Архив фантастики
The Final Cut
Окончательный монтаж


Окончательный монтаж (2004, США)
Окончательный монтаж (2004, Испания)
Окончательный монтаж (2004, Испания)
Окончательный монтаж (2004, Германия)
Окончательный монтаж (2004, США)
Окончательный монтаж (2004 Япония)

Роберт Уэстбрук. Окончательный монтаж (2005)





Официальный сайт фильма
Окончательный монтаж (2004)
  • Производство: Канада – Германия, «Lions Gate Films Inc.», «Final Cut Productions», «Cinerenta Medienbeteiligungs KG», «Industry Entertainment»
  • Год выхода на экраны: 2004
  • Продолжительность: 105 мин. / 95 мин. на DVD
  • Цветной
  • Бюджет фильма: $10 000 000, кассовые сборы в США $548 000
  • Режиссер: Омар Наим (Omar Naim)
  • Автор сценария: Омар Наим (Omar Naim)
  • Продюсер: Ник Векслер (Nick Wechsler)
  • В ролях: Робин Уильямс (Robin Williams), Мира Сорвино (Mira Sorvino), Джеймс Кэвизел (James Caviezel), Мими Кузик (Mimi Kuzyk), Стефани Романов (Stephanie Romanov), Том Бишопс (Thom Bishops), Женевьева Бушнер (Genevieve Buechner), Брендан Флетчер (Brendan Fletcher), Винсент Гэйл (Vincent Gale), Кейси Дюбайс (Casey Dubois), Лайем Рэнджер (Liam Ranger), Джоли Коллинз (Joely Collins), Майкл Ст. Джон Смит (Michael St. John Smith), Кристофер Бриттон (Christopher Britton), Ванда Кэннон (Wanda Cannon), Питер Холл (Peter Hall)
В 2000 году у счастливых мистера и миссис Хэкмен рождается сын Алан. В это время уже существовала технология от корпорации «Zoe Tech», с помощью которой в тело еще не родившегося младенца вживлялся микрочип, записывающий всю его жизнь. И хотя эта технология была довольно дорогой, родители Алана взяли кредит и осуществили задуманное. Как правило, родные до поры до времени не говорили об этом ребенку, и только по достижении им совершеннолетия открывали правду. Но у Алана в 12-летнем возрасте родители погибли в автомобильной катастрофе, так что он так и остался в неведении на всю жизнь. А еще у 9-летнего Алана (Кейси Дюбайс) произошло одно трагическое происшествие, определившее характер мальчика и его будущую профессию. Он вместе со своим одногодком – близоруким мальчишкой Луисом Хантом (Лайем Рэнджер) – как-то раз забрался в старый склад. Там, для преодоления глубокой ямы через подвал, им пришлось переходить по доске. Алан, подначивавший друга к осмотру остального помещения, пересек ее без проблем, а Луис испугался и упал с большой высоты. Воспоминание распластавшегося на полу тела Луиса и красной лужи около него, навсегда врезалось в память мальчишки. В тот же день, по воле обстоятельств, семья уехала из этого городка, и последствия этого случая так и остались для Алана загадкой.
2051 год. У Алана У. Хэкмена (Робин Уильямс) довольно редкая профессия – Монтажер. Он зарабатывает себе на жизнь тем, что по заказу родственников умершего недавно человека, у которого имелся имплантированный микрочип от «Zoe Tech», просматривает и редактирует записи всей жизни (так называемую ретро-память), монтируя одно-двухчасовой фильм, компилирующий всю жизнь клиента. Существовала небольшая каста его коллег, занимающимися изготовлением таких фильмов для изнеженных богачей. У них даже имелся свой профессиональный кодекс, по которому нельзя было никому рассказывать о жизни своих клиентов или передавать микрочип в другие руки, а также строго-настрого запрещалось Монтажерам иметь свой собственный имплантант. Алан же слыл лучшим из лучших, был богат, знаменит, но в то же самое время очень одинок. Он любит девушку по имени Дилайла (Мира Сорвино), иногда спит с ней, но решиться на более близкие отношения ему мешает нелюдимый характер и вечная занятость работой – цензурой и приукрашиванием чужих жизней. Работа с ретро-памятью очень непростая вещь, да к тому же довольно грязная и тяжелая работа. Ведь Монтажер просматривает обратную сторону жизни человека – то, что никто и никогда не видит, т.е. «человека настоящего», без масок. Монтажер в этой ситуации предстает в образе «пожирателя» чужих грехов.
И вот однажды мистер Хикмэн получает дорогостоящий заказ на монтаж ретро-памяти умершего от остановки сердца 54-летнего Чарльза Бэннистера (Майкл Ст. Джон Смит) – юриста корпорации «Zoe Tech». Вдова юриста Дженнифер (Стефани Романов) отсуживает у корпорации право на микрочип своего покойного мужа и заказывает художественный коллаж из его ретро-памяти. Монтажер берется за работу, но сталкивается с одной щекотливой ситуацией. Наряду со сторонниками технологии имплантации ретро-памяти, существовало отлично организованное неофициальное движение противников «Zoe Tech», руководителем которого был бывший Монтажер – Ричард Флетчер (Джеймс Кэвизел). Для этого движения обладание записью ретро-памятью главного юриста компании – настоящая находка и Флетчер предлагает своему бывшему коллеге Алану 500 тысяч за чип. Тот с негодованием отказывается от сделки, но Флетчер не оставляет его в покое. А еще, во время просмотра записи Алан Хэкмен вдруг видит человека (Питер Холл), поведение которого напомнило ему далекое детство, а конкретно, Луиса Ханта. Прошлое вдруг стало для Алана реальностью, и он начал искать сведения о человеке всего лишь единожды мелькнувшего в жизни Чарльза Бэннистера. Спустя какое-то время из разговора с инфантильной дочерью юриста Изабель (Женевьева Бушнер) он узнает, что его действительно зовут Луис Хант, что он является ее школьным учителем, а также, что год назад трагически погибает в автокатастрофе.
Наш герой с помощью друзей проникает в хранилище старых документов в надежде найти там сведения о том, была ли у Луиса Ханта ретро-память, чтобы узнать – тот ли он самый или нет. Но вместе этого Алан Хэкмен обнаруживает в хранилище сведения о том, что он сам является носителей имплантированного микрочипа. А тут еще и его подруга Дилайла устраивает ему грандиозный скандал с криками, битьем аппаратуры и выстрелами из револьвера, в результате чего портит ему аппаратуру и практически уничтожает микрочип Чарльза Бэннистера. Вот такой неожиданный поворот в его судьбе. Друзья-монтажеры – Тельма (Мими Кузик) и Хасан (Том Бишопс) – помогают снять ему воспоминания с его живого мозга. Из них он узнает, что маленький Луис все-таки не погибает, и что около тела мальчишки в подвале старого склада разлилась не лужа крови, а банка разбитой красной краски. Казалось бы, в жизни Алана наступает счастливая пора: он очистился от многолетнего, довлеющего над ним, воспоминания, к тому же ему согласно кодексу монтажеров пришлось бросить свою работу. Самое время заняться личной жизнью и личным счастьем. Но…
Срок жизни Алана У. Хэкмена – 51 год, 186 дней, 7 часов. Он был убит Флетчером и его товарищем-боевиком по движению противников «Zoe Tech» Саймоном (Винсент Гэйл) ради вживленного в голову микрочипа, т.к. имплантант сохранил те кадры жизни Чарльза Бэннистера, которые Монтажер успел просмотреть. Вот такая ирония: он всю сознательную жизнь просматривал чужие жизнь, а теперь кто-то будут смотреть его собственную. А вы сами хотели бы, чтобы кто-то смог увидеть всю вашу жизнь?..
Некоторые замечания к фильму
  1. Съемки фильма начались 10 июня 2003 года, а закончились 30 июля того же года.
  2. Для режиссера и автора сценария Омара Наима (Omar Naim) эта работа – дебют в большом кино.
  3. Съемки фильма проходили в Ванкувере (Канада, провинция Британская Колумбия), а кадры в метрополитене сняты в Берлине (Германия).
  4. Первоначально премьера фильма была запланирована на 24 сентября 2004 года.
  5. Кодекс Монтажера:
      I. Монтажер не может продавать или отдавать запись с ретро-памятью.
      II. Монтажер не может иметь вживленную ретро-память.
      III. Монтажер не может смешивать отснятый материал с ретро-памятью.
Даты выхода фильма
  • 11 февраля 2004 – Германия (в программе берлинского «Internationale Filmfestspiele»)
  • 26 февраля 2004 – США (на фестивале «American Film Market 2004» в Санта-Монике)
  • 7 сентября 2004 – Франция (на фестивале «Deauville Film Festival» в Дювиле)
  • 15 октября 2004 – США (ограниченный показ)
  • 11 ноября 2004 – Австралия
  • 18 ноября 2004 – Таиланд
  • 25 ноября 2004 – Гонконг
  • 6 декабря 2004 – Испания (на фестивале «Festival Internacional de Cinema de Catalunya» в Барселоне)
  • 27 января 2005 – Испания
  • 23 февраля 2005 – Франция
  • 25 февраля 2005 – Польша
  • 9 марта 2005 – Филиппины (Манила)
  • 16 марта 2005 – Объединенные Арабские Эмираты
  • 22 марта 2005 – США (на DVD)
  • 31 марта 2005 – Исландия (на DVD)
  • 1 апреля 2005 – Греция
  • 6 апреля 2005 – Филиппины (Давао)
  • 8 апреля 2005 – Бразилия
  • 15 апреля 2005 – Мексика
  • 4 мая 2005 – Египет
  • 13 мая 2005 – Италия
  • 18 мая 2005 – Венгрия (на видео)
  • 19 мая 2005 – Хорватия
  • 27 мая 2005 – Турция
  • 8 июля 2005 – Болгария
  • 1 сентября 2005 – Аргентина
  • 8 сентября 2005 – Португалия
  • 23 сентября 2005 – Финляндия (на DVD)
Награды и звания
  • 2004 – премия кинофестиваля в Дювиле (Deauville Film Festival) в категории «лучший сценарий» (Омар Наим)
  • 2004 – номинация на премию кинофестиваля в Дювилле (Deauville Film Festival) в категории «большой специальный приз» (Омар Наим)
  • 2004 – номинация на премию «Золотой медведь» (Golden Bear) на Берлинском международном кинофестивале (Омар Наим)
  • 2004 – номинация на премию Каталонского международного кинофестиваля (Испания) в категории «лучший фильм» (Омар Наим)
Литература
  • 2005 – Роберт Уэстбрук. Окончательный монтаж: Основан на художественном фильме сценариста и режиссера Омара Наима (Robert Westbrook. The Final Cut. Based on the motion picture written and directed by Omar Naim). – изд. «Onyx Books» (Нью-Йорк)
Библиография
  • Тимофей Озеров. Рецензия на фильм «Окончательный монтаж» // Если, 2005, №3 – с.171
  • Лев Гурский. Жизнь за полтора часа: [Рец. на кинофильм «Окончательный монтаж»] // Реальность фантастики, 2005, №6 – с.210-211
  • Александр Чекулаев. Новинки видео: [О фильмах: «Проклятие Эль Чарро» (The curse of El Charro), реж. Рич Рагсдэйл; «Пиноккио 3000» (Pinocchio 3000), реж. Даниэль Робишо; «Капкан времени» (Slipstream), реж. Дэвид ван Эйссен; «Окончательный монтаж» (The final cut), реж. Омар Наим; «Легион живых мертвецов» (Legion of the Dead), реж. Олаф Иттенбах; «Антитело» (Antibody), реж. Кристиан МакИнтайр] // Мир фантастики, 2005, №6 – с.44-45

© Виталий Карацупа, 2005