К сожалению, наследие украинского фантаста и философа Олеся Бердника почти неизвестно для русскоязычного читателя. Его произведения в свое время практически не переводились. В данной статье постараемся приоткрыть некоторые особенности наследия Бердника на примере цикла «Камертон Дажбога».

Феномен Олеся Бердника

Фигура Бердника многогранна и во многом противоречива. Для одних он так и остался непонятым мистификатором от фантастики, для других писатель превратился в гуру духовного самосовершенствования. Политические отсидки и «покаяния», участие в диссидентском движении и осуждение стремления к мещанскому потребительству западного типа – все это было в бердниковском багаже. Олесь Бердник так и не стал своим ни в среде украинских националпатриотов, ни среди писательского УССР-овского официоза.

Бердник в своих произведениях пытался совместить свободу внешнюю, под которой он понимал снятие оков государств, международных структур, бизнес-империй и внутреннюю, духовную. По словам Олеся Павловича, вопрос, который его интересовал более всего, был таковым: «Как можно жить в мире, где за несколько тысячелетий нельзя выделить даже года, когда бы не грохотали войны, не лилась безвинная кровь?» И его ответ: «Невозможно больше терпеть бесстыдства и безумия правителей, руководителей, вождей, вероучителей, начальников, превративших прекрасную Планету в адский лабиринт ужаса и страданий. Человеку был дан чудны, волшебный мир – чистые моря и океаны, буйные леса, искрящиеся водопады, райские цветы, вольные животные и птицы. Во что же мы превратили все это, Друзья? Земля стала клоакой ужаса в Галактическом Звездном Саду. Пора образумиться, пробудиться от тысячелетней спячки рабства, предательства и братоубийства. Хватит нам, Дети Солнца, пресмыкаться перед жупелами феодального и буржуазного миров! Создадим несокрушимое Братство Духовных Республик, очистим Землю от мусора веков, откроем пути к любовному воссозданию дружбы Человека и Природы. Восставшие стихии можно укротить только Любовью!» 2

Общественный идеал и будущие преобразования в глобальном мире, по Берднику, должны, по сути, соединять элементы коммунизма (ликвидация парламентаризма и имперских конгломератов, суверенность наций и единение людей, устранение армий и создание системы Советов и т.д.) со своеобразным этико-философским императивом (выработка Общечеловеческого Критерия Бытия и Действия) 2.

Наиболее ярко философия и общественные идеи Бердника проявились в цикле «Камертон Дажбога», который стал вершиной творчества писателя. Сам цикл состоит из двух основных романов: бердниковского magnum opus «Звездного корсара» (1971) и ставшего последним крупным произведением автора «Камертона Дажбога» (1996). Изначально автором планировалось написание романа «Судья и любовь», составными частями которого должны были стать рассказ «Межзвездная нянька» (1961), повесть «Страшный суд» (1965) и новелла «Бунт космократоров» (1968). Позднее Олесь Бердник отказался от первоначального плана, но опубликованные ранее в периодике и авторском сборнике три произведения малой формы были серьезно переработаны и вошли в сюжетную канву «Звездного корсара» 3.

«Звездный корсар»

«Звездный корсар» – это классическая «мягкая» фантастика, в которой причудливый сюжет сочетается с авторской философией, где нет подробных научных и технических обоснований тех или иных явлений, зато текст изобилует многочисленными аллегориями и обобщениями.

Буквально с первых предложений автор удивляет непростыми размышлениями, вложенными в уста одного из героев – физика-теоретика. «Физики», рассуждающие о «лирике», генетическая память, высоконравственные люди-титаны, прометеи будущего – эти и ряд других особенностей сочетают роман Бердника с творчеством Ивана Ефремова 4. В начале «Звездного корсара» можно найти параллели с «Лезвием бритвы», ближе к концу – с «Часом быка». Но, если у Ефремова ключевые понятия – красота, мера, инферно, Стрела Аримана, то у Бердника – неумолимое и жестокое время, являющееся ловушкой для разумных существ, а также любовь, как универсальное средство прогресса и противостояния деструктивному действию времени.

...С незапамятных времен существует общество разумных гуманоидов системы Ары. Это люди, которые в своей эволюции пришли к непредставимому уровню развития, вышли из трехмерной ловушки. Любые желания сразу удовлетворяются. Однако, оказывается, не все так идеально, как кажется. Даже такое общество имеет определенные ограничения. Это социум «осчастливленных» мудрым правителем, казалось бы, первым среди равных. Закономерное следствие функционирования такой системы – деградация и отупение, опускание к простому удовлетворению своих потребностей. Замедляется развитие, останавливается творчество. Правитель Ары решил остановить этот процесс – взять ресурс («психоэнергию») у существ, аналогичных собственным далеким предкам. Для этого паразитического эксперимента запускается искусственная эволюция материи на одной из планет (потом оказывается, что это была Земля). У молодого человечества Земли, которое пока находится в плену трехмерности, еще впереди брань за лучшее будущее, еще много противоречий, полно взлетов и падений, в отличие от существ системы Ары.

Не всем нравится такой вариант развития событий. Благородный старец-гуру Аэрас, исследователь Гориор, которого недоброжелатели назвали Звездным Корсаром и величественные Космократоры восстали против тирании и несвободы...

Несколько слов следует сказать о символике огня в романе. Огонь – центральное понятие этого произведения, это творческий порыв, борьба, труд, свершения, наконец, Любовь и сама Жизнь. Даже фамилии у героев красноречивы: Огонь, Огневик, Гореница, Пламенный, Горикорень, Ур, Гром, Громовица. Один из предков главного героя – кузнец, как отец и дед самого Бердника; кузнец – это труженик-дивотворец, всегда связанный с огнем и творчеством.

Бердник в «Звездном корсаре» обосновывает мнение, что все в мире (бесконечности) взаимосвязано. Мы – дети космоса. Разум – закономерный этап развития материи и его обязанность – организовывать Вселенную и менять не только космос, но и свою собственную внутреннюю природу. Не чужда Берднику и диалектика, наука о развитии, правда, в основном, в своей идеалистической форме. Его критерии – ментальная эволюция, сфера морали, «дух», «психоэнергия». Отметим, что, несмотря на все это, отношение Олеся Павловича к классическому религиозному культу в романе является критическим. Религия порабощает разум и несовместима с прогрессом.

Несмотря на свой космизм, Бердник не был безнационалистом. Он – украиноцентрист. Особо поражают те места романа, вышедшего, напомним, в 1971 году, где описываются главные герои – космонавты-украинцы будущего. Перед отлетом на далекую планету они в поисках впечатлений восходят на карпатскую вершину Говерлу. Предки учат непутевого отпрыска, директора водочного завода, что в вышиванке следует ходить каждый день, а песни петь следует не на пирушках в ресторане, а просто так, в обыденной обстановке. Колоритными являются диалоги героев, в которых автор между строк критикует советский вариант морали и противопоставляет ей идеализированный вариант патриархальной сельской этики, народного образа жизни и соответствующие идеалы красоты. Урбанизму противополагается гармония с природой. Собственно, все это дало повод официальным критикам упрекать Бердника «хохломанией в космосе».

В «Звездном корсаре» наличествует критика реалий, которые бытовали в позднем СССР. Уже существовал тип советского обывателя; типаж огненного революционера-борца 1917 года было давно потерянным. В этой связи очень ярким выглядит описание браконьерской охоты, на которой присутствовали представители тогдашней элиты среднего звена – директор ресторана, директор водочного завода, народный судья, начальник райотдела милиции. Цинизм и правовой нигилизм милицейского руководителя особенно контрастирует с размышлениями о «космическом праве». Космоследователь Меркурий, никогда не задумывавшийся над вопросом о справедливости потребительски-деградирующей системы Ары, старательно выполнявший приказы кормчего, бывший ему лично преданным, со временем прозревает. Любовь к пламенной революционерке Громовице и расследование обстоятельств бунта Космократоров расставило все точки над «і», подтолкнуло Меркурия к единственно возможному правильному выбору. Его реинкарнация – молодой криминалист Григорий Бова из Киева 1960-х живет в «подозрительно» похожих обстоятельствах. Парень, несмотря на официальную идеологию, на каждом шагу сталкивается с коллективным обывателем, с потерей Огня...

Во всем этом видно авторское стремление соединить первоначальный пыл идеи («космическое право») со своим видением космизма, в то же время, не теряя связи с украинским корнем. Героичность, самоотверженность в борьбе, диалектические противоречия («разновесие» в противовес равновесию, застою) – вот ориентиры прогресса Бердника. К этому следует добавить и высокую гуманистическую мораль, которую проповедует Бердник. В отличие от многих современных фантастов и футурологов, которые механизируют, дегуманизируют человека, пламенный, любящий человек Бердника, является идеалом даже для робота, автомата. Именно поэтому Универсальный Робот (УР) медленно, но бесповоротно превращается в человека Ура.

«Камертон Дажбога»

Последний роман Олеся Бердника «Камертон Дажбога» является непосредственным продолжением его «Звездного корсара», опубликованного четвертью века ранее. Сюжет «Камертона…» уже не такой динамичный и объемный, кроме того у двух романов есть ряд серьезных отличий – прежде всего, в изменении тональности идейных акцентов. Гуманистический посыл прометея Корсара в «Камертоне...» полностью переносится на образ Христа. Его антагонист Ариман соответственно сливается с библейским Люцифером. Материалистическое мировоззрение в романе подвергнуто анафеме как основанное Ариманом. Корсар-Христос познает мир внутренне, Любовью. Иногда автором даже оправдывается переход к некоему солипсизму, когда говорится об ущербности «техногена», высказываются сомнения в физических законах Вселенной, провозглашается невозможность познания объективной реальности как органами своего тела, так и техническими средствами. Именно к внутреннему камертону-Вселенной призывает прислушаться писатель, фактически игнорируя материальный мир.

Эзотерика, мистификационные приемы и альтернативная этимология приближают этот роман к жанру фэнтези. Так, пять тысяч лет назад, во времена трипольцев, в качестве персонажей действуют только «боги» и колдуны, ритуалами прогоняющие загадочных агрессоров. Ко всему этому добавлен древнерусский антураж, хотя, понятно, никаких «дажбожичей» в указанном хронологическом промежутке существовать не могло.

Автор вводит в сюжетную линию несуществующие в реальности объекты и исторических личностей, внимательный читатель заметит также множественные сюжетные нестыковки. В целом роман ознаменовал окончательный разрыв Бердника с условным утопическим периодом своего творчества.

* * *

Творчество Олеся Бердника – настоящая веха в истории развития украинской фантастики. Уже первые литературные опыты Бердника показали, что автор стремился развивать собственный стиль, формулировать свои идеи, а не плестись за идеологическими указками функционеров от литературы. Несмотря на то, что Олесь Бердник имел довольно сложные отношения с властью, страдал за свое творчество, его долго не печатали, он выступил пионером философской фантастики в Украине, дал путевку в литературную жизнь направлению, которое сейчас принято называть «технофэнтези», привнес в фантастику настоящую изысканность языка и поэтичность изложения.


1 Пробудиться от рабской спячки... / Из интервью газете «Комсомольское Знамя», 14.01.1990 http://berdnyk.com.ua/articles/5/

2 Там же

3 Олесь Бердник. Цикл «Камертон Дажбога» // Лаборатория фантастики https://fantlab.ru/work270293

4 Оба фантасты были друзьями, о чем свидетельствует сохранившаяся переписка


© Николай Гриценко, 2021

НАВЕРХ