Полеты над Караби,
или Новая крымская метареальность





Роман Валерия Гаевского «Полеты над Караби, или Новая крымская метареальность» (2006) не стандартен ни по форме, ни по содержанию. Он состоит из четырех новелл и написан в жанре, который можно отнести к метафизическому реализму.
Поэт и философ, экспериментатор и романтик, В. Гаевский не просто играет мозаикой романных сюжетов. Их смысл – в поисках героями гармонии и в собственных душах, и в мироздании. Они рискуют жизнью, отважно устремляясь в неизведанное запределье, избегая острых бытовых и социальных углов, о которые можно не просто пораниться, из-за этого можно потерять свое «я». И находят это запределье совсем близко. Родной Крым обретает в их глазах не только волшебные, но и ирреальные, фантастические черты. О проблемах этих людей не пишут газеты, не говорят радио и телевидение, они рождаются высоким напряжением духа, невидимо и тихо, порой непонятно и враждебно для обывателя.
Среди героев романа немало узнаваемых лиц, живущих рядом с нами, – тех, кто самозабвенно любит свой неповторимый, такой единственный во всей вселенной полуостров… Это они становятся персонажами новых крымских мифов. И вот уже современная девушка обретает черты жрицы племени тавров, двое друзей вовсе не погибают, а перемещаются в мифический Ибарак – древнюю страну, которая находится на месте плато Караби, но в другом измерении… Чайка прорезает пространство параллельных миров. На холсте художника появляются старинные письмена. Над Караби летают нофирги (сказочные грифоны)… Мир воображения изменяет и реальность, и людей. С рюкзаком за спиной или в небе на параплане, вырвавшись из скучной обыденщины, они находят и в себе, и в окружающем нечто, вселяющее надежду на бессмертие… Это не просто сотрудники метеостанции, туристы или художники, это золотоискатели собственных душ.

© Светлана Ягупова, 2007