Архив фантастики
Вечный Жид




Автор романа «Вечный Жид» (2009, Сергей Могилевцев) вероятно, никогда бы не согласился в определении жанра своего произведения, как фантастического. Да и я особенно не буду в этом кого бы то ни было переубеждать. Однако...
«Туннель, огненный, стены горят, и жар от огня мешает дышать. Огненные кольца похожи на обручи в цирке, заженные дрессировщиком, через которые прыгают звери. Я иду по этому огненному туннелю, и пламя обжигает тело со всех сторон...», – так начинается эта умная книга о безумном человеке, одаренном художнике слова писателе Айзеке Обломоффе, потерявшемся в настоящем, совершающем нелогичные для окружающих поступки, но не преступающий заповедей Господа. Мы следим за жизнью Айзека, начиная от его помещения в сумасшедший дом, где писателю предстоит в виде творимых записок заново воссоздать свою личность, раздробленную неумолимой реальностью на множество осколков.
И далее, перед читателем постепенно вырисовывается одиозная личность получившего известность литератора, которого от главы к главе то жалеешь, то порицаешь, а то и понимаешь до глубины души. Кажется, автор решил собрать в одной книге, в личности и поступках героя, переживания и сомнения, достижения и падения на жизненном пути, который проходит любой человек, решивший связать свою судьбу с писательством.
Но не менее важная тема в «Вечном Жиде» – отношение к религии. Но и здесь фабула книги преподносит нам неожиданность: еврей по рождению и русский по воспитанию, христианин Айзек Обломофф, неожиданно на пике своей славы решает обратиться в иудаизм, для чего даже делает себе обрезание (о чем в романе отведено несколько больших глав). Он встречается и ведет задушевные разговоры с фантастическим Доктором Обрезание, который за всю жизнь, по его собственным подсчетам, обрезал не менее полумиллиона евреев, и неимоверно горд своим подвигом. Именно с этим доктором у Айзека сложились странные отношения, когда они в течение двух недель уединились в одном из отелей, где много пили, отдыхали, вели философские беседы и рассказывали друг другу необычные фантастические истории: «Город Лжецов», «Шапка», «Кошка», «Фаллос».
Помимо этих рассказов, есть в романе еще немало вставных новелл, стихотворений и притч, но особенно яркой и романтической кажется сказка «Зеленое покрывало» о современном молодом человеке, христианине Натаниэле, которому раненый ангел оставил на сохранение главную реликвию мусульман. После знакомства с этими вставными главами романа, как можно отказать автору в его стремлению к фантастическому, даже с оглядкой на его желание выразить, таким образом, некоторые части внутреннего «Я» своего главного героя.
Описать книгу в хронологическом порядке весьма сложно (ведь здесь представлены осколки разбитого сознания героя), да и не нужно этого делать, ее надо прочитать. Прочитать – и постараться почувствовать цели и желания Айзека Обломоффа. Его недолгая семейная жизнь с красавицей Мартой не вызовет ни у кого удивления, она узнаваема, совершенно понятна любому, как будто подсмотренная за чужой дверью. Особенно же становится интересно, когда на страницах романа начинаешь временами угадывать события недавнего времени и политические перестроечные реалии: «В стране, закрытой со всех сторон глухим железным занавесом, происходило так много удивительного и фантастического, что фантастика здесь всегда была в цене, как вареная колбаса, которую моментально сметали с прилавков».
И последнее. Мое стойкое мнение (и только сам автор видимо сможет меня в этом переубедить), сформировавшееся и растущее в процессе чтения романа от страницы к странице – передо мной книга во многом автобиографическая. Автор многое взял из своей жизни, возможно, преобразил, где-то домыслил, в чем-то переврал, но это – скрытая автобиография.
И не является ли автобиографической фраза главного героя: «...А когда театры не верят в способности современных авторов, и ставят одну лишь классику, авторы мрут, как мухи, или начинают писатель фантастические романы»?

© Виталий Карацупа, 2010