The Phantom of the Opera
Призрак оперы


Призрак оперы (2004)
Призрак оперы (2004)
Призрак оперы (2004)
Призрак оперы (2004)
Призрак оперы (2004)
Призрак оперы (2004)
Призрак оперы (2004)
Призрак оперы (2004)






Официальный сайт фильма
Официальный российский сайт фильма
Призрак оперы (2004)
  • Производство: США – Великобритания, «Warner Bros.», «Joel Schumacher Productions», «Odyssey Motion Pictures», «Really Useful Films», «Scion Films Limited»
  • Год выхода на экраны: 2004
  • Продолжительность: 143 мин.
  • Цветной
  • Бюджет фильма: $60 000 000, кассовые сборы в США $51 225 000
  • Режиссер: Джоэл Шумахер (Joel Schumacher)
  • Авторы сценария: Джоэл Шумахер (Joel Schumacher), Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber)
  • Продюсер: Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber)
  • В ролях: Жерар Батлер (Gerard Butler), Эмми Россум (Emmy Rossum), Патрик Уилсон (Patrick Wilson), Миранда Ричардсон (Miranda Richardson), Минни Драйвер (Minnie Driver), Кайран Хайндс (Ciarán Hinds), Саймон Кэллоу (Simon Callow), Виктор Макгуайр (Victor McGuire), Дженнифер Эллисон (Jennifer Ellison), Мюррей Мелвин (Murray Melvin), Кевин Макналли (Kevin McNally), Джеймс Флит (James Fleet), Имоджин Бэйн (Imogen Bain), Майлз Уэстерн (Miles Western), Джудит Пэрис (Judith Paris), Крис Овертон (Chris Overton)
Эта история началась с того момента, когда известный парижский театр «Опера популер» обретает своего нового покровителя – молодого виконта Рауля де Шаньи (Патрик Уилсон). Старый хозяин мсье Лефевр (Джеймс Флит) продал театр двум нуворишам, сделавшим свой бизнес на металлоломе, и решил отдохнуть в Австралии от всей этой кутерьмы, а также от обитавшего в театре… призрака! Его никто и никогда не видел, но его деяния ощущались постоянно, а чтобы он вел себя спокойно, Лефевр в течение многих лет платил призраку жалование в размере 20 000 франков в месяц, а также согласно договору, во время представления всегда оставлял пустой 5-ю ложу.
Но новые хозяева мсье Андрэ (Саймон Кэллоу) и мсье Фирмин (Кайран Хайндс) посчитали это глупостью и в первый же день во время репетиции на приму театра, строптивую синьору Карлотту Гудичелли (Минни Драйвер) падет занавес. Та заявила, что ноги ее больше не будет в стенах «Опера популер», вечернее представление было на грани срыва, но тут старейшая из служащих театра мадам Гири (Миранда Ричардсон) представила новым хозяевам молодую хористку и предложила им прослушать ее, тем более, что партию Карлотты она знала наизусть. И вдруг оказалось, что Кристина Дайе (Эмми Россум) обладала гениальный голосом, а ее феноменальный вокал вскорости сделал ее звездой номер один в Париже. Самое удивительное, что она и сама не знала и никогда не видела своего учителя пения, думая, что это ее отец, очень рано умерший, послал ей с небес Ангела Музыки. И вот после первой оглушительной премьеры, Кристину прямо из гримерной забирает в свои чертоги пресловутый призрак (Жерар Батлер). Это был высокий черноволосый мужчина, одетый в черный фрак, а половину его лица скрывала маска. Глубоко под театром, в печально знаменитых парижских катакомбах, около подземного озерца находились его роскошные апартаменты. Ее увлекает его гениальная музыка, таинственные намеки на любовь, тем более, что она чувствует себя протеже такого необычного создания.
Молодую певицу начали искать, виконт Рауль де Шаньи, который знал ее с самого раннего детства, а теперь лишившийся из-за нее душевного равновесия, приложил все силы к этому, но все тщетно. Пока призрак сам не отпустил ее наверх, никто даже не подозревал, где она находится. А пока певица пребывала в подземелье, ее место примы вновь заняла итальянка Карлотта, обворожившая новых хозяев театра. Письменное предупреждение призрака о том, что Кристина должна петь первую партию на вечернем представлении «Дон Жуана», было проигнорировано, и вечером погибает Бугет (Кевин Макналли) – работник, отвечающий за занавесы и кулисы. В тот же вечер итальянка вдруг начинает петь мужским голосом. В театре переполох, но призрак начал упиваться своей местью, тем более, что узнает страшную для него новость – Рауль и Кристина горячо любят друг друга. Его светлое чувство к той, кого он в детстве учил пению, было растоптано, его музыкальный гений оказался тщетным перед чувством двух молодых сердец. Он увлек к себе в подземелье и Кристину и Рауля, которого в ярости чуть было не придушил. Но затем, когда девушка поклялась остаться навсегда с ним ради спасения своего любимого, его ярость уступила место холодной отрешенности. Он отпустил их обоих, скрывшись в глубине лабиринта катакомб. А сам театр «Опера популер» вдруг охватывает пожар, здание охватывает моментально распространяющийся огонь и, в конце концов, с потолка срывается огромная люстра, символизируя конец этой очень странной истории.
Остается загадкой лишь то, кто есть на самом деле призрак. Правда, мадам Гири как-то рассказала историю о том, что в детстве спасла из бродячего цыганского цирка уродливого мальчишку (Крис Овертон), обладавшего уникальными музыкальными данными, и тайно поселила его в подвале театра. Но ведь это произошло так давно. Но все же…
Некоторые замечания к фильму
  1. Фильм является экранизацией знаменитого бродвейского мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера (Andrew Lloyd Webber) по одноименному роману французского писателя Гастона Луре (Gaston Leroux). Большую часть фильма в нем звучат песни и арии, отведя для диалогов минимальное количество экранного времени.
  2. Интересно, что премьера мюзикла состоялась в 1987 году, главные партии в нем исполняли Майкл Кроуфорд (Michael Crawford) и Сара Брайтмен (Sarah Brightman), и за время своего существования «Призрак в опере» собрал более 3 миллиардов долларов.
  3. Проект очень долго пребывал в стадии обсуждения. Поначалу главным претендентом на роль Эрика Призрака считали Антонио Бандераса (Antonio Banderas) – после того, как в 1998 году на вечере в честь 50-летия Эндрю Ллойда Уэббера (Энтони Ллойд Уэббер) он исполнил песни этого персонажа. Он оставался в числе претендентов до марта 2003 года – вместе с Майклом Кроуфордом (которого яростно требовали утвердить на роль фанаты постановки) и Хью Джекменом. Однако 7 марта Джоэл Шумахер заверил общественность, что Бандераса в проекте однозначно не будет. «Эндрю (Уэббер) любит Антонио, но он – не мой Призрак», – заявил Шумахер. И выбор был сделан в пользу Жерара Батлера, который до «Призрака оперы» не видел ни одного мюзикла!
  4. На роль призрака рассматривались также Джон Траволта (John Travolta) и Роберт Энглунд (Robert Englund).
  5. Права на производство долгое время принадлежали кинокомпании «Warner Bros,» однако Эндрю Ллойд Уэббер (Энтони Ллойд Уэббер) выкупил их у студии, получив возможность распоряжаться ими по своему усмотрению. После этого и решилась проблема режиссера: вместо Шехара Капура (Shekhar Kapur), которого сватали в проект, Уэббер пригласил Джоэла Шумахера. Таким образом восторжествовала историческая справедливость: ведь Шумахер должен был ставить «Призрака в опере» еще в 1990 году.
  6. Сценарий к этому фильму был написал Джоэлом Шумахером (Joel Schumacher), Эндрю Ллойдом Уэббером (Andrew Lloyd Webber) на юге Франции в 1989 году.
  7. Съемочные дни: 15 сентября 2003 года – 15 января 2004 года. Снималась картина в Лондоне (Великобритании).
  8. Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber) в этой картины выступил в качестве продюсера, одного из авторов сценария, он также исполнял и композиторские функции: специально для фильма он написал новые песни, которые прозвучат наряду с теми, которые знакомы меломанам по сценической версии.
  9. В этом фильме теряется та таинственность и фантастичность призрака, которая присутствует в книгу Гастона Леру, и потому картина представляется вполне реалистичным произведением.
  10. В этом кинофильме так и не прозвучало настоящего имени призрака, которое, согласно первоисточнику Гастона Леру, было Эрик.
  11. Песни, звучавшие в картине, исполнялись самыми артистами, кроме, пожалуй, Минни Драйвер (Minnie Driver), которую озвучивала преподаватель музыки из Великобритании Маргарет Прис (Margaret Preece).
  12. Белая полумаска призрака впоследствии была продана с интернет-аукциона «eBay» за 6 350 фунтов стерлингов.
  13. Эта картина оказалась самым дорогим независимым фильмом в мире.
  14. Эмми Россум (Emmy Rossum) было 16 лет, когда фильм был снят – столько же, сколько лет ее героине Кристине.
  15. На роль Кристины рассматривались также Шарлотта Черч (Charlotte Church), Энн Хэтавей (Anne Hathaway), Кэти Холмс (Katie Holmes).
  16. Большая люстра, показанная в фильме, весила 2,2 тонны и стоила 1,3 миллиона долларов. Она имела не только очень похожий дубликат, но была также сделана третья люстра, но уже с электрическими лампочками вместо свечей.
  17. Кстати, ради реализма, по настоянию режиссера, пожар в финале картины был самый настоящий.
  18. Патрик Уилсон (Patrick Wilson) все трюки делал без помощи каскадеров.
Даты выхода фильма
  • 9 декабря 2004 – Испания (Festival Internacional de Cinema de Catalunya)
  • 10 декабря 2004 – Великобритания, Греция, Израиль, Южная Корея
  • 16 декабря 2004 – Германия, Малайзия, Швейцария (немецкоязычные области)
  • 17 декабря 2004 – Австрия, Италия, Швейцария (итало-язычные регионы)
  • 22 декабря 2004 – США (ограниченный показ), Бельгия
  • 23 декабря 2004 – Португалия, Сингапур
  • 25 декабря 2004 – Финляндия
  • 26 декабря 2004 – Австралия, Норвегия
  • 29 декабря 2004 – Объединенные Арабские Эмираты
  • 30 декабря 2004 – Гонконг
  • 6 января 2005 – Россия, Нидерланды
  • 7 января 2005 – Эстония, Швеция, Тайвань
  • 12 января 2005 – Франция, Швейцария (франкоязычные области)
  • 14 января 2005 – Дания, Польша
  • 19 января 2005 – Бахрейн
  • 21 января 2005 – США, Мексика
  • 27 января 2005 – Таиланд
  • 29 января 2005 – Япония
  • 4 февраля 2005 – Панама, Южная Африка
  • 9 февраля 2005 – Филиппины
  • 10 февраля 2005 – Хорватия
  • 11 февраля 2005 – Венесуэла
  • 16 февраля 2005 – Кувейт
  • 17 февраля 2005 – Аргентина, Чешская республика
  • 24 февраля 2005 – Чили
  • 25 февраля 2005 – Бразилия, Болгария
  • 4 марта 2005 – Исландия
  • 17 марта 2005 – Венгрия
  • 3 мая 2005 – США (на DVD)
  • 30 ноября 2005 – Египет
  • 31 марта 2006 – Турция
Награды и звания
  • 2004 – премия «NBR Award» в категории «крупное достижение актрисы» (Эмми Россум)
  • 2004 – премия «SDFCS Award» Общества кинокритиков Сан-Диего (San Diego Film Critics Society) в категории «лучшая операторская работа» (Джон Мэтисон)
  • 2005 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «высшее достижение художника-постановщика» (Энтони Прэтт, Цилия Бобак)
  • 2005 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «высшее достижение оператора» (Джон Мэтисон)
  • 2005 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «высшее достижение в музыке, написанной для кинофильма» (Энтони Ллойд Уэббер, Чарльз Харт)
  • 2005 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший кинофильм»
  • 2005 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшее исполнение роли молодой актрисой» (Эмми Россум)
  • 2005 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие костюмы» (Александра Бирн)
  • 2005 – номинация на премию «Excellence in Production Design Award» от Гильдии художников-постановщиков (Art Directors Guild) в категории «фэнтезийный фильм» (Энтони Прэтт, Джон Финнер, Пол Кирби, Энтони Кэрон-Делион, Йен Макфадьен)
  • 2005 – номинация на премию «BFCA Award» в категории «лучшая картина»
  • 2005 – премия «BFCA Award» в категории «лучшая молодая актриса» (Эмми Россум)
  • 2005 – номинация на премию «CDG Award» Гильдии дизайнеров костюмов (Costume Designers Guild) в категории «выдающееся достижение в дизайне костюмов для фильма» (Александра Бирн)
  • 2005 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучший художественный музыкальный фильм»
  • 2005 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучшая оригинальная песня в кинофильме» (Энтони Ллойд Уэббер, Чарльз Харт)
  • 2005 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучшее исполнение роли актрисой в музыкальном кинофильме» (Эмми Россум)
  • 2005 – номинация на премию «Золотая пленка» (Golden Reel Award) в категории «лучший звукомонтаж в художественном музыкальном фильме» (Янн Маккаллоу)
  • 2005 – номинация на премию «OFCS Award» Общества сетевых кинокритиков (Online Film Critics Society) в категории «крупное достижение актрисы» (Эмми Россум)
  • 2005 – номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучший художественный музыкальный фильм»
  • 2005 – номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучший актер в художественном музыкальном фильме» (Жерар Батлер)
  • 2005 – номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучший актер второго плана в художественном музыкальном фильме» (Патрик Уилсон)
  • 2005 – номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучшая актриса в художественном музыкальном фильме» (Эмми Россум)
  • 2005 – номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучшая актриса второго плана в художественном музыкальном фильме» (Минни Драйвер)
  • 2005 – номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучший художник-постановщик» (Энтони Прэтт, Цилия Бобак)
  • 2005 – номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучшая работа оператора» (Джон Матесон)
  • 2005 – номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучший дизайн костюма» (Александра Бирн)
  • 2005 – номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучшая оригинальная песня» (Эндрю Ллойд Уэббер)
  • 2005 – номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучший сценарий» (Джоэл Шумахер)
  • 2005 – номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучший монтаж и микширование звука» (Тони Дейв. Энди Нельсон, Анна Белмер, Мартин Эванс)
  • 2005 – номинация на премию «VES Award» Общества визуальных эффектов (Visual Effects Society) в категории «выдающаяся композиция в художественном фильме» (Клаас Хенке, Лорен Бен-Мимоун, Анупам Дас)
  • 2005 – номинация на премию «VES Award» Общества визуальных эффектов (Visual Effects Society) в категории «выдающееся воссоздание окружающей среды в художественном фильме» (Клаас Хенке, Лорен Бен-Мимоун, Анупам Дас)
  • 2005 – номинация на премию «Саундтрек мира» (World Soundtrack Award) в категории «лучшая оригинальная песня, написанная для фильма» (Эндрю Ллойд Уэббер, Чарльз Харт, Минни Драйвер)
  • 2005 – премия «Молодой артист» (Young Artist Award) в категории «лучшее исполнение роли в художественном фильме обещающей молодой актрисы» (Эмми Россум)
  • 2005 – номинация на премию «Молодой артист» (Young Artist Award) в категории «лучший семейный кинофильм»
Другое названия фильма
  • 2004 – «Призрак оперы» Эндрю Ллойда Уэббера (Andrew Lloyd Webber's The Phantom of the Opera)
Все фильмы серии
  • 1916 – Призрак оперы (Das Phantom der Oper)
      То же: Под названием «Призрак оперы» (The Phantom of the Opera)
  • 1925 – Призрак оперы (The Phantom of the Opera)
  • 1943 – Призрак оперы (Phantom of the Opera)
  • 1962 – Призрак оперы (The Phantom of the Opera)
  • 1983 – Призрак оперы (The Phantom of the Opera) – телефильм
  • 1989 – Призрак оперы (The Phantom of the Opera)
      То же: Под названием «Призрак оперы: Кинофильм» (Phantom of the Opera: The Motion Picture) – США
      То же: Под названием «Призрак оперы» Гастона Леру» (Gaston Leroux's The Phantom of the Opera)
  • 1990 – Призрак оперы (The Phantom of the Opera) – телефильм (1)
  • 1990 – Призрак оперы (The Phantom of the Opera) – телефильм (2)
  • 1998 – Призрак оперы (Il Fantasma dell'opera)
      То же: Под названием «Призрак оперы» Дарио Ардженто» (Dario Argento's The Phantom of the Opera) – Великобритания
      То же: Под названием «Призрак оперы» (Phantom of the Opera) – США
      То же: Под названием «Призрак оперы» (The Phantom of the Opera) – США
  • 2000 – Призрак оперы: разоблаченный фантом (The Opera Ghost: A Phantom Unmasked) – документальный видеофильм
  • 2004 – Призрак оперы (The Phantom of the Opera)
      То же: Под названием «Призрак оперы» Эндрю Ллойда Уэббера (Andrew Lloyd Webber's The Phantom of the Opera)
  • 2005 – Создание «Призрака оперы» (The Making of 'The Phantom of the Opera') – документальный видеофильм
  • 2005 – За маской: История «Призрака оперы» (Behind the Mask: The Story of 'The Phantom of the Opera') – документальный видеофильм
Литература
  • 1910 – Гастон Леру. Призрак оперы (Gaston Leroux. Le Fantôme de l'Opera). – Париж, 1910
Библиография
  • Мария Белиловская. Дракула в опере: [О подготовке к съемкам мюзикла «Призрак оперы» по роману Г. Леру] // Книжное обозрение, 2003, 28 июля – с.25

© Виталий Карацупа, 2006