Герой романа Андрея Левкина «Мозгва» (2005), некто О., оказавшись на углу Большой Якиманки и Полянки, внезапно ощущает присутствие в этом месте «некой комы, которая его зацепила, затормозив». Она возникла буквально из воздуха, из продуцируемого самим городом вещества, субстанции, и могла бы выглядеть как «чуть мутный сгусток», «либо округлая, либо как паутина или со щупальцами». Войдя в контакт с О., кома принялась воздействовать на его душевный мир, распространяя «запах амнезии» и вызвав поначалу оцепенение, не имеющее, однако, ничего общего с комой в строго медицинском смысле. «Химически чистую личность» О., настигнутую в период «кризиса среднего возраста», кома подвергла диссоциации. Изменив оптику, заставляя задаваться вопросами рода: «Кто он такой, почему он именно тут, а?», прорывая ходы в подсознание, запустив механизм воспоминаний, не сулящих спасения, сделав проницаемой границу между внешним и внутренним, разомкнув личность. Герой начинает «ощущать мозг», чувствовать «онтологический запах», задумываться о том, «как выглядит сама эта мысль, которую он сейчас развивал». Он чувствует фиктивность известных ему способов описания «я». Чувствует, что больше не хочет спать с женой, телесность вызывает отвращение. И наконец, перестает понимать, «с кем все это вообще происходит». Кома превратила Олега (его имя названо всего один раз) – в О., то есть в ноль. Только так, перестав понимать, что значит «личность», О. получил «шанс стать субъектом». В конце романа кома исчезает, но для О. мир, как говорится, уже не будет прежним.


© Станислав Снытко

НАВЕРХ