Пирожников Владимир Иванович
(21 января 1948 – 3 сентября 2017)


Небрежная любовь (1988)
Пять тысяч слов (2009)



Владимир Пирожников

Российский журналист и писатель. Член Союза журналистов СССР, Союза журналистов России. Псевдоним: А. Быстров (газетные публикации).
Родился на окраине Перми, в рабочем поселке Гайва. Отец – Иван Степанович (1918-1949), участник Великой Отечественной войны, сержант морской пехоты Северного флота, мать – Ширинкина Ангелина Антоновна (1918), воспитательница детского сада. Семья жила в коммунальной квартире, в комнате размером три метра на четыре метра. «Бедность, скудость, а порой и откровенная нищета – вот что запомнилось мне из «золотой поры детства».
Учился в средней школе №46 (1956-1966), а также в музыкальной школе по классу виолончели (1960-1966). И уже в последнем классе играл в местном ДК имени Чехова на контрабасе в любительском джазовом ансамбле. В 1966-71 гг. учился на филологическом факультете Пермского государственного университета. После окончания вуза работал по распределению учителем в Вильвенской средней школе Добрянского района, затем инженером в НИИУМСе (1973-74). В 1972 году женился на сокурснице Инне Александровне Роговой – переводчика с английского и скульптура, члена Союза художников России. Перешел на журналистскую работу: работал корреспондентом газет «Вечерняя Пермь» (1974-1980) и «Звезда» (1980-1987). В мае 1984 года являлся участником VIII Всесоюзного Совещания молодых литераторов, а в 1987-м по рекомендации Пермской писательской организации поступил на двухгодичные Высшие литературные курсы СП СССР в семинар литературной критики. Владимир уехал на два года в Москву в Литературный институт им. Горького, где эти курсы и преподавались.
В 1990 основал одно из первых на Урале частных издательств ТОО «Издательство Урал-Пресс», в котором до 1994 года был главным редактором. С 1995 корреспондент городских и областных газет, независимый журналист. С 2002 начальник пресс-службы научно-производственного объединения, специализирующееся на разработке и производстве систем автоматического управления газотурбинных двигателей, ОАО «Стар» (Пермь).
Литература привлекала В. И. Пирожникова с детства. Писал стихи, в институте на основе классических русских произведений создал несколько пьес для студенческого театра «Кактус». В 1980-е годы являлся членом местного КЛФ «Рифей», участвовал в Семинарах в Малеевке (1982, октябрь-ноябрь), где представил свою фантастическую повесть «На пажитях небесных». Она была опубликована в 1983 году в журнале «Знание – сила» и сделала его имя известным в кругу любителей фантастики. Повесть, действие которой происходит в далеком будущем на поясе астероидов в районе Юпитера во времена колонизации планет, была одним из первых образцов «киберпанка» в СССР. Хотя в то время никто и термина такого не знал, Владимир Пирожников уже описывал создание искусственного интеллекта. И не столько с чисто технической стороны, сколько с моральной и этической, пытаясь вложить в ИИ понятия «истины», «любви» или «справедливости». Писатель Станислав Шульга позднее так охарактеризовал это произведение: «Почти в тоже самое время, когда Гибсон выстрелил своим «Нейромантом», в журнале «Знание – сила» вышла небольшая повесть Владимира Пирожникова «На пажитях небесных». Текст менее изысканный стилистически и менее жесткий в описаниях нашего возможного будущего, но ничем не хуже по смысловой нагрузке и сюжетной интриге. Там есть все атрибуты, присущие американскому киберпанку 80-х — компьютеры, сети, искусственный интеллект, размышления о власти и системе...».
А далее были годы литературного молчания. Причина этого в мировоззрении автора, сделавшем Пирожникова непечатным. Не удивительно, ведь его инакомыслие родом из детства и в своей дальнейшей жизни он неизменно руководствовался словами Рэя Бредбери: «Если тебе дали линованную бумагу – пиши поперек».
В одном из эссе писатель довольно точно определил собственное жизненное кредо: «Запад и Восток. Таковы две главные ценности, два духовных начала, два ориентира в мировоззрении и творчестве, которым я следую всю жизнь... Это можно объяснить тем, что с приобщения именно к ценностям культуры Запада началось мое духовное созревание в подростковом возрасте. В то время, когда мои сверстники восторгались судьбой Павки Корчагина, зачитывались такими книгами, как «Судьба барабанщика», «Красные дьяволята», «Тимур и его команда», мне попал в руки роман Т.Драйзера «Финансист». Я с огромным вниманием отслеживал перипетии судьбы юного Фрэнка Каупервуда, который сумел стремительно разбогатеть только потому, что обладал талантом финансиста и лучше других понимал правила игры на бирже».
Не удивительно тогда кажется, что свою повесть «Пять тысяч слов», написанную в 1982 году, Пирожников написал после просмотра фильма Акиры Куросавы «Расёмон», в свою очередь снятым по новеллам Рюноскэ Акутагавы. Действие этого необычного произведения происходит в I веке до нашей эры в Древнем Китае, а в качестве главного героя у писателя выступает первый мыслитель Востока, обосновавший теорию исторического круговорота, историограф Сыма Цянь, придворный летописец ханьского императора У-ди. Владимир Пирожников
Не принятой критиками оказалась и повесть «Небрежная любовь», написанная Владимиром Пирожниковым в 1979 году. Представленная на VIII Всесоюзном Совещании молодых литераторов, сочинение, в котором перемешался джаз, экзистенциальные переживания и первая любовь, было обругано московским критиком Владимиром Бондаренко. Ее раскритиковала Пермская организация Союза писателей и отверг журнал «Новый мир» с убийственной рецензией: «Повесть «Небрежная любовь» написана под влиянием западной культуры. Это чувствуешь по душевному состоянию героя. Советскому человеку, если у него чиста совесть (а наш герой не преступник, он интеллектуал), не свойственно безотчетное чувство страха перед жизнью… Чувство страха – элемент мироощущения американизированной культуры Запада… Не хотелось бы бросать автору самое ужасное, на мой взгляд, обвинение – в нелюбви к Родине, но многое он просто «не видит» и «не слышит». В повести нет «русского духа».
В 2006 году в ежегодном сборнике появилось его второе фантастическое произведение – повесть «Каинов комплекс», где на фоне детективного сюжета о расследовании причин гибели испытателя Степана Корнева, автор пытается решить вопрос о целесообразности слияния машины и живого организма. Герой испытывал новые системы управления космическим кораблем, для чего было необходимо чувственно и эмоционально слиться с ним в единое целое. Интересно, что идея повести «родилась» еще в 1989 году, когда во время круглого стола в редакции «Литературной газеты» Пирожников впервые публично сформулировал ряд принципов, которые объясняют глобальный культурологический механизм нашей цивилизации, который он так и назвал – «каинов комплекс». А через пятнадцать лет в повести он в художественной форме развил и объяснил это философское понятие.
В качестве писателя художественно прозы В. И. Пирожников сделал на удивление немного, хотя его талант признавали очень многие. Он опубликовал только два авторских сборника: «Небрежная любовь» (1989) и «Пять тысяч слов» (2009), куда кроме вышеупомянутой повести, вошло несколько его реалистических произведений. Написал несколько заказных книг по истории пермских предприятий. Являлся автором ряда критических статей в «Литературной России», «Литературной газете», журнале «Урал» и др.
В последние годы Владимир Иванович Пирожников тяжело болел и скончался в Перми на семидесятом году жизни от рака.
Произведения автора
    Сборники
  • 1988 – Небрежная любовь
  • 2009 – Пять тысяч слов

    Повести

  • 1983 – На пажитях небесных
  • 1988 – Небрежная любовь
  • 1988 – Пять тысяч слов
  • 2006 – Каинов комплекс

    Рассказы

  • 2009 – Папочка Динь-дон
  • 2014 – Игры дня и ночи
Библиография на русском языке
Отдельные издания
  • Небрежная любовь: Повести / Худ. В. Капридов. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1988. – 72 с. – (Литературное Прикамье). 10 000 экз. (о) ISBN 5-7625-0126-4
      Юрий Скоп. Пусть будет узнан: [Предисловие] – 2-я стр. обл.
      Небрежная любовь – с.3-36
      Пять тысяч слов – с.37-71
  • Пять тысяч слов: Проза. – Пермь: ИПК «Звезда», 2009. – 192 с. – (Пермь как текст). 2 500 экз. (п) ISBN 978-5-88187-382-0
      Алексей Иванов. Бунт примирения: [Предисловие] – с.3-15
      Небрежная любовь: [Повесть] – с.17-53
      Пять тысяч слов: [Повесть] – с.55-92
      На пажитях небесных: [Повесть] – с.93-165
      Папочка Динь-дон: [Рассказ] – с.167-190
Публикации в периодике и сборниках
  • На пажитях небесных: Научно-фантастическая повесть // Молодая гвардия (Пермь), 1982, 21 ноября – 29 декабря (№№ 140-151, 153-156)
      То же: [Повесть] / Рисунок М. Чуприянова // Знание – сила (Москва), 1983, №1 – с.46-48; №2 – с.45-48; №3 – с.30-32; №4 – с.46-48
      То же: [Повесть] // Фантастика-85. – М.: Молодая гвардия, 1985 – с.297-349
      То же: [Повесть] // Башня птиц. – Кишинев, 1989 – с.
  • Небрежная любовь: Повесть // Дружба (СССР-Болгария), 1985, №1 – с.
  • Пять тысяч слов: Повесть // Урал, 1988, №1 – с.
      То же: Повесть // Уральская новь, 2004, №19 – с.
  • Каинов комплекс: [Повесть] // Фантастика 2006. Вып.2. – М.: АСТ; АСТ Москва, Хранитель, 2006 – с.165-220
  • Игры дня и ночи: [Отрывок из рассказа] // Prosa oratio. Страницы биографий писателей – выпускников филологического факультета Пермского университета. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014 – с.164-167
Публицистика
  • Клоп по фамилии Присыпкин: [Рец. была посвящена фильму «Маяковский смеется] // Пермь вечерняя, 1977, №1 – с.
  • Вл. Гаков. Мой друг – фантастика / Беседу вел В. Пирожников // Звезда (Пермь), 1981, 11 декабря – с.4
  • …Имя ему – человек: [Рец. на фильм А. Тарковского «Солярис»] // Молодая гвардия (Пермь), 1973, 4 марта (№27) – с.
  • «Руки вверх!» или «Враг № 1»: [Рецензия] // Молодая гвардия (Пермь), 1973, 30 марта (№38) – с.
  • Живем «по Эйнштейну», а мыслим «по Копернику»: Полемические заметки // Литературное Прикамье. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1986 – с.247-259
  • Дайте мне мой кусок жизни, или Кому и зачем нужна массовая культура: [О кризисе духовной культуры в советском обществе] // Литературное обозрение», 1990, №3 – с.83
  • Территория Консула: [О писателе-фантасте Евгении Филенко] // Звезда (Пермь), 2005, 10 марта (№40) – с.7
  • Война, которую мы проиграли: [Статья] // Звезда (Пермь), 2006, 29 апреля – с.
  • Писатель и время / Беседа с Алексеем Ивановым // Звезда (Пермь), 2009, 31 июля – с.
  • Хребет мысли: [Рецензия на книгу Алексея Иванова «Хребет России»] // Звезда (Пермь), 2010, 17 августа (№90) – с.4
      То же: Вещь (Пермь), 2010, №1 – с.113-115
  • Ткань жизни: [Рецензия на сборник Нины Горлановой «Линия обрыва любви»] // Звезда (Пермь), 2011, 21 января (№7) – с.6
  • Столкновение с прошлым: [Рецензия на романы Алексея Иванова «Псоглавцы» и «Комьюнити»] // Звезда (Пермь), 2012, 13 ноября – с.3
      То же: Вещь (Пермь), 2012, №6 – с.109-113
  • Запад и Восток: [Автобиографическое эссе] // Prosa oratio. Страницы биографий писателей – выпускников филологического факультета Пермского университета. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014 – с.135
  • Парадокс 100-секундного отчета: [Статья] // Prosa oratio. Страницы биографий писателей – выпускников филологического факультета Пермского университета. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014 – с.167-177
Об авторе
  • В поисках абсолюта / Круглый стол участников семинара Высших литературных курсов // Литературная газета, 1989, №20 – с.
  • Владимир Пирожников // Анна Сидякина. Маргиналы (yральский андеграунд: живые лица погибшей литературы). – Челябинск: Издательский дом «Фонд Галерея», 2004 – с.
  • Алексей Иванов. Бунт примирения: [Рец. на сборник «Пять тысяч слов» (Пермь, 2009)] // Prosa oratio. Страницы биографий писателей – выпускников филологического факультета Пермского университета. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014 – с.177-187
Библиография на других языках
Публикации в периодике и сборниках
  • Владимир Пирожников. По пасбищата небесни (На пажитях небесных) / Пер. В. Алексеевой // Фантастика-1. – изд. «Народна младеж» (София), 1985 – с.313-375 – [На болгарском языке]

© Виталий Карацупа, 2017