Архив фантастики
Blade Runner
Бегущий по лезвию бритвы
Новые поступления   |   Анонс   |   Доска объявлений   |   Автора!!! Главная страница  

Архив
  Персоналии
  Кинематограф
  Награды
  Фестивали
  Сборники
  Серии
  Периодика
  Издательства
  Сайты
  Произведения
  Термины

Дополнения
  Календарь
  Хроноскоп
  Энциклопедии
  Рекорды


Бегущий по лезвию бритвы (1982)
Бегущий по лезвию бритвы (1982)
Бегущий по лезвию бритвы (1982)
Бегущий по лезвию бритвы (1982)



Бегущий по лезвию бритвы (1982)
  • Производство: США, «Blade Runner Partnership», «The Ladd Company»
  • Год выхода на экраны: 1982
  • Продолжительность: 117 мин.
  • Цветной
  • Бюджет фильма: $28 000 000, кассовые сборы в США $27 600 000
  • Режиссер: Ридли Скотт (Ridley Scott)
  • Авторы сценария: Хэмптон Фэнчер (Hamrton Fancher), Дэвид Пиплз (David Peoples)
  • Продюсер: Майкл Дилей (Michael Deeley)
  • В ролях: Харрисон Форд (Harrison Ford), Рутгер Хауэр (Rutger Hauer), Шон Янг (Sean Young), Эдвард Джеймс Олмос (Edward James Olmos), М. Эммет Уолш (M. Emmet Walsh), Дэрил Ханна (Daryl Hannah), Уильям Сэндерсон (William Sanderson), Брайон Джеймс (Brion James), Джо Таркел (Joe Turkel), Джоанна Кэссиди (Joanna Cassidy), Джеймс Хонг (James Hong), Морган Полл (Morgan Paull), Кевин Томпсон (Kevin Thompson), Джон Эдвард Аллен (John Edward Allen), Хай Пайк (Hy Pyke), Кимико Хироиги (Kimiko Hiroshige), Боб Оказаки (Bob Okazaki), Кэролин Де-Мирджиан (Carolyn DeMirjian)
«В начале XXI века «Tyrell Corporation» разработала новую ступень эволюции роботов «Nexus». Робот практически был человеком. Их называли репликантами. Репликанты серии «Nexus-6» превосходил людей в силе и ловкости и, по крайней мере, по интеллекту были такими же, как и инженеры-генетики, которые их создавали. Репликантов использовали в далеком космосе как рабов, разведчиков, а также при колонизации других планет. После кровавого восстания рабов серии «Nexus» в далекой космической колонии, репликантиов объявили незаконными на Земле. Это преследовалось и каралось смертью. Специальные полицейские команды «Blade Runner» получили приказ убивать любого репликанта, который окажется на Земле. Это называлось казнью».
Действие картины происходит в ноябре 2019 года в Лос-Анджелесе. В центре сюжета бывший «охотник за андроидами» Рик Декард (Харрисон Форд), которому дано задание найти и уничтожить четырех репликантов серии «Nexus-6». Эти андроиды под предводительством Роя Бэтти (Рутгер Хауэр), которые две недели назад похитили космический корабль и убили на нем 23 человека команды, прибыли на Землю для поиска своего создателя – мистера Тайрелла (Джо Таркел).
Репликанты:
- Рой Бэтти (Рутгер Хауэр) – создан 8 мая 2016 г.
- Зора (Джоанна Кэссиди) – создана 12 июня 2016 г.
- Прайс (Дэрил Ханна) – создан 14 февраля 2016 г.
- Леон (Брайон Джеймс) – создан 10 апреля 2017 г.
Ранее никогда не задумывавшийся о природе и судьбе репликантов, их права на жизнь и места в мире людей, Рик Декард во время выполнения задания влюбляется в очень красивую девушку-репликанта Рэйчел (Шон Янг). Ее тщательно скрывал у себя мистер Тайрелл, но теперь, после того, как Декард с помощью тестов распознал в ней андроида, ее судьба полностью зависела только от него. И впервые он уже не был так уверен в необходимости уничтожения биороботов. Тем более, что целью группы репликантов Роя являлась не месть, а инстинкт выживания. Дело в том, что продолжительность жизни андроидов ограничена (это делалось намеренно) – всего несколько лет. И потому эта четверка хотела от Элдона Тайрелла только увеличения их жизненного цикла и снятия с них защиты от быстрого старения.
Правда, действовали репликанты не самым гуманным образом. Они с легкостью убирали со своего пути любую помеху, будь то старый мастер-японец по имени Ганнибал (Джеймс Хонг), специализировавшийся на создании глаз, или другой мастер по созданию андроидов Дж. Ф. Себастьян (Уильям Сэндерсон). Даже своего создателя, мистера Тайлерра, они не пожалели – Рой, когда тот не смог ему помочь, попросту выдавил ему глаза. Несмотря на это Рику Декарду убить всех репликантов стало просто необходимо, т.к. те начинают охотиться на Декарда. Он сумел таки убить троих андроидов, но одолеть Роя ему не хватило сил, и если бы не, как ни странно это звучит, милосердие самого опасного и безжалостного из репликантов, для охотника за андроидами все было бы кончено.
Поступок, совершенный Роем по отношению к своему преследователю и убийце его друзей перед своей смертью, очень неоднозначен. Так что каждый в нем усматривает совершенно различные мотивы: сострадание или нехватка времени для убийства, уважение к настоящему человеку или высокомерие перед слабым созданием. Для Рика Декарды, впрочем, как и для зрителя, это навсегда осталось загадкой.
Некоторые интересные факты о фильме
  1. Фильм, ставший классикой жанра кинофантастики, представляет собой вольную экранизацию части книги Филипа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?» (Do Androids Dream of Electric Shepp?).
  2. «Blade Runner» – в буквальном переводу «живодер», «убойщик». Именно эти эпитеты вкладывал режиссер Ридли Скотт в профессию Рика Декарда.
  3. Первоначальный сценарий к этому фильму, основанный на книге Алана Нурса (Alan Nourse) «Бегущий по лезвию бритвы» (The Bladerunner), написал Уильям Берроуз (William Burroghs). Ридли Скотт купил права на заголовок, но не на сценарий и книгу.
  4. Шахматная игра между Элдоном Тайреллом и Дж. Ф. Себастьяном является знаменитым «Бессмертным матчем» между Адольфом Андерсоном и Лайонелом Кизерицки, который состоялся в 1851 году в Лондоне.
  5. Глаза у репликантов немного подсвечены, но, как заверяет режиссер, это было сделано только лишь для зрителей, дабы те отличали их от настоящих людей.
  6. В 1993 году Ридли Скотт выпустил так называемую «режиссерскую версию» этого фильма, в которой он убрал некоторые моменты, а также вставил новые фрагменты, в результате чего у фильма появился несколько иной подтекст в главной сюжетной линии. Например, режиссер вырезал голос за кадром, добавил кадры сна Декарда и еще некоторые моменты. А, в общем, у зрителя начало складываться мнение, что Рик Декард и сам, видимо, репликант.
  7. По сюжету этого фильма в США в 1997 году была выпущена довольно удачная видеоигра.
  8. В дополнение к видеоигре режиссером Барри Грином (Barry Green) был снят семиминутный документальный фильм «Создание «Бегущего по лезвию бритвы» (1997).
  9. В 2000 году режиссер британский Эндрю Эбботт (Andrew Abbott) по сценарию Марка Кермоди (Mark Kermode) снял 50-минутный телевизионный документальный фильм о создании фантастического фильма «Бегущий по лезвию бритвы» и назвал ее «На краю «Бегущего по лезвию бритвы» (On the Edge of Blade Runner)
  10. Первоначально на роль Декада был выбран Дастин Хоффман (Dustin Hoffman).
  11. В начале картины в диалоге между Декардом и полицейским Брайантом количество прибывших на Землю репликантов указывается сначала четыре, минутой позднее – шесть, а затем – пять. Такая оплошность произошла из-за того, что сценарий первоначально содержал еще один персонаж – репликанта по имени Мэри. А в так никогда и не сделанном продолжении фильма, оказывалось, что Рик Декард является… тем самым шестым реплиткантом!
  12. Те, кому картина не пришлась по душе, за глаза называли ее «Кровавы беглец» (Blood Runner).
  13. В сцене, когда Прайс нападает на Рика Декарда после нескольких сальто-мортале, режиссер решил задействовать профессиональную гимнастку. Но он репетировал эту сцену так много раз, что гимнастка дошла до полного изнеможения. А сцена была снята с гимнастом-мужчиной во время одного и перерывов на обед.
  14. Общая атмосфера фильма была выдержана режиссером в духе картины «Ночные ястребы» (Nighthawks) художника Эдварда Хоппера (Edward Hopper), фотографию которой он всегда имел при себе и зачастую показывал ее съемочной группе для напоминания.
  15. Профессиональные музыканты могут заметить, что в сцене, когда Рэйчел играет на фортепиано, ноты перед ней написаны совсем для другой мелодии, да к тому же партитура вообще для гитары.
  16. Картина снималась в основном в Лос-Анджелесе, но некоторые студийные съемки производились и в Великобритании в г. Шеппертон (гр. Суррей).
Даты выхода фильма
  • 25 июня 1982 – США
  • 21 августа 1982 – Испания
  • 10 сентября 1982 – Швеция
  • 15 сентября 1982 – Франция
  • 1 октября 1982 – Финляндия
  • 14 октября 1982 – ГДР
  • 28 января 1983 – Норвегия
  • 20 ноября 1992 – Финляндия (режиссерская версия)
  • 4 декабря 1992 – Швеция (режиссерская версия)
  • 29 декабря 1992 – Испания (режиссерская версия)
  • 18 февраля 1993 – Аргентина (режиссерская версия)
  • … февраля 1993 – Португалия (режиссерская версия) – на кинофестивале «Fantasporto Film Festival»
Награды и звания
  • 1982 – номинация на премию «Best Cinematography Award» Общества британских кинематографистов (British Society of Cinematographers) (Джордан Кроненвес)
  • 1982 – премия «LAFCA Award» Ассциации кинокритиков Лос-Анджелеса (Los Angeles Film Critics Association Awads) в категории «лучший оператор» (Джордан Кроненвес)
  • 1982 – номинация на премию Лиги Нью-йоркских кинокритиков в категории «лучший оператор» (Джордан Кроненвес)
  • 1982 – номинация на приз Венецианского кинофестиваля в категории «фильм-конкурент» (Ридли Скотт)
  • 1983 – номинация на премию «Оскар» в категории «лучший художник» (Линда де Скенна, Дэвид Снайдер, Лоуренс Пол)
  • 1983 – номинация на премию «Оскар» в категории «лучшие визуальные эффекты» (Дуглас Трамбалл, Ричард Юрикич, Дэвид Драйер)
  • 1983 – премия Британской киноакадемии «BAFTA Film Award» в категории «лучший оператор» (Джордан Кроненвес)
  • 1983 – премия Британской киноакадемии «BAFTA Film Award» в категории «лучший дизайнер костюма» (Чарльз Кноуд, Майкл Каплан)
  • 1983 – премия Британской киноакадемии «BAFTA Film Award» в категории «лучший художник» (Лоуренс Пол)
  • 1983 – номинация на премию Британской киноакадемии «BAFTA Film Award» в категории «лучший монтаж фильма» (Терри Роулингс)
  • 1983 – номинация на премию Британской киноакадемии «BAFTA Film Award» в категории «лучший грим» (Марвин Дж. Уэстмур)
  • 1983 – номинация на премию Британской киноакадемии «BAFTA Film Award» в категории «лучший композитор» (Вангелис)
  • 1983 – номинация на премию Британской киноакадемии «BAFTA Film Award» в категории «лучший звук» (Питер Пиннел, Бад Элпер, Грэхем В. Хартстоун, Джерри Хампхрис)
  • 1983 – номинация на премию Британской киноакадемии «BAFTA Film Award» в категории «лучшие визуальные эффекты» (Дуглас Трамбалл, Ричард Юрикич, Дэвид Драйер)
  • 1983 – номинация на премию международного кинофестиваля «Fantasporto» в категории «лучший фильм» (Ридли Скотт)
  • 1983 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучшая оригинальная партитура кинофильма» (Вангелис)
  • 1983 – премия «Хьюго» (Hugo) в категории «лучшая драматическая постановка»
  • 1983 – премия «За заслуги» (Special Achievement Award) организации кинокритиков Лондона (London Critics Circle Film Awards) (Лоуренс Дж. Полл, Дуглас Трамбалл, Сид Мид) – за общую визуальную концепцию картины
  • 1993 – премия «National Film Registry» Национального киноархива США (National Film Preservation Board)
  • 1993 – номинация на премию международного кинофестиваля «Fantasporto» в категории «лучший фильм» (Ридли Скотт) – режиссерская версия
Литература
  • 1982 – Филипп К. Дик. Снятся ли андроидам электроовцы (Dick, Philip K.. Do Androids Dream of Electric Sheep). – Нью-Йорк: Ballantine Books, 1982
  • 1982 – Вик Баллак (Bulluck, Vic. Official Blade Runner Souvenir Magazine). – Нью-Йорк: Ira Friedman Inc, 1982
  • 1984 – Роберт Силверберг. Путь взгляда в будущее: «THX 1138» и «Бегущий по лезвию бритвы» (Silverberg, Robert. "The Way the Future Looks: ‘THX 1138’ and ‘Blade Runner’". – Нью-Йорк: Doubleday, 1984
  • 1996 – Пол М. Сэммон. Создание «Бегущего по лезвию бритвы» (Paul M. Sammon, Future Noir: The Making of Blade Runner). – Нью-Йорк: HarperPrism, 1996
Библиография
  • Репортаж из прошлого. Съемки «Бегущего по лезвию бритвы» // БОГ в сточной канаве, 2000, №3 – с.9-10
  • Михаил Попов. Беги, Декард, беги!: [О к/ф «Бегущий по лезвию» (Blade runner), реж. Ридли Скотт] // Мир фантастики, 2006, №4 – с.55
  • [Врезка]: Это интересно: [Некоторые факты] // Мир фантастики, 2006, №4 – с.55
  • Александр Ф. Филиппов. Восстание картезианцев: к социологической характеристике фильма Бегущий по лезвию // Фантастическое кино: Эпизод первый. – М.: Новое литературное обозрение, 2006 – с.124-152
  • Вернон Шетли, Алиса Фергюсон-Филипс. Отражения в серебристом оке: линза и зеркало в фильме Бегущий по лезвию / Пер. М. Неклюдовой // Фантастическое кино: Эпизод первый. – М.: Новое литературное обозрение, 2006 – с.297-310
  • А. О. Зуева. Мечтают ли андроиды об электроовцах?: [Рассматрение культового фильма «Бегущий по лезвию» (1981)] // Утопические проекты в истории культуры. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019 – с.214-215
Виталий Карацупа

Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта не запрещается.
 © 2002-2004.  Ссылка на источик желательна.  Vitaley Karatsupa