Миловидов Борис Александрович
(12 января 1950 – осень 1995)




«Он любит всего две вещи – фантастику и водку,
но любит беззаветно и беспредельно»
(Андрей Николаев)

«К фэндому я практически не имею никакого отношения,
я всегда был сам по себе. Но меня в фэндоме знают очень давно»


Борис Миловидов

Советский российский библиограф фантастики, фэн, писатель и переводчик.
Родился в Ленинграде. Закончил вуз, имел высшее техническое образование. С детства увлекся научной фантастикой, активно писал. На вопрос о своем увлечении отвечал так: «В фантастику пришел в 62 году. Детские кумиры: Колпаков и Михаил Герчик «Лети, Икар!» (была такая повестушка в газете «Искорка» в Ленинграде). Тогда я понял, что фантастика – не просто литература, а именно что-то отдельное».
В 1970 произошли два важных события в его жизни – во-первых, он женился, а во-вторых, состоялась его первая и единственная публикация. В февральском выпуске журнала «Юный техник» появился маленький (на одну страницу) рассказик «Продолжение следует», написанный в соавторстве с Владимиром Ломаным. Но, несмотря на то, что он писал всю жизнь короткие рассказы, опубликовать их в центральной прессе ему так и не удалось.
В письме своему другу Льву Фролову он как-то обмолвился, что: «Написано много – два десятка повестей и штук триста рассказов. Большинство из них – непроходимы. Я лентяй, и поэтому большинство вещей существует в одном экземпляре. Есть у меня одна дыра на Урале, с коей даже заключен (то есть подписан) договор на пару книг и на составление сборника. Но дело это длится не первый год. Меня они не печатают. Сборник – боятся: я уж им и то, и другое предлагал. Но рано или поздно все это как-либо да завершится». Триста рассказов – и это в 27 лет! Лишь спустя много лет после смерти волгоградский фэнзин «Шалтай-Болтай» разместил на своих страницах четыре рассказа Бориса Миловидова, которые чудом сохранились в архиве у Бориса Завгороднего.
Зато как любитель фантастики он был известен очень многим фэнам. В его квартире часто останавливались на ночлег фэны со всей страны, приезжавшие в город на Неве. Он собрал огромную картотеку научно-фантастических произведений и многие знали его как эрудита, который мог в любое время дня и ночи (и в любом состоянии) не только вспомнить необходимую информацию, но и процитировать целые куски фантастического текста. Борис Миловидов и Юрий Шевела (1991)
Святослав Логинов так описывает Миловидова: «Вообще говоря, люди с такой внешностью как у Бориса вызывают у меня настороженность. Круглое, «кошачье» лицо, тихий, примяукивающий голос (Боря в разговоре растягивал букву «е», так что это уже не «е» получалось, а «ять»), вкрадчивые движения. Когда я вижу таких людей, мне кажется, что они хотят с какой-то тайной целью войти в доверие, чтобы потом что-нибудь для себя оторвать. А вот Боря оказался счастливым исключением. Ему никогда ничего не было нужно от других, напротив, он готов был поделиться с другими от своих избытков. Узнав, что я пишу фантастические миниатюры, а кроме того веду картотеку фантастики, Боря через день приехал ко мне и привёз пачку распечаток на папиросной бумаге: переводы миниатюр Фредерика Брауна и Генри Слизара – просто для того, чтобы начинающий автор знал, как это делается «там».
Для его друзей было общеизвестно, но из-за его добродушного характера, понимали и прощали его болезненную зависимость от алкоголя (он не единожды принудительно лечился и даже был из-за этого на инвалидности), но лучшего друга и знатока было не сыскать, и потому ему звонили и писали письма со всех концов Советского Союза. Другой его близкий товарищ Андрей Николаев (Легостаев) добавляет свои наблюдения к общему портрету Миловидова: «У него до плеч сальные волосы и трехдневная щетина. Иногда он входит в столь глубокий запой, что щетина обращается в совершенно седую благообразную бороду (при том, что волосы на голове сединой не затронуты) и вид у него становится человека многоповидавшего и благородного. Но он, выйдя из запоя, тут же бреется, несмотря на все уговоры. Он обычно в зеленом штопаном свитере, а если выходит в свет, то одевает видавший виды светлокоричневый в клеточку пиджак ...Он всегда имеет на все свое мнение, он не такой, как все – хотя бы образом жизни... Его, не смотря на внешний вид, принимают все питерские писатели, что старше меня на десять лет».
Борис Миловидов, владея английским и польским языками, много переводил из зарубежной фантастики, а с конца 1980-х гг., даже занимался издательской деятельностью. В основном его многочисленные переводы расходились по рукам в виде самиздатовских копий, публикаций произведений в его переводах в массовом секторе у него очень мало. На его счету также десятки заметок, статей и библиографических изысканий, которые публиковались в фэнзинах, профессиональных журналах и антологиях. В 1990-е гг. активно сотрудничал с журналом «Советская библиография». Автограф Бориса Миловидова
Однажды вследствие финансовых затруднений он переехал в Вологодскую область, но в 1995 году жизнь Бориса Миловидова трагически оборвалась. Его нашли неподалеку от железнодорожного полотна со смертельной дозой алкоголя в крови. Сергей Бережной в некрологе в «Курьере SF» написал: «Борис Миловидов, петербургский библиограф и переводчик, был найден мертвым во Всеволожске Ленинградской области в середине октября. По информации, которой мы располагаем, его споили для того, чтобы отобрать его квартиру. Оказавшись на улице (возможно, еще в конце августа) он не позвонил ни матери, ни одному из друзей. Видимо, он так и не вышел из последнего запоя до самого конца».
Виновных в его смерти так и не нашли, но ясно одно – Миловидов стал жертвой криминального квартирного бизнеса. Он был давно разведен с женой и мечтал обменять свою двухкомнатную квартиру в Ленинграде, но в итоге кто-то всё решил за него. И решил жёстко. Его удивительная огромная картотека фантастики бесследно исчезла – быстрее всего родственники просто выбросили эти «ненужные никому бумажки».
Публикации в периодике и сборниках
Публицистика
  • Круглый стол: В дискуссии участвуют Андрей Николаев, Леонид Резник, Сергей Легостаев, Борис Миловидов, Сергей Бобров и Владимир Палаганюк // Измерение Ф, 1988, №4 – с.3-8
  • Картинки с выставки (субъективные заметки): [Рец. на ленинградские сборники фантастики «Эстафета разума», «Меньше – больше», «День свершений»] // Измерение Ф, 1988, №4 – с.83-87
  • Библиография произведений Сергея Павлова // Сергей Павлов. Неуловимый прайд. – М.: Молодая гвардия, 1989 – с.108-110
  • Альфред Бестер: Публикации на русском языке: [Библиография] / В соавт. с Ю. Флейшманом // Фэнзор, 1990, Вып.1 – с.38-40
  • Фантастика-1989: Субъективные заметки // Сизиф (Ленинград), 1990, №2 – с.121-125
  • Материалы к библиографии: 1989 год // Сизиф (Ленинград), 1990, №2 – с.126-137
  • В. Д. Михайлов: Библиография / В соавт. с А. Новиковым // Советская библиография, 1990, №3 – с.108-109
  • А. Г. Громова: Библиография / В соавт. с В. Г. Вельчинским // Советская библиография, 1990, №6 – с.50-52
  • Клиффорд Д. Саймак: Публикации на русском языке: [Библиография] // Солярис, 1990, Вып.1 – с.61
  • Фредерик Пол: Публикации на русском языке: [Библиография] // Солярис, 1990, Вып.2 – с.58-59
  • Фантасты на Меркурии; Библиография / В соавт. с Ю. Флейшманом // Магический треугольник. – М.: Молодая гвардия, 1990 – с.396
  • Фантастика, изданная в Ленинграде (1955-1988): материалы к библиографии (240 названий) / В соавт. с Ю. Флейшманом // Магический треугольник. – М.: Молодая гвардия, 1990 – с.418-439
  • НФ книги-1990 тусовка / Андрей Чертков при участии Бориса Миловидова // Интеркомъ, 1991, №1 (апрель) – с.37-56
  • Золотые крылья фэнтези: [Статья] // Измерения: Журнал фэнтези и научной фантастики, 1991, №1 – с.17-21
  • Библиография публикаций Андрея Лазарчука / Сост. Б. Миловидов // Фэнзор, 1991, Вып.3 и 1/2 – с.43
  • Произведения Айзека Азимова // Советская библиография, 1992, №1 – с.87-94
  • Авторы «Имиджикона-1» // Солярис, 1992, №1 – с.166-169
  • Авторы «Имиджикона-2» // Солярис, 1992, №2 – с.220
  • Произведения Роберта Шекли на русском языке // Советская библиография, 1992, №2 – с.79-87
  • А. Кларк: Библиография русских переводов // Библиография, 1992, №5-6 – с.83-87
  • «Всю эту проклятую и счастливую жизнь…»: [Памяти В. И. Бугрова] // Двести, 1994, №А – с.8-9
  • Ода библиографии фантастики // Двести, 1995, №В – с.10-11
      То же: Библиография, 1997, №5 – с.93-95
  • Ольга Ларионова: Библиография // Ольга Ларионова. Венценосный Крэг. – М.: ТКО АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1996 – с.503-506
Переводы
  • Айзек Азимов. Инок вечного огня: [Рассказ] / Пер. Б. Миловидова // Месть роботов. – СПб.: Политехника, 1992 – с.385-440
      То же: [Рассказ] // Новые миры Айзека Азимова. Том 1. – Рига: Полярис, 1996 – с.47-94
  • Айзек Азимов. Слишком страшное оружие: [Рассказ] / Пер. Б. Миловидова // Месть роботов. – СПб.: Политехника, 1992 – с.441-462
      То же: [Рассказ] // Новые миры Айзека Азимова. Том 1. – Рига: Полярис, 1996 – с.29-46
  • Айзек Азимов. История: [Рассказ] / Пер. Б. Миловидова // Месть роботов. – СПб.: Политехника, 1992 – с.463-478
      То же: [Рассказ] // Новые миры Айзека Азимова. Том 1. – Рига: Полярис, 1996 – с.95-108
Творчество автора
  • Памяти Б. Миловидова: Книга для друзей / Автор-составитель Б. Завгородний. – Волгоград: Волгакон, 2001 (о) – [Книга была набрана, но так и не вышла из печати]

  • Владимир Коноплев. Советская социальная фантастика в чтении подростков и юношества: Из выступления на литературно-критических чтениях 10 февраля 1964 года: [Упоминаются любители фантастики, восьмиклассники Боря Миловидов и Юра Трофимов] // О литературе для детей. Вып.9. – Л.: Детская литература, 1964 – с.47-59
  • R.I.P. // Курьер SF, 1995, 24 октября – с.23
  • Е. Харитонов. Б. А. Миловидов: Библиография // Библиография, 1997, №5 – с.95
  • «Ветер Времени». Вместо предисловия: [О Борисе Миловидове] // Шалтай-Болтай, 2006, №2 – с.126
  • О Боре: [Воспоминания] // Шалтай-Болтай, 2006, №2 – с.150-154
  • Е. Харитонов. Миловидов Борис Александрович: [Из биобиблиографического справочника «Наука о фантастическом в России»] // Шалтай-Болтай, 2006, №2 – с.155
  • В. Окулов. Библиографомания, или Жизнь удалась!: [О библиографах фантастики] // Библиография, 2013, №5 – с.59-73

© Виталий Карацупа, 2015-2017