|
|
|
|
Официальный сайт фильма
Неофициальный сайт фильма
- Производство: США, «Universal Pictures», «Zanuck/Brown Productions»
- Год выхода на экраны: 1975
- Продолжительность: 124 мин. / 130 мин (телеверсия)
- Цветной
- Бюджет фильма: $12 000 000, кассовые сборы в США $260 000 000, в остальных странах $210 600 000
- Режиссер: Стивен Спилберг (Steven Spielberg)
- Авторы сценария: Питер Бенчли (Peter Benchley), Карл Готтлиб (Carl Gottlieb)
- Продюсеры: Дэвид Браун (David Brown), Ричард Д. Занук (Richard D. Zanuck)
- В ролях: Рой Шнайдер (Roy Scheider), Роберт Шоу (Robert Shaw), Ричард Дрейфус (Richard Dreyfuss), Лоррейн Гэри (Lorraine Gary), Мюррей Гамильтон (Murray Hamilton), Карл Готтлиб (Carl Gottlieb), Джеффри Крамер (Jeffrey Kramer), Сьюзан Баклини (Susan Backlinie), Джонатан Филли (Jonathan Filley), Крис Ребелло (Chris Rebello), Джей Мелло (Jay Mello), Ли Фьерро (Lee Fierro), Джеффри Вурис (Jeffrey Voorhees), Крейг Кингсбери (Craig Kingsbury), д-р Роберт Невин (Dr. Robert Nevin), Тед Гроссман (Ted Grossman)
Действие картины протекает в течение пяти дней – с 1 по 5 июля 1974 года на острове Эмити, где расположен
небольшой курортный городок с тем же названием. В этом тихом и солнечном месте произошли ужасные трагические
события, начало которым было положено ранним утром, когда молодая девушка Кристина Уоткинс (Сьюзан Баклини),
разнеженная после жарких объятий на берегу, решила искупаться в чем мать родила.
Утром шеф местной полиции Мартин Броуди (Рой Шнайдер) и его помощник Ленни Хендрикс (Джеффри Крамер)
находят на берегу остатки тела несчастной девушки. Она стала первой жертвой огромной белой акулы, которая
появилась у берегов Эмити. Броуди недавно перевелся на остров из Нью-Йорка и живет здесь вместе с женой Эллен
(Лоррейн Гэри) и двумя сыновьями Майком (Крис Ребелло) и Шоном (Джей Мелло). Шеф полиции хочет на некоторое
время закрыть пляжи, оповестить о трагедии береговую охрану и вызвать специальную команду для поимки акулы,
но мэр острова Ларри Воун (Мюррей Гамильтон), поддерживаемый владельцами прибрежных гостиниц и мотелей,
категорически против предстоящей перспективы. Если будут закрыты пляжи и объявлено о грозящей отдыхающим
опасности, здесь никто не захочет отдыхать и курортному бизнесу Эмити будет нанесен непоправимый урон. А
впереди еще большой праздник – День независимости – проводимый в США 4 июля, где будет присутствовать
множество гостей и уже в 50-й раз должна состоятся ежегодная парусная регата.
Но как бы там ни было, но число жертв кровожадной акулы продолжает увеличиваться. Сначала погибает красивый
черный лабрадор по кличке Пиппет одного из отдыхающих, а в тот же день на обед к акуле попадает маленький
мальчишка Алекс Кинтнер (Джеффри Вурис). Уже напуган и сам мэр, но он пока еще не желает оповестить остальной
мир о грозящей на острове опасности. Он даже отказался от предложения местного охотника на акул, ветерана второй
мировой войны, рыбака Квинта (Роберт Шоу), который за 10 тысяч долларов на своем судне соглашается выловить и
убить акулу-людоеда. Все увещевания Мартина Броуди и прибывшего сюда эксперта из национального института
океанографии Мэтта Хупера (Ричард Дрейфус), не возымели действия. К тому же местными рыбаками была выловлена
трехметровая акула, и все с легкостью вздохнули, считая, что опасность миновала.
Но тут вновь случилось нападение акулы на человека – на этот раз погиб местный рыбак Бен Гарднер (Крейг Кингсбери).
Да еще в аккурат 4-го июля акула-убийца на мелководье предстала перед глазами сотен купальщиков, полакомившись
еще одним жителем Эмити, инструктором по плаванию (Тед Гроссман), а старший сын Броуди Майкл в результате шока от увиденного попадает в
госпиталь. Всё. Мэр просто в шоке, он подписывает договор с Квинтом, и на охоту за ненавистной рыбиной на
рыбацкой шхуне «ORCA», приспособленной к ловле акул, отправляются вместе с рыбаком Мэтт Хупер и шеф полиции
Мартин Броуди, несмотря на то, что страдает водобоязнью. Эти три человека даже не подозревали, что им в море
предстоит встретиться не просто с Большой Белой Акулой (с лат. «Carcharodon carcharias»), а поистине с огромной,
десятиметровой машиной для убийства. К тому же невероятно смышленой и агрессивной. В течение двух дней и
одной ночи длилась дуэль между людьми и акулой, в результате чего погибает Квинт, гибнет и его судно, но акулу
все же удается уничтожить. Когда Броуди, обороняясь от хищника, закинул в ее огромную пасть баллон со сжатым
воздухом, тот застрял между зубами, а спустя несколько минут выстрелом из винтовки, Мартин взрывает его, и
большущую акулью голову разрывает на куски.
Некоторые замечания к фильму
- Фильм сделан по одноименному роману Питера Бенчли (Peter Benchley).
- Звучащий в картине из уст рыбака Квинта рассказ о трагической судьбе команды военного корабля «Индианаполис» (из более тысячи людей, спасшихся после гибели судна 30 июля 1945 года, в живых остались всего 216: остальные были съедены акулами) был написан Говардом Сэклером (Howard Sackler), Джоном Милиусом (John Milius) и Робертом Шоу (Robert Shaw).
- Рабочее название фильма – «Безмолвие в воде» (Stillness in the Water).
- Съемки проходили на острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс) около восточного побережья США (здесь расположены шесть небольших курортных городишек), некоторые сцены с настоящей акулой были сняты в Австралии в Сил-Рокс (штат Виктория), а подводные съемки – близ острова Санта-Каталина (штат Калифорния) на западном побережье США.
- Работа над фильмом продолжалась с февраля 1974-го по апрель 1975 года. Съемки проводились со 2 мая по 15 сентября 1974 года, с октября по декабрь – некоторые дополнительные съемки, а остальное время – монтаж и подготовка к премьере.
- «Челюсти» стала третьей картиной в прокате по итогам 70-х годов, собрав 260 млн. долл., а если пересчитывать результаты с учетом инфляции и изменения цен на билеты, картина находится сейчас на шестом месте за всю историю американского кино, являясь самой кассовой среди кинематографических работ, внушающих страх.
- Для 70-х годов бюджет фильма был огромен, к тому же одна лишь напичканная электроникой акула-людоед обошлась в миллиона два.
- Главный герой картины – шериф Мартин Броуди, как нам известно, не умеет плавать, что анекдотично перекликается с тем, что сам Спилберг панически боялся воды, снимая «Челюсти».
- «Челюсти» стали первым фильмом, собравшим в прокате США сумму в сто миллионов долларов. Ведь за одно лишь лето 1975 года его посмотрели 67 миллионов американцев!
- Стивен Спилберг в роли Квинта хотел видеть сначала Ли Марвина (Lee Marvin), а затем Стерлинга Хэйдена (Sterling Hayden). Однако у последнего были проблемы с налоговой службой. Кроме того, продюсерам показалась рискованной схема оплаты его актерского труда, по которой он, с одной стороны, должен был получить гонорар за съемки в фильме (облагаемый налогом), а с другой, студия за большую сумму должна была выкупить у Хэйдена его литературный материал для нового фильма (актер был еще писателем), а эта статья дохода налогом не облагалась. По причине всех этих шероховатостей в конечном счете сделка с Хэйденом не состоялась, и вместо него в роли Квинта снялся Роберт Шоу. Но по иронии судьбы у Роберта Шоу также имелись неприятности с налоговой службой, так что сразу же после съемок он вынужден был бежать из США.
- На роль Мартина Броуди пробовался Чарлтон Хестон (Charlton Heston), а на роль Мэтта Хупера – Джефф Бриджес (Jeff Bridges), Тимоти Боттомс (Timothy Bottoms) и Жан-Мишель Винсент (Jan-Michael Vincent).
- Питер Бенчли, в свою очередь, желал в картине иметь таких актеров, как Роберт Редфорд (Robert Redford), Пол Ньюман (Paul Newman) и Стив Маккуин (Steve McQueen).
- В сцене, где акула нападает на клетку с сидящим в ней Хупером, операторы подводных съемок Рон и Валери Тейлор (Ron & Valerie Taylor), использовали настоящую акулу. Но т.к. живая акула была гораздо меньше механической, была построена уменьшенная клетка, в которой находилась женщина очень низкого роста. И, кстати, в первоначальном варианте акула не должна была ломать клетку, но после того, как настоящая рыба начала вламываться в клетку и эти редкие кадры были сняты, был несколько переписан сценарий и эти сцены вставлены в фильм.
- Старый дом Квинта для фильма был построен в пустынном месте острова Мартас-Винъярд, но муниципалитет острова настоял на том, чтобы после съемок, команда разобрала и уничтожила строение, т.к. оно скорее напоминает свалку мусора, чем жилище.
- В массовой сцене паники на пляже, в качестве статистов, которые должны были кричать и натыкаться друг на друга за 64 доллара были наняты жители о. Мартас-Винъярд.
- Убитую акулу, якобы и бывшей людоедом, на самом деле выловили и привезли из Флориды, т.к. около Мартас-Винъярд таких больших экземпляров не встречается.
- Построенная механическая акула, когда ее привезли на остров Мартас-Винъярд и поместили в первый раз в воду, попросту… утонула (!), так что команде техников пришлось в срочном порядке немного ее переделать.
- По первоначальному сценарию Квинт погибает от затянувшейся вокруг его ноги веревки от гарпуна. Его сносит в воду тянущая эту веревку акула и Квинт призывает Мартина Броуди кинуть ему нож, что повторяет сцену смерти капитана Ахава из классического романа Германа Мелвилла «Моби Дик».
- В эпизодических ролях снялся Стивен Спилберг (в сцене на пляже, где он в оркестре играл на кларнете) и Питер Бенчли (телерепортер, ведущий репортаж об акуле на Эмити).
- Команда, создавшая макет механической акулы, назвала ее «Брюс» – по имени адвоката Стивена Спилберга.
- Герои фильма – рыбак Квинт и Мэтт Хупер не очень то выносили друг друга, а актеры их игравшие, Роберт Шоу и Ричард Дрейфус, в реальности вообще не могли один одного видеть.
- Эта картина принесла прибыль не только ее создателям, но и острову Мартас-Винъярд, т.к. число туристов за сезон до 1975 года там составлял около 5 тысяч человек, а после выхода фильма на экраны – в три раза больше.
- Было сделано два финала этого фильма – когда акуле разрывает голову и когда она погибает от потери крови из-за многочисленных гарпунов. Стивен Спилберг стоял за первый вариант, Питер Бенчли – за второй, из-за чего у них было немало разногласий по этому по поводу. Но зритель на премьере «узаконил» именно первый вариант смерти людоеда.
- Имя Квинт по-латыни означает «пятый» – что соответствует пятой человеческой жертве акулы-людоеда в фильме. А название его судна «ORCA» соответствует народному названию касатки – кита-убийцы, извечному врагу акул.
- Позднее продюсеры признавались, что если бы они раньше знали, сколько проблем было во время производства картины, они никогда не взялись бы за этот фильм.
- Актриса Ли Фьерро, в фильме мать погибшего мальчика Алекса Кинтнера, никак не могла сымитировать пощечину Мартину Броуди в одной из сцен, так что актер Рой Шнайдер несколько раз в дублях получил от нее вполне ощутимые удары по лицу.
- Герой Мэтт Хупер по первоначальной задумке должен был погибнуть в клетке при нападении на нее акулы.
- Бестселлер Питера Бенчли и фильм Стивена Спилберга использовал заимствования из следующих источников:
- - роман Германа Мелвилла (Herman Melville) «Моби Дик» (Moby Dick);
- - пьеса Ибсена «Враг человека»;
- - документальный фильм «Голубая вода, белая смерть» (Blue Water, White Death, 1971) об экспедициях аквалангиста Питера Гимбла (Peter Gimbel);
- - научная книга Питера Мэттисена (Peter Matthiessen) «Голубой меридиан: Поиск большой белой акулы» (Blue Meridian: The Search for the Great White Shark, 1971);
- - два классических американских фильма ужасов 50-х годов: «Чудовище из Черной лагуны» (The Creature From the Black Lagoon, 1954) и «Чудовище, поглотившее мир» (The Monster That Challenged the World, 1957);
- - реальная история, произошедшая летом 1916 года в Нью-Джерси, когда в течение двух недель в результате нападения акулы погибли пять человек.
- 3-6 июня 2005 года на острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс) был проведен фестиваль «JAWSFest-2005», посвященный 30-й годовщине создания классического фильма ужасов «Челюсти». В числе приглашенных – авторы сценария первого фильма Питер Бенчли (Peter Benchley) и Карл Готтлиб (Carl Gottlieb).
Награды и звания
- 1976 – премия «Оскар» (Oscar) в категории «лучший монтаж» (Верна Филдс)
- 1976 – премия «Оскар» (Oscar) в категории «лучшая музыка» (Джон Уильямс)
- 1976 – премия «Оскар» (Oscar) в категории «лучший звук» (Роберт Л. Хойт, Роджер Химен-мл., Эрл Мэдери, Джон Р. Картер)
- 1976 – номинация на премию «Оскар» (Oscar) в категории «лучший фильм» (Ричард Д. Занук, Дэвид Браун)
- 1976 – премия «Золотая спираль» (Golden Scroll) американской Киноакадемии научной фантастики, фэнтези и ужаса (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films) в категории «лучшая реклама» (Кларк Рэмси)
- 1976 – премия за выдающиеся заслуги американской Киноакадемии научной фантастики, фэнтези и ужаса (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films) в категории «лучший фильм 1975 года»
- 1976 – премия «Эдди» (Eddie) в категории «лучший монтаж художественного фильма» (Верна Филдс)
- 1976 – премия «BAFTA Film Award» в категории «Anthony Asquith Award for Film Music» (Джон Уильямс)
- 1976 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший актер» (Ричард Дрейфус)
- 1976 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший режиссер» (Стивен Спилберг)
- 1976 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший фильм»
- 1976 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший монтаж фильма» (Верна Филдс)
- 1976 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший сценарий» (Питер Бенчли, Карл Готтлиб)
- 1976 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший саундтрек» (Джон Р. Картер, Роберт Л. Хойт)
- 1976 – номинация на премию «DGA Award» Гильдии американских режиссеров (Directors Guild of America) в категории «выдающееся достижение режиссера в кинофильме» (Стивен Спилберг)
- 1976 – премия «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучшая музыка к кинофильму» (Джон Уильямс)
- 1976 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучший режиссер кинофильма» (Стивен Спилберг)
- 1976 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучший драматический кинофильм»
- 1976 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучший сценарий к кинофильму» (Питер Бенчли, Карл Готтлиб)
- 1976 – премия «Золотой экран» (Golden Screen) – Германия
- 1976 – премия «Грэмми» (Grammy) в категории «лучший альбом, написанный для кинофильма» (Джон Уильямс)
- 1976 – премия «Выбор народа» (People’s Choice Award) в категории «любимый кинофильм»
- 1976 – номинация на премию «WGA Award» Гильдии американских писателей (Writers Guild of America) в категории «лучший сценарий» (Питер Бенчли, Карл Готтлиб)
- 2001 – премия Национального правления фильмофонда США (National Film Preservation Board) «National Film Registry»
Даты выхода фильма
- 20 июня 1975 – США
- 22 октября 1975 – Португалия
- 27 ноября 1975 – Австралия
- 18 декабря 1975 – Нидерланды, ГДР
- 19 декабря 1975 – Финляндия
- 20 декабря 1975 – Швеция
- 25 декабря 1975 – Великобритания (Лондон)
- 26 декабря 1975 – Дания
- 1 января 1976 – Франция, Великобритания
- 16 февраля 1976 – Норвегия
- 11 июля 1979 – США (новый релиз)
- 11 июня 1992 – США (на лазерном диске)
- 11 июля 2000 – США (на DVD)
- 18 июня 2004 – США (Nantucket Film Festival)
Все фильмы серии
- 1975 – Челюсти (Jaws)
- 1978 – Челюсти 2 (Jaws 2)
- 1983 – Челюсти III (Jaws III)
- То же: 1983 – Челюсти: Третье измерение (Jaws 3-D)
- То же: 1983 – Челюсти 3 (Jaws 3)
- 1987 – Челюсти: Месть (Jaws: The Revenge)
- 1995 – Создание Стивеном Спилбергом фильма «Челюсти» (The Making of Steven Spielberg's 'Jaws') – видеофильм
- 1995 – Безжалостные челюсти (Cruel Jaws) – телефильм
- То же: 1995 – Зверь (The Beast)
- То же: 1995 – Челюсти 5: Безжалостные челюсти (Jaws 5: Cruel Jaws)
- 2002 – Правдивые истории: Челюсти (True Stories: Jaws) – телефильм
- 2002 – Челюсти: Подлинная голливудская история (Jaws: The E! True Hollywood Story) – телефильм
- 2001 – Челюсти 2: Портрет Кейта Гордона (Jaws 2: A Portrait by Keith Gordon) – видеофильм
- 2001 – Создание «Челюстей 2» (The Making of 'Jaws 2') – видеофильм
- 2001 – Джон Уильямс: Музыка к «Челюстям 2» (John Williams: The Music of Jaws 2) – видеофильм
Компьютерные игры
- 1975 – Челюсти акулы (Shark Jaws)
- 1987 – Челюсти (Jaws)
Литература
- 1974 – Питер Бенчли. Челюсти (Peter Benchley by Jaws) – New York: Doubleday, 1974
- 1975 – Карл Готтлиб. «Челюсти» в разрезе (Carl Gottlieb by The Jaws Log). – New York: Newmarket Press, 1975
- 1975 – Эдит Блейк. На натуре… на Мартас-Винъярд: создание фильма «Челюсти» (Edith Blake by On location ... on Martha's Vineyard: the making of the movie "Jaws"). – Orleans, Mass.: Lower Cape Pub. Co., 1975.
Рассказ Квинта о событиях на «Индианаполисе» (на английском языке)
«Japanese submarine slammed two torpedoes into our side, Chief. We was comin' back from the island of Tinian t'Leyte, we'd just delivered the bomb. The Hiroshima bomb. Eleven hundred men went into the water. Vessel went down in twelve minutes. Didn't see the first shark for about a half hour. Tiger. Thirteen footer. You know how you know that in the water, Chief? You can tell by lookin' from the dorsal to the tail. What we didn't know, was that our bomb mission was so secret, no distress signal had been sent. They didn't even list us overdue for a week. Very first light, Chief, sharks come cruisin', so we formed ourselves into tight groups. It was sorta like you see in the calendars, you know the squares in the old calendars like the Battle o' Waterloo and the idea was the shark come to the nearest man, that man he starts poundin' and hollerin' and sometimes that shark he go away... but sometimes he wouldn't go away. Sometimes that shark looks right at ya. Right into your eyes. And the thing about a shark is he's got lifeless eyes. Black eyes. Like a doll's eyes. When he comes at ya, he doesn't even seem to be livin'... 'til he bites ya, and those black eyes roll over white and then... ah then you hear that terrible high-pitched screamin'. The ocean turns red, and despite all your poundin' and your hollerin' those sharks come in and... they rip you to pieces. You know by the end of that first dawn, lost a hundred men. I don't know how many sharks, maybe a thousand. I do know how many men, they averaged six an hour. Thursday mornin', Chief, I bumped into a friend of mine, Herbie Robinson from Cleveland. Baseball player. Boson's mate. I thought he was asleep, Reached over to wake him up. He bobbed up, down in the water, he was like a kinda top. Upended. Well, he'd been bitten in half below the waist. Noon the fifth day a Lockheed Ventura swung in low and he spotted us, a young pilot, lot younger than Mr. Hooper here, anyway he spotted us and a few hours later a big ol' fat PBY come down and start to pick us up. You know that was the time I was most frightened? Waitin' for my turn. I'll never put on a lifejacket again. So, eleven hundred men went into the water. Three hundred and sixteen men come out, the sharks took the rest, June the twenty-ninth, nineteen-forty five. Anyway, we delivered the bomb».
© Виталий Карацупа, 2005
|
|
|