Архив фантастики
Le cinquieme element
Пятый элемент


Постеры к фильму «Пятый элемент» (1997)



Пятый элемент (1997)
  • Производство: Франция, комп. «Гомон» (Gaunomt)
  • Год выхода: 1997
  • Продолжительность: 126 мин.
  • Цветной
  • Бюджет фильма: $90 000 000, кассовые сборы в США $63 540 020, в остальных странах $185 800 000
  • Режиссер: Люк Бессон (Luc Besson)
  • Авторы сценария: Люк Бессон (Luc Besson), Роберт Марк Кэмен (Robert Mark Kamen)
  • Продюсер: Патрик Леду (Patrice Ledoux)
  • В ролях: Брюс Уиллис (Bruce Willis), Гэри Олдмен (Gary Oldman), Йен Холм (Ian Holm), Мила Йовович (Milla Jovovich), Крис Такер (Chris Tucker), Люк Перри (Luke Perry), Брайон Джеймс (Brion James), Томми «Тини» Листер-мл. (Tommy 'Tiny' Lister Jr.), Ли Эванс (Lee Evans), Чарли Крид-Майлс (Charlie Creed-Miles), Трики (Tricky), Джон Невилл (John Neville), Джон Блютал (John Bluthal), Мэтью Кассовитц (Mathieu Kassovitz), Кристофер Фейрбэнк (Christopher Fairbank), Джон Беннетт (John Bennett), Майвьенн Ле Беско (Maïwenn Le Besco)
В предыстории будущих судьбоносных событий для истории Земли перед нами предстает 1914 год, Египет, археологические раскопки. В одном из древних храмов европейский археолог, профессор Паколи (Джон Блютал) вместе со своим помощником Билли (Люк Перри), расшифровывая древние письмена, прочитал следующую надпись: «Когда настанет парад трех планет, черная дыра распахнется подобно вратам. Придет зло, воцарятся ужас и хаос». А еще он прочитал о том, что парад планет происходит каждые пять тысяч лет. Здесь же были изображены четыре элемента природы – вода, огонь, земля, воздух – вокруг пятого элемента – идеального существа.
И тут около храма приземлился инопланетный корабль древней цивилизации мендочивов. Прибывшие пришельцы – огромные металлические существа золотистого цвета – вошли в храм и открыли потайную дверь, где располагались четыре элемента – искусно изготовленных камней – вокруг скульптуры, хранящей в себе пятый элемент. В преддверии будущей битвы Добра со Злом они изъяли камни, уложили их в ларец и унесли с собой. Напоследок они прорекли: «Через 300 лет, когда придет зло, вернемся и мы».
Испугавшийся происходящего Билли начал стрелять из нагана, потайная стена закрылась, похоронив в недрах храма не успевшего выйти пришельца. Но тот успел передать жрецу (Джон Беннетт) ключ и взял с того клятву, что смотритель выполнит свою миссию, передаст знания следующему из учеников и так далее, сквозь многие века.
Прошло 300 лет. Планета Земля, население которой составляет 200 миллиардов человек, представляет собой единое государство с центром – городом Нью-Йорк. Жизнь людей протекает в огромных мегаполисах, на нескольких уровнях, сообщающихся между собой при помощи летательной техники. Политическая структура – военная демократия – наполовину тоталитарное государство. Планетой управляет Совет во главе с президентом Линдбергом (Томми «Тини» Листер-мл.). А в космическом пространстве находятся множество огромных звездолетов – фабрики, заводы, зоны отдыха, стадионы, курорты и т.д. – на которых проживает еще несколько миллиардов человек.
Итак, к Земле с огромной скоростью приближается огромный огненный шар, диаметром 2000 километров, являющийся, как потом оказалось, средоточием абсолютного Зла. Военные во главе с генералом Стейдертом (Джон Невилл) уговаривают президента атаковать неопознанный объект, только астрофеноменолог, преподобный Вито Корнелиус (Йен Холм), пытается остановить непоправимое. Он уверяет, что обстрел ничего не даст, даже увеличит силу объекта – ведь зло плодит зло. И когда военные запустили свои ракеты, с удовольствием поглощенные невероятно сконцентрированным разумом объекта, правота святого отца стала очевидной. Но военный крейсер объект проглотил, будто пончик на завтрак. У человечества осталось 48 часов на поиск выхода из этой ситуации. А затем – Ничто.
Вито Корнелиус объяснил президенту, что существует лишь один способ победит зло – оружие мендочивов. Четыре элемента группируются вокруг пятого – само совершенство, могучего воина, созданного для защиты жизни. Все вместе они порождают луч, названный древней расой Светом Творения. Но когда корабль мендочивов, доставляющий на Землю искомые артефакты, подлетел к границам зоны обитания людей, он был атакован двумя истребителями, а на месте крушения был обнаружен только один небольшой объект, напичканного 200 000 хромосомами, из которого земные ученые реконструировали... рыжеволосую девушку! Летающее такси Корбена Далласа (Худ. Жан-Клод Мезье)
А в Южном Бруклине на умопомрачительном этаже жил Корбен Даллас (Брюс Уиллис) – горе-таксист, имеющий массу нарушений правил воздушного вождения. Бывший майор элитного спецподразделения федеральной армии, полгода как в отставке, он никак не может найти себя в мирной размеренной жизни обыкновенного городского обывателя. Ничего не подозревая о нависшей над планетой опасностью, он как обычно летел по воздушным трассам Нью-Йорка в поисках клиентов, когда в его такси свалилась сбежавшая из лаборатории рыжая незнакомка, говорящая на непонятном языке, но чертовски привлекательная. Она только и смогла объяснить ошалевшему от такого «подарка» и последующей погони от полиции Корбену, что ей нужен священник Вито Корнелиус. А чуть позже, когда таксист доставил девушку по адресу, он узнал и её имя, представляющее собой длиннющую тарабарщину, а покороче – Лилу (Мила Йовович). Так Корбен Даллас невольно становится центральной фигурой в деле спасения мира.
Дело в том, корабль мендочивов был атакован космическими наемниками мангалорами – расой неприятных воинственных созданий, который в настоящий момент работали на земного олигарха, производящего вооружение, Жана-Батиста Эммануэля Зорга (Гэри Олдмен), который, в свою очередь, являлся марионеткой Зла, выполняющий все команды приближающегося пылающего шара. Зорг надеялся найти в корабле мендочивов ларец с могущественными элементами, но тот оказался пуст.
И теперь за четырьмя элементами начинают охоту правительство, в лице генерала Мунро (Брайон Джеймс) нанявшее Корбена Далласа для выполнение этого задания, и Зорг со своими дружками-мангалорами. И если первые желают спасти Землю от уничтожения, у Зорга – задача прямо противоположная. Параллельно с этим туда направляется и Вито Корнелиус со своим служкой Давидом (Чарли Крид-Майлс). Их путь лежит к планете Флостон в созвездии Ангела, где над сплошным океаном курсирует воздушный корабль-курорт «Флостон Парадиз». Здесь состоится концерт известной оперной диве Плавалагуне (Майвьенн Ле Беско), которой мендочивы и вручили камни.
По пути к «Флостон Парадиз» и на самом курорте Корбена постоянно опекает известный шоумен Руби Род (Крис Такер), пристающий к нему в попытке сделать сенсацию. Лилу ждет окончания концерта дивы Плавалагуны, чтобы та передала ей камни, но Зорг, лично прилетевший сюда для проведения операции, отдает приказ на захват курорта мангалорами. Лилу, владеющая невероятной силой и искусством боя, уничтожает нескольких захватчиков, но другие устраивают побоище в зале, где блистает оперная певица. Её смертельно ранят, но перед кончиной отдает Корбену камни, спрятанные внутри её тела. Бывший спецназовец, под крики перепуганного Руби Рода, атакует мангалоров, а затем вместе с Лилу, священником, Дэвидом и заветными камнями улетают с гибнущего от взрыва бомбы некогда фешенебельного курорта. По иронии судьбы вместе с «Флостон Парадиз» погибает и заложивший бомбу Зорг.
У спасителей человечества остается 1 час 57 минут для достижения храма мендочивов в Египте. Они размещают камни на свои места, в центр кладут раненную и потерявшую сознание Лилу, «включают» артефакты, а признание её в любви Корбена, запускает древнюю защиту, так как стихия пятого элемента – Любовь. И в тот же миг вырвавшийся из центра храма световой столб уничтожает сферу Зла, которая замирает в ста километрах от поверхности планеты, став еще одним спутником Земли.
Зло повержено, любовь торжествует, и Корбен с пятитысячелетней Лилу с головой отдались старому как мир чувству. Хэппи-энд.
Некоторые замечания к фильму
  1. Съемки фильма проходили с 29 января по 26 июня 1996 года в Лондоне на киностудии «Pinewood Studios» и в Королевском оперном зале «Covent Garden», а также в Мавритании и Исландском национальном парке «Vatnajökull» (регион Эйстурланд)
  2. Божественный язык общения Лилу был изобретен Люком Бессоном, и дополнен Милой Йовович. В нем всего лишь 400 слов. А к концу съемок они даже могли сносно общаться на этом выдуманном языке. Так, например, фраза «Seddan akta gamat», сказанная Лилу, после того, как ее поцеловал Корбен, означает «никогда без моего разрешения».
  3. Время действия фильма можно узнать из эпизода, когда Корбен Даллас просыпается у себя в квартире. На стене его спальни на календаре светится дата 18 марта 2263 года (18 марта – день рождения Люка Бессона).
  4. Также можно предположить и примерное население людей на Земле и в космосе в фильме. Надпись на летающем поезде «Макдональдс», в который врезается полицейская аэромашина, гласит: «Обслужено 65 триллионов людей».
  5. По сюжету фильма Центральный парк в Нью-Йорке имеет те же размеры и находится в том же самом месте, что и ныне. Но на высоте 30 метров над землей!
  6. Когда Лилу восстанавливают по коду ДНК, ее минималистическая одежда в точности повторяет одежду Марии в фантастическом фильме «Метрополис» 1927 года
  7. В эпизоде, когда президент Линдберг дает Вито Корнелиусу ровно 20 секунд для того, чтобы тот изложил свою точку зрения на появление у Земли таинственной сферы, святой отец (по хронометражу фильма) справляется с этим ровно за отведенное ему время.
  8. Интересно, что два главных персонажа картины – добрый Корбен Даллас и злой Жан-Батист Эммануэль Зорг – никогда не встречаются и даже не разговаривают друг с другом.
  9. По утверждению режиссера картины Люка Бессона – он придумал сюжет «Пятого элемента» еще в средней школе и даже написал по нему рассказ.
  10. Полное имя Лилу, которое она произносит в квартире у отца Вито Корнелиуса – «Leeloominaï Lekatariba Lamina-Tchaï Ekbat De Sebat»
  11. Арию дивы Плавалагуны «Il dolce suono» из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» (Lucia Di Lammermoor), переходящую в вокализ на оригинальную композицию Эрика Серра, в фильме исполнила Инва Мулла, потрясающее сопрано из Албании. А имя межпланетной оперной певицы Плавалагуны в переводе с сербо-хорватского языка означает «Синяя лагуна». Бессон позаимствовал это название у хорватского курорта в Пореке, где однажды летом в детстве он отдыхал.
  12. В 1997 году этот фильм являлся самым дорогим не только в истории французской киностудии «Гомон», но и самым дорогим иностранным фильмом. Из потраченных девяносто миллионов долларов – 80 миллионов пришлись на спецэффекты. В 1997 году это был рекорд.
  13. Взрыв в главном зале «Флостон Парадиз» на момент выхода картины в прокат был самым мощным взрывом внутри помещения, когда-либо демонстрируемым в рамках художественного фильма
  14. Фильм «Пятый элемент» открывал Каннский кинофестиваль 1997 года.
  15. Люк Бессон взял на роли в фильме несколько известных фотомоделей. Большинство из них играют стюардесс на круизном лайнере, включая Николь Мерри и Стэйси Маккензи. А топ-модель Ева Салвэйл играла в фильме одного из мангалоров в человеческом обличье.
  16. Команда, работающая над спецэффектами, повеселилась, когда дорисовала на каждый номерной знак летающих такси будущего Нью-Йорка фразу мелким шрифтом – «Нью-Йорк, задолбанное государство» (New York, The Fuck-You State) – которую почти не заметно при просмотре фильма.
  17. По сценарию персонажа Криса Такера звали вовсе не Руби Род, а Лок Род. Именно это имя (Локк) можно встретить и в книге, написанной по мотивам фильма
  18. Костюмы, в которые были одеты мендочивы в фильме, сразу после окончания производства над картиной, были уничтожены. Остался один-единственный, который сейчас находится у специалиста по спецэффектам Ника Дадмана (Nick Dudman).
  19. Многие из мангалоров, устроивших бойню на «Флостон Парадиз», носили специальные боевые защитные очки. Это было сделано с единственной целью – спрятать глаза актеров, которые были видны сквозь маски, а также сэкономить на косметике вокруг глаз и специальных контактных линзах.
  20. Ник Дадман (Nick Dudman) создал для фильма проект веретенообразных длинноносых инопланетных существ, которые должны были собирать мусор. Но в фильме они так и не появились, а образование огромной кучи мусора в космическом порту объясняется тем, что сборщики мусора в настоящее время бастуют.
  21. Американская киноассоциация присвоила кинокартине прокатный рейтинг «PG-13» («Дети до 13 лет допускаются на фильм только с родителями») за содержащиеся в ней «продолжительные сцены насилия в фантастическом антураже» (intense sci-fi violence), «налёт сексуальности» (some sexuality) и «краткие показы обнажённого человеческого тела» (brief nudity).
  22. Люк Бессон в многочисленных интервью заявлял, что он сам считает пятым элементом – половой акт.
Даты выхода фильма
  • 7 мая 1997 – Франция (Каннский кинофестиваль), Франция (в кинотеатрах)
  • 8 мая 1997 – Бельгия, Швейцария (франкоязычные области)
  • 9 мая 1997 – США, Канада, Люксембург
  • 14 мая 1997 – Новая Зеландия
  • 15 мая 1997 – Австралия, Сингапур
  • 16 мая 1997 – Бразилия (премьера), Панама
  • 22 мая 1997 – Аргентина, Гонконг
  • 23 мая 1997 – Мексика
  • 29 мая 1997 – Нидерланды
  • 30 мая 1997 – Испания, Уругвай
  • 6 июня 1997 – Великобритания, Финляндия
  • 13 июня 1997 – Исландия, Ирландия
  • 2 июля 1997 – Кувейт
  • 9 июля 1997 – Филиппины
  • 10 июля 1997 – Израиль
  • 17 июля 1997 – Южная Корея
  • 1 августа 1997 – Дания
  • 8 августа 1997 – Норвегия
  • 22 августа 1997 – Швеция
  • 28 августа 1997 – Германия, Швейцария (немецкоязычные области)
  • 29 августа 1997 – Португалия
  • 11 сентября 1997 – Чешская республика
  • 13 сентября 1997 – Япония
  • 25 сентября 1997 – Россия, Словения
  • 10 октября 1997 – Турция
  • 16 октября 1997 – Венгрия
  • 17 октября 1997 – Польша
  • 30 октября 1997 – Италия
  • 9 января 1998 – Эстония
Награды
  • 1997 – премия «Golden Screen» (Германия)
  • 1997 – серебряная премия «Bogey Award» (Германия)
  • 1997 – номинация на премию «European Film Award» в категории «лучший фильм» (Патрик Леду)
  • 1998 – премия «Люмьер» (Lumiere, Франция) в категории «лучший режиссер» (Люк Бессон)
  • 1998 – премия «BAFTA Film Award» в категории «лучшие спецэффекты» (Карен Гуликас, Марк Стэтсон, Ник Олдер, Нил Корбо, Ник Дадман)
  • 1998 – премия «César» (Франция) в категории «лучшая операторская работа» (Тьери Арбогаст)
  • 1998 – премия «César» (Франция) в категории «лучший режиссер» (Люк Бессон)
  • 1998 – премия «César» (Франция) в категории «лучшие декорации» (Дэн Уэйл)
  • 1998 – номинация на премию «César» (Франция) в категории «лучший дизайн одежды» (Жан-Поль Готье)
  • 1998 – номинация на премию «César» (Франция) в категории «лучший монтаж» (Сильвия Ландра)
  • 1998 – номинация на премию «César» (Франция) в категории «лучший фильм» (Люк Бессон)
  • 1998 – номинация на премию «César» (Франция) в категории «лучшая музыка в фильме» (Эрик Серра)
  • 1998 – номинация на премию «César» (Франция) в категории «лучший звук» (Даниель Бриссо)
  • 1998 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучшие звуковые эффекты» (Марк Манжини)
  • 1998 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший научно-фантастический фильм»
  • 1998 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие костюмы» (Жан-Поль Готье)
  • 1998 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие спецэффекты» (Карен Гуликас, Марк Стэтсон)
  • 1998 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая актриса второго плана» (Мила Йовович)
  • 1998 – номинация на премию «Blockbuster Entertainment Award» в категории «лучшая новая актриса» (Мила Йовович)
  • 1998 – номинация на премию «Хьюго» (Hugo) в категории «лучшая драматическая постановка»
  • 1998 – номинация на премию «Серебряная лента» (Silver Ribbon) Итальянского национального синдиката киножурналистов (Italian National Syndicate of Film Journalist) в категории «лучший режиссер зарубежного фильма» (Люк Бессон)
  • 1998 – номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «лучший поединок» (Мила Йовович)
  • 1998 – номинация на премию «Golden Reel Award» в категории «лучший монтаж звука»
  • 1998 – номинация на премию «Razzie Award» в категории «худшая новая звезда» (Крис Такер)
  • 1998 – номинация на премию «Razzie Award» в категории «худшая актриса второго плана» (Мила Йовович)
  • 1998 – номинация на золотую премию «Спутник» (Satellite Award) в категории «лучшие визуальные эффекты (Марк Стэтсон)
Другие названия фильма
  • 1997 – Пятый элемент (The Fifth Element) – США
Литература
Жан-Клод Мезье. Дополнительно от Мезье. Том 2: Мои наброски для фильма Люка Бессона «Пятый элемент» (1998)
  • 1997 – Терри Биссон (The Fifth Element by Terry Bisson). – изд. «HarperCollins Publishers» (Нью-Йорк), 1997. – 256 с. (о) ISBN 0-06105-838-6
  • 1997 – Люк Бессон. История «Пятого элемента»: Приключения и открытия фильма (The story of The fifth element: the adventure and discovery of a film by Luc Besson). – изд. «Titan» (Лондон), 1997. – 240 с. ISBN 1-852-86863-5
  • 1998 – Жан-Клод Мезье. Дополнительно от Мезье. Том 2: Мои наброски для фильма Люка Бессона «Пятый элемент» (Les Extras De Mezieres n.2: Mon cinquième élément decours pour le film du Luc Besson, Jean-Claude Mézières) – художественный альбом
Компьютерная игра
Пятый элемент (1998) Пятый элемент (1998, на русском языке) Пятый элемент (1998, на русском языке) Погоня за Пятым элементом  (2001, на русском языке)
  • 1998 – Пятый элемент (The 5th Element) – комп. «Kalisto Entertainment»
  • 2001 – Погоня за Пятым элементом (New York Race) – комп. «Kalisto Entertainment»
Библиография
  • И президент, как «Пятый элемент» // Вечерняя Казань, 2002, 20 декабря – с.
  • [Врезка]: Материалы «Мира фантастики»: [О фан-фильмах «Store Wars» и «Thumb Wars» и о киноляпах в фильме «Пятый элемент»] // Мир фантастики, 2006, №7 – с.9
  • Роман Арбитман. Пятый элемент: [О фантастическом фильме Люка Бессона] // Роман Арбитман. Субъективный словарь фантастики. – М.: Время, 2018 – с.301-303

© Виталий Карацупа, 2011


Кадры из фильма «Пятый элемент»