Архив фантастики
The Green Mile
Зеленая миля




Официальный сайт фильма
Официальный российский сайт
Зеленая миля (1999)
  • Производство: США, «Castle Rock Entertainment», «Darkwoods Productions», «Warner Bros.»
  • Год выхода на экраны: 1999
  • Продолжительность: 188 мин.
  • Цветной
  • Бюджет фильма: $60 000 000, кассовые сборы в США $136 800 000
  • Режиссер: Фрэнк Дарабонт (Frank Darabonnt)
  • Автор сценария: Фрэнк Дарабонт (Frank Darabonnt)
  • Продюсеры: Фрэнк Дарабонт (Frank Darabonnt), Дэвид Вальдес (David Valdes)
  • В ролях: Том Хэнкс (Tom Hanks), Дэвид Морзе (David Morse), Бонни Хант (Bonnie Hunt), Майкл Кларк Дункан (Michael Clarke Duncan), Джеймс Кромвель (James Cromwell), Майкл Джетер (Michael Jeter), Грэхем Грин (Graham Greene), Дуг Хатчисон (Doug Hutchison), Сэм Рокуэлл (Sam Rockwell), Барри Пеппер (Barry Pepper), Джеффри Деманн (Jeffrey DeMunn), Патриция Кларксон (Patricia Clarkson), Гарри Дин Стэнтон (Harry Dean Stanton), Даббс Гриер (Dabbs Greer), Ева Брент (Eve Brent), Уильям Сэдлер (William Sadler), Мак Майлз (Mack Miles), Брент Бриско (Brent Briscoe), Гэри Синз (Gary Sinise)
«Что происходит на Миле, на Миле и остается»

Действие фильма начинается в 1999 году в доме для престарелых, где один из живущих там – старик по имени Пол Эджкомб (Даббс Гриер) – рассказывает Илейн Коннелли (Ева Брент) одну странную и удивительную историю.
Эта история произошла в 1935 году во время Великой депрессии в штате Луизиана в самый разгар лета. Пол Эджкомб (Том Хэнкс) служил в тюрьме Коулд-Маунтин, в блоке для осужденных на смерть. Он был начальником особого «Блока И» и у него в подчинении служили еще четверо постоянных сотрудников:
- Брутас Хауэлл (Дэвид Морзе) – помощник Пола по прозвищу «Здоровяк»;
- Дин Стэнтон (Барри Пеппер) – молодой охранник;
- Гарри Тервиллиджер (Джеффри Деманн) – старый заслуженный охранник;
- Перси Уитмор (Дуг Хатчисон) – самый молодой охранник, племянник жены губернатора
Такие особые блоки в некоторых тюрьмах обычно называли «Последней милей», а здесь – в Коулд-Маунтин – сами заключенные прозвали его «Зеленой милей» за цвет пола и стен в тюремном блоке смертников. Зеленый коридор ведет к месту исполнения приговора – электрическому стулу. Команда Пола не только исполняла приговор американского суда, но и за то время, покуда смертник ждал его исполнения, подготавливала несчастного к последнему шагу. Профессионализм охранников и их спокойное и доброе отношение к убийцам и насильникам иногда превращала их последние недели, как это не странно звучит, в самое лучшее время их жизни. Были здесь и свои маленькие радости и праздники. Так, например, один из заключенных Эдуард Делакруа (Майкл Джетер) смог приручить мышку, которая могла выполнять нехитрые цирковые фокусы. Эту мышку, названную «мистером Джинглс», любили все «постояльцы» и охранники блока. Но Перси Уитмор, самый молодой из них, казалось, попросту упивался своим положением повелителя над приговоренными, а также возможностью участвовать в исполнении приговора. Его жестокость, подлость и низость так надоела остальным охранникам, что они, как, впрочем, и сами смертники, давно мечтали от него избавиться.
И вот однажды, после того как был казнен на электрическом стуле индеец Арлен Биттербак (Грэхем Грин), сюда доставляют очередного заключенного – здоровенного негра Джона Коффи (Майкл Кларк Дункан), осужденного за убийство и изнасилование двух малолетних девочек, девятилетних сестер Кати и Коро. Он только что объявился на ферме Клауса Деттрика (Уильям Сэдлер), отличался огромной силой вкупе с очень тихим и добрым нравом. Казалось, что при его огромном росте и силище, он не может обидеть даже мухи. И тут такое. Его находят сидящим у реки, плачущим, сжимающим два окровавленных детских тельца, и почему-то твердящего непонятные слова: «Я не успел, потому что уже поздно». В общем, в убийстве девочек обвинили Джона Коффи и суд приговорил его за столь жестокой убийство к смерти на электрическом стуле.
Поначалу охранники с осторожностью отнеслись к этому огромному, на голову выше остальных, негру, но вскоре он приковал к себе их внимание, особенно Пола Эджкомба. Дело в том, что Пол страдал очень болезненным недугом – у него был инфицирован мочевой пузырь, отчего он не мог ни заниматься сексом со своей женой, ни просто ходить в туалет. Мочеиспускание доставляло ему невыносимую режущую боль. И вот однажды Джон схватил проходящего мимо него Пола, с силой притянул к решетке, схватил между ног за причинное место и, если так можно выразиться, «отнял у него его боль». Затем Джон изо рта выпустил струю растворившегося в воздухе черного пепла. Невероятно, но факт. Произошло чудо. Пол полностью исцелился, смог сходить в туалет по полной программе, а ночью его жена Джен (Бонни Хант) впервые за последние годы смогла полностью насладиться его мужской силой.
Еще одно чудо Джон Коффи совершил после того, как подлец Перси растоптал «мистера Джинглса» на глазах у Делакруа. Негр попросил дать ему трупик мышки, а затем взял и «вдохнул» в нее жизнь. После этого случая Пол начал усиленно интересоваться историей Джона Коффи, даже съездил к защищавшему его адвокату Барту Хаммерсмиту (Гэри Синз), но ничего более того, что значилось в деле он так и не смог выяснить. Джон, словно маленький ребенок огромных размеров, наделенный чудодейственной силой, был человеком из ниоткуда, никто не знает, где он жил до тех пор, покуда не объявился на ферме Деттрика. Пол понимает, что Джон не виноват в смерти девочек, он, видимо, пытался им помочь, но было уже поздно…. Его должны были казнить, хотя Коффи был первым из тех, кто действительно хотел этого. Как позднее признался сам Джон, бог наградил его даром или проклятьем чувствовать всю боль мира, а в жизни людей ее ой как много. Так что, когда Пол вел его по зеленой миле, впервые за историю тюрьмы именно заключенный утешал своих надзирателей не волноваться, а не наоборот.
Но до того времени произошел еще один удивительный случай. У начальника тюрьмы Уордена Хала Мурса (Джеймс Кромвель), с которым очень дружил Пол, красавице-жене Мелинде (Патриция Кларксон) был поставлен страшный диагноз. Опухоль в ее мозгу отпускала ей очень краткий срок жизни. Но даже в это недолгое время, она превращала женщину в старуху, которую покидала не только красота, но и разум. И тогда Пол Эджкомб с женой уговорили троих надзирателей – Брутаса, Дина и Гарри – совершить должностное преступление. Они очень рисковали, вывезя из камеры смертников Джона Коффи. Они перевезли его в дом Мурса, который поначалу встретил их с винтовкой в руках, и предоставили возможность исцелить несчастную Мелинду. Так и случилось, а боль ее была настолько сильна, что обратно в камеру его уже вводили под руку. Пол с друзьями думал, что Джон и сам заболел, но негр специально не выпускал черный пепел изо рта. Он сделал это только тогда, когда смог поймать и притянуть к своей решетке злобного Перси, который незадолго до этого устроил так, что казнь Эдуарда Делакруа прошло особенно болезненно (тот практически сгорел на электрическом стуле). Итак, Джон вдохнул в Перси всю черную боль Мелинды, после чего тот подошел к камере с другим смертником – Биллом Уортоном (Сэм Рокуэлл) по прозвищу «Дикий Билл» – и разрядил в того всю обойму из табельного револьвера. Как затем выяснилось из слов Джона Коффи, он узнал, что именно патологический преступник Дикий Билл являлся настоящим убийцей девочек Деттрика, ведь он в то время работал у него по найму. Таким образом, негр поквитался одновременно и с Биллом и с Перси. Охранник в итоге сходит с ума и попадает в психиатрическую лечебницу. Вот такую историю рассказал престарелый Пол Эджкомб, женщине из этого же пансиона. Остается добавить, что после казни Джона Коффи он и его друг Брутас ушли из Коулд-Маунтин на другую работу.
А в запасе у Пола было и продолжение этой истории, вернее, последнее чудо огромного негра Джона Коффи. Он повел Илейн к заброшенному неподалеку домику и показал ей… мистера Джинглса! Эта старая-престарая мышь уже не могла как раньше выделывать цирковые фокусы, но была все еще жива. Она являлась самой старой мышью на планете, которой, по-видимому, было теперь более шестидесяти лет (обычная мышь живет 5-6 лет), а самому Полу – 108. Он признался Илейн, что когда он служил в тюрьме, ему уже было 44 года, и что жить ему, как и мистеру Джинглсу предстоит еще очень и очень долго. Коффи, когда вернул мышь к жизни и когда излечил самого Пола, поделился с ними маленькой частицей своего дара. Он заразил их жизнью! Но этот дар обернулся для Пола карой: пережив свою жену, сына, друзей, знакомых, он переживет и Илейн, к которой питает очень теплые чувства, и других и будет жить еще очень и очень долго.
Некоторые замечания к фильму
  1. Фильм снят по одноименному роману Стивена Кинга (Stephen King).
  2. Съемки проходили с июля по декабрь 1998 года.
  3. Основная часть съемок происходила в штате Теннеси, в городах Колумбия, Льюисбург, Нэшвилл (в исправительной колонии), Ноленсвилл, Шелбивилл, а сцены в доме престарелых в г. Блаин-Рок (штат Северная Каролина).
  4. В действительности различие в высоте, например, актеров Майкла Кларка Дункана и Дэвида Морзе не более 2 сантиметров. А разительное различие в высоте между героями картины Джоном Коффи и прочими охранниками создавалось особыми углами съемки и другими хитростями.
  5. Как отмечалось, этот кинофильм – современное переосмысление жизни Иисуса Христа. Джон Коффи (англ. инициалы J.C. – Jesus Christ) является доброжелательным человеком, могущим излечивать тяжело больных и даже воскрешать к жизни, но был казнен по ложному обвинению.
  6. Актер Том Хэнкс сначала собирался сам играть престарелого Пола Эджкомба, но никакие ухищрения гримеров не смогли сделать его настолько старым, что режиссер пригласил на эту роль Даббса Гриера.
  7. Почти все произведения Стивена Кинга имеют ссылки на штат Мэн, так же и в «Зеленой миле». Фамилия главного героя Эджкомб – это город, расположенный в штате Мэн.
  8. Хотя действие романа С. Кинга происходит в 1932 году, Фрэнк Дарабонт перенес его в 1935-й. «Есть одна деталь, которую я очень хотел привнести в картину, и которая жестко позиционирует действие во времени. Это старый фильм «Шляпа», а он был снят в 1935» – говорит Дарабонт. Продюсер Дэвид Вальдес договорился с вдовой Фреда Астера об использовании фрагмента фильма, где Фред танцует со своей постоянной партнершей Джинджер Роджерс. Выбор был не случаен – Дарабонт все время думал о мелодии Ирвинга Берлина под названием «Щека к щеке»...
Даты выхода фильма
  • 6 декабря 1999 – США (премьера)
  • 10 декабря 1999 – США
  • 10 февраля 2000 – Австралия, Германия
  • 11 февраля 2000 – Финляндия, Норвегия, Швеция
  • 17 февраля 2000 – Швейцария (немецкоязычные области)
  • 18 февраля 2000 – Израиль (премьера), Испания
  • 24 февраля 2000 – Израиль
  • 25 февраля 2000 – Дания, Великобритания (Лондон)
  • 1 марта 2000 – Бельгия, Франция
  • 2 марта 2000 – Аргентина
  • 3 марта 2000 – Исландия, Великобритания
  • 4 марта 2000 – Южная Корея
  • 8 марта 2000 – Турция
  • 9 марта 2000 – Гонконг, Малайзия, Нидерланды
  • 10 марта 2000 – Бразилия. Италия
  • 15 марта 2000 – Венесуэла
  • 16 марта 2000 – Чешская республика, Новая Зеландия, Сингапур
  • 23 марта 2000 – Хорватия
  • 24 марта 2000 – Польша
  • 25 марта 2000 – Япония
  • 31 марта 2000 – Португалия
  • 26 апреля 2000 – Кувейт
  • 27 апреля 2000 – Венгрия
  • 13 июня 2000 – США (на DVD)
  • 24 августа 2000 – Германия (на DVD)
  • 20 октября 2000 – Эстония
  • 30 октября 2000 – Великобритания (на DVD)
  • 31 мая 2001 – Словения
Награды и звания
  • 2000 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучший актер второго плана» (Майкл Кларк Дункан)
  • 2000 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучшая картина» (Фрэнк Дарабонт, Дэвид Вальдес)
  • 2000 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучший звук» (Роберт Дж. Литт, Эллиот Тайсон, Майкл Хербик, Уилли Д. Бартон)
  • 2000 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучший сценарий на ранее изданном материале» (Фрэнк Дарабонт)
  • 2000 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший жанровый фильм»
  • 2000 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший актер второго плана» (Майкл Кларк Дункан)
  • 2000 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая актриса второго плана» (Патриция Кларксон)
  • 2000 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший режиссер» (Фрэнк Дарабонт)
  • 2000 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая музыка» (Томас Ньюман)
  • 2000 – премия «BMI Film Music Award» (Томас Ньюман)
  • 2000 – премия «Черная пленка» (Black Reel) в категории «лучший актер второго плана» (Майкл Кларк Дункан)
  • 2000 – премия «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый драматический актер» (Том Хэнкс)
  • 2000 – номинация на премию «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый драматический актер второго плана» (Майкл Кларк Дункан)
  • 2000 – номинация на премию «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимая драматическая актриса второго плана» (Бонни Хант)
  • 2000 – номинация на премию Брэма Стокера (Bram Stoker Award) в категории «сценарий» (Фрэнк Дарабонт)
  • 2000 – премия «BFCA Award» Ассоциации радио- и кинокритиков (Broadcast Film Critics Association Award) в категории «лучший сценарий» (Фрэнк Дарабонт)
  • 2000 – премия «BFCA Award» Ассоциации радио- и кинокритиков (Broadcast Film Critics Association Award) в категории «лучший актер второго плана» (Майкл Кларк Дункан)
  • 2000 – номинация на премию «BFCA Award» Ассоциации радио- и кинокритиков (Broadcast Film Critics Association Award) в категории «лучшая картина»
  • 2000 – премия «СFCA Award» Ассоциации чикагских кинокритиков (Chicago Film Critics Association Award) в категории «лучший актер второго плана» (Майкл Кларк Дункан)
  • 2000 – премия «СFCA Award» Ассоциации чикагских кинокритиков (Chicago Film Critics Association Award) в категории «наиболее многообещающий актер второго плана» (Майкл Кларк Дункан)
  • 2000 – номинация на премию «DGA Award» Гильдии режиссеров Америки (Directors Guild of America) в категории «выдающееся режиссерское достижение в кинофильме» (Фрэнк Дарабонт)
  • 2000 – премия «FAITA Award» в категории «выдающееся достижение актера в роли второго плана» (Грэхем Грин)
  • 2000 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «выдающееся достижение актера в роли второго плана» (Майкл Кларк Дункан)
  • 2000 – номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «выдающееся достижение драматического актера в роли второго плана» (Дуг Хатчисон)
  • 2000 – номинация на премию «Имидж» (Image Award) в категории «выдающийся актер в кинофильме» (Майкл Кларк Дункан)
  • 2000 – номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «крупное достижение в мужской роли» (Майкл Кларк Дункан)
  • 2000 – премия «Читательский выбор» (Reader’s Choice Award) в категории «лучший фильм на иностранном языке» (Фрэнк Дарабонт)
  • 2000 – номинация на премию «Золотая пленка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звука – диалоги» (Марк Э. Манжини, Джулия Эвершед)
  • 2000 – номинация на премию «Золотая пленка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звука – эффекты» (Марк Э. Манжини, Аарон Гласкок, Хауэлл Гиббенс, Дэвид Э. Стоун, Соланж С. Швальбе)
  • 2000 – номинация на премию «OFCS Award» Общества сетевых кинокритиков (Online Film Critics Society) в категории «лучший актерский состав»
  • 2000 – номинация на премию «OFCS Award» Общества сетевых кинокритиков (Online Film Critics Society) в категории «лучший сценарий» (Фрэнк Дарабонт)
  • 2000 – номинация на премию «OFCS Award» Общества сетевых кинокритиков (Online Film Critics Society) в категории «лучший актер второго плана» (Майкл Кларк Дункан)
  • 2000 – премия «PFC Award» Общества политического кино (Political Film Society) в категории «права человека»
  • 2000 – номинация на премию «Актер» (Actor) Гильдии киноактеров (Screen Actors Guild) в категории «выдающееся достижение актерского состава в кинофильме» (Том Хэнкс, Дэвид Морзе, Бонни Хант, Майкл Кларк Дункан, Джеймс Кромвель, Майкл Джетер, Грэхем Грин, Дуг Хатчисон, Сэм Рокуэлл, Барри Пеппер, Джеффри Деманн, Патриция Кларксон, Гэри Синз)
  • 2000 – номинация на премию «Актер» (Actor) Гильдии киноактеров (Screen Actors Guild) в категории «выдающееся достижение в мужской роли актера второго плана» (Майкл Кларк Дункан)
  • 2000 – номинация на премию «USC Scripter Award» (Стивен Кинг, Фрэнк Дарабонт)
  • 2001 – премия «Выбор народа» (People’s Choice Award) в категории «любимый драматический художественный фильм»
  • 2001 – премия «Выбор народа» (People’s Choice Award) в категории «любимый художественный фильм»
  • 2001 – номинация на премию японской академии в категории «лучший иностранный фильм»
  • 2001 – номинация на премию «Небьюла» (Nebula Award) в категории «лучший сценарий» (Фрэнк Дарабонт)
Другое название фильма
  • 1999 – «Зеленая миля Стивена Кинга (Stephen King’s The Green Mile)
Все фильмы серии
  • 1999 – Зеленая миля (The Green Mile)
      То же: Под названием «Зеленая миля Стивена Кинга (Stephen King’s The Green Mile)
  • 1999 – Чудо «Зеленой мили» (The Miracle of ‘The Green Mile’) – документальный телефильм о создании фильма
  • 2000 – Идущий по миле (Walking the Mile) – документальный фильм о создании фильма
      То же: Под названием «Идущий по миле: Создание «Зеленой мили» (Walking the Mile: The Making of ‘The Green Mile’)
Библиография
  • Сергей Шикарев. Хорошо забытое старое? [О фильме «Зелена миля»] // Если, 2000, №7 – с.85-86
  • Ольга Федосеева. Бестселлер внаем: [Рец. на кинокартину «Зеленая миля»] // Книжное обозрение, 2000, 25 сентября – с.20

© Виталий Карацупа, 2005