Укус технокрысы




  • То же: Под названием «Охотник на вирусов» – первая часть романа
Роман Владимира Гусева с претензионным названием «Укус технокрысы» (2002) условно разделен на три временных периода и охватывает событийный промежуток лет в двадцать близкого будущего. Да и сам автор разделил книгу на три большие главы, название каждой из которых точно определяет основную составляющую сюжета. «Охотник на вирусов», «Три полушария» и «Бог артегомов» одним свои названием сразу отпугнет очкарика-интеллектуала от такой книги, воспитанного на романах братьев Стругацких, Умберто Эко или, в крайнем случае, Филипа Дика. И наш очкарик будет не прав.
Книга имеет свои достоинства и недостатки, но заложенная в ней идея интересна. Владимир Гусев (автор нескольких изобретений, эксперт в области интернет-сферы) попытался донести до читателя свои идеи будущего компьютерной техники и развития искусственного интеллекта. А главное, об опасностях с этим связанных. Правда, свои идеи ему пришлось «спрятать» под динамичным развлекательным сюжетом, с погонями и бойцами специального назначения, с охотниками на компьютерных вирусов и провозвестником нового кибернетического пространства.
Главный герой романа – сравнительно молодой человек по имени Павел Андреевич Полиномов. Он работает в Управлении – спецотделе по борьбе с компьютерными вирусами. Управление действует под прикрытием частной фирмы, занимающейся как разработкой антивирусного обеспечения для Гиперсети, как лечением участков этой Всемирной паутины, так и нахождением производителей вирусов, от простых хакеров до профессионалов-технокрыс. В ходе очередного задания наш охотник на вирусов попадает в заштатный российский городок, в котором есть аккумуляторный завод и есть источник неизвестного доселе вируса. Павел распутывает этот таинственный клубок, за один конец нити которого дергал его институтский товарищ Петр Васильевич Пеночкин. Непризнанный гений и очкарик-отличник Петя Пеночкин, уединившись в этой глубинке, смог создать прототип будущего искусственного интеллекта, который назвал артегомом (от лат. arte – искусственный и homo – человек). Для тестирования такого мощного разума, Пете и его верной спутнице и жене Элли, были необходимы не только сетевые мощности скромного заводика, но и некоторых участков вводимого в эксплуатацию Центрально-европейского сегмента Гиперсети.
Павел раскрыл это дело, уничтожил артегома, но спустя восемь, уже будучи генеральным директором преуспевающей фирмы компьютерных сетей, лет ему вновь пришлось столкнуться с Пеночкиным. На этот раз в г. Озерцы «взбесились» суперкомпьютеры комплекса «Тригон». Никого к себе не подпуская, эти современные нейрокомпьютеры создали некое энергетическое поле, внутри которого человек мог не только потерять разум, но и погибнуть. И на этот раз попытку Петра осчастливить всех людей с помощью самых новейших технологий не удалась. Его разработка электронного мозга из 3 закольцованных между собой суперкомпьютеров, позволяла Пеночкину смоделировать аналог человеческого мозга, но состоявшего из трех полушарий и тем самым иметь возможность ориентироваться в четвертом измерении.
И все-таки идея артегомов прорвалась в массы и теперь, спустя четверть века, Павел Полиномов смог воочию наблюдать зарождение новой религии – слепой и яростной веры в пушистых роботов-артегомчиков. Уже по собственной инициативе, почти разуверившийся в смысле своей жизненной позиции, бывший охотник на вирусов предпринимает попытку разобраться в массовом психозе по поводу новой религии. И опять, как и много лет назад, в центре этого «стихийного бедствия» оказывается его визави с институтских лет Петя Пеночкин. Именно он с его стремлением осчастливить человечество стал новым Мессией в церквях «Общей веры». Создатель артегомов, третьего полушария и теперь вот новой религии, использовал для своих целей средства массовой информации и даже оккупировал Останкино. С помощью мощных передатчиков и сетевых технологий москвичи массово вливались в ряды новой веры. Но какая ирония. Пеночкн был убит попом-растригой в то время, когда казалось бы его власти уже ничего не угрожало. Павлу удалось уничтожить компьютер, оборудование и программы, которые осчастливливали население столицы, но сознание и идеи Петра Пеночкина успели-таки раствориться в «головах» тысяч артегомов и в «тонком мире» Гиперсети.
Так что теперь ему – Полиномову – бывшему бабнику и карьеристу, придется таки пойти по стопам Пеночкина, чтобы уйти в «тонкий мир» и остановить, наконец, Петю.

© Виталий Карацупа, 2014






(The City and the Stars, 1956) , , :
. - , , . , . , , , . : , .
, , . , , . , , , , .
, , . , , . ; , , .
, . , , , , . , , : . , , , , , . , - .
, , , , . ... , , , .
, , , , , . , ...
, , - , .
, , , . , , , , .
, , . , , , . , , . . , . , , . , , , . , , ... .
, , , . , . , . , , , .
, , , . ...

, 2011