Архив фантастики
Misery
Мизери


Мизери (1980)
Мизери (1980)
Мизери (1980)
Мизери (1980)
Мизери (1980)
Мизери (1980)
Мизери (1980, Германия)
Мизери (1980, Германия)
Мизери (1980, Германия)
Мизери (1980, Германия)
Мизери (1980, Испания)





Мизери (1980)
  • Производство: США, «Castle Rock Entertainment», «Nelson Entertainment»
  • Год выхода на экраны: 1990
  • Продолжительность: 107 мин.
  • Цветной
  • Бюджет фильма: $20 000 000, кассовые сборы в США $61 280 000
  • Режиссер: Роб Райнер (Rob Reiner)
  • Автор сценария: Уильям Голдман (William Goldman)
  • Продюсеры: Роб Райнер (Rob Reiner), Эндрю Шейнман (Andrew Scheinman)
  • В ролях: Джеймс Каан (James Caan), Кэтти Бэйтс (Kathy Bates), Ричард Фэрнсуорт (Richard Farnsworth), Фрэнкис Стернхаген (Frances Sternhagen), Лорен Бэкол (Lauren Bacall), Грэхэм Джарвис (Graham Jarvis), Джерри Поттер (Jerry Potter), Томас Брюнель (Thomas Brunelle), Джуни Кристофер (June Christopher), Джулия Пэйн (Julie Payne), Арчи Хан III (Archie Hahn III), Грегори Снегофф (Gregory Snegoff), Вэнди Бауерс (Wendy Bowers), Роб Райнер (Rob Reiner), Дж. Т. Уолш (J.T. Walsh)
Американский писатель Пол Шелдон (Джеймс Каан), автор серии популярных мелодрам о девушке Мизери, заканчивает свой новый роман «Дитя Мизери» (Misery’s Child). Этой книгой он решает покончить с надоевшей ему героиней и в конце произведения Мизери умирает во время родов. Роман Пол Шелдон дописывал, как это обычно делал, зимой в уединенном отеле в горах Колорадо. Поставив последнюю точку в рукописи, автор выкуривает приготовленную заранее сигарету, выпивает бокал шампанского «Периньон», складывает рукопись в старый кожаный потертый портфель, садиться за руль своего старенького автомобиля и направляется к своему литературному агенту Марсии Синдел (Лорен Бэкол) в Нью-Йорк. Но через несколько десятков километров на заснеженной дороге он попадает в аварию, его машина переворачивается, и Пол Шелдон так и погиб бы, если бы не оказавшаяся поблизости местная жительница Энни Уилкс (Кэтти Бэйтс).
Эта уже немолодая женщина оказалась фанатичной поклонницей писателя и его героини Мизери. (Она даже свою любимую свинку назвала Мизери). Она работала медсестрой и жила в уединенном доме недалеко от городка с поэтичным названием Серебристый Поток. Ее странное поведение можно отнести на счет экстравагантности фанатически любящей романы о Мизери скучающей домохозяйки. Но опытный глаз писателя замечает такие детали, которые свидетельствуют о том, что Энни Уилкс – совсем не та простушка, чье сознание затуманено лишь литературной фантазией. Лежа в мягкой постели под бдительным и квалифицированным уходом профессионала, Пол Шелдон, тем не менее, оказывается под угрозой смерти. И весь последующий кошмар начался для него после того, как он в знак благодарности за свое спасение дал ей прочитать рукопись своего нового романа. И если сказать, что Энни была шокирована смертельным исходом незабвенной героини, значит, ничего не сказать. Она была взбешена, в ее глазах горела дикость хищного животного.
И тогда Энни, так сказать, «взяла в плен» Пола, заставив того сжечь собственную рукопись, и начать писать новое продолжение цикла о Мизери, где бы та оставалась жить. Через несколько недель была найдена помятая и заметенная снегом машина Пола. И хотя его внутри не оказалось, почти все посчитали популярного писателя погибшим, и лишь Марсия Синдел да шериф Серебристого Потока Бастер (Ричард Фэрнсуорт) продолжали поиски хотя бы останков Шелдона. А в доме Энни Уилкс прикованному к постели писателю, у которого сломаны обе ноги и правая рука, пришлось включиться в своеобразную игру, чтобы попытаться спастись и выжить в непредсказуемой, почти что нереальной, ситуации. Его жизнь зависела не только от поведения ухаживающего за ним маньяка, но и от собственной выдержки и хитрости.
Он начал писать заказанный безумной женщиной роман, играя с ей в кошки-мышки и всячески растягивая время для того, чтобы поскорее выздороветь, и к весне рукопись была готова, но за это время Полу Шелдону пришлось пережит несколько ужасных вещей. На его глазах Мизери в упор расстреливает шерифа Бакстера в своем доме, который ее вычислил, а также настоящую пытку, когда та двумя ударами молота сломала ему обе лодыжки, дабы тот не убежал. Но все же Пол удается обмануть своего тюремщика и однажды вечером он нападает на Энни, которую, после нескольких минут борьбы, убивает. Оказалась сожжена и вторая рукопись писателя, но это его совсем не волновало, физическая свобода была дороже всего на свете.
Некоторые замечания к фильму
  1. Эта картина, поставленная по одноименному роману Стивена Кинга (Stephen King), по большому счету не является ни фантастикой, ни мистикой, но история, в нем изложенная ужасна и необычная по своей сути, о чем С. Кинг всегда может так умело и профессионально рассказать.
  2. Режиссер Роб Райнер (Rob Reiner) снялся в фильме в эпизодической роли пилота вертолета.
  3. В фильме, кроме специально для него написанной музыки композитором Марком Шейманом (Marc Shaiman), звучит также «Первый концерт для фортепиано» Петра Ильича Чайковского и «Лунная соната» Людвига ван Бетховена.
  4. В фильме героиня Энни Уилкс молотом перебивает обе ноги Полу Шелдону, а в книге С. Кинга она их попросту отсекает топором. Это изменение оригинального материала было сделано по просьбе режиссера фильма, хотя сценарист был категорический против этого.
  5. Издательство, в котором герой Пол Шелдон публиковал свои романы о Мизери, было «Viking», где в то же самое время публиковал свои книги и сам Стивен Кинг.
  6. В фильме есть эпизод, когда в разговоре прозвучала такая фраза: «Парень, который сошел с ума в гостинице поблизости». Эта фраза намекает на другой фильм, поставленный по роману Стивена Кинга, а именно «Сияние» (Shining, 1980) Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick) с Джеком Николсоном (Jack Nicholson) в главной роли.
  7. Была даже идея дать главную роль и в этом фильме Джеку Николсону, но тот не захотел больше сниматься в экранизациях Стивена Кинга.
  8. Актриса Кэтти Бэйтс (Kathy Bates) была очень разочарована, что сцена, где она убивает молодого полицейского газонокосилкой, была удалена из кинофильма по причине того, что режиссер опасался насмешек над этим расхожим штампом.
  9. Если верить книге Уильям Голдман (William Goldman) «Четыре сценария» (Four Screenplay), на главную роль проходили кастинг Уильям Хант (William Hurt), Кевин Кляйн (Kevin Kline), Майкл Дуглас (Michael Douglas), Харрисон Форд (Harrison Ford), Дастин Хоффман (Dustin Hoffman), Роберт Де Ниро (Robert De Niro), Аль Пачино (Al Pacino), Ричард Дрейфус (Richard Dreyfuss), Джин Хэкмен (Gene Hackman), Роберт Редфорд (Robert Redford) и Уоррен Битти (Warren Beatty).
  10. Съемки этого фильма проходили в штатах Калифорния, Невада, а также в таких крупных городах, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес.
  11. На роль Энни Уилкс также предлагалась Анжелика Хьюстон (Anjelica Huston), а Бетт Мидлер отказалась от съемок, так как не хотела разочаровывать поклонников ролью психопатки.
  12. Героиня фильма Энни Уилкс Американским институтом кинематографии (American Film Institute) была провозглашена 17-м самым большим злодеем в истории кино.
Даты выхода фильма
  • 30 ноября 1990 – США
  • 17 января 1991 – Аргентина
  • 2 февраля 1991 – Япония
  • 13 февраля 1991 – Франция
  • 22 февраля 1991 – Швеция, Швейцария (франкоязычные регионы)
  • 28 марта 1991 – Австралия
  • 29 марта 1991 – Нидерланды
  • 25 апреля 1991 – Германия
  • 26 апреля 1991 – Швейцария (немецкоязычные регионы)
  • 10 мая 1991 – Великобритания
  • 26 июля 1991 – Финляндия
  • 22 декабря 1998 – США (на DVD)
Награды и звания
  • 1991 – премия «Оскар» (Oscar) в категории «лучшая актриса в главной роли» (Кэтти Бэйтс)
  • 1991 – премия «CFCA Award» Ассоциации кинокритиков Чикаго (Chicago Film Critics Association) в категории «лучшая актриса» (Кэтти Бэйтс)
  • 1991 – премия «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучшее исполнение роли актрисой в драматическом фильме» (Кэтти Бэйтс)
  • 1992 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший фильм ужасов»
  • 1992 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший актер» (Джеймс Каан)
  • 1992 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая актриса» (Кэтти Бэйтс)
  • 1992 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая актриса второго плана» (Фрэнкис Стернхаген)
  • 1992 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший сценарий» (Уильям Голдман)

© Виталий Карацупа, 2006