О сюжете романа Кирилла Берендеева «Нет имени страшнее моего» (2018) в двух словах рассказать сложно. Романа, в котором автор довольно подробно описал превращение героя во власти из обычного человека в «полубога»: но не в значении величественности этого титула, а в последовательном отдалении (и отделении) героя от человеческого сообщества. От человечества в целом.

Начальник охраны императора Абаим, житель большого островного государства, волей случая оказался втянутым в заговор и сам стал тем орудием, с помощью которого был умерщвлен предыдущий монарх. В планах заговорщиков Абаим был сакральной жертвой, которой спустя какое-то время они и должны были пожертвовать. Но Абаим, поначалу принявший уготованную ему судьбу со смирением, переиграл заговорщиков и начал свое восхождение к вершине настоящей власти. Сюжет в романе имеет прямолинейное повествование – автор ни на шаг не отходит от генеральной линии и как-бы ведет читателя за руку параллельно с тем, что предпринимает новый император, которому понравилось свое новое «назначение». И если поначалу Абаим только, если так можно выразиться, укоренялся в своих новых владениях, то вскоре его действия стали более целенаправленными и значительными: война с соседями, уничтожение неугодных внутри государства, интриги, а еще обязательная по статусу любовница (которую он к тому же действительно любил) и обязательная жена. От последней требовалось главное – родить сына. И всё.

Есть в романе еще один «герой». Это не человек, а предмет, без которого Абаим вряд ли бы стал тем, кем в итоге сделался. В подвалах замка от древних времен хранились различные магические штукенции, доставшиеся монархам то ли от бывшей цивилизации, то ли от пришельцев со звезд, то ли волшебники какие их сделал в глубокой древности. Сие не известно. Но результаты действия этих артефактов давали обладателю могущество. Чем Абаим очень вовремя и воспользовался. И главным среди этих магических штучек был так называемый окуляр. Эта маленькая подзорная труба не только сама выискивала недругов императора, но и по его велению стирала их с лица земли. Моргнул император – и исчез человек. Всё легко и просто.

Но Абаим не мог подумать, что вскоре станет рабом окуляра, что выискивание по задворкам империи несогласных, превращает его не во всесильного властителя, а в боящейся даже собственной тени ничтожного тирана. Постоянные казни сначала своих противников, а затем и сторонников в итоге привели Абаима, погубившего даже самого преданного и любящего его человека, к затворничеству и к смерти. В закономерном итоге он тоже был убит. Но его смерть не омрачила ни одного человека в государстве, которым так недолго правил. Все те немногие, кто мог бы его оплакать ушли из этого мира не без помощи Абаима.

Недолгую судьбу героя романа на троне автор описал очень подробно. Сейчас, когда читатель привык к более стремительному развитию событий, такое методичное повествование покажется немного скучным. Эта книга на любителя. Она для тех, кто любит (и знает) историю: ведь во время чтения не раз возникают аллюзии с событиями нашей мировой истории. Хотя, по сути, в книге для историка нет ничего нового: власть, влияние на ход событий, мнимая непогрешимость и вседозволенность, ставшая началом конца казалось бы всесильного монарха.

Абаим и сам не осознал того, что сделался именем нарицательным – именем, которым родители пугают детей. Именем, которое сделалось синонимом проклятия. Именем, которое теперь соседствует со словом «страх». Подобное случалось много раз в прошлом и, т.к. люди никогда не учатся на своих ошибках, будет происходить в будущем.


© Виталий Карацупа, 2020

НАВЕРХ