-оформитель» (Джо Элвис, Дэниелл Э. Ломино, Фил Абрамсон)
  • 1978 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучший режиссер» (Стивен Спилберг)
  • 1978 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучшие визуальные эффекты» (Рой Арбогаст, Дуглас Трамбулл, Мэттью Юрикич, Грегори Джейн, Ричард Юричик)
  • 1978 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучший монтаж» (Майкл Хан)
  • 1978 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучшая музыка» (Джон Уильямс)
  • 1978 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучший звук» (Роберт Кнадсон, Роберт Дж. Гласс, Дон Макдугалл, Джин С. Кантамесса)
  • 1978 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший режиссер» (Стивен Спилберг)
  • 1978 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая музыка» (Джон Уильямс)
  • 1978 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший актер – научная фантастика» (Ричард Дрейфус)
  • 1978 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая актриса – научная фантастика» (Мелинда Диллон)
  • 1978 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший научно-фантастический фильм»
  • 1978 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие спецэффекты»
  • 1978 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший актер второго плана» (Кэри Гуффи)
  • 1978 – номинация на премию «Эдди (Eddie) в категории «лучший монтаж кинофильма» (Майкл Хан)
  • 1978 – премия «Дэвид» (David) в категории «лучший иностранный фильм» (Италия)
  • 1978 – номинация на премию «DGA Award» Гильдии режиссеров Америки (Directors Guild of America) в категории «выдающееся режиссерское достижения в кинофильме» (Стивен Спилберг)
  • 1978 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучший режиссер кинофильма» (Стивен Спилберг)
  • 1978 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучший драматический кинофильм»
  • 1978 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучшая оригинальная музыка к кинофильму» (Джон Уильямс)
  • 1978 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучший сценарий кинофильма» (Стивен Спилберг)
  • 1978 – премия «Золотая пленка» (Golden Reel Award) в категории «лучший звуковой монтаж и звуковые эффекты»
  • 1978 – номинация на премию «WGA Award» Гильдии писателей Америки (Writers Guild of America) в категории «лучшая драма, написанная непосредственно для кино» (Стивен Спилберг)
  • 1979 – премия «BAFTA Film Award» в категории «лучший художественный дизайн» (Джо Элвис)
  • 1979 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «Премия за музыку в кино Энтони Эскуита» (Джон Уильямс)
  • 1979 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший оператор» (Вилмош Жигмонд)
  • 1979 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший режиссер» (Стивен Спилберг)
  • 1979 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший фильм»
  • 1979 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший монтаж» (Майкл Хан)
  • 1979 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший сценарий» (Стивен Спилберг)
  • 1979 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший звук» (Джин С. Кантамесса, Роберт Кнадсон, Дон Макдугалл, Роберт Дж. Гласс, Стивен Кац, Фрэнк Э. Уорнер, Ричард Освальд, Дэвид М. Хортон, Сэм Джиметт, Гэри С. Герлих, Честер Сломка, Нейл Барроу)
  • 1979 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучшмй актер второго плана» (Франсуа Трюффо)
  • 1979 – премия «Золотой экран» (Golden Screen) – Германия
  • 1979 – премия «Грэмми» (Grammy) в категории «лучший оригинальный музыкальный альбом, написанный для кинофильма или телевидения» (Джон Уильямс)
  • 2002 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший классический фильм на DVD»

Виталий Карацупа

Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.
 © 2003.  Ссылка на источик желательна.  Vitaley Karatsupa