[Коллективная монография] / Отв. ред. Андрей Голубков, Мария Штейнман. – М.: ИМЛИ РАН, 2023. – 568 с. (п) ISBN 978-5-9208-0719-9

содержание
  • А. В. Голубков. Вокруг Мэри Шелли и «Франкенштейна»: куклы, роботы, автоматы: [По материалам международной конференции «Куклы, автоматы, роботы: искусственное тело в мировой художественной и интеллектуальной культуре (к 200-летию издания романа «Франкенштейн, или Новый Прометей» М. Шелли», состоявшейся 5-7 декабря 2018 г. в Институте мировой литературы им. А. М. Горького РАН и Школе филологических наук НИУ «Высшая школа экономики»] – с.10-28
  • 1. Статуи / Куклы: страсть и связенное
    • Е. С. Ванеян. «Спектр телесности» японской буддийской скульптуры: [О том, как создавалось искусственное тело японских буддийских статуй] – с.31-57
    • А. Э. Греф, Д. С. Пенская, Е. А. Слонимская. Танцующие куклы от Геррады Ландсбергской до наших дней: [Анализ простейших народных кукол, отличительной чертой которых является спорадическое механистическое движение] – с.58-73
    • Е. П. Ерёмина. Кукла и искусственное тело в современном белорусском кукольном театре: образ смерти vs имитация жизни: [Переосмысление концепции «подражательного» театра кукол современным белорусским театральным искусством в контексте взаимосвязи с идеями писателей-романтиков (О. Вилье де Лиль-Адан, Э.Т.А. Гофман, Жан-Поль и др.)] – с.74-84
    • А. В. Голубков. Пигмалионизм на Западе: любовь небесная vs любовь земная?: [Исследование феномена пигмалионизма – страстного влечения к статуе или кукле на основе романа «Волхв» Д. Фаулза, произведений Овидия, Романа о Тристане и Изольде] – с.85-98
    • Е. В. Тырышкина. «Рюделианский миф» в повести А. В. Чаянова «История парикмахерской куклы» (1918): [Функционирование «рюделианского мифа» в повести А. В. Чаянова] – с.99-110
    • Л. Г. Хорева. Образ манекена в нарративной картине мира новейшей испанской литературы: [Исследование роли манекена в нарративной картине мира в новейшей испанской литературе на основе новелл Хуана Хосе Мильяса] – с.111-119
    • А. А. Липинская. Восстание кукол: Парадоксальная антропология «Мастера чудес» Ф. Д. О’Брайена: [Новелла Фитц Джеймса О’Брайена «Мастер чудес» как переходный характер в рамках готической традиции] – с.120-130
    • А. В. Попова. Кукла в художественной системе Жорж Санд: нравственный и эстетический потенциал: [Образ куклы и особенности интерпретации связанной с ней оппозиции «живое-неживое» в творчестве Жорж Санд] – с.131-146
    • Е. М. Белавина. Сказки Марселины Деборд-Вальмор: «Старые куклы, вытащенные из шкафа»: [О прозаических сказках французской писательницы эпохи романтизма Марселины Деборд-Вальмор, которые представляют собой этап эволюции жанра авторской сказки для детей] – с.147-159
    • А. В. Коровин. Куклы, предметы и изваяния в образной системе сказок Х.К. Андерсена: [Об отличительных чертах андерсеновской поэтики в русле наделения неодушевленных предметов человеческими качествами, что стало настоящим новаторством в жанре литературной сказки] – с.160-182
    • N. Langbour. Les Pinocchio modernes ou l’homme artificiel dans la littérature de jeunesse française contemporaine: enjeux philosophiques, éthiques et esthétiques / Н. Лангбур. Новые Пиноккио, или Искусственный человек в современной французской молодежной литературе: философские, этические и эстетические проблемы: [О причинах популярности искусственного героя в детской литературев литературе для детей и юношества] – с.183-202
  • 2. Андроиды / Машины: между мифом и наукой
    • А. В. Протопопова, И. А. Протопопов. Сюжет о сотворении людей в мифе о Прометее у Фульгенция: [О таком элементе мифа о Прометее, как сотворение им человека из глины] – с.205-217
    • Е. В. Халтрин-Халтурина. Миф о Прометее и искусственное тело в поэме Э. Спенсера «Королева фей» и в романе Мэри Шелли «Франкенштейн» – с.218-236
    • О. К. Ранкс. «Сеньор Пигмалион» Х. Грау: фарс о «новом Прометее»: [О трагикомическом фарсе «Сеньор Пигмалион» испанского драматурга XX в. Х. Грау.] – с.237-248
    • С. В. Панов. Истоки механики и машины желания: прозопопея политеизма, фантом: Просвещения, иллюзия модерна – с.249-269
    • Е. Ю. Сапрыкина. Андроид в итальянской литературе середины XX в.: [О проблематике, связанной с гуманизацией искусственного тела и с процессом взаимодействия человека со своим искусственным созданием на примере фантастических Ф.Т. Маринетти, Д. Буццати и Т. Ландольфи] – с.270-283
    • Л. Е. Сабурова. Одиночество пустой брони в трилогии Итало Кальвино «Наши предки»: [О репрезентации искусственного тела в романе итальянского писателя] – с.284-299
    • И. А. Шишкова. «Франкенштейн» Мэри Шелли и топос искусственного тела в романе Питера Акройда «Журнал Виктора Франкенштейна» – с.300-316
    • Н. Г. Владимирова. Гомункул в онейрическом пространстве романа Питера Акройда «Дом доктора Ди» – с.317-360
    • Я. Ю. Муратова. Концепты человеческого и постчеловеческого в романе Йэна Макъюэна «Machines Like Me» – с.361-393
  • 3. Роботы / Автоматы: воля и насилие
    • А. В. Шабельник. От «големичности» к обретению субъектной полноты: роман Г. Майринка «Голем»: [О романе австрийского автора как произведение, вбирающее в себя мотивы разных версий легенды] – с.397-408
    • А. М. Бибикова. Идеальный актeр в пьесе Л. Пиранделло «Горные великаны»: телесность между реальностью и фантазией – с.409-419
    • А. А. Николаева. Мотив ожившей куклы в экспериментальном произведении В. Г. Шершеневича «Похождения Электрического Арлекина» – с.420-434
    • О. И. Половинкина. Репрезентация тела / искусственного тела в романе Э. Берджесса «Заводной апельсин» и одноименном фильме С. Кубрика – с.435-454
    • М. А. Штейнман. Технократия и искусственное тело в контексте теории фантастического: «Метрополис» Ф. Ланга и «Мерзейшая мощь» К.С. Льюиса – с.455-478
    • Ph.Ch. Met. Les automates ont-ils un “genre”? La greffe de l’art et de la science / Ф. Ш. Мет. У автоматов есть «гендер»? Трансплантация искусства и науки: [Пересечение искусства и науки, а также гендерная двойственность в романе «Кровавая кукла / Машина убийства» Г. Леру), послуживший основой для сериала М. Кравенна (1976), а также роман «Руки Орлака» М. Ренара, воплощенный в кинематографе Р. Вине (1924) и К. Фройндом («Безумная любовь», 1935)] – с.479-492
    • А. А. Индриков. В поисках души робота: к вопросу о внутренней сущности машины: [Проблема распознавания субъективно живого в искусственном теле, в анализе произведений писателей-фантастов] – с.493-509
  • 4. Киборги / Аватары: тело улучшенное и украшенное
    • К. Е. Ермилова. «Искусственное тело» в современной поп-культуре Южной Кореи: феномен K-pop айдола: [О музыкальном направлении K-pop] – с.513-531
    • М. А. Куличихина. Образы куклы / марионетки / андроида в современной моде: исторические, культурные и литературные истоки: [Исследование исторических, культурных и литературных источников образов тела фэшн-модели – куклы] – с.532-556
  • A. V. Golubkov. Dolls, Robots, Automata: Around Mary Shelley and “Frankenstein” / А. В. Голубков. Куклы, роботы, автоматы: вокруг Мэри Шелли и «Франкенштейна»: [Исследуются феноменов, относящихся к временному периоду от Античности до настоящего времени] – с.557-564

© Виталий Карацупа, 2023

НАВЕРХ