Человек-амфибия


Человек-амфибия (1961)
Человек-амфибия (1961)
Человек-амфибия (1961)
Человек-амфибия (1961)
Человек-амфибия (1961)
Человек-амфибия (1961, США)
Человек-амфибия (1961, Франция)



Человек-амфибия (1961)
  • Производство: СССР «Ленфильм»
  • Год выхода на экраны: 1961
  • Продолжительность: 97 мин. (10 частей, 2 678 метров)
  • Цветной
  • Бюджет фильма: около 1 миллиона рублей
  • Режиссер: Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев
  • Авторы сценария: Акиба Гольбурт, Александр Ксенофонтов, Алексей Каплер, Юлий Дунский, Валерий Фрид
  • В ролях: Владимир Коренев (озвучивание Юрий Родионов), Анастасия Вертинская (озвучивание Нина Гуляева), Михаил Козаков, Анатолий Смиранин, Владлен Давыдов, Николай Симонов, Юрий Медведев, Николай Кузьмин, Нина Большакова, Станислав Чекан, Анна Никритина, Михаил Медведев, Георгий Тусузов
Рыбаки и ловцы жемчуга Буэнос-Айреса напуганы – в море появился таинственный «морской дьявол», потрошащий сети полные рыбой. Хладнокровный делец, владелец артели ловцов жемчуга Педро Зурита (Михаил Козаков) решает поймать загадочное существо и приспособить его к делу. Он начинает патрулировать залив в надежде выследить «дьявола».
Двоякодышащий человек с лёгкими и с жабрами акулы – результат смелых экспериментов доктора Сальватора (Николай Симонов) по пересадке органов. Он заполучил его еще больным мальчиком, которому для этого срочно необходима была пересадка органов и доктор решился на фантастический эксперимент. Подросший Ихтиандр (Владимир Коренев) жил вдалеке от цивилизации, резвился в глубинах моря и слабо был знаком с людьми – он вырос в доме отца и в море, его друзьями оставались только дельфины. Как-то раз Ихтиандр увидел выпавшую за борт судна и тонущую девушку и спас её от гибели. Эта мимолётная встреча с красотой, о которой он ранее даже не мог предположить, изменяет жизнь юноши. Он впервые решается выйти в город в мир людей и находит там очаровательную Гуттиэре (Анастасия Вертинская), которая и не подозревает кто её настоящий спаситель. Между молодыми людьми возникают нежные чувства. Однако, отец девушки Бальтазар (Анатолий Смиранин) настаивает на том, что она должна выйти замуж по расчёту за Педро Зурита. Гуттиэре же не желает оказаться пленницей ловкого, циничного и тщеславного богача.
После нескольких попыток Зурита наконец смог поймать «морского дьявола» и посадить его на цепь. Его посадили в бочку с водой, обвиняя в преступлениях по освобождению добычи из рыбачьих сетей, но влюбленной Гуттиэре помогает Ихтиандру бежать. Единственное, что отныне мешает им быть только вдвоем – что он слишком долго пребывал на воздухе и в стоячей воде здоровье Ихтиандра ухудшилось, так что теперь он уже никогда не сможет покинуть море.
* * *
Из интервью с режиссером Владимиром Чеботаревым:
Человек-амфибия (1961)
«Я просматривал сценарный портфель киностудии «Ленфильм», где работал в то время. Увидел сценарий «Человек-амфибия». А этот роман Беляева я полюбил с детства. Мне нравится фантастика, которая ходит хотя бы одной ногой по земле. Истории, пусть нереальные, но которые происходят на нашей планете. Хотя читали сценарий многие, он не заинтересовал никого из режиссёров. Наверное, они не представляли, как его снять технологически. Вдобавок, сценарий был довольно слабый. Работу над фильмом я начал с разговора с подводниками. К тому времени я уже знал, что такое акваланг и что такое погружения. Но никому ещё в нашем кинематографе не приходилось снимать актёров под водой. Были только документальные фильмы. Мы с оператором Эдуардом Розовским связались с чемпионом страны тех лет Рэмом Стукаловым, другими специалистами. И пришли к выводу, что это трудно, очень трудно, но возможно.
Начинать нужно было с обучения актёров подводному плаванию. А я в это время занялся переделкой сценария. Помогал мне в этом Акиба Гольдбурт.
Исходя из технической сложности предполагаемых съёмок, мы решили попросить на это побольше денег. Но денег нам не давали – в затею мало кто верил. Мой учитель, Козинцев сказал, что это моя вторая полнометражная картина в кино, и «под меня» денег не дадут. Мне необходима была помощь человека, имеющего большой вес в кинематографе. И эта помощь пришла со стороны моего сценариста Гольдбурта. Он предложил обратиться к Каплеру, с которым вместе сидел в лагере. По разным причинам – один за анекдоты, второй за любовь – но по одной статье. Чтобы он посмотрел профессиональным взглядом, что нужно доделать и поставил свою подпись. Таким образом, появился Каплер, появилась солидная фирма. Говоря современным языком, Каплер, по существу, стал продюсером фильма, и мы получили право на подготовительный период.
Наняв фелюгу и взяв с собой трёх подводников и аппаратуру, мы начали пробовать снимать под водой. Одновременно искали место для съёмок. На этой фелюге мы прошли по берегу Крыма и нашли место, которое называется Ласпи. Эта бухта показалась нам чрезвычайно удобной. Во-первых, потому что там очень чистая вода. Беда Чёрного моря в том, что оно мало прозрачно. Слишком много взвесей. Во-вторых, там было место, где можно поставить вольер. Мы собирались запустить в него дельфинов для съёмок. Любопытно, что когда мы нашли эту бухту, это было совершенно дикое место. А после съёмок там стали строить правительственную резиденцию, ныне известную всему миру как дача Горбачёва в Форосе. Получается, что именно мы нашли это место.
В Финляндии мы нашли старую рыболовецкую шхуну, которую назвали «Медуза». Её пригнали к берегам Ласпи. Так мы начали снимать.
Я связался с Кусто. Он уже тогда был известен, мы смотрели его фильмы и заходились от зависти, глядя на 80 метров прозрачной воды. Это такие возможности, о которых мы могли только мечтать. Что хочешь, то и делай. Даже получил приглашение приехать, он заинтересовался нашим проектом. Но нам просто не дали немножко валюты. Министр культуры сказал, что это детский фильм и: «Какие могут быть деньги?». Хотя я был убеждён, что этот фильм будут смотреть люди от 8 до 80 лет. И оказался прав».
Некоторые замечания к фильму
  1. Фильм снят по одноименному научно-фантастическому роману Александра Беляева.
  2. Почти год он пролежал на полке из-за придирок чиновников, узревших в фильме идеологический подтекст.
  3. Фильм явился лидером проката 1962 года – его в течение года посмотрели в кинотеатрах 65, 5 миллионов зрителей. А копии были успешно проданы в десятки стан мира. Министр культуры СССР Е. А. Фурцева, посмотрев картину, сказала: «Ваш фильм – лучший подарок министерству финансов».
  4. Стоимость производства этого фильма перевалил за миллион советских рублей, тогда как бюджет среднего советского фильма был около 400 тысяч рублей.
  5. Сценарий фильма «Человек-амфибия» несколько лет лежал в киностудии «Ленфильм». Никто не хотел браться за съёмки ввиду технических сложностей. Режиссёр Владимир Чеботарёв к тому времени уже имел опыт работы в научно-популярном кино, где проводил подводные съёмки. У него родилась идея погружаться в воду актёрам с аквалангом и потом, отсоединив баллон и загубник, переходить в свободное плавание. Таким образом, у оператора есть около минуты, чтобы снять очередной дубль.
  6. В роли консультанта фильма и, впоследствии, каскадёра выступил известный спортсмен-дайвер Рэм Стукалов.
  7. На роль Ихтиандра поначалу планировали Олега Стриженова, но тот от нее отказался.
  8. Съемки проходили в Крыму недалеко от Севастополя в местечке Бухта Ласпи с достаточно прозрачной водой. Была куплена старая рыболовецкая шхуна и организован вольер для дельфинов. Кроме того, часть съемок проведена в крымском поселке Кастрополь под склоном скалы Ифигения и в городе Баку, Азербайджан, где снимали «сухопутную» часть заграничного городка – дома и улицы.
  9. Актёры Владимир Коренев и Анастасия Вертинская перед съемками прошли обучение подводному плаванию в бассейне Института физкультуры.
  10. В эпизоде, когда Ихтиандр опускается под воду на цепи, матрос не уследил за ней, выпустил из рук, и шестидесятиметровая железная цепь чуть не утащила ко дну Владимира Коренева, но, к счастью, его подстраховали.
  11. Эпизод, когда Ихтиандра прячут от Сальватора под водой, привязав его к якорю, снимался на глубине 20 метров, в паузе Кореневу дают загубник акваланга, а тот не срабатывает. Находившийся рядом Рэм Стукалов сбрасывает свой акваланг и отдает его актёру, а сам без остановок всплывает. О том, что у Стукалова в итоге развилась кесонная болезнь, Кореневу сказали только после окончания съемок.
  12. Знаменитую «Песенку о морском дьяволе» (музыка Андрея Петрова, стихи Юлии Друниной и Соломона Фогельсона) исполнила джазовая певица Нонна Суханова. А играла кафешантанную певичку Нина Большакова, известная тогда манекенщица.
  13. Как рассказывают причастные к созданию фильма, Нонна Суханова исполнила «Песенку о морском дьяволе» на съемке девять раз, прежде чем результат понравился композитору. И только когда ее голос начал от напряжения звучать с хрипотцой, последний, девятый вариант вошел в фильм.
  14. Фильм, естественно, изобилует множеством отличий от книги-оригинала:
      - в фильме доктор Сальватор скорее учёный, чем медик;
      - в фильме отсутствует сюжетная линия с родством Балтазара и Ихтиандра, Ихтиандр – сын Сальватора;
      - в отличие от книги в фильме Зурита убит, свадьбы Гуттиэре с Ольсеном нет;
      - в книге для Ихтиандра сохраняется надежда выздороветь, в фильме он обречен на жизнь в воде;
      - в фильме неизвестна дальнейшая судьба Сальватора;
      - в книге побег Ихтиандра из тюрьмы происходит в бочке, в которой привезли для него воду, в фильме – на грузовике.
  15. Для съемок необходимы были акулы, но в Черном море настоящих хищников нет. И тогда начали придумывать. Сначала выпотрошили большую белугу, но в роли акулы она не смотрелась. Сделали акулу из дерева, но она, двигаясь в воде, оставляла пенистый след, как торпеда. Сделали более сложный резиновый муляж – внутри водолаз. Но резиновая акула оказалась слишком тяжелая и двигалась медленно. В итоге рыбаки наловили настоящих некусачих акул, но у них на спине оказался ядовитый шип. Механик группы прикоснулся и чуть не остался без руки. Наловили катранов – совсем неопасные, но маленькие акулы. Чтобы их увеличить, на камеру установили специальный объектив. Однако акулы совсем не хотели в кинозвезды и плыли не в ту сторону и не тем боком. Чтобы заставить их работать, рыбин трепали, били, мяли, выворачивали хвосты. Однажды оператор Эдуард Розовский в сердцах выкинул рыбину на берег, и тут оказалось, что воздух подействовал на нее опьяняюще. Так и снимали, периодически выкидывая акул на берег.
  16. «Человек-амфибия» по посещаемости занимает 11-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
  17. Оператор Розовский придумал интересное приспособление. Так как живности в Чёрном море не много, то он сделал такой раструб, который одевался на объектив подводной камеры, и мы наполняли его рыбой. Все панорамные съёмки делались на фоне рыбы из раструба на первом плане. Такое маленькое рукотворное Карибское море.
  18. В съёмках фильма участвовало пять подводников. К сожалению, их фамилии ныне не известны. Из них двое выполняли функции дублёров для Анастасии Вертинской и Владимира Коренева.
  19. Сцена ареста Ихтиандра, где на него надевают наручники, он вырывается и прыгает со скалы вниз, а потом всплывает шляпа – снималась единым кадром. Наручники надевали на Коренева, он бежал, а прыгал с 25-метровой скалы уже Владимир Иванов, дублёр. Дальше он находил акваланг, дышал, после этого снимал шляпу, и она всплывала. И всё это, повторюсь, в одном кадре.
  20. Костюм Ихтиандра был сделан художниками из маленьких чешуек белой плёнки – адская работа и очень дорогая работа. Чешуйки нашивались по одной и раскрашивали в перламутровую краску. Костюмов было сшито четыре. Один из них до сих пор хранится в музее «Ленфильма». Дальше ласты, длинные, не отечественные, средне-короткие. Их покупали в Германии по совету подводников. Владимир Иванов, который был чемпионом Ленинграда по подводному плаванию, плавал как раз в таких ластах. Они давали в два раза большую скорость.
  21. В съемочной группе работала и единственная в мире женщина-подводник, осветитель Антонина Иванова. В тот же год она прославилась на съемках «Полосатого рейса» тем, что спасла от сбежавших тигров толпу на пляже – просто отлупила зверей босоножками.
  22. Режиссеру В. Чеботареву много раз поступали предложения снять продолжение этого фильма, но этого так и не было сделано как-раз и-за нежелания режиссера этим заниматься.
  23. Для композитора Андрея Петрова фильм «Человек-амфибия» стал первым опытом работы в кино. Сначала планировался другой композитор – преподаватель Гнесинки, руководитель курса, который начал писать музыку к картине. Но его музыкальный ряд не понравился В. Чеботареву и он его забраковал из-за отсутствия в нем романтики, стильности и современности.
  24. Критика встретила фильм резко отрицательно. Выходили в прессе статьи, названия которых говорили сами за себя («Плачь по Ихтиандру» и др.). Режиссера упрекали в отходе от романа и дурном вкусе. Только в 1962 году, когда прошёл первый фестиваль фантастических фильмов в городе Триесте, на котором фильм получил один из главных призов, отношение изменилось.
Даты выхода фильма
  • 3 января 1962 – СССР
  • 1 марта 1963 – Финляндия
  • 19 октября 2006 – США (Египетский театр, Голливуд)
  • 16 марта 2009 – Германия (на DVD)
Награды и звания
  • 1962 – Приз «Серебряный парус» на фестивале фантастических фильмов в Триесте (Италия)
Библиография
  • А. Непомнящий, И. Фролов. В подводном царстве Ихтиандра: [О съёмках фильма «Человек-амфибия» по роману А. Беляева] // Советская Россия, 1960, 18 октября – с.4
  • Б. Толчинский. Среди поролоновых актиний...: [О съёмке под водой студией «Ленфильм» первого художественного фильма «Человек-амфибия», по одноимённому роману А. Беляева] // Литература и жизнь, 1960, 16 декабря – с.4
  • А. Зоркий. Плач по Ихтиандру: [О художественном фильме «Человек-амфибия» по одноимённой книге А. Беляева] // Литературная газета, 1962, 20 января – с.3
  • Владимир Чеботарев: Медицине удается делать фантастику былью: [К 40-летию выхода на экран фильма «Человек-амфибия» по роману А. Беляева: Беседа с режиссером фильма] / Беседу вела А. Алексеева; Фото Г. Ровинского // Медицинская газета (Москва), 2001, 23 ноября – с.16
  • В. Желтов. «Ихтиандр» российского кино: [Оператор Эдуард Разовский вспоминает о съемках фильма «Человек-амфибия» по роману А. Беляева] // Секретные материалы 20 века (СПб.), 2001, №26 (декабрь) – с.22-23
  • «Человек-амфибия» и те, кто после...: (Киносудьба книг Александра Беляева) // Е. Харитонов, А. Щербак-Жуков. На экране – Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии. – М.: В.Секачев, 2003 – с.47-50
  • О писателе-фантасте Александре Романовиче Беляеве; о том, как снимался первый советский подводный фильм «Человек-амфибия» // Чудеса и приключения, 2004, №7 – с.49
  • А. В. Федоров. Анализ культурной мифологии медиатекста на примере повести А. Беляева «Человек-амфибия» (1927) и ее экранизации (1961) // Медиаобразование (Москва), 2008, №1 – с.79-87
  • Михаил Золотоносов. Откуда всплыл Ихтиандр: Истоки кинокартины «Человек-амфибия» – роман Жан де ла Ира «Человек, который может жить в воде» (1878) и анонимный роман «Человек-рыба» (1909) // Аргументы неделі (Донецк), 2009, 14 августа, №30(33) – с.9

© Виталий Карацупа, 2010


Кадры из фильма «Человек-амфибия»