Фрагментарное копыто неподкованной собаки




Повесть Владимира Гусева «Фрагментарное копыто неподкованной собаки» (1998) – еще одна попытка представить и описать ощущения человека, пребывающего в виртуальной реальности. На этот раз в центре сюжета сам разработчик удивительного аппарата, названного витаскопом. Это изобретение Эдуарда Кондратюка стало очень мощным, но и невероятно дорогим, инструментом для борьбы с депрессией сильных мира сего. Пациент, помещенный в удобный саркофаг витаскопа, попросту выпадает из реального потока жизни. Он погружается в летаргический сон с остановкой всех важных физиологических функций (а это значит – прекращение старения), и плюс к этому ему в сознание проецируют «спектакль», сотканный из комбинации сюжетов мировой литературы, кинематографа, театра и телевидения. Человек начинает жить жизнью другого человека разных эпох и сословий и претерпевает глобальные изменения сознания, когда ему предстоит побороться за свою жизнь или отстоять любовь. За шаг до смерти начинаешь безумно любить жизнь. За минуту до потери любимой, осознаешь всю глубину понятия любовь.
Впавшие в скуку и депрессию зажиточные люди из «старушки Европы» в витаскопе переживают такую бурю эмоций, что на долгое время излечиваются от хандры. Сейчас существуют несколько таких аппаратов и институтов, предоставляющих такую услугу, но среди них есть один, самый первый, который как-бы обрел собственное сознание. Его назвали витатроном. Он «выдает на-гора» такие удивительные и переживаемые сюжеты, что к этому, самому дорогостоящему, аппарату наплыв особенно велик. Руководит этим институтом Николай Григорьевич Шпак, бывший когда-то помощником Кондратюка, но затем мошенничеством оттеснивший изобретателя от его детища и, естественно, от колоссальной прибыли.
В повести читателю предстоит несколько раз погружаться в жизнь различных эпох и переживать вместе с героем горести и радости неведомой виртуальной личности. Дело в том, что Эдуард Кондратюк, которому недавно врачи предрекли скорую смерть от рака, решил уйти навсегда жить в созданный им же мир. Он еще в процессе разработки ввел в программу несколько секретных кодов, два из которых были самыми важными. Произнесенная пациентом замысловатая фраза «Фрагментарное копыто неподкованной собаки» – погружает его в виртуальный мир независимо от произведенной оплаты и внешнего управления саркофагом. А не менее странная фраза «Коробейники кукуют в деревянном падеже» – выводит пациента из сна.
И господину Шпаку, когда он узнал, что один из пациентов бесплатно уже который раз погружается в виртуал, собственно осталось только смириться с таким положением вещей. Ведь для того, чтобы прекратить деятельность Кондартюка предстояло полностью отключить витатрон, а это колоссальные неустойки со стороны пребывающих в саркофагах богачей.

© Виталий Карацупа, 2014






(The City and the Stars, 1956) , , :
. - , , . , . , , , . : , .
, , . , , . , , , , .
, , . , , . ; , , .
, . , , , , . , , : . , , , , , . , - .
, , , , . ... , , , .
, , , , , . , ...
, , - , .
, , , . , , , , .
, , . , , , . , , . . , . , , . , , , . , , ... .
, , , . , . , . , , , .
, , , . ...

, 2011