• То же: Под названием «По сто сорок восьмой»

Героем фельетона Льва Гурского «Посиди, подумай о высоком» (2014) выступает известный литературный герой Швейк, который, войдя в тюремную камеру, узнает у семи сидящих, что все они тут находятся по одной и той же статье. Ему объясняют, что 148-я дается за оскорбление чувств верующих. А просветил Швейка не кто иной, как сам поэт С. Е., автор слов к песне Александра Малинина. И вот в этой самой песне есть фраза: «Стыдно мне, что я в Бога не верил». Вроде бы ничего криминального, но после принятия поправки в УК России, кто-то в собрании сочинений С. Е. с ужасом обнаружил, что поэт-то там написал: «Стыдно мне, что я в Бога верил»! Не было предлога «не»! Разница две буковки. По нынешним временам это статья. «Прицепились: все верят, а ты, значит, веры устыдился? Значит, по-твоему, вера – что-то нехорошее? Бац – и припаяли оскорбление религиозных чувств. Стихи под запрет, меня на нары. И Эдуарда вон, с Сан Санычем, тоже за стихи замели. Одного за поэму »Двенадцать», другого за «Смерть пионерки»...»

Далее Швейк узнает и причины, по которым повязали остальных сокамерников. И самым удивительным из них оказалось дело усатого господина, которому светило три года за три слова на немецком языке: «Gott ist tot»!

P.S. В июне 2013 года в России приняты поправки об увеличении ответственности «за оскорбление чувств верующих», в том числе устанавливающие уголовную ответственность в виде лишения свободы за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (ст. 148 УК РФ).

P.S.S. Для тех, кто не понял: речь идет о Сергее Есенине («Мне осталась одна забава…»), Александре Блоке («Двенадцать»), Александре Пушкине («Сказка о попе и работнике его Балде»), Эдуарде Багрицком («Смерть пионерки»), Илье Ильфе / Евгении Петрове («Двенадцать стульев») и Фридрих Ницше («Веселая наука»).


© Виталий Карацупа, 2021

НАВЕРХ