Архив фантастики
Poltergeist
Полтергейст


Полтергейст (1982)
Полтергейст (1982)
Полтергейст (1982)
Полтергейст (1982)
Полтергейст (1982)
Полтергейст (1982)
Джеймс Кан. Полтергейст (1982)





Полтергейст (1982)
  • Производство: США, «Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)», «SLM Production Group»
  • Год выхода на экраны: 1982
  • Продолжительность: 114 мин.
  • Цветной
  • Бюджет фильма: $10 700 000, кассовые сборы в США $76 600 000
  • Режиссер: Тоб Хупер (Tobe Hooper)
  • Авторы сценария: Стивен Спилберг (Steven Spielberg), Майкл Грэйс (Michael Grais), Марк Виктор (Mark Victor)
  • Продюсеры: Фрэнк Маршалл (Frank Marshall), Стивен Спилберг (Steven Spielberg)
  • В ролях: Крейг Т. Нельсон (Craig T. Nelson), Джобет Уильямс (JoBeth Williams), Беатрис Страйт (Beatrice Straight), Доминик Данн (Dominique Dunne), Оливер Робинс (Oliver Robins), Хизер О'Рурк (Heather O'Rourke), Майкл Макманус (Michael McManus), Вирджиния Кайзер (Virginia Kiser), Мартин Кассела (Martin Casella), Ричард Лоусон (Richard Lawson), Зельда Рубинштейн (Zelda Rubinstein), Лу Перримен (Lou Perryman), Клэйр Э. Лекарт (Clair E. Leucart), Джеймс Карен (James Karen), Дирк Блокер (Dirk Blocker)
Жила себе обыкновенная американская семья Фрилингов из калифорнийского пригорода Квесто-Верде: глава семьи, коммивояжер Стив Фрилинг (Крейг Т. Нельсон), его жена-домохозяйка Диана (Джобет Уильямс) и трое детей, старшая дочь Дана (Доминик Данн), сын Роберт (Оливер Робинс) и младшенькая 5-летняя дочурка Кэрол Энн (Хизер О'Рурк). Они решили, как все порядочные американцы обзавестись бассейном на лужайке за домом, а когда начались земляные работы, эти люди становятся эпицентром фантастических и очень опасных событий со страшными и необъяснимыми явлениями, происходящими в их собственном доме. Сами по себе двигаются предметы, бегают детские игрушки, по полу ползают бифштексы, а дочка Кэрол Энн говорит о людях из телевизора, которые якобы беседуют с ней, когда аппарат отключен. И если поначалу семейство наблюдает за этими явлениями с игривым удовольствием, то затем потусторонние силы захватывают дом и наводят ужас на всех его обитателей. Дальше – больше: оказывается, дом построен на месте старого индейского кладбища, оскорбленные духи устроили адскую карусель и разбушевавшийся полтергейст похищает девочку из ее собственной комнатки в параллельное измерение.
Чтобы справиться со Злом, семья обратилась к соответствующим специалистам-парапсихологам: доктору Лешу (Беатрис Страйт) и доктору Марти Кэйси (Мартин Кассела), но истинную помощь оказала лилипутка-медиум Танжина Барронс (Зельда Рубинштейн), которая стала направляющей дланью для Фрилингов, но чтобы спасти дочку оказалась необходима сплоченность и храбрость всей семьи. В итоге, девочка была спасена, дом Фрилингов оказался втянутым в преисподнюю, после чего они с огромным облегчением покинули этот город.
* * *
Тоуб Хупер так бы и продолжал снимать кровавые истории про убийц и вампиров, из которых только «Техасская резня цепной пилой» (1974) пользовалась некоторым успехом, если бы тридцатишестилетнего режиссера не пригласил его ровесник Стивен Спилберг для постановки по своему сюжету ленты «Полтергейст». И она до сих пор входит в двадцатку фантастических «фильмов ужасов» по результатам проката. Любимая спилберговская идея о контакте с чем-то неведомым и непознаваемым выражена в повествовании о неких сверхъестественных силах, которые поселились в калифорнийском доме средней американской семьи Фрилинг.
Движущаяся сама по себе мебель, летающие предметы, неизвестно кем наносимые обитателям дома удары, любое незримое присутствие духов, все-таки дающих как-то о себе знать, – все это описано в науке именно в качестве явления «полтергейст». Драма семьи Фрилинг, помимо беспокойного проявления «непрошеных гостей», заключается в том, что призраки из потусторонней реальности или антимира забирают с собой пятилетнюю Кэрол Энн, и надо вернуть ее назад, прежде чем девочка попадет в затягивающую воронку между двумя мирами.
Сочетание «фильма ужасов» об изгнании духов и фантастики с потрясающими спецэффектами, с замечательной по визуальной красоте сцене пролета сквозь вихрь света позволяет получить удовольствие от зрелища. А лежащая в основе сюжета, в общем, философская мысль о том, что души умерших, которые не проникли из-за совершенного зла или страха перед смертью за пределы световой воронки, вынуждены бродить в некоем промежуточном пространстве, делает эту картину о «близких контактах четвертого вида» довольно интересной и для раздумий на досуге.
Последующие две серии, к которым Спилберг и Хупер уже не имеют отношения, просто эксплуатируют (и менее удачно) зрелищные преимущества найденной тематики. Может показаться зловещим тот факт, что юная Хизер О’Рорк, в третий раз сыграв девочку, сталкивающуюся с явлением «полтергейста», умерла в одиннадцатилетнем возрасте, не дожив четырех месяцев до выпуска на экраны «Полтергейста III».

Сергей Кудрявцев
Некоторые замечания к фильму
  1. Продюсировал эту мистическую картину Стивен Спилберг, поэтому до сих пор многие утверждают, что это целиком его лента: заявленный в титрах как режиссер Тоб Хупер был лишь марионеткой и прикрытием для маэстро, постеснявшегося стать автором фильма ужасов.
  2. О проклятии фильма «Полтергейст» заговорили после того, как 4 ноября 1982 года была убита 22-летняя Доминик Данн, исполнительница роли старшей дочери Даны, а 1 февраля 1988 года в возрасте 12 лет скончалась Хизер О'Рурк, исполнительница младшей дочери Кэрол Энн во всех трех частях цикла. Кстати, и похоронены они на одном и том же кладбище – «Westwood Memorial Park» в Лос-Анджелесе.
  3. Стивен Спилберг самым оригинальным образом сыграл эпизодическую роль в фильме: это были его руки, которые мы видим тянущимися от отражения лица в зеркале ванной комнаты.
  4. Всасывающийся в черную дыру и затем разрушающийся дом Фрилингов являлся макетом длиной в 4 фута, на постройку которого, тем, не менее, было затрачено 2 недели и 25 тысяч долларов.
  5. Первым снятым эпизодом стала сцена, когда Диана открывает дверь спальни с внушающим страх криком, а последним – когда доктор Марти Кэйси видит в ванной галлюцинации.
  6. Съемки фильмы были начаты 11 мая, а закончились 4 августа 1981 года, а уже спустя две недели Стивен Спилберг приступил к съемкам «Инопланетянина» (E. T. The Extra-Terrestrial, 1982).
  7. На роль Кэрол Энн пробовалась Дрю Бэрримор (Drew Barrymore), но Стивен Спилберг взял ее в фильм «Инопланетянин» (E. T. The Extra-Terrestrial, 1982), так как для «Полтергейста» он искал более ангельское детское личико.
  8. Человеческие скелеты, появляющиеся в бассейне Фрилингов были настоящими, но актриса Джобет Уильямс (JoBeth Williams) узнала об этом только после того, как сцена была снята.
  9. Стивен Спилберг, работающий почти одновременно над двумя картинами: «Инопланетянин» (E. T. The Extra-Terrestrial, 1982) и «Полтергейст» (Poltergeist, 1982) как-то сказал: «Если «Инопланетянин» был шепотом, то «Полтергейст» – криком» ("If E. T. was a whisper, Poltergeist was a scream").
  10. Если сравнить года рождения актеров, то получается что Крейг Т. Нельсон (Craig T. Nelson) и Джобет Уильямс (JoBeth Williams) лишь на 14 и 11 лет старше Доминик Данн (Dominique Dunne), которая в фильме играла их старшую дочь.
  11. Стивен Спилберг и Тоб Хупер специально брали на роль членов семьи Фрилинг малоизвестных актеров для придания большего реализма этой истории, т.к. кинозвезды, наоборот, забрали бы реализм из сюжета.
  12. Реальный дом, в котором снималась картина, находится в Сими-Вэлли (штат Калифорния), где до сих пор живет та же самая семья.
Даты выхода фильма
  • 4 июня 1982 – США
  • 5 августа 1982 – Австралия
  • 10 сентября 1982 – Финляндия
  • 15 сентября 1982 – Испания
  • 16 сентября 1982 – Великобритания
  • 23 сентября 1982 – ГДР
  • 29 сентября 1982 – Швеция
  • 20 октября 1982 – Франция
  • 5 ноября 1982 – Норвегия
  • 14 января 1983 – Филиппины (Давао)
  • 23 октября 2000 – США (на DVD)
Награды и звания
  • 1983 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший фильм ужасов»
  • 1983 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший грим» (Дороти Дж. Перл)
  • 1983 – премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая актриса второго плана» (Зельда Рубинштейн)
  • 1983 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший режиссер» (Тоб Хупер)
  • 1983 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая актриса» (Джобет Уильямс)
  • 1983 – номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшая музыка» (Джерри Голдсмит)
  • 1983 – премия «BAFTA Award» в номинации «лучшие визуальные эффекты» (Ричард Эдланд)
  • 1983 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в номинации «лучшие звуковые эффекты» (Стивен Хантер Флик, Ричард Л. Андерсон)
  • 1983 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в номинации «лучшие визуальные эффекты» (Ричард Эдланд, Майкл Вуд, Брюс Николсон)
  • 1983 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в номинации «лучшая музыка» (Джерри Голдсмит)
  • 1983 – номинация на премию «Молодой артист» (Young Artist Award) в категории «лучшая юная актриса второго плана в художественном фильме» (Хизер О'Рурк)
Литература
  • Джеймс Кан. Полтергейст (James Kahn. Poltergeist). – изд. «Warner Books» (Нью-Йорк), 1982 – 304 с. ISBN 0-446-30222-8
Все фильмы серии
  • 1982 – Полтергейст (Poltergeist)
  • 1986 – Полтергейст 2: Обратная сторона (Poltergeist II: The Other Side)
      То же: Под названием «Полтергейст 2» (Poltergeist II)
  • 1988 – Полтергейст 3 (Poltergeist III)
      То же: Под названием «Полтергейст 3: Последняя глава» (Poltergeist III: The Final Chapter) – Австралия

© Виталий Карацупа, 2006