По большому счету всю социальную (и не только) фантастику можно грубо разделить по двум критериям: негативный и позитивный социальный образ, который рисуется в том или ином произведении. В последние десятилетия утвердилась явная диспропорция в пользу первого типа фантастики. Нередко непривлекательный социальный сценарий сочетается с научно-техническими достижениями, которые используются во вред большей части описанного общества.

Есть ли альтернатива антиутопическому киберпанку? Очевидно, да; связана она, прежде всего, с теми вариантами эгалитарного, позитивного будущего, в котором социально значимые технические новации или даже коренные трансформации человеческой природы будут принадлежать всем представителям рода человеческого, а не его противоборствующим фракциям.

Ниже будет представлен обзор фантастических идей, связанных с гипотетическим образом будущего человечества, которое изжило традиционный человеческий облик в результате внедрения передовых технологий: информатики, биотехнологии или медицины. Основные цели этих трансформаций – достижение иммортализма, панспермия, оптимизация своей природы под условия других планет или открытого космоса, достижения вселенского могущества и т.п. Будем рассматривать произведения русских и украинских авторов, формально отвечающие критериям коммунистической утопии, т.е. значительное место в которых будет посвящено описанию и функционированию социума, основанного на началах Свободы, Равенства и Братства.

Советские утопии 1920-х

Импульс появлению утопий дал революционный 1917 год. Все утопии 1920-х исполнены энтузиазмом и искренней верой в радикальные социальные перемены.

Одним из первых в России внедрение трансформации человеческой природы связывал с коммунистическими преобразованиями биокосмист Александр Ярославский. Названия произведений Ярославского говорят сами за себя: «Звёздный манифест», «На штурм вселенной», «Плевок в бесконечность», «Пролетарии – в небо». Но интерес в рассматриваемом контексте, прежде всего, представляет его «Поэма анабиоза» (1922). Автор утверждает право человека на бессмертие, разум которого должен разорвать оковы природной конечности:

Каждый живущий свят,
Если даже он глуп бесконечно, –
На жизнь выдает мандат –
Вольнолюбивая вечность.

Биокосмист видит спасение человечества в анабиозе («завтра весь мир заморозят анабиоза войска»). Сон, в который будут погружены миллионы, не вечен – в то время, когда одни спят, другие (часть рабочих и инженеров) будут строить материальную базу коммунизма (анархо-коммунизма?). Ярославский не говорит о революциях и насилии, напротив, по замыслу автора, даже классовый враг может достичь бессмертия и жить в обществе коммунизма, когда он окажется в среде людей будущего, но уже без своих богатств, фабрик и пароходов, а как обычный член социума. Большинство индивидов при этом как бы «впрыгивают» в коммунизм, минуя всяческие переходные стадии.

Небольшие физиологические трансформации представлены в романе Якова Окунева «Грядущий мир» (1923). По сюжету романа интеллигент-доброволец Викентьев с помощью газовой камеры гения-профессора Морана оживает в 2123 году. Главный герой оказывается в мире своеобразного большевистского рая, мире коммунизма, как его представляли в послереволюционные годы. Мужчины и женщины в будущем Окунева визуально слабо различимы – на их телах отсутствует волосяной покров. Если же говорить о быте потомков, то одни идеи автора интересны (питание организма с помощью погружения в специальную жидкость), другие сегодня выглядят, мягко говоря, устаревшими (люди будущего откажутся от сна, увеличивая время для саморазвития; для этого достаточно принять радиоактивный душ, чтобы убить «вредные бактерии, которые вызывают сонливость»).

Виктор Гончаров в вопросе уравнивания полов идет дальше. В романе «Межпланетный путешественник» (1924) главные герои странствуют между параллельными вселенными и, одновременно, совершают хронопрыжки, поскольку в каждой из вселенных свое время. Так, на Земле №2 прошло пять лет после событий на родной Земле №1, на Земле №3 – сто лет (эпоха социализма) и мир коммунизма на Земле №4 через 500000 лет. Все жители Земли №4 – гермафродиты, половое размножение осталось в анналах истории.

«Фантастический рассказ» (1925, по некоторым данным 1923) Ивана Сенченко – это первая украинская утопия (к тому же коммунистическая) и вообще первое украиноязычное научно-фантастическое произведение. Сюжетная линия непритязательна – литератор С. попадает во сне во времена Великих Коммун. Люди будущего поражают пришельца из прошлого взгромождением мышц. И, конечно же, в мире Великих Коммун уже давно побеждены болезни, разгадан секрет старения и бессмертия, хотя Высший совет Коммун выдает постановление, разрешающее умирать людям, которые не имеют больше сил к труду и творчеству...

Трансгуманизм в творчестве Олеся Бердника

Творчество Олеся Бердника – настоящая веха в истории развития украинской фантастики. Уже первые литературные опыты Бердника показали, что автор стремится развивать собственный стиль, формулировать свои идеи, а не плестись за идеологическими указками функционеров от литературы. Несмотря на то, что автор имел довольно сложные отношения с властью, страдал за свое творчество, его долго не печатали, он выступил пионером философской фантастики в Украине, дал путевку в литературную жизнь направлению, которое сейчас принято называть «технофэнтези», привнес в фантастику настоящую изысканность языка и поэтичность изложения.

Утопическая «космоопера» «Пути титанов» (1958) уже демонстрирует разрыв шаблонов советской фантастики. Постоянные космические перелеты, трансгуманизм, необычный национальный состав космических кораблей ярко выделяет этот роман из массы фантастической литературы, издававшейся в 1950-х. Относительно общественного устройства человечества ХХХІ века в конце произведения указано, что люди давно прошли путь общественного антагонизма. Основные проблемы развития цивилизации теперь связаны с освоением космического пространства и трансформацией собственной человеческой природы. Едва ли не основной лейтмотив произведения – осторожность во время продвижения по пути технологического прогресса.

Темы общественного прогресса и трансгуманизма переплетаются на страницах романа «Стрела времени» (1960). В романе описана цивилизация жителей далекой галактики, которые давно обогнали земное человечество в своем развитии. Интересна мысль Бердника о Великой Революции, но революции не социальной, а кардинальном изменении своей природной сущности. Подойдя к своеобразному барьеру роста в виде телесных ограничений, жители отдаленной планеты перестроили свои тела, отказались от потребления животной пищи. Впоследствии их наука решила проблему старения. Смерть осталась, однако каждый из обитателей диковинной цивилизации умирает только тогда, когда выполняет свое глобальное жизненное предназначение, пройдет свой путь бытия. Все это позволило преобразовать собственную телесную конституцию и колонизировать огромные космические пространства. Однако в конце книги эта цивилизация пришла к тому, что осознала ущербность бегства от природы, стала жить в гармонии с давно покинутой колыбелью. Родная планета снова стала заселяться разумными обитателями.

Роман «Дети Безграничности» (1964) во многом был переломным в творчестве Олеся Бердника. Здесь уже виден отход от описания технических устройств или космологических явлений, зато отстаивается позиция преимущества мысли над материей. Этот роман послужил своеобразным трамплином идей, развитых в более позднем «Звездном Корсаре» (1971). О коммунистическом мироустройстве говорится в двух местах романа. Так, во время воображаемого путешествия в будущее раскрывается картина эгалитарного строя потомков, который, однако, напоминает идеализированное, технически оснащенное традиционное украинское село. Основные философские образы романа – это категории Бесконечности и Единства. Бесконечность выступает одновременно и безграничием пространства-времени, и развитием эволюции, в том числе эволюции разума. Единство – общность всего материального (Вселенная как единое целое), единение людей, разумных существ Вселенной. В далеком будущем люди пройдут путь от единичности к Единству. Собственно, они уже не будут людьми в традиционном понимании. Это будет единая разумная Сущность, постигающая и творящая во вселенских масштабах. К этому моменту люди научатся создавать из газопылевых туманностей звезды, сеять жизнь, распространять идеи гуманизма среди разумов, стоящих на низших ступенях развития.

«Звездный корсар» – сложный, многоплановый роман, где причудливый сюжет сочетается с многочисленными аллегориями, обобщениями и нравственными императивами. Этот роман стал вершиной творчества Олеся Бердника. В нем Олесь Павлович, в основном, отходит от общественно-утопического дискурса, поэтому не будем вдаваться в подробный анализ данного интереснейшего и действительно эпохального произведения, выделим лишь некоторые утопические моменты, имеющиеся в романе.

В одном из разделов крупными мазками описывается коммунистическое будущее Земли XXI века. На всесоюзном (читай – всепланетном) референдуме положительно решается вопрос о колонизации экзопланет. Все человечество объединено любовью (важное понятие в романе, даже космический корабль носит красноречивое название «Любовь»). Весь экипаж космического корабля – представители самых разных народов, настоящие универсальные люди будущего; каждый из космонавтов имеет несколько несвязанных специальностей.

Такие герои как Аэрас, Корсар, Космократоры выступают носителями уже даже не глобального коммунистического сознания, а идеи межзвездного трансгуманического единства. Сам Звездный корсар представляет собой своеобразную интерпретацию образа античного Прометея.

Творчество Георгия Гуревича

Свой вклад в проблему выхода за пределы человеческой природы сделал Георгий Гуревич (1917 – 1998), один из ведущих авторов послевоенной научной фантастики. Начиная со второй половины 1960-х, Гуревич переходит к гуманитарной фантастике, делая особый упор на психологию и социологию.

В романе «Мы – из Солнечной системы» (1965) поставлены проблемы клонирования, бессмертия (в произведении приоткрывается его перспектива), а также предела развития разума, человеческих возможностей и познания. В повести «Ордер на молодость» (1988), действие которой помещено в общий с предыдущим романом мир, бессмертие достигается посредством процедуры омоложения. Прожив 60 лет одной жизни, человек волен выбирать другую в своем обновленном, молодом теле, избегая ошибок прошлого.

Автор подводит к мысли, что даже обычный, на первый взгляд, человек, может быть полезен в общем деле. Ведь миссия главного героя в его последующей жизни будет посвящена Людям.

Человеческое общество не может существовать без противоречий. Но какого рода противоречия будут существовать в коммунистическом обществе, в котором уже давно преодолены все социальные разногласия? Возможные противоречия будущего бесклассового общества – между потребностью в творчестве, труде на благо человечества и индивидуальными склонностями, талантами, которые являются неодинаковыми от природы у разных людей. Кто-то стал талантливым художником, математиком, ремесленником, а кто-то просто... плывет по течению. А прогресс требует все новых и новых навыков и умений. Неординарных, не ограниченных тем, что дала человеку природа, генетика...

Постчеловек, каким он будет? В рассказе Гуревича «Итанты (Таланты по требованию)» (1986) описаны чудо-уколы, увеличивающие способность к обучению определенным видам деятельности. Любой может приобрести самые разнообразные таланты. Естественное неравенство (физики – лирики, эстеты – практики) выравнивается, притом не теряется человеческая индивидуальность. Гуревич, тонкий психолог (особенно ему удается передать детскую психологию), ярко описывает противоречия между консервативной человеческой природой, которая уже начинает отставать от своего времени, и ростками нового, постчеловеческого.

Новый этап

Социальный оптимизм, царивший в фантастике 1960-х, отходит на второй план, а потом и вообще сводится на нет в течение более поздних десятилетий. Стало понятно, что построить светлое будущее, по крайней мере, в рамках советской парадигмы, не удастся. Тем не менее, фантасты хоть и изредка, все же обращаются к жанру утопии, но строят ее уже не на советских традициях, пытаются привнести что-то новое в свои социально-фантастические конструкции.

Глобальный эксперимент по возвращению к жизни всех, кто когда-либо жил на Земле, представлен в малоизвестной утопии Александра Гордеева «Не бойся темного сна…» (рук. 1992, изд. 2001). Главный герой повести – пожилой писатель, очнувшийся после «темного сна» в молодом теле в далеком будущем. Он – первая ласточка во всепланетном опыте потомков. Несложно догадаться, что автор развивает идеи, высказанные в «Философии общего дела» русского философа-космиста Николая Федорова. Согласно плану «восстановителей», предстоит воскресение не только предков, когда-либо живших, но и рождение всех возможных личностей, которые могли бы появиться на свет (миллионы потенциальных генетических комбинаций только от двух родителей!).

Вся информация записывается в окружающей среде, ее надо только считывать, а это далекие потомки уже давно научились делать. У них существует колоссальный банк данных о веках минувшей истории вплоть до самого, на первый взгляд, незначительного события прошлого. Все достижения человечества, все изобретения и произведения искусства давно записаны в этой базе. Сами люди будущего, конечно же, бессмертны. Люди проживают несколько десятилетий, а потом «списывают» лишние годы, омолаживаясь подобно сценарию Гуревича. Даже произошедшие несчастные случаи со смертельным исходом – не беда, информация о человеке записывается, и личность может быть восстановлена, для индивидуума произошедшее будет казаться не более чем сном. Главной целью бессмертного человечества по концепции Гордеева является единение в единую космическую сущность.

Традиции Николая Федорова и Ивана Ефремова наследует утопическая дилогия украинского русскоязычного писателя Андрея Дмитрука. В романе «Смертеплаватели» (2008) далекие потомки, настоящие полубоги ХХХV века внедрили технологию, которая формирует на атомарном уровне не только материальные тела своих предков, но и возрождает их личности. В «Защите Эмбриона» (2018) множество возрожденных представителей самых разнообразных народов и эпох проходят своеобразный подготовительный период в своих «разверстках» – капсулах-имитациях своего времени и культурного типа. Возрожденные люди из прошлого должны адаптироваться к жизни в обществе, где переход из телесной в информационную форму является вопросом желания, где решается нетривиальная проблема спасения глобального Разума – построение эмбриона новой Вселенной.

Некоторые утопические произведения малой формы о будущем мире коммунизма можно найти в электронном альманахе коммунистической фантастики «Буйный бродяга». Рассматриваемой теме, в частности, посвящены два рассказа: «Прыжок к свободе» (2016) Александра Харченко и «Человек» (2018) Юрия Симоненко.

…Как оградить всех предков, живших в классовых обществах, от бремени социального разделения людей? И как при всем этом самим не стать жертвой «эффекта бабочки», этого рока, преследующего тех, кто надумал изменять прошлое? Что могут сделать сознательные и соответствующим образом подготовленные представители коммунистической эпохи, если их забросить в… самое начало времен? Что будут представлять собой люди и Вселенная в изменившемся настоящем? Харченко не только находит выход из той довольно сложной задачи, которую сам же себе и поставил, но еще и удивляет намного превзошедшим эту задачу результатом.

Авторское видение проблематики трансгуманизма, выросшего на почве коммунизма, представлено в рассказе «Человек». «Человек» – это не отдельный представитель Homo sapiens, а своеобразное облако, энергетический сгусток, бороздящий космические просторы, результат долгой эволюции земного разума. Все отдельные личности закономерно объединены в единую Сущность. В чем находит смысл своего существования подобная Субстанция, каковы цели ее бытия? Игры с громадными массами материи? Гравитационные трансформации? Обретение любых осязательных форм? Нет, все эти опостылевшие забавы одинокого ребенка, вышедшего в Безграничность, не приносят радости удовлетворения. И Всемогущий Разум тянется к другому разуму, пусть и стоящему на примитивной стадии развития…

* * *

Проблемы телесной и духовной трансформации коммунистического человечества будущего в истории развитии утопической фантастики имеют свои самобытные черты и характерные признаки. Многие произведения в этом жанре обладают схожими сюжетными линиями и идеями. В развитии коммунистической утопической фантастики были периоды взлетов и падений, популярности и забвения. Все эти перипетии определенным образом отражают те общественно-политические обстоятельства, в которых они создавались. Остается надеяться, что рассматриваемую проблематику не будут обходить своим вниманием как писатели-фантасты, так и исследователи-фантастиковеды.


© Николай Гриценко, 2021

НАВЕРХ