Тьма




Тьма [2016]
Современные рассказы в жанре хоррор (1984-2005) / Сост. Эллен Датлоу; Оформл. А. Саукова; Обложка А. Аникина. – М.: Издательство «Э», 2016. – 512 с. – (The Best of: Фантастика, фентези, мистика). 2 000 экз. (п) ISBN 978-5-699-90908-7 – подписано к печати 19.08.2016 г.

Оригинальное название антологии – «Darkness: Two Decades of Modern Horror» (2010).
  • Эллен Датлоу. Вступление / Пер. И. Иванова – с.5-8
  • Стефан Джемьянович
      [Об авторе] – с.9
      Предисловие / Пер. И. Иванова – с.10-20
  • Клайв Баркер
      [Об авторе] – с.21
      Её последняя воля: [Повесть] / Пер. И. Галиной – с.22-61
  • Эдвард Брайант
      [Об авторе] – с.62
      Танцующие куры: [Рассказ] / Пер. И. Иванова – с.63-73
  • Томас Лиготти
      [Об авторе] – с.74
      Большое празднество масок: [Рассказ] / Пер. И. Иванова – с.75-81
  • Джордж Р. Р. Мартин
      [Об авторе] – с.82
      Человек-в-форме-груши: [Рассказ] / Пер. В. Гольдича, И. Оганесовой – с.83-113
  • Питер Страуб
      [Об авторе] – с.114
      Можжевельник: [Рассказ] / Пер. И. Иванова – с.115-147
  • Дэн Симмонс
      [Об авторе] – с.148
      Две минуты сорок пять секунд: [Рассказ] / Пер. И. Иванова – с.149-157
  • Пэт Кэдиган
      [Об авторе] – с.158
      Сила и страсть: [Рассказ] / Пер. И. Иванова – с.159-171
  • Джо Лансдэйл
      [Об авторе] – с.172
      Телефонная Женщина: [Рассказ] / Пер. И. Иванова – с.173-188
  • Кейт Коджа
      [Об авторе] – с.189
      Тератизмы: [Рассказ] / Пер. М. Новыша – с.190-200
  • Стивен Кинг
      [Об авторе] – с.201
      Щелкун: [Рассказ] / Пер. И. Почиталина – с.202-236
  • Люциус Шепард
      [Об авторе] – с.237
      Маленькая ночная серенада: [Рассказ] / Пер. М. Новыша – с.238-253 – [В содержании указано: Музыка маленькой ночи]
  • Поппи З. Брайт
      [Об авторе] – с.254
      Калькутта, Владыка чувств: [Рассказ] / Пер. М. Новыша – с.255-267 – [В содержании указано: Калькутта, властительница сил]
  • Элизабет Хэнд
      [Об авторе] – с.268
      Лесной царь: [Рассказ] / Пер. М. Новыша – с.269-308
  • Деннис Этчисон
      [Об авторе] – с.309
      Собачий парк: [Рассказ] / Пер. М. Новыша – с.310-322
  • Майкл Маршалл Смит
      [Об авторе] – с.323
      Дождь идёт: [Рассказ] / Пер. М. Новыша – с.324-333
  • Дэвид Дж. Шоу
      [Об авторе] – с.334
      Холодильные Небеса: [Рассказ] / Пер. М. Новыша – с.335-346 – [В содержании указано: Небеса в холодильнике]
  • Джойс Кэрол Оутс
      [Об авторе] – с.347
      ##############: [Рассказ] / Пер. М. Новыша – с.348-362
  • Нил Гейман
      [Об авторе] – с.363
      Съеденные (Сцены из кинофильма): [Стихотворение] / Пер. В. Русанова – с.364-369
  • Келли Линк
      [Об авторе] – с.370
      Шляпа Специалиста: [Рассказ] / Пер. М. Новыша – с. 371-383
  • Джин Вулф
      [Об авторе] – с.384
      Моя шляпа – дерево: [Рассказ] / Пер. М. Новыша – с.385-411
  • Стив Резник Тем
      [Об авторе] – с.412
      Жара: [Рассказ] / Пер. М. Новыша – с.413-422
  • Рэмси Кэмпбелл
      [Об авторе] – с.423
      Без струн: [Рассказ] / Пер. М. Новыша – с.424-432 – [В содержании указано: Без ограничений]
  • Терри Доулинг
      [Об авторе] – с.433
      Стежок: [Рассказ] / Пер. М. Новыша – с.434-448
  • Глен Хиршберг
      [Об авторе] – с.449
      Танцующие человечки: [Рассказ] / Пер. М. Новыша – с.450-485 – [В содержании указано: Пляшущие человечки]
  • Джо Хилл
      [Об авторе] – с.486
      Маска моего отца: [Рассказ] / Пер. Е. Копосовой – с.487-508

© Владимир Колядин, 2016

Эллен Датлоу. Вступление
Я не являюсь ни критиком, ни экспертом литературы ужасов, но, насколько себя помню, я всегда была поклонницей рассказов в жанре «хоррор» и читала их в громадном количестве в 1986 году, когда входила в жюри Всемирной премии фэнтези. В следующем году стала соредактором выходившей много лет ежегодной антологии «Лучшие фэнтези и хоррор за год», где отвечала за хоррор, так что я в курсе почти всего, что происходит в этом жанре.
За отправную точку мы с моим издателем решили взять 1985 год, поскольку в тот год три первых тома «Книг крови» Клайва Баркера удостоились Всемирной премии фэнтези. Хотя все три тома были изданы в Англии массовым тиражом годом раньше и критики объявили Баркера «новым голосом литературы ужасов», настоящее влияние на читательскую аудиторию «Книги крови» оказали лишь в восемьдесят пятом. Тогда же вышли следующие три тома.
Нельзя сказать, что до появления Баркера жанр хоррор-рассказов развивался слабо. Еще в 1980 году Кирби Макколи выпустил знаковую антологию «Темные силы», в которую включил широкий круг писателей разных поколений с великолепными произведениями в жанре ужасов. В антологию вошли двадцать три автора, среди которых — Джойс Кэрол Оутс, Исаак Башевис-Зингер, Джин Вулф, Клиффорд Саймак, Дэвис Граб, Т. Э. Д. Клайн, Карл Эдвард Вагнер, Стивен Кинг, Джо Холдеман, Гейхен Уилсон, Эдвард Горей и Рэмси Кэмпбелл.
Не столь монументальными, но равными по значимости были «Тени» – антология хоррор-рассказов, издаваемая Чарльзом Л. Грантом в 1978—1991 годах, а также журнал «Слухи», выходивший в 1973-1987 годах под редакцией Стюарта Шиффа. В 1997 году вышел сборник лучших произведений под его редакцией в журнале, куда был включен и ряд оригинальных рассказов. Назову еще «Фантастические истории» – английский журнал, выходивший с 1977 по 1991 год. Несмотря на то, что рассказы, опубликованные в этих антологиях и журналах, отличались разнообразием сюжетов и авторского почерка, по мнению определенной части поклонников литературы ужасов, этим произведениям «чего-то недоставало».
По мнению критиков, с приходом Баркера литература ужасов стала более кровавой и натуралистичной. В какой-то мере она копировала жанр «сплаттерпанк», хотя на творчество самого Баркера фильмы этого жанра оказали меньше влияния, чем на других, более поздних членов этой группы писателей, слабо связанных между собой.
Начальный период существования упомянутой группы был отмечен рядом блестящих произведений, но, к сожалению, ее авторы со временем перешли к созданию рассказов, где сюжет сразу же воздействовал на читателя шокирующей натуралистичностью (кровь, мучения, леденящий душу ужас), а не нагнетал постепенно чувство тревоги и страха. В заслугу этой группе можно поставить начало диалога между писателями, считавшими, что рассказы ужасов должны шокировать читателей, и теми авторами, кто считал обстановку «тихого ужаса» более эффективным литературным приемом. В настоящий сборник включены рассказы лишь трех ветеранов «сплаттерпанка»: Клайва Баркера, Дэвида Дж. Шоу (он в качестве шутки и придумал термин «сплаттерпанк») и Поппи З. Брайт. Все представленные здесь рассказы впервые были опубликованы между 1990 и 1995 годами, то есть когда «золотые дни» этого литературного направления давным-давно остались в прошлом.

Чем не является этот сборник?

Он ни в коем случае не является безупречной коллекцией лучших рассказов, созданных с 1984 по 2005 год. А сами рассказы являются безупречными? Этот вопрос сразу порождает другой: по каким критериям их оценивать? Часть представленных здесь рассказов номинировалась на различные литературные премии, некоторые авторы удостоились наград. Многие из этих рассказов были повторно опубликованы в моей антологии «Лучшие фэнтези и хоррор за год». Можно ли утверждать, что я считаю их лучшими из опубликованных за тот период? Тоже нет: сегодня они лучшие, а, быть может, через неделю я выберу совсем другие. Сборник, насчитывающий менее двухсот тысяч слов, дает лишь представление о большой литературе. Я могла бы с легкостью составить сборник, вдвое превосходящий этот по объему, включив туда другие свои любимые рассказы, а также яркие, талантливые новеллы. Когда меня замучили вопросами, какого автора и какой рассказ я хотела бы дополнительно включить в эту антологию, я, не называя имен, сделала неофициальный подсчет. Оказалось, что есть еще не менее полусотни писателей, чьи рассказы я бы с удовольствием поместила здесь.

Чем этот сборник является?

Подборкой рассказов, которые в данный момент мне очень нравятся. Некоторые из них я первоначально публиковала в бумажных и электронных журналах «Омни», «Горизонт событий» и «Научная фантастика», которые я редактирую с 1981 года. Ряд рассказов я публиковала в оригинальных антологиях, некоторые, как уже упоминалось выше, повторно публиковались в моей антологии «Лучшие фэнтези и хоррор за год». Все их объединяет одно: эти произведения остаются со мной. Когда я их перечитываю, они по-прежнему заставляют меня волноваться и замирать от ужаса. Я помню их героев (для человека, прочитывающего в год по нескольку сот рассказов, это уже что-то значит). Я считаю эти рассказы достойными представителями лучших среди ужасов, опубликованных с 1984 по 2005 год.
Поэтому отнеситесь к ним просто как к достойным образцам литературы, повествующей об ужасном и сверхъестественном и раскрывающей психологию ужаса.
Рассказы выстроены в хронологическом порядке, что представляется мне наиболее естественным. В отличие от большинства антологий, начинающихся с очень сильного рассказа и заканчивающихся самым сильным, здесь обратиться к такому приему невозможно. Эта антология – своеобразное исследование двух десятков лет существования весьма сильных рассказов в жанре «хоррор». К тому же здесь представлены не все годы этого двадцатилетия.
Когда мы заканчивали редактирование двадцатого тома антологии «Лучшие фэнтези и хоррор за год», Джеймс Френкель – бессменный составитель всех томов – предложил мне и моим соредакторам по разделу фэнтези выпустить сборник, куда вошли бы «лучшие из лучших» рассказов, опубликованных за двадцать лет существования антологии. Его предложение так и не было осуществлено, но, поскольку «Тьма. Современные рассказы в жанре «хоррор» охватывает примерно тот же период и большинство рассказов в разные годы публиковались в выпусках «Лучшие фэнтези и хоррор за год», читатели могут рассматривать эту антологию как попытку осуществить предложенное Френкелем (хотя бы по части хоррора). Ее можно также считать дополнительным томом к ежегодной (я надеюсь) антологии «Лучшие произведения в жанре «хоррор» за год». Ее первый том вышел в 2009 году, переняв эстафету у прекратившей свое существование антологии «Лучшие фэнтези и хоррор за год».