Ежеквартальный научно-популярный журнал, выходивший в 1991-1997 гг. в Обнинске-2 (Калужская обл., а/я 2058), и являвшийся печатным органом Международной Ассоциации ТРИЗ. Главным редактором «Журнала ТРИЗ» был ученый-химик Кирилл Афанасьевич Склобовский (1934-2011), который в 97-м уехал работать в США.

Решение об учреждении печатного органа было принято в июле 1989 года в Петрозаводске на Учредительном съезде, на котором была создана Ассоциация ТРИЗ, объединившая всех работающих в этой области. На первом Совете Ассоциации о создании журнала долго спорили. Обсуждались два варианта: первый – красочный иллюстрированный пропагандистский журнал, такой, чтобы «свежий» человек, взявший его в руки, пусть даже случайно, заинтересовался на всю жизнь ТРИЗ. Тираж такого издания мог бы составлять десятки тысяч экземпляров. Другой вариант – журнал, интересный и полезный для тех, в жизнь которых ТРИЗ уже вошла – для пользователей, преподавателей и разработчиков. Было решено в качестве первого печатного органа Ассоциации ТРИЗ издавать профессионально-ориентированный журнал, рассчитанный на ТРИЗовцев.

Первый выпуск вышел в свет в апреле 1991 года. Журнал, задуманный как ежеквартальное периодическое издание, выходил нерегулярно и за время своего существования выдержал 14 выпусков, общим объемом 147 учетно-издательских листов. Надо также заметить, что на бумаге было выпущено тринадцать выпусков, а один, посвященный Ангарской школе ТРИЗ (№3 за 1992 год) из-за финансовых трудностей распространялся в компьютерном варианте на дискетах. На страницах журнала было опубликовано 297 статей 153 авторов. В издании была и непериодическая рубрика «НФЛ», где публиковались научно-фантастические рассказы советских и зарубежных авторов. В разные годы членами редколлегии журнала в числе других были и писатели-фантасты Андрей Дмитриевич Балабуха и Павел Амнуэль.

В 2001 году по инициативе А. П. Хвостова («НООТРИЗ», Великий Новгород) была предпринята попытка возобновить издание «Журнала ТРИЗ». Был назначен главный редактор Александр Борисович Селюцкий. Но в течение следующего года уже сформированный выпуск журнала так и не удалось издать. Этот пробный выпуск (не входящий в официальную библиографию выпусков) остался только в электронном виде и опубликован на сайте МА ТРИЗ. История выпуска журнала была продолжена в 2005 году, когда в Санкт-Петербурге после многолетнего перерыва, вышли новые и обновленные (уже в цветном исполнении) выпуски под руководством Александра Васильевича Кислова, который руководил работой журнала вплоть до его закрытия. Это издание продержалось недолго, было издано всего два выпуска – по одному в 2005 и 2006 гг.

На этом история издания «Журнала ТРИЗ» окончательно завершилась.

Библиография всех выпусков
    1990, №1 (апрель 1991). – 96 с. 5 р. 10 к. 8 000 экз. (о) – подписано к печати 28.12.1990 г.

  • К читателю – с.3
  • Г. С. Альтшуллер. Как излагать новое в ТРИЗ – с.5
  • Письмо из редакции «Нейчур» – с.5
  • Официальная информация – с.7-10
  • Проблемы теории
    • В. М. Герасимов, С. С. Литвин. «Зачем технике плюрализм?» – с.11-26
    • Г. Б. Френклаф, Г. А. Езерский. О некоторых закономерностях перехода в надсистему – с.26-29
  • Инстументарий ТРИЗ
    • А. М. Пиняев. Функциональный анализ изобретательских ситуаций – с.30-35
    • В. Р. Фей. В поисках идеального вещества – с.36-40
    • Л. А. Каплан. Аналогия как инструмент творчества – с.41-42
  • Краткие сообщения
    • Л. А. Каплан, Л. Х. Певзнер. Селективная сборка как один из приемов устранения противоречий – с.43
    • Л. Х. Певзнер. Работать цугом – с.44
    • Б. Л. Злотин, А. Б. Зусман. К вопросу о применении ТРИЗ в науке – с.45-54
  • ТРИЗ в нетехнических областях
    • И. Мурашковская, Ю. М. Мурашковский. Искусство от слова «Техника» – с.55-64
    • Н. В. Круглова. К вопросу о достойной цели человечества – с.65-73
    • Н. П. Колчев. Конкурс на лучшее техническое решения школьников 6-7 классов – с.74-75
  • Информатика и библиография
    • Л. А. Кожевникова. Проблемы информационного центра материалов по ТРИЗ – с.76-78
    • В. И. Волков. Истоки творчества: [Обзор книг, посвященных ТРИЗ и другим методам технического творчества] – с.78-82
    • В помощь ведущему преподавание – с.83-86
    • Е. Л. Малинский. «Будем здоровы!»: Методы активизации внимания при обучении ТРИЗ – с.87-89
    • А. Н. Орлов. Впервые не устали... – с.90
    • Обратная связь: [Анкета] – с.91-92
    • О наших авторах – с.93-96
    1990, №2. – 96 с. 9 руб. 8 000 экз. (о) – подписано к печати 26.09.1991 г.

  • Официальная информация: [Решение Совета Ассоциации от 03.11.1990 г.] / Текст подготовил И. Л. Викентьев – с.3
  • Перспективы развития ТРИЗ
    • Г. С. Альтшуллер. Перспективы развития ТРИЗ – с.4-5
    • Б. Л. Злотин. ТРИЗ сегодня – с.6-8
  • Теория
    • Н. Н. Матвиенко. Энергетический анализ, Возможности применения энергетических понятий при структурном обследовании систем – с.9-15
    • Л. Г. Горяинов. Анализ энергетических цепочек как метод совершенствования технических систем – с.16-21
  • ТРИЗ +
    • С. С. Литвин, А. Л. Любомирский. О банке технических эффектов – с.22-27
    • В. И. Ефремов. Возможности микросфер: Дополнения к разделу «Шаровые конструкции» указателя геомэффектов – с.28-30
    • В. Р. Фей. В поисках идеального вещества (окончание) – с.31-40
    • Ю.А. Чернегов. Новое инженерное мышление – с.41-43
    • Л. Х Певзнер. Концепция создания микростандартов для алгоритма решения задач на ЭВМ – с.44-49
    • С. С. Литвин, В. М. Герасимов. Если ты думаешь, что ты инженер – думай – с.50-52
    • С. С. Литвин, В. М. Герасимов. Система ТРИЗ-ФСА – с.53
  • Методика обучения
    • А. А. Соколов. Заметки об идее коллективного Краткое изложение способа обучения – с.54-58
    • А. А. Гин. Первый опыт обучения ТРИЗ методом КСО – с.58-61
    • С. И. Перницкий. Пословицы и поговорки в ТРИЗ – с.62-63
  • Информатика, библиография
    • В. Е. Ключ. Вызов ТРИЗ (по поводу книги Б.И. Голдовского и М.И. Вайнермана) – с.64-68
    • К. А. Склобовский. Рецензия, которую можно было не писать (О книге Ю. М. Чяпяле «Методика поиска изобретательских идей») – с.68
    • К. А. Склобовский. Работает ли ТРИЗ в химии? (О книге Г. В. Лисичкина и В. И. Бетанели «Химики изобретают») – с.69-71
  • Научная фантастика
  • Обратная связь, письма в редакцию
    • К. Рантанен, Не убивайте короля, или Опыт внедрения ТРИЗа в Финляндии – с.90-
    • Ваше мнение: [Анкета-оценка материалов первого тома «Журнала ТРИЗ»] – с.91
  • Справочно-библиографический отдел
    • О наших авторах – с.92
    • Содержание первого тома «Журнала ТРИЗ» 1990 год №№1 и 2 – с.93
    • Указатели тома I «Журнала ТРИЗ» – с.94
    1991, №1 / Оформл. В. В. Киреева. – 96 с. 8 руб. 8 000 экз. (о) – подписано к печати 18.10.1991 г.

  • Информация – с.5-7
  • ТРИЗ в быстроменяющемся мире
    • В. А. Гриншпун, Б. И. Злотин, А. В. Зусман, Л. А. Каплан, В. Н. Просяник. Теория решения изобретательских задач в XXI веке – с.8-13
    • С. C. Литвин, В. М. Герасимов. Профессиональное конструирование – особенности и рекомендации (тезисы) – с.14-16
  • «Проект ИМ»
    • В. М. Цуриков. Проект «Изобретающая машина» – интеллектуальная среда поддержки инженерной деятельности. Часть 1 – с.17-34
    • В. В. Сушков. Анализ развития интеллектуальных систем ТРИЗ на базе системы изобретательских стандартов – с.35-40
    • А. И. Скуратович. Интеллектуальная система проведения функционально-стоимостного анализа «ИМ-ФСА» – с.41-43
    • И. М. Бойко, А. П. Гуминский, В. В. Мартынов. Семантическое кодирование и решение интеллектуальных задач – с.43-47
    • К. Усявичус. «Нюх на службе» – с.47, 69
  • Вопросы теории
    • В. М. Цуриков. Математически эффекты – новый раздел информационных фондов ТРИЗ – с.48-55
    • И. Г. Девойно. Усложнение технических систем – с.56-63
    • И. Б. Черняков. Методика создания забав – с.64-69
    • С. В. Стрижак. Идеальное средство разрушения вредных связей или кандидат в подстандарты к стандарту 1.2.1 – с.70
  • ТРИЗ в нетехнических областях
    • К. Усявичус. Сказки и техника: [Связь волшебных литовских сказок с решениями, полученными инструментарием ТРИЗ] – с.71-72
  • Теория развития творческой личности
    • Н. В. Круглова. Творческая личность в фокусе науки – с.73-78
  • Внимание – конкурс
    • М. С. Рубин, И. Л. Викентьев. Конкурс: [Конкурс Ассоциации ТРИЗ на лучшую учебную, производственную, детскую задачу] – с.79-81
    • С. Ю.Модестов. «Утечка мозгов»: [Об эмиграции интеллектуалов из СССР и стран третьего мира в развитые] – с.81, 89
  • Библиография
    • И. Л. Викентьев. Опыт написания отзывов на разработки по ТРИЗ – с.82-87
    • В. Б. Ключ. «Эвро»: [Рецензия на первый номер информационного бюллетеня ассоциации «Эвристика»] – с.87
  • Переписка с читателями
    • «Нам пишут из-за бугра»: [Письмо Григория Езерского] – с.88-89
  • Платим старые долги
    • Abstract I «J TRIZ»: [Библиография первого тома «Журнала ТРИЗ» на английском языке] / Пер. Е. А. Аврамовой, Г. Г. Черевань – с.90-95
    • Список опечаток допущенных в первом номере «Журнала ТРИЗ» – с.95-96
    1991, №2 / Оформл. В. В. Киреева. – 96 с. 8 руб. 8 000 экз. (о) – подписано к печати 06.12.1991 г.

  • Информация
    • Второй Съезд Ассоциации ТРИЗ – с.5
  • ТРИЗ в быстроменяющемся мире
    • М. С.Рубин. Проблемы развития ТРИЗ – ТРТЛ – с.6-8
  • Проблемы ТРИЗ-педагогики
    • Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. К творческой педагогике – с.9-17
    • И. Л. Викентьев. Психофизиологические основы обучения ТРИЗ – с.18-23
  • ТРИЗ для всех возрастов
    • А. М.Страунинг. «.В начале было детство, когда каждый из нас был гениален» – с.24-28
    • С. П. Кравцов. Факультатив «Развитие творческого мышления – с.29-30
    • Г. Г. Братцева. А учиться должно быть интересно! (ТРИЗ для подростков) – с.31-36
    • А. С. Захаров. Центр творческой педагогики: вчера, сегодня. – с.36-39
  • Методология
    • И. Л. Викентьев. Последовательность этапов при обучении ТРИЗ и отдельные педагогические приемы – с.40-52
    • С. В. Лалин, С. Ю. Модестов. Некоторые упражнения, использующиеся при обучении подростков ТРИЗ – с.53-55
    • И. Я. Кайков. Об аналогах педагогических комплексов упражнений – с.56-58
    • А. А. Гин. Мозговой штурм (из опыта обучения учителей) – с.59
    • А. А. Нестеренко. «Кит и кот» (один прием придумывания сказок) – с.60-62
    • Л. П. Шрагина. Методика конструирования символической аналогии и оксюморона и их использованием для развития мышления учащихся – с.63-64
  • ТРИЗ для всех возрастов
    • М. С. Гафитулин, С. В. Сычев. Система «п» (подвижные игры) – с.65-80
  • Методология
    • Н. Б. Фейгенсон. ТРИЗ и законы Мэрфи (в помощь репетирующим экспромты) – с.81-83
  • Научная фантастика
    • А. Азимов. Четырехмерные киски: [Рассказ] / Пер. А. Дмитриева – с.84-85
    • Алгис Будрис. Служба превыше всего: [Рассказ] / Пер. А. Дмитриева – с.86-94
    • А. Д. Балабуха, С. С. Литвин. А теперь – поговорим: [Диалог писателя-фантаста и ТРИЗовца об опубликованных рассказах в разрезе ТРИЗ] – с.94-95
  • В конце номера
    • Авторский и предметный указатели второго тома «Журнала ТРИЗ» – с.96
    • Анкета для оценки основных материалов второго тома «Журнала ТРИЗ» – 3-я стр. обл.
    1992, №1. – 96 с. 8 000 экз. (о) – подписано к печати 05.02.1992 г.

  • Информация
    • К. А. Склобовский. Второй научный семинар по проекту «Изобретающая машина» – с.5
  • ТРИЗ в быстроменяющемся мире
    • Б. И. Голдовский. О разных подходах к предмету ТРИЗ – с.6-12
    • И. С.Захаров. ТРИЗ и марксизм: опыт прогнозирования кризисов теории – с.13-23
  • Проект ИМ
    • Л. С. Бачило. Что изобретатель может сделать со своей технической системой – с.24-34
    • А. Л. Любомирский. В обход языкового барьера (диалог с «Изобретающей машиной» языком графики) – с.35-37
  • Развитие АРИЗ
    • Г. С. Альтшуллер. История развития АРИЗ (Конспект) – с.38-40
    • Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. Проблемы развития АРИЗ – с.41-49
  • Практика ТРИЗ
    • В. А. Королев. Принципов разрешения физпротиворечия не одиннадцать, гораздо меньше! – с.50-51
    • А. В. Чистов. Три страницы ФСА – с.52-55
  • Методика преподавания
    • В. И. Викентьев. Приемы журналистики (обзор) – с.56-68
    • В. И. Викентьев. Картотека приемов журналистики – с.59-68
    • С. И. Перницкий. Приемы устранений противоречий в пословицах – с.69-73
    • Г. Б. Френклах. Играем с малышами – с.73
  • Вместо ТРТЛ
    • В. И. Волков. Как появляются изобретения – с.74-80
  • На конкурс
    • К. Усявичус. Задачи решают пауки – с.81-84
    • П. Д. Чернобай. Вместе с сыном. – с.85-86
  • НФЛ
    • Альфред Элтон Ван-Вогт. Банка с краской: Научно-фантастический рассказ / Пер. А. Дмитриева – с.87-93
    • А. Д. Балабуха, С. С. Литвин. А теперь поговорим: [Диалог писателя-фантаста и ТРИЗовца об опубликованном рассказе в разрезе ТРИЗ] – с.94-95
  • Критика и библиография.
    • К. А. Склобовский. Переодевание по-нижегородски (Рецензия на пособие Ю. Н. Шеломка) – с.96
    1992, №2. – 96 с. [Тираж не указан] (о) – подписано к печати 30.03.1992 г.

  • Информация
    • К. А. Склобовский. [Семинар разработчиков ТРИЗ в Симферополе в январе 1992] – с.5
    • [Сообщение о создании консорциума «Проект ИМ»] – с.6
  • Единая система ТРИЗ-ФСА
    • От редакции – с.7
    • В. М. Герасимов, С. С. Литвин. Основные положения методики проведения функционально-стоимостного анализа. Методические рекомендации. Части 4 и 5 – с.7-45
    • В. Е. Дубров. Методика поиска сверхэффектов – с.46-50
  • Теория
    • С. В. Стрижак. Объединение однородных ТС – с.51-54
    • Л. Х. Певзнер. Методика поиска микростандартов – с.54-58
    • В. Г. Сибиряков. Рекомендации по исследованию оперативной зоны – с.58-60
    • Н. Т. Петрович. Реализация идей АРИЗ и ТРИЗ в области систем передачи информации – с.61-66
  • Краткие сообщения
    • И. Л. Викентьев. Перечень контрольных вопросов для выявления и использование ресурсов при решении простых производственных задач – с.67-68
    • В. И. Caурин. Нежелательные психологические эффекты (при вхождении в малый бизнес) – с.68
  • Методика
    • Р. С. Флореску. Приемы фантазирования в изобразительном искусстве – с.69-77
    • В. Г. Сибиряков. Зачем нам «резюме»? – с.78-79
    • Г. Б. Френклах. Методика изучения темы «Использование эффектов и явлений при решении изобретательских задач» – с.80
    • А. А. Гин. Типовые трудности слушателей на семинарах по ТРИЗ – с.81-82
    • М. Гэфитулин. Что-то: Стихотворение номера – с.82
    • М. С. Гафихулин. Попробуй использовать на занятиях по РТВ (реферат) – с.83
  • ТРТЛ
    • К. А. Склобовский. Человек и его домна – с.84-89
  • На конкурс
    • С. В. Лапин. «XIX век. Петербург. Гвардия...»: [Отрывок из книги] – с.89
    • А. И. Гасанов. Трещина – с.90-91
    • А. Н. Лебедько. Феномен Умного Ганса – с.91
    • А. Б. и Г. Б. Соколовы. Задачи, связанные с комбинированными съемками – с.92
  • Библиография
    • В. И. Волков. Истоки Творчества – (II): [Обзор научно-технической и популярной литературы, относящейся к проблеме ТТ, выпущенной на русском языке в 1990-91 годах] – с.93-95
  • Памяти товарища: Евгения Ивановна Мартынова: [Некролог] – с.96
    1992, №3. – 96 с. [Тираж не указан] (о) – подписано к печати 30.03.1992 г. – [Журнал вышел в компьютерном варианте на дискетах]

  • Стихотворение номера
    • Евг. Винокуров. «Я знаю жизнь»
  • Информация
    • Будем знакомы
    • К. А. Склобовский. Корреспондент получил задание
  • ТРИЗ в быстроменяющемся мире
    • Г. И. Иванов. Зачем мы нужны?
    • А. А. Лимаренко. ТРИЗ как прикладная диалектика
  • Проблемы теории
    • А. А. Быстрицкий. Системность технических систем и технические модели
    • Г. И. Иванов. В. Н. Никитин. А. А. Быстрицкий. О принципах разрешения физических противоречий
    • Г. И. Иванов. В. Н. Никитин. Выявление новых потребительских свойств
    • В. В. Митрофанов. Несколько мыслей об идеальности
    • Г. И. Иванов. Страницы ЗРТС
  • Инструментарий ТРИЗ
    • Г. И. Иванов. А. А. Быстрицкий. В. Н. Никитин. А. Г. Мишанин. Уровни формулирования изобретательских задач и их выбор из производственной ситуации
    • Г. И. Иванов. Опыт применения оператора РВС или «Вам дана одна секунда»
  • Практика применения ТРИЗ
    • В. И. Волосяной. Дело было в пустыне
    • В. Г. Иванов. Задача об укладке кабеля в чашу
    • Загадки для детей и родителей
  • Доска объявлений
    • Предложения АЦМНТТ о возможных внедрениях готовых разработок
  • Программное обеспечение ТРИЗ
    • А. А. Быстрицкий. Размышление над меню Изобретающей Машины или пять вопросов к ИМ
  • ТРИЗ в нетехнических областях
    • В. В. Митрофанов. В. Ф. Канер. Противоположный эксперимент
    • В. В. Митрофанов. Холодный ядерный синтез
    • Г. И. Иванов. Неподвластные времени
  • ТРИЗ-педагогика
    • В. Н. Никитин. В. Г. Мишанин. ТРИЗ и высшая школа
    • В. Н. Волосяной. «Не всякому слову верь»
    • Г. И. Иванов. Общие рекомендации по проведению занятий по ТРИЗ со школьниками
    • В. Ф. Канер. Как это делается
    • А. И. Гасанов. Публичная речь (по материалам Д. Карнеги)
    • В помощь лектору
  • НФЛ
    • Д. Биксби. Дыры на Марсе: Рассказ
    • А. Д. Балабуха, С. С. Литвин. А теперь поговорим: [Диалог писателя-фантаста и ТРИЗовца об опубликованном рассказе в разрезе ТРИЗ]
  • Обратная связь
    • Критические замечания читателей по поводу материалов, опубликованных в «Журнале ТРИЗ»
    1992, №4. – 104 с. 3 000 экз. (о) – подписано к печати 20.05.1993 г.

  • Сенсация!.. Сенсация!
    • Виктор Сорокин. Доказательство Большой теоремы Ферма, найденного с помощью методов, близких к ТРИЗ – с.5-6
  • Информация
    • 2-я конференция «Методика преподавания ТРИЗ» – с.6
  • В помощь изобретателю
    • Ю. И. Буч. О законах Российской Федерации в области интеллектуальной собственности – с.7-11
  • Проблемы ТРИЗ-педагогики
    • И. С. Захаров. Экспериментальная педагогика и педология: уроки для ТРИЗ – с.12-20
    • А. И. Никашин. Методика оценки эффективности обучения – с.21-26
  • ТРИЗ – для всех возрастов
    • А. В. Копылова, И. И. Ревякина. Из опыта преподавания элементов ТРИЗ детям, не владеющим активной речью – с.27-31
  • Методика
    • О. И. Сычева, С. В. Сычев. Книга противоречий – с.32-36
    • А. А. Нестеренко. «Страна загадок»: методика использования загадок для преподавания элементов ТРИЗ в начальной школе – с.36-48
    • Н. Н. Хоменко. Использование задач «да-неток» для развития многоэкранного мышления – с.48-50
    • А. А. Гин. Некоторые приемы педагогической техники на ТРИЗ-семинарах – с.51-52
    • А. А. Модестов, С. Ю. Лалин. Антишкола – с.53-55
    • Г. Б. Френклах, Об использовании ресурсов при обучении иностранному языку – с.56
    • С. А. Гин. Родной язык помогает иностранному – с.56-58
  • ТРИЗ в нетехнических областях
    • В. П. Уральская. С. С. Литвин. Фокус как объект изучения и методический прием – с.59-63
    • Юрий Коваль. Сундук: [Стихотворение] – с.63
    • Р. С. Флореску. Творческие задачи в изобразительном искусстве с точки зрения ТРИЗ – с.64-66
  • РТВ
    • Е. Е. Гриднева. Упражнения на прием «Точка зрения» – с.67-71
    • С. И. Гин. Задачи, найденные в сказках – с.72-73
    • С. Г. Печорина. Волшебный чемодан: Сказка- загадка – с.74
    • А. С. Козлов. Задачи и упражнения для детей от пяти до двенадцати лет – с.74-76
  • А как у них – за бугром!
    • Фрэнк Михалкевич. Завтрашние новаторы – где они? / Пер. Л. Новик – с.77-78
    • И. К. Кайков. О конкурсе юных изобретателей в США – с.78-79
  • Обратная связь
    • И. С. Захаров. ТРИЗ-92: портрет на фоне эпохи: Обзор публикаций «Журнала ТРИЗ» – с.80-83
  • ТРТЛ – литературные страницы
    • В. Сорокин. Стая белорозовых: [Рассказ] – с.84-85
    • З. Г. Шустерман. Азбука диалектики для больших и маленьких или Новые приключения Колобка: [Конспект-дайджест первой части] – с.86-95
  • НФЛ
    • Р. Шекли. Вторжение на рассвете: [Рассказ] / Пер. Л. Б. Урина – с.96-100
    • А. Д. Балабуха, С. С. Литвин. А теперь поговорим.: [Диалог писателя-фантаста и ТРИЗовца об опубликованном рассказе в разрезе ТРИЗ] – с.100-102
  • Читателям «Журнала ТРИЗ»: [Анонс следующего выпуска] – с.102
  • Рафаэль Шафхатович Хамитов: [Некролог] – с.103
    1994, №1. – 128 с. 3 000 экз. (о) – подписано к печати 04.02.1994 г.

  • КШ – история
    • К. А. Склобовский. Кишиневская школа. История – с.6-18
  • Теория
    • Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. Новые разработки – с.19-28
  • Программные продукты
    • Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. О концепции создания семейства новых программных продуктов на базе ТРИЗ – с.29-37
    • Л. А. Каплан, В. С. Шапиро, В. А. Гриншпун. Проект «Кассандра»: направление работ и перспективы развития – с.37-42
    • Л. А. Каплан, В. С. Шапиро, В. А. Гриншпун. Построение иерархической структуры законов развития технических систем для проекта «Кассандра» – с.42-45
    • Л. А. Каплан, В. С. Шапиро, В. А. Гриншпун. Прогнозирование развития систем контроля и управления («Кассандра» – Контроль и Управление) – с.46-50
    • Я. С. Гринберг. «Зонтик» над проблемой – с.50-55
    • Л. А. Каплан, В. С. Шапиро. «Розетский камень», или Как помочь нашим друзьям, работающим за рубежом – с.55
  • ТРИЗ в бизнесе
    • С. В. Вишнепольская, Б. Л. Злотин, А. В. Зусман, Л. И. Новикова, В. Н. Просяник. Анализ и прогноз развития Московской товарной биржи – с.56-62
    • Л. А. Каплан, В. С. Шапиро. Активный менеджмент, или Что должен знать и уметь настоящий менеджер – с.63-67
    • И. Н. Холкин. МТБ-консалтинг: что это такое, откуда и зачем – с.67-69
    • Б. Л. Злотин. О заочном консультировании – с.69-72
  • Теория развития коллективов
    • Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. Механизмы развития коллективов и общества – с.73-82
    • Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. Модели для творца – с.82-91
    • Б. Л. Злотин. Коллизия; учитель – ученик – с.92-97
    • Б. Л. Злотин. О некоторых ошибках в мышлении, или Игорь Ростиславович Шафаревич – антисемит или просто плохой ученый! – с.98-102
  • ТРИЗ-педагогика
    • С. Вишнепольская, А. Зусман, Б. Злотин. Петя и Дедал – с.103-106
  • Где мы сейчас
    • Б. Л. Злотин. Так что же, все-таки, мы можем? – с.107-108
    • Б. Л. Злотин. Закономерный шаг в развитии: фирма Ideation International Inc. – с.109-122
  • Библиография
    • [Б. Л. Злотин], А. В. Зусман. Список трудов Кишиневской школы – с.123-124
    • К. А. Склобовский. «Сидел бы ты, Буденный, на коне своем!»: Рецензия на книгу О. Я. Сивкова – с.124-125
  • В конце номера
    • Содержание тома 3 «Журнала ТРИЗ» – с.126-128
    1995, №1. – 120 с. 2 000 экз. (о) – подписано к печати 01.07.1995 г.

  • Г. Альтшуллер. Памяти Рафаэля Борисовича Шапиро: [Некролог] – с.5
  • ТРИЗ в Ленинграде – Санкт-Петербурге
    • В. В. Митрофанов. К истории Ленинградского народного университета научно-технического творчества – с.6-9
    • С. С. Литвин. ТРИЗ в Ленинграде – с.9-10
    • B. Б. Крячко. Люблю! – с.10-12
    • Консультационный центр «Изобретающая машина» – с.12-16
    • Калеви Рантанен. ТРИЗ, Санкт-Петербург и Финляндия: [Очерк развития ТРИЗ в Финляндии] – с.17-18
    • В помощь лектору (из картотек С. С. Литвина) – с.18, 40, 87, 109-110, 120
  • Теория
    • А. Н. Захаров. К разработке системы законов развития технических систем – с.19-29
    • А. М. Пиняев. «Тревожный чемоданчик» изобретателя (Оперативная система стандартных решений) – с.30-33
    • А. М. Пиняев. Объединение под знаком функции (функциональный подход к объединению альтернативных систем) – с.33-37
    • М. Л. Кручинин. Принципы представления физических знаний с точки зрения изобретателя – с.37-40
  • Практика ТРИЗ
    • В. М. Герасимов, И. В. Герасимов. Технику двигают недовольные – с.41-46
    • C. С. Литвин. Не похоже, но одно и то же (задачи-аналоги в ТРИЗ) – с.47-50
    • А. И. Пономаренко. Выбор задач с помощью оператора отрицания нежелательного действия – с.51-53
    • Б. М. Аксельрод, С. С. Литвин. Банк технических разработок ИМИ-Центра – с.53-57
  • ТРИЗ + ФСА
    • Б. М. Аксельрод. Конструкции и технологии: единая методика ранжирования функций и свертывания элементов – с.58-63
    • С. С. Литвин. Типовые контрольные вопросы на информационном этапе ТРИЗ-инжиниринга – с.63-65
  • Проект «Изобретающая машина»
    • А. Л. Любомирский, И. М. Гриднев. Концепция ИМ-АРИЗ на базе функциональных цепочек – с.66-68
    • И. М. Гриднев, А. Л. Любомирский. Представление информации в базе данных ИМ – с.69-76
  • ТРИЗ в науке
    • В. В. Митрофанов, В. Ф. Канер. Противоположный эксперимент – с.77-78
    • В. В. Митрофанов, А. 3. Копылов. Диссимметрия — это открытие! – с.79-85
    • В. В. Митрофанов. Механизмы реализации некоторых физических эффектов – с.85-87
  • Психология в ТРИЗ
    • B. М. Герасимов, К. А. Склобовский. Как человеку стать человеком, или Мысли о следующем шаге – с.88-94
    • C. И. Аксельрод и Б. М. Аксельрод. Психологические аспекты максимальной реализации творческого потенциала или Не принимайте перевал за вершину – с.95-99
  • ТРИЗ +
    • Н. Г. Якуничев. ТРИЗ и дизайн: перспективы отношений – с.100-103
  • ТРТК [Теория развития творческих коллективов]
    • Ю. И. Федосов. Некоторые принципы формирования творческих коллективов изобретателей – с.104-109
  • Творчество
    • В. Михайлович. Авторское: [Рассказ] / Рис. автора – с.111
  • Библиография
    • В. И. Волков. Кто и как читает Альтшуллера: [Сводка цитирования работ] – с.112-119
    • К. А. Склобовский. Книжная полка: [Рецензии на новые книги по ТРИЗ, вышедшие в свет в последнее время] – с.119-120
  • Уважаемый читатель!: [Анонс литературной премии имени Александра Беляева] – 3-я стр. обл.
    1996, №1. – 126 с. 750 экз. (о) – подписано к печати 08.04.1996 г.

  • Николай Гумилев. Шестое чувство: [Стихотворение] – 2-я стр. обл.
  • Официальные сообщения, информация
    • Г. С. Альтшуллер. После Четвертого съезда Ассоциации – с.7
    • Информация о Четвертом съезде Ассоциации ТРИЗ – с.8-10
  • ТРИЗ в быстроменяющемся мире
    • В. П. Баранов. Распространение ТРИЗ-ИМ и культурные архетипы – с.11-16
    • В. А. Королев. ТРИЗ 0 не «точная наука». Но что? – с.17-18
    • В. А. Корлев. Иисус ходил по камушкам. А ТРИЗ?.. – с.19-20
    • В. А. Королев. Знал ли Иисус из Назарета, как «найти идею»? – с.20-21
  • Проблемы теории
    • И. Г. Девойно. Функциональное наполнение технических систем – с.22-30
    • К. А. Склобовский. О движущей силе процесса развертывания технических систем – с.30-32
    • И. С. Захаров. О законах развития биологических систем – с.32-33
    • А. Н. Захаров. Иерархия систем: вверх по лестнице, идущей… вверх – с.34-39
  • Инструментарий ТРИЗ
    • Л. Г. Горяинов. Надежный мост между ИКР-2 и конкретным решением – с.40-41
    • С. И. Суминов, К. А. Склобовский. К указателю физических и химических эффектов – с.42-46
    • А. В. Курышев. Глубина поверхности – с.46-48
    • В. А. Курышев, А. Л. Субботин. Аэрозоль – идеальное состояние вещества? – с.48-50
  • Практика применения ТРИЗ
    • А. М. Пиняев. Примеры радиотехнических задач, решенных с помощью ТРИЗ – с.51-53
    • С. К. Голиков. Задачи из литейки – с.54-55
  • Система ТРИЗ-ФСА
    • Н. Н. Хоменко, Н. А. Шпаковский. Совершенствование роторно-отвальной машины методами ФСА – с.56-59
  • Программное обеспечение
    • Е. Д. Вязилов. Использование ТРИЗ для уменьшения вреда от нежелательных природных воздействий – с.60-61
    • Информация о школе ТРИЗ – с.61
  • «ТРИЗ+...»
    • В. И. Корогодин, В. Л. Корогодина. Информация – что это такое? / Послесл. К. А. Склобовского – с.62-72
  • ТРИЗ в бизнесе
    • Л. Х. Певзнер, М. Я. Лаховский. Взаимоотношения изобретателя и предпринимателя, продвигающих новую ТС – с.73-76
    • М. С. Рубин. Об использовании инструментария ТРИЗ в банковском деле – с.76-79
    • В. Г. Сибиряков, А. С. Горчаков. Список контрольных вопросов для анализа деятельности коммерческой фирмы – с.79-80
  • ТРТЛ и ТРТК
    • К. А. Склобовский. Два подхода к модели Творческой Личности – с.81-86
    • С. В. Вершинин. «Человек знания» Карлоса Костанеды как творческая личность – с.86-88
    • Ю. И. Федосов. Primus inter pares (Первый среди равных) – с.88-92
    • С. К. Голиков, А. С. Голиков. Элементы ТРИЗ в рассказах Н. Носова – с.92
  • ТРИЗ – педагогика
    • А. А. Толмачев. Об одном из подходов к обучению ТРИЗ – с.93-94
    • О. М. Герасимов. ТРИЗ в вузах Санкт-Петербурга – с.95-96
    • В. Л. Уральская. Письмо начинающему преподавателю – с.97-100
    • Н. П. Колчев. Методика использования приемов разрешения технических противоречий – с.101-102
    • С. В. Ефремов. Методика составления учебных стихотворных загадок – с.102-105
    • С. В. Ефремов. Методика составления метафор и афоризмов – с.105-107
    • Т. Г. Паршукова. Развитие системных представлений у учащихся с помощью девятиэкранной схемы – с.107-109
  • РТВ
    • Г. Коган. Сказка о пирожках и медной монете: Китайская сказка – с.110-111
  • НФЛ
  • Библиография
    • Д. Л. Лайус. Принципы организации фонда свойств биологических объектов: [Рец. на книгу В. И. Тимохова «Биологические эффекты»] – с.122-124
    • Ю. А. Лихачев. Сложная простота биологических эффектов: [Рец. на книгу В. И. Тимохова «Биологические эффекты»] – с.124-125
    1996, №2 (юбилейный выпуск). – 60 с. (о)

  • Источники
    • С этого начинался ТРИЗ: Предисловие редакции – с.5
    • Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро. О психологии изобретательского творчества – с.5-14
  • История
    • Ю. В. Горин. Штрихи к портрету гения – с.15-18
    • Ю. П. Саламатов. Все дороги ведут в ТРИЗ – с.18-25
    • Рядом с Альтшуллером: Из рассказов С. С. Литвина / Записал К. Склобовский – с.25-28
    • А. В. Лимаренко. Пятое измерение или Учитель левшей: О двух встречах с Г. С. Альтшуллером – с.28-33
    • М. И. Шарапов. Дорога в ТРИЗ – с.33-35
  • Что дала мне ТРИЗ?
    • В. В. Митрофанов. Из вечерних разговоров за чашкой кофе в апреле 1996 года / Записал К. Склобовский – с.36
    • Б. И. Голдовский. Ухватиться за волну – с.37-38
    • В. А. Королев. Из письма в редакцию – с.38-39
    • М. С. Гафитулин. Встреча с Чудом – на всю жизнь – с.39-41
    • Э. Л. Коган. «Я познакомился с Альтшуллером по книге.» – с.41-42
    • Н. Г. Лопатина. «Обычный будничный день в суете и спешке.» – с.42-43
  • Анкетирование слушателей Петербургского НУНТТ 24.04.96 – с.43
  • О пережитом
    • Г. С. Альтшуллер. Жизнь человека 1-Ч-502, рассказанная им Игорю Верткину – с.44-52 – [Продолжение в следующем номере]
    • Валентина Журавлева. Ехали мы, ехали 50 лет: Рассказ воспоминание – с.53-54 – [Продолжение в следующем номере]
      • В. Журавлева. Просчет Джека Барлоу: [Отрывок из рассказа в качестве предисловия] – с.53
  • НФЛ. Научная фантастика
  • Библиография
    1996, №3. – 56 с. 750 экз. (о) – подписано к печати 19.11.1996 г.

  • Ю. Левитанский. Каждый выбирает для себя...: [Стихотворение] – 2-я стр. обл.
  • Официальные сообщения
    • [О заседании Совета Ассоциации ТРИЗ 16.10.96] – с.3
  • Теория
    • А. Л. Высоцкий, Д. Л. Высоцкий. Об одном пути перевода технических систем на новые принципы действия – с.4-9
  • Каждый выбирает для себя...
    • А. В. Подкатилин. Резюме – с.10
    • А. В. Подкатилин. ТРИЗ в конструировании – с.11-15
    • Модифицированный АРИЗ-64 – с.16
  • Практика ТРИЗ
    • Е. В. Веселов. Нереализованные возможности токарного станка – с.17-24
  • ТРИЗ в науке
    • В. В. Митрофанов. Семь «нот» в информационном поле, или как облегчить выдвижение гипотез при решении научных задач – с.25-28
    • В. В. Митрофанов, Н. И. Лебедев. Новый взгляд на природу перенапряжения водорода на катоде – с.28-40
  • ТРТЛ-ТРТК
    • Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. Творчество и преодоление стереотипов: [Дайджест книги] – с.41-48
  • ТРИЗ-педагогика
    • А. А. Гин. Требования к условиям открытой учебной задачи – с.49-51
    • М. М. Зиновкина. Применение фразеологизмов для развития творческого воображения – с.52-55
    • О проекте сборника статей «Педагогика + ТРИЗ» – с.56
    1997, №1. – 60 с. 700 экз. (о) – подписано к печати 20.04.1997 г.

  • К 70-летию Г. С. Альтшуллера
    • Г. С. Альтшуллер. Жизнь человека 1-Ч-502, рассказанная им Игорю Верткину (вторая часть) – с.4-15
    • Валентина Журавлева. «Эксперимент 40-40-50-70+∞»: Рассказ-воспоминание – с.15-18
    • Первый семинар для разработчиков ТРИЗ-Петрозаводск-80 / Ведет Г. С. Альтшуллер; Предисл. Бориса Злотина – с.19-25
  • ТРИЗ в быстроменяющемся мире
    • Н. Б. Фейгенсон. Подвергай ТРИЗ сомнениям. – с.26-28
    • И. В. Иловайский. К вопросу о границах «железной» ТРИЗ / Послесловие К. А. Склобовского – с.29-31
  • Теория
    • В. А. Курышев, Л. Х. Певзнер. Ресурс различия – с.32-33
    • И. В. Иловайский. Устройство для безнатяговой перемотки лент, тканей, нитей: простота конструкции и изготовления – с.34-35
  • ТРИЗ в науке
    • А. В. Лимаренко. Алгоритм поиска и решения открывательских задач – с.36-42
    • В. Г. Сибиряков. Синергетика и ТРИЗ – с.42-44
    • Р. В. Радшун. Почему оправдано распространение ЗРТС на системы любой природы – с.44-45
    • А. И. Громыко. Разработка алгоритма поиска средств съема информации об исследуемом объекте – с.46-50
  • ТРИЗ +
    • В. Г. Сибиряков. Стратегическое планирование на основе ТРИЗ – с.51-54
    • В. Г. Сибиряков. Программа обеспечения социальной защиты инвалидов: История разработки программы – с.55-66
    • Л. О. Шебеко. Эвристические методы в риторике и риторические методы в эвристике – с.67-71
  • ТРИЗ-педагогика
    • Т. В. Басова. ТРИЗ-педагогика и дети с задержкой психического развития – с.72-74
    • А. В. Лимаренко. Алгоритм программирования учебной информации – с.75-79
    • И. А. Козлов, А. С. Козлов. Таблица умножения: «Чем я заинтересовала второклассника Игоря?» – с.80-87
  • Творчество наших читателей
    • В. Г. Сибиряков. Притча об облаках: [Рассказ] – с.88-89
  • Библиография
    • И. В. Иловайский. Почему и зачем написана книга «Феномен техники как результат и сфера инженерной деятельности» – с.90-92
    2005, №1(14), июнь. – 84 с. 500 экз. (о)

  • Вместо предисловий
    • К. А. Склобовский. Обращение к читателям – с.2
    • А. В. Кислов. От редакции – с.3
  • Страница президента МА ТРИЗ
    • М. С. Рубин. Принцип объединения в МА ТРИЗ – с.4
  • Прогнозы ТРИЗ, будущее планеты
    • Г. И. Иванов. В согласии с природой – с.5-10
    • Ю. П. Саламатов. Системная эволюция техносферы – с.11-12
  • Задачи и перспективы развития ТРИЗ
    • М. С. Рубин. О развитии ТРИЗ как науки – с.13-14
    • С. С. Литвин. Основные направления развития «технической» ТРИЗ – с.15-16
    • А. В. Кудрявцев. Пространство развития ТРИЗ – с.16
    • А. В. Кислов. ТРИЗ как сумма технологий – с.17-18
    • Ю. С. Мурашковский. Развитие научных представлений и качеств талантливого мышления – с.19-20
    • Мнения: ТРИЗ и МА ТРИЗ сегодня и завтра – с.21
  • Школа ТРИЗ
    • В. Б. Крячко. Читая Г. С. Альтшуллера: [Обзор 18 книг] – с.22-27
    • Урок РТВ. Какие инопланетяне посещают тризовцев – с.27
      • Григорий Рашковский. Моя встреча с инопланетянином: [Фантастический рассказ] – с.27
    • Т. А. Таратенко. Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ – с.28-32
    • Е. А. Пчёлкина. Методические рекомендации по изучению темы «Противоречие» в начальной школе – с.33-34
    • Т. А. Таратенко, И. Г. Морозова, В. Ю. Давыдова. Дидактика к приемам: Методические рекомендации по преподаванию в начальной школе темы «Приемы разрешения противоречий» – с.35-39
  • Методические разработки
    • Б. М. Аксельрод. Схема обусловленности взаимодействий как инструмент анализа ситуаций и постановки задач – с.40-47
    • В. А. Михайлов, Э. А. Соснин. Проблемы применения химических эффектов в технике – с.48
    • А. Т. Кынин. «Пустота» в материалах – с.49-54
    • Н. Б. Фейгенсон. S-кривая – некоторые особенности третьего этапа развития систем – с.55-59
    • А. М. Пиняев. Функциональный калейдоскоп – с.60
    • В. М. Герасимов. Допустить недопустимое – с.61
    • А. А. Фридлянд. Расширение области применения ТРИЗ с помощью обобщенных приемов – с.62-68
  • ТРИЗ вне техники
    • М. Б. Розенталь. О применении ТРИЗ для решения нетехнических задач – с.69-70
    • Г. А. Архангельский. Непрожективный подход к организации деятельности – с.71-74
    • А. С. Торгашев. Алгоритм пророчества – с.75-77
    • О. А. Гринева, С. В. Куколев. Особенности использования ФУР-методологии при проведении управленческого консалтинга небольших фирм – с.78-80
    • В. М. Петров. Законы развития потребностей – с.81
  • ТРИЗ-фантастика
    • В. М. Герасимов. Горячая рыбья кровь (Изобретательская байка): [Рассказ] – с.82-84
  • Кроссворд – с.84
    2006, №2(15), апрель. – 84 с. 500 экз. (о)

  • К 80-летию Г. С. Альтшуллера
  • Ленинградская школа ТРИЗ
    • В. Митрофанов. Истоки – с.8-9
    • М. Литвин, А. Любомирский. Алгоритмы ТРИЗ в «Алгоритме»: от искусства к ремеслу – с.10-12
  • ТРИЗ-прогностика
    • О. Ю. Абрамов. Рыночно ориентированное прогнозирование развития технических систем – с.13-17
  • Задачи и перспективы развития ТРИЗ
    • М. Баркан. От ТРИЗ к интегральной технологии творчества – с.18-20
    • Ю. П. Саламатов. ТРИЗ сегодня и в будущем – с.21-23
    • К. А. Склобовский. О «Химэффектах» и информационном фонде «Химик-Консультант» – с.24-25
    • Мнения: Будущее сертификации – с.26-27
  • Школа ТРИЗ
    • Г. И. Иванов. Метод самооценки в подготовке домашнего задания – с.28-29
    • И. Ю. Азизова. ТРИЗ на уроках биологии: Задачи с конфликтами. Типы конфликтов – с.30-33
    • Т. А. Таратенко, В. Ю. Давыдова, И. Г. Морозова. Дидактика к приемам – с.34-39
    • Программа курса «Методы научно-технического творчества» – с.40-41
  • Методические разработки
    • С. Литвин, М. Гершман. Параллельные линии эволюции – с.46-47
    • С. В. Карамышев. Неоднозначность оценки функций с точки зрения их полезности / вредности – с.48-51
    • Э. Л. Каган. Полеты конусов – с.52-57
    • А. В. Кислов, А. Б. Ильичев, И. А. Новиков. Функциональное развертывание ТС – с.58-63
    • А. Т. Кынин. ТРИЗ в материаловедении – с.64-74
  • ТРИЗ вне техники
    • А. А. Гин. Социальные задачи – с.75-78
  • Практика ТРИЗ
    • Н. П. Колчев. Объединение альтернативных систем: транспортные гибридные двигатели – с.79-82
    • А. Подкатилин. Дорогое знакомство – с.83-84
О журнале
  • К. А. Склобовский. Чистосердечное признание, Или попытка воспроизвести историю создания, существования и гибели «Журнала ТРИЗ», предпринятая его создателем. – Обнинск, 2002. – 56 с. (о)

© Виталий Карацупа, 2023

НАВЕРХ