Архив фантастики
The Ring
Звонок


Звонок (2002)
Звонок (2002)
Звонок (2002)
Звонок (2002)





Официальный сайт фильма

Звонок (2002)
  • Производство: США – Япония, «DreamWorks SKG», «MacDonald/Parkes Productions», «Bender-Spink Inc.»
  • Год выхода на экраны: 2002
  • Продолжительность: 115 мин.
  • Цветной
  • Бюджет фильма: $45 000 000, кассовые сборы в США $128 580 000, в остальных странах $100 600 000
  • Режиссер: Гор Вербински (Gore Verbinski)
  • Авторы сценария: Эрен Крюгер (Ehren Kruger) по сценарию Хироши Такахаши
  • Продюсеры: Лори Макдональд (Laurie MacDonald), Уолтер Ф. Паркс (Walter F. Parkes)
  • В ролях: Наоми Уоттс (Naomi Watts), Мартин Хендерсон (Martin Henderson), Дэвид Дорфман (David Dorfman), Брайан Кокс (Brian Cox), Джейн Александер (Jane Alexander), Линдсей Фрост (Lindsay Frost), Эмбер Тэмблин (Amber Tamblyn), Рэйчел Белла (Rachael Bella), Дэвидж Чейз (Daveigh Chase), Шэннон Кохран (Shannon Cochran), Сандра Тайджпен (Sandra Thigpen), Ричард Лайнбэк (Richard Lineback)
Две девчонки в доме, одна из которых – шестнадцатилетняя Ребекка Котлер (Рэйчел Белла) – завела разговор об одной необычной видеокассете, после просмотра которой раздается звонок по телефону, а спустя 7 дней человек умирает. Вторая – Кэти Эмбри (Эмбер Тэмблин) – рассказала, что она видела эту странную кассету, на которой были сняты какие-то отрывочные, хаотически смонтированные, кадры, на которых присутствовало изображение комнаты, женщины в зеркале, колодца в лесу или парке, острова с маяком, копошащихся червей, горящего дерева, маленькой девочки в белом платье и т.д. Она смотрела ее как раз семь дней назад вместе с друзьями во время уик-энда в загородном кемпинге. А ровно в 10 вечера Кэти и ее друзья умирают, и на лице каждого осталась запечатленной маска страшного испуга. Ребекка же попадает в психушку.
Спустя 3 дня во время похорон и панихиды тетя Кэти, журналистка газеты «Seattle Post Intelligence» Рэйчел Келлер (Наоми Уоттс), впервые узнает об этой самой видеокассете и о том, причина смерти этих четырех подростков так и не установлена. Ее сестра Рут (Линдсей Фрост), обезумевшая от горя, умоляет журналистку узнать всю правду об этом. Свое негласное расследование Рэйчел начала с того, что отправилась в кемпинг, где сняла тот же самый домик, а у его владельца (Ричард Лайнбэк) из богатой видеоколлекции стащила ту самую злосчастную кассету. Не веря в россказни, она посмотрела кассету, а сразу же после ее просмотра раздался телефонный звонок и в трубке прозвучала одна-единственная фраза: «7 дней»! Кстати, если после того, как сделать фотографию человека, просмотревшего, кассету, на снимке лицо несчастного обязательно окажется смазанным и перекошенным – таким же, как он будет выглядеть после его смерти.
Призвав в помощь в работе над кассетой своего бывшего мужа Ноа Клэя (Мартин Хендерсон) – оператора, фотографа и монтажера – они подробно просмотрели запись, из которого журналистка смогла определить остров с маяком, мелькнувший на кассете. Это был небольшой Маеско, на котором располагался небольшой городок и несколько ферм. Там она узнала гораздо больше. Женщина в зеркале оказалась умершей Анной Морган (Шэннон Кохран), девочка в длинном белом платье – ее приемная дочь Самара (Дэвидж Чейз). Бездетная Анна с мужем ее удочерили, но после того, из веселой, красивой и удачливой женщины она постепенно превратилась в неврастеничку, страдающую галлюцинациями. К тому же после появления Самары на острове, начали случаться различные мелкие и крупные неприятности: массовый падеж лошадей, неудачи местных рыбаков в ловле крабов и прочее. И, как впоследствии выяснилось, Анна своими руками сбросила Самару в лесной колодец и закрыла над ним тяжелую каменную крышку. Так что из этой некогда дружной семьи в живых остался только ее муж Ричард Морган (Брайан Кокс), превратившийся в замкнутого и нелюдимого человека.
А тут еще и сын Рэйчел – флегматичный мальчик по имени Эйдан (Дэвид Дорфман) – находит у матери кассету и втайне ее просматривает. Так что для Рэйчел, уверовавшей в мистическую силу видеокассеты, стало вдвойне необходимей раскрыть ее тайну. Расследование снова приводит ее в Шелтер Маунтен, тот самый загородный дом, в тот самый домик под №12, где смотрелась злосчастная запись. Там Рэйчел и Ноа прорубили в полу дыру и обнаружили тот самый колодец, изображенный на видео. После того, как они сдвинули каменную плиту и Рэйчел случайно падает на его дно в воду, в целости и сохранности к ней всплывает тело Самары, превратившееся спустя несколько секунд в скелет. Как оказалось, душа девочки просто хотела чтобы ее услышали. Отсюда и необычная кассета, кадры на которой соответствуют воспоминаниям Самары, и смерти через семь дней – количество дней, соответствующее времени, проведенному ею в темном колодце, пока она не умерла.
Но даже после освобождения души Самары, видеокассета остается. Спастись от ее проклятия, можно только поле того, если скопировать запись и дать ее просмотреть другому человеку. Ведь Рэйчел таким образом невольно и осталась в живых, т.к. кассету после них просмотрел Ноа, который в отведенный фатумом срок погибает так же ужасно, как и остальные – включился сам собой телевизор, где видно как из колодца вылезает Самара и направляется прямо на экран, и ее тело постепенно вылезает из телевизора, направляясь к жертве. Но как теперь спасти Эйдана? Ведь это же самое настоящее убийство…
Так что на замечание Эйдана, который во время переписывания видеокассеты, с укором спрашивает мать: «Что будет с теми, кому мы покажем? Что с ними будет?», у нее просто нет ответа. Ее цель спасти сына…
* * *
«Племянница журналистки Рэйчел Келлер (Наоми Уоттс) умирает при очень загадочных обстоятельствах – у нее просто остановилось сердце, а лицо исказил безумный страх. Ее подруга, находившаяся в тот момент в гостях, сошла после этого с ума. Безутешная мать уговаривает сестру провести собственное расследование и узнать, что послужило причиной смерти девочки. Очень скоро Рэйчел узнает про легенду о видеокассете, после просмотра которой людям остается жить только 7 дней, после чего они умирают в страшных муках. Племянница Рэйчел и трое ее друзей видели эту кассету в отдаленном мотеле, и все они умерли в одно и то же время. У Рэйчел в руках достаточно много нитей, чтобы начать успешно разматывать этот загадочный клубок. К мистическому расследованию она привлекает своего бывшего мужа Ноа Келлера (Мартин Хендерсон), вместе с которым они должны проникнуть в тайну страшной кассеты, иначе всем им грозит кошмарная смерть.
Наверное, все знают, что этот фильм является римейком одноименного японского фильма, и этот факт сам по себе осложняет оценку фильма. Лично у меня не выходит смотреть на него как на совершенно независимый фильм, при просмотре я постоянно вспоминал и сравнивал его с оригиналом. Но ведь абсолютное большинство посмотревших его, японский фильм не видели, и они-то будут оценивать его самостоятельно. Общая сюжетная линия фильма совершенно идентична японской версии, однако это не является посценовой копией, в него внесен ряд изменений, добавлений, а некоторые сцены сняты в другом ключе, даже есть небольшие сюжетные отклонения. Лично меня это очень сильно порадовало – даже такая относительная новизна радует глаз. Кое-какие изменения показались мне удачными, другие не очень, но об этом позже.
К актерской игре и подбору типажей для героя я почти не имею претензий – хотя в японском варианте они мне нравились больше, в американской версии они меня почти не раздражали – за исключением маленького Эйдана Келлера (Дэвид Дорфман). Я, конечно, понимаю что после «Шестого чувства» стало можно проталкивать в фильмы ужасов мальчиков с дебиловатыми рожами, но меня это все равно раздражает. Мне не нравился щенок в «Шестом чувстве», и также не нравится его клон в этом фильме – странноватого японского мальчика из оригинала как-то жалко, не хочется чтобы он погибал, а с этим все наоборот. Я был бы только рад если бы Садако, тьфу ты, Самара (Дэвидж Чейз) утащила его на тот свет.
О положительных сторонах фильма.
Думаю, что самым главным его плюсом является то, что я получил от просмотра настоящее удовольствие. Пусть плюются фанаты оригинала, отрицающие за римейком даже право на существование, но фильм получился хороший, очень крепкий и зрелищный, смотреть его в кинотеатре – это кайф. Атмосфера ужаса выдержана великолепно – от мелочей (вроде сероватых цветов и постоянно идущего дождя), до очень эффектных резких сцен и музыкального сопровождения. Все было бы просто супер, если бы не тот факт, что все это мы уже видели в японском фильме. Способы пуганья зрителей, тип съемки и т.п., все это позаимствовано у Хидео Накаты. Я не догматик оригинальности – в конце концов оригинальных вещей в этом жанре появляется не так много – и хорошая вариация на тему радует сама по себе. Точно так же все приемы, взятые из японского фильма, радуют и в американском, ощущения получаешь те же самые. Вот только сам факт заимствования немного портит послевкусие. Но не сильно (по крайней мере, мне).
Большим минусом, на мой взгляд, являются нововведения Вербински, вернее не столько сами нововведения (если бы их не было, было бы хуже), сколько их качество. То, что режиссер удлинил немного вступительную сцену, выглядело хорошо. Также более эффектным и жутким получился момент, когда нам показывали скрюченную девушку в шкафу. В целом Вербински удалось немного усовершенствовать и отточить несколько пугающих сцен. Но и только. Многие другие нововведения меня удивили. Одним словом все новшества можно описать так – наворотили. В фильме Накаты была элегантность простоты, побочных моментов центральной истории было не так много и они не занимали такого значительного места. Все гениальное просто. А вот американцы уже перемудрили, привнеся массу второстепенных пугалок, знамений и т.п., которые только мутят сюжет. И сам сюжет оказался чуть более разжеванным (хотя это понятно – не дай бог еще американцы чего-то не поймут!). Запись на кассете растянули, добавив кучу ерунды, гору новых знамений (кровь из носа, сороконожка, выблевываемый шнур) – и зачем? Чтобы страшнее было? Так ведь не стало страшнее, правда, спасибо и за то, что сильно хуже не стало. Вот дерево мне понравилось, особенно его съемки красиво получились, а кони наоборот – могли бы и без них обойтись.
Еще два момента меня особенно тронули – это внесение в фильм массы кругов. Таким образом, название фильма снова поменялось. И уже прижившееся среди фанатов название «Звонок» многим кажется неправильным – мол прокатчики опять напутали с переводом. Но круги – это так, в общем, мелочь. Гораздо больше мне не понравилась логическая ошибка, а именно копирование кассеты. Далее спойлер. Не смотревшие – не читайте, пропустите абзац! Писавшие сценарий американского римейка явно не поняли главного прикола фильма – переписывания кассеты. В оригинале бывший муж посмотрел УЖЕ ПЕРЕПИСАННУЮ кассету, т.е. он не видел оригинал, а только копию – и именно РАСПРОСТРАНЕНИЕ записи может спасти жизнь. В американском же фильме Ноа посмотрел ОРИГИНАЛ, а копия была сделана позже и по идее никак не должна была повлиять на развитие сюжета. В общем, конечно, мелочь, но она как раз затрагивает мифологию фильма, его правдоподобность.
Обидно.
Результат – получился крепкий фильм ужасов, который я посмотрел с огромным удовольствием. По сравнению с оригиналом в нем немного улучшилось качество пугания, но при этом слегка пострадала сюжетная линия. Если вы не видели японского фильма, думаю, вам он понравится. Если видели, то попробуйте смотреть его беспристрастно и наслаждаться качественным зрелищем. В конце концов, я думаю, что ни Хидео Наката, ни Кодзи Судзуки от создания римейка не пострадали и свою долю получили».
Материал принадлежит сайту «Комната смерти»
и опубликован с разрешения его автора – Андрея Гайосинскаса
Некоторые замечания к фильму
  1. Роман Кодзи Судзуки «Звонок» был опубликован в 1989 году, и особой популярности в то время не получил.
  2. Съемки картины начались 1 ноября 2001 года. Первоначально картину должны были снимать в Бостоне, но из-за проблем с безопасностью, связанных с 11 сентября было решено выбрать другое место для съемок. Окончание съемок датируется 5 апреля 2002 года.
  3. Фильм снимался в Сиэтле, Монрое, Порт-Таунсенде, Стэнвуде и Беллингэме (шт. Вашингтон), Астории и Ньюпорте (шт. Орегон), Бостоне (шт. Массачусетс), Лос-Анджелесе (шт. Калифорния), а также на острове Уидби (шт. Вашингтон)
  4. Наоми Уоттс получила $15 000 000 долларов со среднего количества копий, и даже обрадовала студию «DreamWorks SKG», рассчитывавшую на $9-11 миллионов.
  5. На постере этого фильма изображена солнечная корона, символизирующая собой взгляд наверх из глубокого закрытого колодца, пропускающего свет по краям.
  6. Имена трех подростков, погибших в загородном доме вместе с Кэти Эмбри, но не показанных в фильме – Джон Турандот, Скотт Конрой и Трейси Миллер.
  7. Те, у кого имеется запись этого фильма, могут заметить в сцене, когда Рэйчел в Интернете ищет сведения об острове Маеско, что информация в браузере «Internet Explorer» в поле адреса следующая: «C:\WIN98\Desktop\…», т.е. указывает на файл, расположенный не в сети, а на рабочем столе компьютера.
  8. На роль Рэйчел Келлер изначально планировались и Дженнифер Коннелли (Jennifer Connelly) и Гвинет Пэлтроу (Gwyneth Paltrow) и Кейт Бекинсейл (Kate Beckinsale).
  9. В ранней версии фильма, владелец гостиницы в Шелтер Маунтен так же просматривает кассету и погибает.
  10. «Проклятое видео» присутствует как бонус на DVD-диске с фильмом «Звонок». Причем, когда вы выбираете меню с этим видео, курсор исчезает и вы никак не можете остановить запись, даже с помощью пульта дистанционного управления, разве что только полностью выключить DVD-плеер. Когда же «проклятое видео» закончено, дважды раздается звук телефонного звонка.
  11. Задолго до премьеры в кинотеатрах и по телевизору стали показывать кадры с «проклятой» кассеты. Название фильма при этом не называлось. Чуть позже такие показы стали снабжать ссылкой на сайт www.anopenletter.com. Этот же интернет-адрес указывался на видеокассетах, которые раздавали людям в кинотеатрах на премьерах совсем других фильмов. На сайте был опубликован рассказ некоего мужчины, который видел эту пленку, после чего в его доме раздался звонок с предупреждением о смерти. Этим обращением мужчина хотел всех предупредить. Помимо этого на сайте были сообщения от других людей, знакомые которых попали в такую же ситуацию, и даже рассуждения ученых об этом феномене. После премьеры киностудия «Dreamworks» сайт закрыла и всячески отрицала свое участие в этом.
  12. На рекламу фильма было потрачено порядка 35 миллионов долларов, однако кассовые сборы, составившие почти 230 миллионов долларов, с лихвой окупили все вложения.
Даты выхода фильма
  • 2 октября 2002 – США (Hollywood Film Festival)
  • 18 октября 2002 – США, Канада
  • 28 октября 2002 – Япония (Токийский международный кинофестиваль)
  • 2 ноября 2002 – Япония
  • 14 ноября 2002 – Австралия, Гонконг
  • 15 ноября 2002 – Польша
  • 6 декабря 2002 – Мексика, Тайвань
  • 9 января 2003 – Чили
  • 10 января 2003 – Южная Корея, Испания
  • 15 января 2003 – Филиппины
  • 22 января 2003 – Аргентина (премьера)
  • 24 января 2003 – Чешская республика (Febio Film Festival)
  • 30 января 2003 – Аргентина
  • 31 января 2003 – Бразилия
  • 1 февраля 2003 – Франция (Gerardmer Film Festival)
  • 5 февраля 2003 – Бельгия, Франция, Швейцария (франкоязычные области)
  • 7 февраля 2003 – Дания, Эстония, Греция, Индия
  • 13 февраля 2003 – Германия, Швейцария (немецкоязычные области)
  • 14 февраля 2003 – Австрия
  • 15 февраля 2003 – Южная Африка
  • 20 февраля 2003 – Нидерланды
  • 21 февраля 2003 – Исландия, Израиль (премьера), Италия, Норвегия, Швеция, Швейцария (итало-язычные области), Великобритания
  • 27 февраля 2003 – Чешская республика, Израиль
  • 28 февраля 2003 – Турция
  • 6 марта 2003 – Венгрия, Новая Зеландия
  • 7 марта 2003 – Финляндия, Литва
  • 13 марта 2003 – Перу
  • 1 апреля 2003 – Кувейт
  • 4 апреля 2003 – США (на DVD)
Награды и звания
  • 2003 – премия «ASCAP Award» в категории «Top Box Office Films» (Ганс Зиммер)
  • 2003 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший фильм ужасов»
  • 2003 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая актриса» (Наоми Уоттс)
  • 2003 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший грим» (Рик Бейкер, Джин Энн Блэк. Билл Старджон)
  • 2003 – номинация на премию Брэма Стокера (Bram Stoker Award) в категории «сценарий» (Эрен Крюгер)
  • 2003 – премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучший ужас»
  • 2003 – премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «большой оригинал»
  • 2003 – номинация на премию «IHG Award» Международной Гильдии Ужаса (International Horror Guild) в категории «лучший фильм»
  • 2003 – премия «MTV Movie Award» в категории «лучший злодей» (Дэвидж Чейз)
  • 2003 – номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «лучший фильм»
  • 2003 – премия «Выбор молодых» (Teen Choice Award) в категории «выбор фильма ужаса»
Все фильмы серии
  • 1995 – Звонок (Япония) – телефильм
      То же: Под названием «Звонок» (Ringu: Kanzen-ban)
  • 1998 – Звонок (Япония)
      То же: Под названием «Звонок» (Ring)
      То же: Под названием «Звонок» (Ringu)
  • 1998 – Спираль (Япония)
      То же: Под названием «Спираль» (The Spiral)
  • 1999 – Звонок 2 (Япония)
      То же: Под названием «Звонок 2» (Ring 2)
      То же: Под названием «Звонок 2» (Ringu 2)
  • 1999 – Звонок: Последняя глава (Япония) – телесериал
      То же: Под названием «Звонок: Последняя глава» (Ringu: Saishuu-shô)
      То же: Под названием «Звонок: Последняя глава» (Ring: The Final Chapter)
  • 1999 – Спираль (Япония) – телесериал
      То же: Под названием «Спираль» (The Spiral)
  • 1999 – Заразный звонок (Южная Корея)
  • 2000 – Звонок 0: День рождения (Япония)
      То же: Под названием «Звонок 0: День рождения» (Ringu 0: Bâsudei)
      То же: Под названием «Звонок 0: День рождения» (Ring 0: Birthday)
  • 2002 – Звонок (The Ring, США)
  • 2005 – Звонок 2 (The Ring Two, США)
      То же: Под названием «Звонок 2» (The Ring 2) – международная версия
      То же: Под названием «Самара» (Samara) – Гонконг, Сингапур
Библиография
  • Вячеслав Яшин. Не спрашивай, по ком звонит…: [История серии фильмов «Звонок»] // Если, 2003, №3 – с.55-56

© Виталий Карацупа, 2003-2007