Архив фантастики
Девять семь семь / 977


Девять семь семь / 977 (2006)




Девять семь семь / 977 (2006)
Официальный сайт фильма
  • Производство: Россия, «Метроном-фильм» при участии Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ
  • Год выхода на экраны: 2006
  • Продолжительность: 87 мин.
  • Цветной
  • Бюджет фильма: ???
  • Режиссер: Николай Хомерики
  • Авторы сценария: Николай Хомерики, Юрий Давыдов при участии Александра Родионова
  • Продюсер: Арсен Готлиб
  • В ролях: Федор Лавров, Клавдия Коршунова, Катерина Голубева, Павел Любимцев, Леос Каракс, Алиса Хазанова, Андрей Казаков, Ольга Демидова, Сергей Цепов, Игорь Овчинников, Сергей Петров, Станислав Михин, Анна Ардова, Татьяна Митиенко, Ирина Барская, Дарья Барская
«977» – философское размышление о любви в научно-фантастическом антураже. Действие происходит в 70-е годы в советском НИИ. Там проводят некий эксперимент, связанный с человеческим мозгом: несколько добровольцев подвергаются воздействию излучения, которое активизирует мозг; он реагирует, посылая в пространство нечто непонятное – волны, энергию, флюиды… Когда в НИИ прибывает молодой специалист Иван Дмитрич Тишков (актер Федор Лавров знаком зрителю по артхаусным фильмам Сокурова и Проскуриной), эксперимент приобретает опасный и мистический характер. Талантливый физик рассчитал, что как только активность мозга достигнет значения 977, человек перейдет в другое измерение. Для Ивана в этом есть только одна загадка – как достичь этого значения; оказалось, излучение лишь провоцирует реакцию мозга, но ее сила от воздействия извне не зависит – только от состояния самого человека. В поисках разгадки герой то и дело глубоко и надолго задумывается, блуждает по институту, разговаривает сам с собой и снова и снова запирает участников эксперимента в камеру для испытаний. «Ну что-то же есть у нас там внутри?» – вопрошает он. «Душа, что ли?» – кто-то робко предполагает в ответ. В конце концов Иван нащупывает разгадку – тут что-то связано с любовью: то ли со способностью к ней, то ли с желанием ее, то ли с бесстрашием в ней… Ученый, похоже, действительно близок к решению задачи – как только произнесено слово «любовь», все выходит из-под контроля. Герои начинают «мучиться нравственностью», вспоминать любимых или переживать из-за того, что им нечего вспомнить, они пропадают и даже умирают…
Круг идей, рождающихся где-то между философией, этикой и чувственностью, форма, атмосфера фильма – все это, видимо, восходит к Тарковскому, однако под рукой начинающего режиссера, к сожалению, превращается все-таки в штамп. От русского философа в кино, к которому авторы картины апеллируют (возможно, неосознанно), в фильме остались только формальности: невозможно длинные планы, навязчивые этюды с бытовыми предметами (стакан с кипятильником и бурлящей водой, разбитые вазочки и выразительно отваливающаяся штукатурка), звуки капающей воды, вопросы без ответов и Бах в финале.
«Интерьеры и пленэры», отобранные с явным прицелом на то, что станут кирпичиками индивидуальной вселенной, оказываются лишь скучным и искусственно созданным предметным миром, в котором перемешаны унылые коридоры, ящики со списанной электронной аппаратурой и потрепанный инвентарь советского санатория. В этом ложно многозначительном пространстве вынуждены обитать герои; они бродят меж высоких книжных стеллажей, запутываются в коридорах и жмутся к бетонным стенам. Но они – удавшиеся частности в этом не получившемся целом. Хоть раз, но каждый из них выходит на первый план, чтобы произнести свою выразительную реплику и бросить в камеру осмысленный взгляд. Герои фильма
Самый запоминающийся образ – тоненькая угловатая Рита, молчаливое создание с очень взрослым и понимающим взглядом, оказывающееся всегда рядом, как только герою нужна помощь. Она остается, когда эксперимент закрывают и испытуемых распускают по домам, она бесстрашно шагает в эту загадочную комнату, и когда измерительный прибор с математической точностью фиксирует состояние ее души – «977», она своим исчезновением доказывает его правоту. Правда, директор института говорит, что девушки и не было никогда… Рита – парафраз Хари Тарковского: женщина-призрак, женщина-любовь и женщина – больная совесть. Нечто, заставляющее героя пойти на решительный шаг: стремясь соединиться с ней, он сам становится испытуемым. В роли Риты – молодая актриса театра «Современник» Клавдия Коршунова, младшая представительница известной театральной династии. Театралы заметили ее в главной роли в спектакле «Современника» «Подлинная история Маргариты Готье» и уже назвали «девочкой c большими глазами, которой так нравится играть любовь». «Любовь – это единственно важное в жизни, – говорит актриса. – Все остальное ненужно, обманчиво». Эту одержимость она принесла с собой в «977», и в холодно-смутном пространстве фильма появилось если не тепло, то некоторое представление о предмете, которому фильм посвящен.
Впрочем, актерское вдохновение здесь фрагментарно, даже у лучших – как в ученическом спектакле, где встречаются удачные этюды и не складывается характер. Неожиданное исключение – Павел Любимцев (хорошо известный в качестве телеведущего) в роли директора института Сергея Сергеича. Его герой – натура, затейливо искореженная бывшим советским обществом. Он любит домашние растения и приблудных животных, с видимым удовольствием что-то поливает, подкармливает и разговаривает с представителями флоры и фауны. Все оставшееся время он виртуозно, сохраняя гримасу все понимающего «сострадательного» начальника, выполняет указания руководства – смещает, назначает, закрывает и объявляет. Что-то вроде лечащего врача в психлечебнице, который вынужден объяснять, каков мир на самом деле, – согласно последнему постановлению партии и правительства, естественно.
В этом действе есть и приглашенные гости, не то чтобы свадебные генералы, но что-то типа того – знаменитый француз Леос Каракс и его подруга Катерина Голубева. Для нее, исполнившей роль красавицы медсестры Тамары, авторы фильма двумя-тремя мазками набросали типичный образ: женщина, которая компенсирует отсутствие любви сексом, доступная и несчастная. Каракс играет некоего незаметного персонажа, вроде монтера, электрика или сантехника, и в то же время – фигуру символическую. Именно этот персонаж по просьбе Ивана молча и без видимых эмоций нажимает заветную кнопку на приборе, после чего ученый растворяется в пространстве. Напоследок сантехник-электрик успевает совершить еще один многозначительный поступок – снимает и выносит из храма науки запылившиеся и давно остановившиеся часы. Иван, меж тем, уже в иных мирах; там ходят обычные трамваи и пробегают мимо обычные пейзажи, только, видимо, люди – совсем другие, чье сердце (или мозг?) волнуется в такт любовной лихорадке.
И на задней площадке обычного трамвая тихонечко прижалась к стеклу и вот-вот обернется Рита…

(Статья Лидии Кузьминой «Расчетная формула любви»)


Некоторые замечания к фильму
  1. Этот фильм был отобран для участия в официальном конкурсе «Особый взгляд» 59-го Каннского фестиваля (2006 год) и там же состоялась его мировая премьера.
  2. Прокат кинокартины начался 26 октября 2006 года в сети кинотеатров «Пять Звезд» и «Ролан».
Награды и звания
  • 2006 – Специальный приз имени Юла Бриннера на IV Международном кинофестивале «Меридианы Тихого» (Владивосток)
  • 2006 – приз «Золотая ладья» за лучший игровой фильм на XIV фестивале российского кино «Окно в Европу» (Выборг)
  • 2006 – приз жюри Федерации киноклубов Москвы на VI фестивале отечественного кино «Московская премьера»
  • 2006 – специальный приз жюри фестиваля в Анжере.


Библиография
  • Лидия Кузьмина. Расчетная формула любви: [О фильме «Девять семь семь»] // Искусство кино, 2006, №7 – с.
  • Дмитрий Караваев. Грандиозные эксперименты местного значения: [О российских кинофильмах «Четыре», «Пыль» и «977»] // Если, 2007, №3 – с.118-122

© Виталий Карацупа, 2007