Архив фантастики
Planet of the Apes
Планета обезьян


Планета обезьян (2001)





Планета обезьян (2001)
  • Производство: США, «20th Century Fox», «The Zanuck Company»
  • Год выхода на экраны: 2001
  • Продолжительность: 119 мин.
  • Цветной
  • Бюджет фильма: $100 000 000, кассовые сборы в США $180 000 000
  • Режиссер: Тим Бартон (Tim Burton)
  • Авторы сценария: Уильям Бройлис-мл. (William Broyles Jr.), Лоуренс Коннер (Lawrence Konner), Марк Розенталь (Mark Rosenthal)
  • Продюсер: Ричард Д. Занук (Richard D. Zanuck)
  • В ролях: Марк Уолберг (Mark Wahlberg), Тим Рот (Tim Roth), Хелена Бонэм Картер (Helena Bonham Carter), Майкл Кларк Дункан (Michael Clarke Duncan), Пол Джиаматти (Paul Giamatti), Эстелла Уоррен (Estella Warren), Кэри-Хироюки Тагава (Cary-Hiroyuki Tagawa), Дэвид Уорнер (David Warner), Крис Кристофферсон (Kris Kristofferson), Эрик Авари (Erick Avari), Люк Эберл (Luke Eberl), Эван Парк (Evan Parke), Гленн Шадикс (Glenn Shadix), Фрида Фой Шин (Freda Foh Shen), Крис Эллис (Chris Ellis), Энн Рамсей (Anne Ramsay), Лиз Мари (Lisa Marie)
Начало фильма приходится к 2029 году. На космической астрофизической базе ВВС США «Оберон» текла обычная рутинная исследовательская работа. Помимо всего прочего шла подготовка к эксперименту по пилотированию космических модулей обезьянами. Руководитель этого проекта капитан Лео Дэвидсон (Марк Уолберг) занимался с шимпанзе по кличке Перикл, и вскоре представился случай испытать полученные обезьяной знания на практике. Экипаж станции обнаружил невдалеке неизвестную электромагнитную аномалию и было решено отправить туда модуль с Периклом, но когда тот приблизился к феномену, сигнал с модулем прервался и тот буквально растворился в нем. Спустя несколько минут, игнорируя приказ командира, капитан Дэвидсон на другом модуле отправляется вслед за шимпанзе. Во время пересечения электромагнитной бури приборы космического челнока забарахлили, бортовой таймер усиленно поскакал вперед, в иллюминаторах сверкали красивые цветные гравитационный линии, а по выходе из зоны феномена, модуль потерпел аварию и в экстренном порядке совершил посадку на ближайшей планете земного типа. Модуль падает в неглубокое озерцо, а, выбравшись из него, Лео обнаружил, что находится на территории, поросшей густыми джунглями. Остальные параметры вполне соответствовали жизнеспособности человека, но буквально через несколько минут он оказался в толпе бегущих дикарей, которых преследовал отряд… одетых в амуницию говорящих обезьян!
Вот так капитан Лео Дэвидсон попадает на планету, где цивилизация людей уступила пальму первенства своим ближайшим родственникам из животного мира. Он попал в самый эпицентр охоты, где дичь (людей) организованно загоняли и в итоге все они попали в клетки и были переправлены к торговцу рабами-людьми – орангутангу Лимбо (Пол Джиаматти). Лео непременно бы погиб, но его необычная внешность (костюм ВВС США) и поведение привлекло внимание дочери сенатора Сандера (Дэвид Уорнер), Ари (Хелена Бонэм Картер) – миловидной шимпанзе, самой горячей последовательнице «Общества защиты людей». Она покупает Лео и дикарку Даэну (Эстелла Уоррен) и уводит их к себе домой. Ари, конечно, очень хорошо относилась к братьям своим меньшим – людям, и потому ей был непонятен поступок странного человека в необычном костюме, который смог легко освободить себя и других из клеток и организовать побег. Она не знала, что в планах Лео Дэвидсона – добраться до своего космического модуля и завладеть технологиями и оружием XXI века, которые бы обезопасили его в этом средневековом обезьяньем обществе. Во время побега, так случилось, что к группе людей примкнули торгаш Лимбо, человек-слуга Тивалл (Эрик Авари), сама Ари и ее верный слуга Крулл (Кэри-Хироюки Тагава). Эта большая обезьяна была когда-то генералом армии, но стала жертвой заговоров, в результате чего ее заменил на посту бывший друг, интриган и яростный военачальник Тэйд (Тим Рот). И теперь именно Тэйд, сватавшийся в свое время к Ари, вместе со своим верным помощником Аттаром (Майкл Кларк Дункан) начинает преследование беглецов.
Во время этого бегства был убит отец Даэны – мужественный статный мужчина Каруби (Крис Кристофферсон), но его смерть помогла группе оторваться от преследователей и достичь озерца с модулем. Лео вооружился мощным пистолетом, радиопередатчиком, прочими инструментами и теперь повел свою группу в запрещенный для обезьян район, называемый Калима. Здесь, как объяснила ему Ари, прячется тайна происхождения обезьян, и здесь Всевышний вдохнул душу в первую из обезьян – святого Симоса. Отчаянная смелость, интеллектуальная сила Лео, невиданное на это планете оружие и фортуна помогли людям и трем обезьянам пройти через джунгли, преодолеть хорошо вооруженный заградительный лагерь, завладеть лошадьми и добраться до заветного места. Там капитан Лео Дэвидсон с удивлением находит древнюю обветшалую космическую астрофизическую базу ВВС США «Оберон»! Оказывается, это и была та самая запретная тысячелетняя Калима. Самое интересное, что энергоресурс за столь долгий срок еще оставался на «Обероне» и, включив питание станции, Лео смог прослушать и посмотреть последние записи бортового журнала. Они свидетельствовали о том, что спустя несколько дней после исчезновения Перикла и капитана Дэвидсона, было принято решение последовать за ними, в результате чего станция также совершила аварийную посадку на этой планете, но затем выпущенные на волю обезьяны под руководством особенного злобного самца горилл Синуса начали убивать людей.
Итак, объяснение найдено, но теперь следовало позаботиться о себе и безопасности прибывших в этот пустынный район тысяч людей, наслышанный о человеке, бросившем вызов обезьянам. Лео, словно посланец с небес, сам того не ведая, стал для homo sapiens этого мира пророком – символом освобождения. Это уже была армия, хотя плохо обученная и вооруженная, но они бросили вызов прибывшим сюда войскам генерала Тэйда. Великая битва обезьян и людей, видимо, закончилась бы героической смертью людей, но вдруг прямо с неба в эпицентр сражения опускается посадочный модуль, из которого перед пораженными солдатами появляется астронавт… шимпанзе Перикл! Все обезьяны, кроме злобного и коварного Тэйда, естественно, посчитали его самим Симосом и легли ниц перед ним, а то, что шимпанзе вдруг с радостью вспрыгнула на руки Лео, оказалось поворотным моментом в истории этого мира. И только Тэйд остался верен своим идеалам и попытался убить и Перикла и Лео, но в итоге оказался заточенным в одном из отсеков «Оберона».
В итоге, состоялось великое братание людей и обезьян, Крулл возглавляет обезьянью армию, а Лео Дэвидсон, поцеловав на прощанье Даэну, на модуле отправляется обратно к электромагнитному феномену, надеясь таким образом возвратиться обратно в прошлое – в свое время. Так, собственно, все и случилось, человек добрался до своей родины – до Земли, снова в аварийном порядке приземлился прямо посреди Вашингтона около здания Конгресса. Капитан Лео Дэвидсон, пошатываясь, выбрался из горящего модуля, зашел в здание и предстал перед статуей Авраама Линкольна с лицом… генерала Тэйда! Надпись около этой огромной статуи гласила, что именно великому Тэйду страна обязана своей свободой и демократией. Ужас представшей перед ним реальности еще более утвердили прибывшие на место посадки полицейские автомобили, из которых повыскакивала с револьверами и мегафонами обезьяны в синей полицейской форме…
Некоторые замечания к фильму
  1. В одном из своих интервью Тим Бартон (Tim Burton) на вопрос о таком необычном и не совсем логичным окончанием фильма, заявил, что «видимо, кто-то заявился на Землю раньше капитана Лео Дэвидсона». Хотя, надо сказать, что финал этой картины наиболее близок к оригинальному литературному источнику – одноименному роману Пьера Буля (Pierre Boulle).
  2. Рабочее название фильма – «Пришелец» (The Visitor).
  3. Интересно, случайна ли почти вылитая схожесть обезьяны Ари (Хелена Бонэм Картер) с мировой знаменитостью – певцом Майклом Джексоном?..
  4. Киноактер Марк Уолберг (Mark Wahlberg) всегда желал поработать с Тимом Бартоном (Tim Burton), так что тому хватило буквально пяти минут, чтобы добиться его согласия для участия в съемках.
  5. Композитором фильма стал Дэнни Эльфман (Danny Elfman) – постоянный соратник Тима Бартона (Tim Burton) в его проектах.
  6. Фильм снимался в США (Гавайи, Калифорния и др. штаты) и Австралии. Сцена битвы обезьян и людей в пустынном запрещенном районе была снята в Трон-Пикс (штат Калифорния). Там же в свое время снимался и фильм «Звездный путь 5: Последний рубеж» (Star Trek V: The Final Frontier, 1989). Натурные же съемки были отсняты около озера Пауэлл (штат Юта), в том же самом месте, где снимался и фильм «Планета обезьян» (Planet of the Apes, 1968).
  7. Во время схемок произошел один забавный эпизод, когда Майкл Кларк Дункан (Michael Clarke Duncan) вывихнул лодыжку и его срочно доставили в больницу прямо в гриме гориллы.
  8. Космическая астрофизическая база ВВС США «Оберон» названа в честь эгоистичного короля Оберона из шекспировской пьесы «Сон в летнюю ночь», а военачальник Тэйд (Тим Рот) в честь японского военного министра Хидеки Тохо, который в 1941 году намеревался объявить США войну.
  9. Шлем на обезьяне-полицейском в финале картины был взят из реквизита картины «Звездный десант» (Starship Troopers, 1997) и окрашен в черный цвет.
  10. В 1995 году кресло режиссера было предложено Оливеру Стоуну (Oliver Stone), в 1997-м Джеймсу Кэмерону (James Cameron), который обязательно желал видеть в главной роли Арнольда Шварценеггера (Arnold Schwarzenegger).
  11. Чарлтон Хестон (Charlton Heston) и Линда Харрисон (Linda Harrison) – единственные актеры из всей труппы, которые снимались в первой адаптации «Планеты обезьян» 1968 года. Линде Харрисон досталась эпизодическая роль женщины в повозке, а Чарлтону Хестону – роль умирающего Зауса, отца генерала Тэйда.
  12. Военачальник Тэйд по первоначальному замыслу являлся большой гориллой-альбиносом, но Тим Бартон (Tim Burton) настоял на том, чтобы он был именно шимпанзе, т.к. этот вид обезьян более агрессивен.
  13. Актер и художник Рик Бейкер (Rick Baker), авторитетный творец обезьяньей внешности в этом фильме, сам побывал в шкуре обезьяны в фильме «Кинг Конг» (King Kong, 1976), а также разрабатывал грим для приматов в картинах «Гориллы в тумане» (Gorillas in the Mist, 1988), «Могучий Джо Янг» (Mighty Joe Young, 1998), «Грейсток: Легенда о Тарзане, повелителе обезьян» (Greystoke: The Legend of Tarzan, Lord of the Apes, 1984), для снежного человека в «Гарри и Хендерсонах» (Harry and the Hendersons, 1987) и для антропоморфного Джека Николсона в картине «Волк» (Wolf, 1994). К тому же он в этой картине в эпизодической роли вновь снялся в образе старой обезьяны.
  14. Съемки фильма начались 6 ноября 2000 года, но после их завершения – с 19 по 30 июня 2001 года – пришлось некоторые сцены заново переснимать.
  15. Интересно, что Тим Бартон (Tim Burton) снял пять различных концовок картины, из которых впоследствии выбрал лучшую. Он также хотел включить в картину сексуальную сцену между человеком и обезьяной, но руководство студии «20th Century Fox» не пошло на это, в результате чего возник грандиозный скандал.
  16. Режиссеру предлагали сделать обезьян компьютерными персонажами, но Тим Бартон (Tim Burton) безоговорочно отклонил это предложение.
  17. В эпизодической роли обезьянки Новы, дочери сенатора Надо, снялась жена Тима Бартона Лиз Мари (Lisa Marie).
Даты выхода фильма
  • 26 июля 2001 – Гонконг, Пуэрто-Рико
  • 27 июля 2001 – США, Таиланд
  • 28 июля 2001 – Япония
  • 1 августа 2001 – Ямайка, Швеция, Тринидад и Тобаго, Венесуэла
  • 2 августа 2001 – Аргентина, Доминиканская республика, Перу
  • 3 августа 2001 – Бразилия, Колумбия, Гватемала, Мексика, Панама, Южная Корея
  • 4 августа 2001 – Тайвань
  • 9 августа 2001 – Австралия, Чили, Эквадор, Израиль, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур
  • 10 августа 2001 – Норвегия
  • 15 августа 2001 – Филиппины, Объединенные Арабские Эмираты
  • 16 августа 2001 – Боливия, Индонезия
  • 17 августа 2001 – Великобритания, Финляндия
  • 22 августа 2001 – Франция, Швейцария
  • 23 августа 2001 – Нидерланды
  • 24 августа 2001 – Дания, Южная Африка
  • 29 августа 2001 – Бельгия
  • 30 августа 2001 – Германия. Россия (премьера), Швейцария (немецкоязычные области)
  • 31 августа 2001 – Австрия, Исландия, Португалия, Испания
  • 12 сентября 2001 – Египет
  • 13 сентября 2001 – Россия, Ливан
  • 14 сентября 2001 – Италия, Латвия
  • 20 сентября 2001 – Венгрия
  • 21 сентября 2001 – Литва
  • 28 сентября 2001 – Эстония, Индия
  • 9 октября 2001 – Польша (Варшавский кинофестиваль)
  • 10 октября 2001 – Кувейт
  • 18 октября 2001 – Хорватия, Чешская республика, Словения
  • 19 октября 2001 – Болгария, Греция, Турция
  • 26 октября 2001 – Польша, Румыния
  • 20 ноября 2001 – США (на DVD)
Награды и звания
  • 2001 – серебряная премия «Bogey Award» (Германия)
  • 2002 – премия «BMI Film Music Award» (Дэнни Элфман)
  • 2002 – премия Гильдии голливудских гримеров и стилистов (Hollywood Makeup Artist and Hair Stylist Guild) в категории «лучшие спецэффекты в гриме» (Рик Бейкер, Тони Джи, Казухиро Цуджи)
  • 2002 – премия за особые заслуги Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) за дизайн грима (Рик Бейкер)
  • 2002 – премия «Razzie Award» в категории «худшее продолжение»
  • 2002 – премия «Razzie Award» в категории «худший актер второго плана» (Чарлтон Хестон)
  • 2002 – премия «Razzie Award» в категории «худшая актриса второго плана» (Эстелла Уоррен)
  • 2002 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший научно-фантастический фильм»
  • 2002 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший актер второго плана» (Тим Рот)
  • 2002 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая актриса второго плана» (Хелена Бонэм Картер)
  • 2002 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие костюмы» (Колин Этвуд)
  • 2002 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая премьера на DVD»
  • 2002 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший грим» (Рик Бейкер, Джон Блейк)
  • 2002 – номинация на премию «BAFTA Films Award» в категории «лучший дизайн костюма» (Колин Этвуд)
  • 2002 – номинация на премию «BAFTA Films Award» в категории «лучший грим» (Рик Бейкер, Тони Джи, Казухиро Цуджи)
  • 2002 – номинация на премию «CDG Award» Гильдии дизайнеров костюмов (Costume Designers Guild) в категории «лучший дизайн костюма для фантастического фильма» (Колин Этвуд)
  • 2002 – номинация на премию «Империя» (Empire Award, Великобритания) в категории «лучший британский актер» (Тим Рот)
  • 2002 – номинация на премию «Империя» (Empire Award, Великобритания) в категории «лучшая британская актриса» (Хелена Бонэм Картер)
  • 2002 – номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучший дизайн костюма» (Колин Этвуд)
  • 2002 – номинация на премию «Грэмми» (Grammy) в категории «лучший музыкальный альбом для кинофильма» (Дэнни Элфман)
  • 2002 – номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «лучшая повторная роль» (Чарлтон Хестон)
  • 2002 – номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «лучший злодей» (Тим Рот)
  • 2002 – номинация на премию «Золотая пленка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звука – диалоги» (Ричард Андерсон, Джон Ларсен, Р. Дж. Кайзер, Майкл Хайт, Сьюзан Шеклфорд, Алан Найнберг)
  • 2002 – номинация на премию «Золотая пленка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звука – эффекты» (Ричард Андерсон, Джон Мюррей, Дэвид Уайттакер, Дональд Флик, Марвин Валовиц, Абрам Голд, Курт Шекли, Тэд Каплан, Дэн Йел, Джон Ларсен)
  • 2002 – премия «Телец» (Taurus Award) в категории «лучший поединок» (Деррил Чан, Дэвид Роуден)
  • 2002 – премия «Телец» (Taurus Award) в категории «лучшие трюки с огнем» (Брайсен Контс, Дэвид Ст. Пьер, Кристофер «Криттер» Антонуччи)
  • 2002 – премия «Телец» (Taurus Award) в категории «лучший координатор трюков» (Энди Армстронг, Чарльз Кроуэлл)
  • 2002 – премия «Телец» (Taurus Award) в категории «лучший трюк женщины-каскадера» (Симона Бузире)
Литература
  • 2001 – Уильям Т. Квик. Планета обезьян: Новелизация сценария Уильяма Бройлиса-мл., Лоуренса Коннера и Марка Розенталя (William T. Quick. Planet of the Apes: Novelization of the screenplay by William Broyles Jr., Lawrence Konner and Mark Rosenthal).. – Нью-Йорк: изд. «HarperCollins Publishers», 2001. – 288 с. (о) ISBN 0-061076-35-Х
  • 2001 – Марк Сэлсбари. Планета обезьян: Новый взгляд Тима Бартона (Mark Salisbury. Planet of the Apes: Re-Imagined by Tim Burton). – Нью-Йорк: изд. «Newmarket Press», 2001 ISBN 1-55704-87-2
Все фильмы серии
  • 1968 – Планета обезьян (Planet of the Apes)
  • 1970 – Новые тайны планеты обезьян (Beneath the Planet of the Apes)
      То же: Под названием «Планета людей» (Planet of the Men) – рабочее название
      То же: Под названием «Повторное посещение планеты обезьян» (Planet of the Apes Revisited) – рабочее название
  • 1971 – Побег с планеты обезьян (Escape from the Planet of the Apes)
  • 1972 – Завоевание планеты обезьян (Conquest of the Planet of the Apes)
  • 1973 – Битва за планету обезьян (Battle for the Planet of the Apes)
      То же: Под названием «Колонизация планеты обезьян» (Colonization of the Planet of the Apes)
  • 1974 – Планета обезьян (Planet of the Apes) – телесериал
      Серия 1 – Побег из будущего (Escape from Tomorrow)
      Серия 2 – Гладиаторы (The Gladiators)
      Серия 3 – Западня (The Trap)
      Серия 4 – Хорошее потомство (The Good Seeds)
      Серия 5 – Наследство (The Legacy)
      Серия 6 – Направление – завтра (Tomorrow's Tide)
      Серия 7 – Хирург (The Surgeon)
      Серия 8 – Обман (The Deception)
      Серия 9 – Гонка лошадей (The Horse Race)
      Серия 10 – Допрос (The Interrogation)
      Серия 11 – Тиран (The Tyrant)
      Серия 12 – Чудак (The Cure)
      Серия 13 – Освободитель (The Liberator)
      Серия 14 – Выше верхнего мира (Up Above the World So High)
  • 1975-76 – Возвращение на планету обезьян (Return to the Planet of the Apes) – мультипликационный сериал
      Серия 1 – Гибельное пламя (Flames of Doom)
      Серия 2 – Побег из города обезьян (Escape from Ape City)
      Серия 3 – Таинственное пророчество (The Unearthly Prophecy)
      Серия 4 – Туннель страха (Tunnel of Fear)
      Серия 5 – Опасная лагуна (Lagoon of Peril)
      Серия 6 – Ужас ледяной горы (Terror on Ice Mountain)
      Серия 7 – Река огня (River of Flames)
      Серия 8 – Пестрые крылья (Screaming Wings)
      Серия 9 – След к неизвестности (Trail to the Unknown)
      Серия 10 – Атака из облаков (Attack from the Clouds)
      Серия 11 – Миссия милосердия (Mission of Mercy)
      Серия 12 – Вторжение подземных жителей (Invasion of the Underdwellers)
      Серия 13 – Битва титанов (Battle of the Titans)
  • 1981 – Назад к планете обезьян (Back to the Planet of the Apes) – телефильм
      То же: Под названием «Новая планета обезьян» (The New Planet of the Apes)
  • 1981 – Прощание с планетой обезьян (Farewell to the Planet of the Apes) – телефильм
  • 1998 – После планеты обезьян (Behind the Planet of the Apes) – двухчасовой документальный телефильм
  • 2001 – Планета обезьян (Planet of the Apes)
  • 2001 – Создание «Планеты обезьян» (The Making of 'Planet of the Apes') – получасовой документальный телефильм
  • 2001 – Планета обезьян: Управление планетой (Planet of the Apes: Rule the Planet) – документальный телефильм
  • 2003 – Монстрама: Коллекция – «Планета обезьян» (Monsterama: Planet of the Apes Collectibles) – документальный телефильм
Компьютерные игры
  • 2001 – Планета обезьян (Planet of the Apes)
Библиография
  • Валерий Кузнецов. Звездные войны на планете обезьян: [О съемках римэйка кинофильма «Планета обезьян»] // Известия, 2000, 4 июля – с.10
  • Андрей Летаев. До секса дело так и не дошло: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Книжное обозрение, 2001, 4 июня – с.24
  • Видеосалон зазеркалья: [Аннотация кинофильмов «Планета обезьян»; «Под Планетой обезьян»; «Бегство с Планеты обезьян»; «Покорение Планеты обезьян»; «Битва за Планету обезьян»; «Люди под лестницей»] // Мир зазеркалья (Москва), 2001, №21 – с.15
  • Сливки – летом: [О кинофильмах «Планета обезьян», «Искусственный интеллект», «Мумия возвращается», «Парк Юрского периода – 3»] // Птюч (Москва), 2001, №6 – с.38-42
  • А. Лозинская, Н. Рудницкая. [Аннотация кинофильма «Планета обезьян»] // Ровесник, 2001, №7 – с.62
  • Артем Рязанцев. Виртуальное кино: [О рекламе в Интернете кинофильмов «Ведьма из Блэр», «Люди Икс», «Искусственный интеллект», «Планета обезьян»] // МК Бульвар (Москва), 2001, 9 июля – с.56-57
  • Лариса Шеховцова. Камера-обскура: Пять финалов одного фильма: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Каскад (Калининград), 2001, 21 июля – с.11
  • Валерий Кичин. Мартышка и кино: Новое вторжение с планеты Сорора не за горами: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Известия, 2001, 25 июля – с.8
  • Станислав Ростоцкий. По образу и подобию: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Время новостей (Москва), 2001, 27 июля – с.7
  • Киноновости: Тим Бертон представил публике «Планету обезьян» // Час (Рига), 2001, 31 июля – с.
  • Наталия Терех. Трехдневные кассовые сборы ремейка «Планета обезьян» составили почти 70 миллионов долларов: [О прокате фильма в США] // Факты (Киев), 2001, 31 июля – с.
  • Андрей Летаев, Игорь Дымов. Новая авария на планете обезьян: [Рец. на фильм «Планета обезьян (2001)] // Книжное обозрение, 2001, 6 августа – с.21
  • Марк Солисбери. Обезьяньи проделки: [О фантастическом фильме «Планета обезьян» (2001)] // АРТ-Мозаика (Киев), 2001, №37 – с.8
  • Светлова Екатерина. Чудесное превращение красотки в обезьяну: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Семь дней (Москва), 2001, №37 – с.54-56
  • Елена Слатина. Много диких обезьян: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Эксперт (Москва), 2001, 17 августа – с.66
  • Накануне: [Аннотация кинофильмов «Искусственный разум», «Планета обезьян», «Властелин Колец», «Гарри Поттер и философский камень»] // Афиша (Москва), 2001, 20 августа – с.10-17
  • Елена Николаева. На малом экране: [О кинофильмах «Планета обезьян»; «Парк Юрского периода 3»; «Лара Крофт: расхитительница гробниц»; «Роллербол»; «Эволюция»; «Доктор Дулитл 2»; «Очень страшное кино 2»; «Искусственный интеллект»; «Глаза Ангела»] // Мы (Москва), 2001, №8 – с.121-131
  • Лидия Маслова. Гамбургер с обезьянинкой: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Коммерсантъ (Москва), 2001, 1 сентября – с.10
  • Анастасия Машкова. Эволюционный конфуз: «Планета обезьян» Тима Бертона // Культура (Москва), 2001, 6-12 сентября – с.7
  • Тим Бертон: «Мы заново населили «Планету обезьян» / Беседовал И. Борисенко // Московская правда, 2001, 8 сентября – с.1-2
  • Дарья Аптекарева. Вас предупреждали!: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Молодой (Москва), 2001, №38-39 – с.9
  • Дарья Аптекарева. Несколько малоизвестных фактов о фильме «Планета обезьян» // Молодой (Москва), 2001, №38-39 – с.9
  • Александр Кондуков. Мартышкин труд: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Итоги (Москва), 2001, 11 сентября – с.50-53
  • Александр Кондуков. Ухоженная мордочка, любовь моя: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Независимая газета (Москва), 2001, 12 сентября – с.8
  • Александр Кутинов. Сказка о потерянном времени: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Вечерний клуб (Москва), 2001, 14 сентября – с.7
  • Превратится ли Земля в Планету обезьян?: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Вечерний Новосибирск, 2001, 15 сентября – с.
  • Екатерина Болелая. Со своим уставом на «Планету обезьян»: [О Тиме Бартоне] // Новое время (Москва), 2001, 16 сентября – с.47
  • С. Простаков. Обезьяны восстали против теории Дарвина: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Вечерний Ростов (Ростов-на-Дону), 2001, 17 сентября – с.5
  • Артем Рязанцев. Планета обезьян: [О кинофильме] // Московский комсомолец, 2001, 17 сентября – с.10
  • Андрей Щербак-Жуков. Кто сделал из обезьяны человека?: [О фильме «Планета обезьян» (2001)] // Книжное обозрение, 2001, 17 сентября – с.20
  • Андрей Гусев. Обезьяниада. Новый виток: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Биржа + Свой дом (Нижний Новгород), 2001, 20 сентября – с.
  • Тим Бертон: Свой на планете обезьян / Беседовал И. Борисенко // Кино парк (Москва), 2001, сентябрь – с.8-9
  • Оксана Васина. Сам ты обезьяна: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Кино парк (Москва), 2001, сентябрь – с.14
  • Михаил Водопьянов. Планета обезьян: [Обзор кинофильмов про обезьян] // Кино парк (Москва), 2001, сентябрь – с.28-29
  • Хелен в обезьяннике: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Ровесник, 2001, №9 – с.56
  • Марк Солисбери. Обезьяньи проделки: [О кинофильме «Планета обезьян»] / Пер. с англ. С. Рейтер; Фото М. Шоэллер // Премьер (Москва), 2001, сентябрь – с.58-63
  • Тим Бартон. Курсы психоанализа Тима Бартона: «Планета обезьян» на экранах планеты: [Интервью из журнала «Пари-Матч»] / Подгот. Д. Савосин // Культура (Москва), 2001, 4-10 октября – с.11
  • Ольга Вознесенская. Ниже пояса: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Огонек, 2001, №41 – с.60
  • Идиоты из Интернета ранили Тима Бертона: [Режиссер о своем фильме «Планета обезьян»] // Петролеум пресс (Балашиха), 2001, 15-21 октября – с.6
  • Юлиана Анина. [О кинофильме «Планета обезьян»] // Сельская молодежь, 2001, №10 – с.34
  • Дмитрий Караваев. Зеркало для примата, или «Игра на интерес»: [Рец. на фильм «Планета обезьян»] // Если, 2001, №11 – с.61-66
  • Н. К. [Аннотация кинофильма «Планета обезьян»] // Кино парк (Москва), 2001, №11 – с.61
  • Сергей Ильченко-мл. Возвращение на планету обезьян: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Костер (Санкт-Петербург), 2001, №11-12 – с.31
  • Встреча в «нуле» эволюции: [О кинофильме «Планета обезьян»] // Студенческий меридиан, 2002, №1 – с.88
  • Видеосалон зазеркалья: [Аннотация кинофильмов «Счастливый случай»; «Планета обезьян»; «Щупальца-2»; «Призрачная цель»; «Сияние»; «Золотой глаз»; «Завтра не умрет никогда»] // Мир зазеркалья (Москва), 2002, №5 – с.15
  • Алексей Лукин, Сергей Волков. МП-видео: Дубль 262: [Аннотация кинофильмов «Планета обезьян»; «Доктор Дулитл»; «Доктор Дулитл 2»; «Звездные врата»] // Московская правда, 2002, 28 февраля – с.7
  • Видео: свежая семерка: [О кинофильмах «Планета обезьян», «Парк Юрского периода-3», «Видок»] // Семь дней (Москва), 2002, №11 – с.57

© Виталий Карацупа, 2005