[Сборник статей] / Сост. и отв. ред. О. А. Богданова, А. Г. Гачева; Обложка С. В. Малютина. – М.: Индрик, 2016. – 712 + [16] с. – («Вечные» сюжеты и образы; Вып.3). 500 экз. (п) ISBN 978-5-91674-400-2

содержание
  • Содержание – с.5-9
  • А. Г. Гачева, О.А. Богданова. Предисловие – с.11-14
  • Утопия и эсхатология: философские и культурологические аспекты
    • Н. А. Хренов. Утопическое сознание в России рубежа XIX-XX вв.: от модерна к хилиазму: [Попытка соотношения художественных процессов в их символистских и авангардистских проявлениях с социальной психологией рубежа ХІХ-ХХ вв.] – с.16-41
    • Н. Г. Полтавцева. Модерн как стиль культуры и утопия: некоторые аспекты взаимодействия: [О взаимоотношениях между модерном как «большим стилем» культуры XX в. и утопическим дискурсом внутри него] – с.42-61
    • Т. Д. Суходуб. Критика утопии как типа мышления в русской философии первой трети ХХ в.: [О трансисторичности феномена утопии] – с.62-77
    • В. В. Варава. Рождение философии из духа эсхатологии (Опыт русской мысли): [Об эсхатологических истоках русской философии] – с.78-91
    • А. Савицкий. Мышление эсхатологическое и мышление утопическое: [Поставка проблемы различия между мышлением утопическим и мышлением эсхатологическим] – с.92-105
    • О. М. Седых. «Тоска по мировой культуре»: поэтика и утопия русского модернизма: [Формулировка О. Мандельштама «тоска по мировой культуре» рассмотрена как одна из характеристик поэтики русского модернизма] – с.106-123
    • М. М. Шибаева. Феномен панэстетизма в контексте русского модернизма: [О панэстетизме как специфическому явлению в культуре модернизма] – с.124-137
    • О. А. Казнина. Критика социального утопизма в русском религиозном персонализме: [О творчестве таких представителей «нового религиозного сознания» и русского религиозного персонализма, в т.ч. Ф. М. Достоевского] – с.138-159
    • А. Г. Гачева. Идея оправдания истории и активно-творческий эсхатологизм русской религиозно-философской мысли конца XIX – первой трети ХХ в.: [Русская религиозно-философская мысль об оправдании истории] – с.160-183
    • Е. М. Титаренко. Утопия и иеротопия: образы сакрального пространства в супраморализме Н. Ф. Федорова: [Рассмотрению взаимосвязи эстетического и утопического в проективной «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова] – с.184-195
    • О. А. Богданова. Дворянская усадьба Серебряного века в пространстве ретроспективной утопии: [Семь аспектов русской сельской дворянской усадьбы как воплощения ретроспективной утопии в Серебряном веке] – с.196-209
    • О. Пфау. Утопия – проекция в будущее или реализация существующего? Влияние русских религиозных мыслителей XIX в. на формирование концепции утопизма у Э. Блоха: [О работе немецкого философа Эрнста Блоха «Дух утопии» (1918)] – с.210-217
    • Н. Н. Смирнова. Созерцание и откровение в теории творчества М. О. Гершензона: [О близости позиции М.О. Гершензона к концепции активно-творческого эсхатологизма Н.А. Бердяева] – с.218-227
    • Е. Ю. Кнорре (Константинова). «Китежане» 1920-х: М. Пришвин, А. Мейер, М. Бахтин, А. Горский, Н. Сетницкий. «Творчество идеала» как модель самоопределения в социокультурной среде: [Особенности концепции идеальной общности в трудах мыслителей-«китежан»] – с.228-241
    • В. Н. Катасонов. Наука и утопия: [Органическая связь между естествознанием и утопическим мышлением, в т.ч. о влиянии научной фантастики] – с.242-257
    • И. В. Желтикова. Утопия и образ будущего в русской мысли конца XIX – начала ХХ в.: [Анализ русского общества и культуры конца XIX – начала XX в.] – с.258-275
  • Утопия и эсхатология в музыке и изобразительном искусстве
    • О. С. Давыдова. Символизм как предчувствие утопии: скрытые смыслы модерна: [Аналитическое исследование искусства символизма как поэтико-визуальной образной системы] – с.278-301
    • Ксана Бланк. Петроград Мстислава Добужинского: [Особое видение Петрограда в графических работах цикла «Городские сны» М. В. Добужинского] – с.302-317
    • А. А. Ровнер. Утопическая и эсхатологическая тематика в русской музыке конца XIX – начала ХХ в.: [Выражение и в музыкальных произведениях самых разных жанров философских, религиозно-мистических и космических идеё] – с.318-335
    • С. Р. Федякин. Утопия Александра Скрябина и антиутопия Сергея Рахманинова: [Сопоставление творческого наследия А. Скрябина и С. Рахманинова в аспекте их отношения к утопии и эсхатологии] – с.336-357
    • А. А. Меерзон. Эсхатологические образы в литературном творчестве композитора Алексея Станчинского: [Выявление характерных образов эпохи в творчестве Станчинского и индивидуальных особенностей их претворения] – с.358-369
  • Утопия, антиутопия, эсхатология: из опыта русской литературы
    • Т. А. Касаткина. Явление эсхатона: феномен Ф. М. Достоевского на рубеже XIX-ХХ вв.: [Рассматривается положение связанное с эсхатологичностью русской культуры этого времени] – с.372-389
    • А. Дуккон. Эсхатологичность Достоевского в интерпретации Н. А. Бердяева и С. Н. Булгакова: [Сопоставление и интерпретация суждения двух великих философов начала XX в. о роли и значении образа Великого инквизитора из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».] – с.390-407
    • Н. Андрич. Эсхатологическая тема в трилогии Дмитрия Мережковского «Христос и Антихрист»: [Полемика с футуризмом черезу утопическое мышление Мережковского и его одновременную укорененность как в религии, таки в культуре] – с.408-421
    • Е. Л. Куранда. Мания власти в романе-фантазии Л.Н. Урванцева «Общество нормальных людей»: [О романе малоизвестного прозаика и драматурга рубежа ХІХ-ХХ вв.] – с.422-437
    • Н. Н. Арсентьева. Утопия социальной справедливости в комедии Аристофана «Плутос» и пьесах Л.Н. Андреева «Анатэма» и «Царь Голод»: [Преемственная связь между комедией Аристофана и пьесами Л. Н. Андреева в аспекте отношения к утопии всеобщего материального благополучия] – с.438-451
    • О. А. Симонова. Образ «вавилонской блудницы» в русской литературе начала ХХ в.: [О понятии «вавилонская блудница», которое в разные времена соотносилось как с порочным городом, с отпавшей от Бога Церковью или с развратной женщиной] – с.452-467
    • С. А. Серегина. Н. А. Клюев и голгофское христианство: к истории вопроса: [Взаимовлияние Н. А. Клюева и голгофских христиан (И.П. Брихничева и В.П. Свенцицкого)] – с.468-483
    • Т. Б. Батыр. Он «в море не искал таинственных утопий»: антиутопии и практопии В. Я. Брюсова: [Особенности утопического сознания Брюсова на основе повести «Республика Южного Креста» и рассказов «Восстание машин» и «Мятеж машин»] – с.484-495
    • М. Л. Спивак. «Солнечный град» Андрея Белого: с Кампанеллой и без Кампанеллы: [Функция утопического сочинения Томмазо Кампанеллы «Civitas Solis» («Солнечный град») в творчестве Андрея Белого] – с.496-517
    • Е. В. Глухова, Д. О. Торшилов. Социальная и языковая утопия в творчестве Андрея Белого революционных лет: [Смысловая парадигма утопического в наследии Андрея Белого] – с.518-537
    • М. А. Ариас-Вихиль. Планетарная утопия философии коллективизма: каприйский эксперимент: [О бескровном характере социалистической революции в мечтах каприйских марксистов, в и.ч. об А. А. Богданове] – с.538-551
    • Н. В. Михаленко. «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» А. В. Чаянова в контексте утопических произведений начала ХХ в.: [Отражение собственной экономической теории в утопии автора] – с.552-565
    • Дж. Джиганте. Отражение конца эпохи в произведениях Александра Чаянова. Между утопией и ностальгией: [Обращение автора к новой форме крестьянского мироустройства, базирующейся на кооперативном хозяйстве, и к мечте о городе-саде] – с.566-577
    • Е. А. Папкова. Роман Вс. Иванова «Голубые пески»: границы утопии: [Утопические легенды, включенные Вс. Ивановым в разные редакции романа «Голубые пески» (1923-1927)] – с.578-587
    • И. И. Матвеева. Апокалипсис по-советски: эсхатологические мотивы в произведениях сатириков 1920-х гг.: [Анализ наиболее характерных произведений П. С. Романова, М. А. Булгакова, М. М. Зощенко, А. Н. Новикова, А. П. Платонова] – с.588-601
    • Е. Г. Чернышева. Драматургические версии «неудостоверенного» мира: «Елизавета Бам» Даниила Хармса и «Дураки на периферии» Андрея Платонова в утопической и эсхатологической проекциях: [Метафизические проблемы непроизвольности, «неудосто веренности» или самодеятельности мира, решаемые по-разному у двух писателей, близких к авангарду] – с.602-621
    • Н. В. Дзуцева, В.В. Кулыгина. Эсхатологическая символика в «Римском дневнике 1944 года» Вячеслава Иванова: [На примере произведения рассматриваются особенности эсхатологической символики В. И. Иванова] – с.622-633
    • Е. А. Михеичева. Леонид Андреев – Даниил Андреев: оппозиция и диалог эсхатологического и утопического сознаний: [Рассмотрена возможность диалога эсхатологического и утопического сознаний на примере творчества отца и сына] – с.634-643
    • Е. Н. Ратникова. Образ будущего с точки зрения Даниила Андреева: [О новой модели общества будущего в представлении поэта и философа] – с.644-655
    • М. В. Яковлев. Эсхатологическая символика в драматической поэме Даниила Андреева «Железная мистерия»: [Специфика мистериального пространства произведения, художественно воплощающего самобытный эсхатологический миф своего автора] – с.656-669
    • Б. А. Ланин. Русская литературная антиутопия: от модернизма к постмодернизму: [На примере романов Е. Замятина «Мы», произведений В. Сорокина, романа В. Пелевина «S.N.U.F.F.», книги М. Юрьева «Третья империя» и повести А. и Б. Стругацких «Возвращение (Полдень, XXII век)»] – с.670-680
  • Список иллюстраций – с.681-684
  • Сведения об авторах – с.685-691
  • About the authors – с.692-697
  • М. А. Соловьева. Указатель имен – с.698-710
  • Список сокращений – с.711

© Виталий Карацупа, 2023

НАВЕРХ