Смирнов Сергей Борисович
(11 мая 1957 – 19 декабря 2009)


Сидящие у Рва (2006)
Собачий бог (2006)
Дети погибели (2007)



Сергей Смирнов

Российский прозаик, поэт, публицист и художник. Член Союза писателей России (1994). Псевдоним: Сергей Арбенин (по имени главного героя драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад»).
Родился в г. Татарске Новосибирской области. Когда Сергею было девять лет, родители переехали в Шахтинск, городок недалеко от Караганды. После школы успел поработать на стройке подсобным рабочим, и в типографии, и лаборантом на заводе. В 1978 году, после армии (служил в стройбате около Семипалатинского ядерного полигона), поступил в Томский университет на отделение журналистики. После окончания вуза в 1982 г. работал на томской студии телевидения, худ. редактором в издательстве, в газетах «Рудный Алтай», «Томский вестник», «Правда Ильича» и даже корреспондентом многотиражки «За новую технику» п/о «Сибэлектромотор».
Из автобиографии Сергея Смирнова:
«Родился в 1957 году в городе Татарске Новосибирской области. Летом городок утопает в пыли, осенью – в грязи. Дороги в те времена были не асфальтированные. На центральной улице – участок булыжной мостовой. Все остальное – красная жидкая глина. Дороги – там, где глины больше. На этой местной глине работал кирпичный завод, дававший заработок большинству еще способного трудиться населения.
Мать моя на фронт из Татарска письма писала. Первое было: «Самому смелому». Отец тогда писарем был при штабе, ему письмо и попало. Стали переписываться, а после войны и демобилизации он приехал из Архангельска: бескозырка, брюки-клёш (он в Ваенге служил, на Северном флоте, в морской авиации). Матери понравилось, какой он бравый. И поженились. Первые дети умерли. Так что я – пятый по счету.
Но отцу не нравилась Татарка. Он в Шахтинск переехал. Тоже маленький город, под Карагандой, но почище. Один район и вовсе немецким был: дворы мощеные, в зелени, в каждом дворе – машина. Русские парни туда драться ходили, от зависти. Теперь немцы все уехали, в этой слободе казахи поселились. И называется теперь слобода Тентеком. Бандитская, значит. Мне было девять, когда мы в Томск переехали. Мать радовалась: тут климат такой! Воздух! Лес!
А где он, воздух? Где тот лес? Город был барачным, кругом заборы, лопухи, по Фрунзе мы на великах гоняли. А самодовольства уже и тогда было хоть отбавляй: ну, сибирские же Афины! Куда там!
Школу не кончил: выперли из 10-го класса. За справедливость я боролся тогда. Учителям пытался доказать, что им в школе делать нечего, пусть энергию неуемную в других отраслях народного хозяйства прикладывают. Учителя шибко обиделись. Закончил ШРМ. Потом работал, где придется. На «Контуре», в типографии. Водку любил в компании. А после, наутро, всегда сильно стыдился.
В армии служил в Семипалатинске-Курчатове. На полигоне. Только про полигон уже потом узнал. А там – ну трясло и трясло. Люстры в казарме качались, деды с кроватей падали. Так рядовым из армии и ушел. Не понравилась мне армия. Поступил в университет. Тут понравилось.
Последние годы отец в Ленинграде прожил, в Апраксинском переулке. Умер после третьего инфаркта, в больнице. Перестройкой очень интересовался. А я впервые Ленинград увидел из окна катафалка.
В молодости отец с Писаховым дружил, знаменитым сказочником. Рисовать у него учился. У меня несколько книг есть Писахова, подаренные отцу, с автографами. Но Татарка ему, наверное, крылья подрезала.
Ну а я после универа опять работал где попало, от студии телевидения до городской газеты. Даже в издательстве книжном.
Защищался от грубой действительности чтением и сочинительством».
Первый рассказ Сергей Борисович написал в 1969 году. Литературный дебют – публикация стихов в коллективном сборнике «Первые строки» (Новосибирск, 1981).
«В 12 лет я сел за письменный стол с твёрдой убеждённостью, что обязательно должен писать. Должен – и буду. И, ещё по старинке обмакивая перьевую ручку в чернильницу-непроливашку, взял и написал свой первый рассказ. Написал сразу (исправления, доработки – всё это было позже). Написал, не задумываясь ни о сюжете, ни о колорите, и даже не особенно задумываясь о персонажах: я их просто ВИДЕЛ. О чём он был, этот первый рассказ, почти не помню. Помню только название: «На берегу Поющих волн». Сергей Смирнов
В конце 1980-х под псевдонимом «Серж Лу и Вальдемар де Мар» написал пародийный роман «Легенда о Механизме», который ставился в план издательства, но так и не был опубликован по идеологическим причинам: «Это – пародия на пародию, которую многие склонны считать жизнью. Много лет назад роман ходил по рукам в Томске, по рукам настоящих интеллигентов – преподавателей вузов, ученых, писателей... И один из этих интеллигентов, ужаснувшись увиденному на бумаге, отнес рукопись в тогдашний КГБ. А всего было три экземпляра. Один затерялся в интеллигентных читательских массах, другой лег на полку в комитете, третий сохранился, – и лег в основу нынешнего, электронного варианта».
Автор книг: «Проспект» (1992), «Собачий бог» (2006), «Дети погибели» (2007). Фантастические рассказы и стихи публиковались в коллективных сборниках «Вполне порядочный мир», «Литературное Притомье», «Великий Караббен», «Первые строки» и др.
«Его рассказы и повести совершенно необычны, в них удивительно переплетаются фантазии и реальность. Бред, сон, явь – всё перепутано так, что не нужно и пытаться раскладывать всё по полочкам. Просто таков литературный мир Сергея Смирнова. Но, странное дело, этот фантастический и бредовый мир удивительно похож на мир, в котором мы живём. Всё здесь правдиво в отношениях между людьми, людьми и природой, человеком и обществом, человеком и различными системами нашего государства. Человек, его душа, его муки, его незащищённость перед жизнью – вот что, как мне кажется, в первую очередь интересует Смирнова. Как остаться человеком под натиском лжи, обмана, грубой силы?» (В. Д. Колупаев).
Он также был автором иллюстраций к книгам Юлия, Буркина, пяти книгам Виктора Колупаева, его рисунки украшали страницы журнала «Сибирские Афины» и нескольких томских альманахов.
Вообще у писателя больше написанного в стол, чем опубликованного, что вполне объяснимо – Сергей Смирнов изображал фантасмагорию окружающей его реальности, серости бытия и падения нравов «великой и могучей». Примером может служить фраза из письма к своему сокурснику: «Написал я, следуя по их стопам, рассказец «На следующую ночь». Человек ночью сидит и ждет ареста. За ним приходят трое в плащах. Пинают: «Что, гад, Родину не любишь??» И уводят. Жена остается одна у окна, за которым – вымерший город, лишь где-то далеко, на заводе, лязгает железо. И кончается: «Страна ковала оружие. Шел суровый, полный борьбы и свершений, 2037 год». Хорошо получилось, честное слово. Всё выдержано, и коротко, и жутковато».
Скончался Сергей Борисович Смирнов в Томске у себя дома от разрыва сердца. После того, как неизвестный или неизвестные пробили еле двигавшемуся человеку голову и сломали в нескольких местах руку. Похоронен на кладбище Бактин, квартал №166. Неопубликованными остаются романы «Легенда о Механизме» (1988), «Дети выживших» (2002) и ряд рассказов.
Произведения автора
    Романы
  • 1988 – Легенда о Механизме (не опубликован)
  • 2002 – Дети выживших (не опубликован)
  • 1989-1990 – Придите, любящие (не опубликован)
  • 2005 – Псы и чародеи (не окончен)
  • 2006 – Сидящие у Рва
  • 2006 – Собачий бог – [Под псевдонимом «Сергей Арбенин»]
  • 2007 – Дети погибели – [Под псевдонимом «Сергей Арбенин»]

    Сборники

  • 1992 – Проспект

    Повести

  • 1990 – Улица
  • 2004 – Ангелы приходят и уходят (не опубликована)
  • 2004 – Кто в замке король

    Рассказы

  • 1983 – Свидетель
  • 1989 – Плагиат Хоффмана
  • 1996 – Спокойной ночи, ночь
  • 1996 – Милая мамочка
  • 1997 – Амгу – дважды бессмертный: [Отрывок]
  • 1999 – Прямокрылый
  • 2002 – Город драконов
  • Трилогия «И конь проклянёт седока»:
      2002 – И конь проклянёт седока
      2002 – Колыбель мёртвых
      2002 – Вариант
  • 2002 – Солнце для мёртвых
  • 2004 – One way ticket
  • 2007 – Убить Достоевского
Отдельные издания
  • Проспект: Повести реальные и фантастические: [Сборник прозы и драматургии] / Предисл. Виктора Колупаева; Рис. С. И. Ермакова. – Томск: Книжное издательство, 1992. – 304 с. – (Дебют). 1 000 экз. (о) ISBN 5-7515-0208-6
  • Сидящие у Рва: Роман: [Книга первая]. – М.: АСТ, 2006. – 480 с. – (Звёздный лабиринт; Библиотека фантастики «Сталкера»). 3 000 экз. (о) ISBN 5-17-028853-0
  • Собачий бог: Роман. – М.: Корпорация «Сомбра», 2006. – 480 с. 10 000 экз. (п) ISBN 5-91064-014-3 – [Под псевдонимом «Сергей Арбенин»]
  • Дети погибели: Роман / Обложка В. Гуркова. – М.: АСТ; СПб.: Астрель, 2007. – 416 с. – (Историческая авантюра). 5 000 экз. (п) ISBN 5-17-042055-2, ISBN 5-9725-0713-7 – [Под псевдонимом «Сергей Арбенин»]
Публикации в периодике и сборниках
  • Свидетель: Рассказ // Великий Караббен. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983 – с.151-154
  • Плагиат Хоффмана: [Рассказ] // Литературное Притомье. – Томск: Томское книжное издательство, 1989 – с.35-56
  • Улица: Повесть-сказка // Вполне порядочный мир. – Томск: Книжное издательство, 1990 – с.217-278
  • Спокойной ночи, ночь: [Рассказ] // Ковчег. – Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 1996 – с.208-216
  • Милая мамочка: [Рассказ] // Ковчег. – Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 1996 – с.216-222
  • Амгу – дважды бессмертный: [Отрывок] // Монета на ребре. – Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 1997 – с.203-227
  • Прямокрылый: [Рассказ] // Мороз и солнце. – Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 1999 – с.159-172
  • Город драконов: [Рассказ] // Сибирские огни (Новосибирск), 2002, №1 – с.78-...
  • Вариант: [Рассказ] // Сибирские огни (Новосибирск), 2002, №1 – с.
  • Колыбель мёртвых: [Рассказ] // Сибирские огни (Новосибирск), 2002, №1 – с. ...-100
  • И конь проклянёт седока: Повесть // Натюр Морт. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2002 – с.250-277
  • Солнце для мёртвых: [Рассказ] // Натюр Морт. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2002 – с.278-310
  • Придите, любящие: [Отрывок из романа] // Сибирские Афины (Томск), 2003, №1 – с.15-19
  • One way ticket: [Рассказ] // Порог, 2004, №7 – с.70-73
  • Убить Достоевского: Рассказ / Рис. Л. Колотовой // Начало века (Томск), 2007, №1 – с.143-148
  • Собачий бог: Отрывок из романа // Томские писатели. – Томск: Красное знамя, 2008 – с.407-410
Поэзия
  • [Стихотворения] // Первые строки: Лирика молодых. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1981 – с.
  • «У каждой вещи паспорт есть…»: [Стихотворение] // Литературное Притомье. – Томск: Томское книжное издательство, 1989 – с.272
  • «Родина, давай убежим…»: [Стихотворение] // Литературное Притомье. – Томск: Томское книжное издательство, 1989 – с.273
  • Экспромт: [Стихотворение] // Литературное Притомье. – Томск: Томское книжное издательство, 1989 – с.274
  • «Лучше Родиной не божитесь…»: [Стихотворение] // Литературное Притомье. – Томск: Томское книжное издательство, 1989 – с.274
  • Робинзон: [Стихотворение] // Литературное Притомье. – Томск: Томское книжное издательство, 1989 – с.274-275
  • Луна в чужом окне: Старые и новые стихи // Томский вестник (Буфф-сад, спецвыпуск), 1996, 14 ноября – с.20
  • [Стихотворения] // Монета на ребре. – Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 1997 – с.287-298
      «Сон разума чудовищ породил…» – с.
      «Может быть земля…» – с.
      Робинзон – с.
      Из глубины – с.
      «Ненавижу я ваши праздники…» – с.
      Ночная жалоба – с.
      «Мы пришли на распродажу…» – с.
      Аще забуду тебя, Иерусалиме – с.
      Итог – с.
      «Не будет урожая…» – с.
Публицистика
  • Взгляд назад // Томские писатели. – Томск: Книжное издательство, 1995 – с.49-51
      То же: Томские писатели. – Томск: Книжное издательство, 2004 – с.81-82
  • Как одинок многолюдный город…: [Эссе] // Ковчег. – Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 1996 – с.264-267
  • Если можешь не писать – не пиши. Не можешь – пиши, но не показывай... [Эссе] // Сибирские Афины (Томск), 1998, №2 – с.33
  • «Хорошо прожил тот, кто прожил незаметно...»: [О Викторе Колупаеве] // А.В. Яковенко. Виктор Дмитриевич Колупаев: Биобиблиографический указатель. – Томск: Томская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина, 2005 – с.5-8
      То же: Начало века (Томск), 2011, №3 – с.74-78
      То же: Пятая стихия бытия: 50 лет Томской писательской организации. – Томск: Красное знамя, 2013 – с.298-303
  • Вселенная Виктора Колупаева // Мастерская: Вестник томских писателей [в составе газеты «Выходной» (субботних номеров газеты «Красное знамя»)] (Томск), 2008, 31 августа (№122) – с.7
      То же: [Послесловие] // Виктор Колупаев. Избранное. – Томск: [Томская писательская организация], 2014 – с.431-437
  • [Автобиографический очерк] // Томские писатели. – Томск: Красное знамя, 2008 – с.405-406
  • Послесловие (Предисловие, превратившееся в Послесловие) // Начало века (Томск), 2010, №1 – с.179-183
  • День первый – день последний // Начало века (Томск), 2010, №2 – с.2-5
  • Письма Сергея Борисовича Смирнова / Публикация подготовлена при содействии Владимира Свинникова // Начало века (Томск), 2014, №2 – с.85-103
Творчество автора
  • Л. Усов. Дружеские шаржи на томских писателей Леонтия Усова // Сибирские Афины (Томск), 2001, №2 – с.24-25
  • Николай Калиниченко. Египетский оборотень в Томске: [Рец. на книгу С. Арбенина «Собачий бог» (М., 2006)] // Мир фантастики, 2007, №2 – с.36
  • Николай Калиниченко. Бог богу – волк: [Рец. на книгу С. Арбенина «Собачий бог» (М., 2006)] // FANтастика, 2007, №3 – с.20
  • Смирнов Сергей Борисович // Томский литературный некрополь. – Томск: Красное знамя, 2013 – с.51 – [Здесь дата смерти указана: 10 декабря 2010 года]
  • Андрей Кратенко. С надеждой на встречу // Начало века (Томск), 2014, №2 – с.84

© Виталий Карацупа, 2017