Aldridge, Raymon Huebert
Олдридж Рэймонд Хуберт (6 июля 1948)


Контракт на Фараоне (1991)
Император всего (1992)
Машина-Орфей (1992)
Контакт на Фараоне (1994, Россия)
Машина-Орфей (1994, Россия)
Контракт на Фараоне (2001, Словакия)
Император всего (2001, Словакия)
Контракт на Фараоне (2002, Литва)
Император всего (2002, Литва)
Контракт на Фараоне (2002, Россия)
Император мира (2002, Россия)
Механический Орфей (2002, Россия)
Контракт на Фараоне (???)



Рэй Олдридж

Американский писатель-фантаст, подписывавший свои произведения сокращенным именем «Рэй Олдридж». А о его жизненном пути известно крайне мало.
После службы в армии занялся гончарным делом. Работал в Лас-Вегасе, Хантсвилле (Алабама), где тогда жили его родители, в глуши западного Теннеси, где единственным предприятием была фабрика по изготовлению гробов, затем на побережье Мексиканского залива во Флориде, где вскоре и осел. Испытал влияние покойного суданского гончара Сиддига Эль-Нгуми (Siddig El' Ngoumi). Не достигнув особых художественных и деловых успехов, Олдридж вместе с женой, прекрасно владевшей стеклорезом, занялся изготовлением научно-фантастических витражей, а когда ему надоело медленное умирание с голода, он вполне логично обратился к ремеслу писателя-фантаста. Но так как он никогда не был профессиональным писателем, после относительного успеха он вернулся к своей основной профессии – художник, специализирующийся на керамической и фарфоровой скульптуре. Сейчас его глиняная и фарфоровая посуда ручной работы, а также дверные ручки под заказ (кстати, многие с НФ мотивами) продаются через Интернет.
Первое выступление в прессе – фантастический рассказ «Щелчок», который был опубликован в антологии «Л. Рон Хаббард представляет писателей будущего» за 1986 год. Его перу также принадлежит психоделический космический боевик – трилогия «Освободитель», в которой действие происходит в технически совершенной галактической цивилизации, но гигантская корпорация «Лига Искусств» тысячелетиями контролирует узаконенную работорговлю. И в этом мире приходится бороться за свою жизнь и испытать страшные испытания, профессиональному убийце Руиз Аву, сознание которого контролирует смертоносная сеть-ловушка. Являясь агентом Лиги, прибыв на планету Фараон, один из питомников работорговцев, он вскоре начинает бороться с теми, кто занимается продажей себе подобных. В «Механическом Орфее» герой вступает в поединок с всесильным культом смерти, который жаждет мучительной гибели людей, а власть его столь безгранична, что даже Лига искусств бессильна перед ним. Керамика Рэя Олдриджа
Кроме этих трех романов в течение десятилетия он опубликовал два с половиной десятка рассказов, после чего Рэй Олдридж перестал издаваться. Правда, в 2002 году в журнале «The Magazine of Fantasy & Science Fiction» вышла новая повесть автора, а также был обещан новый его роман из цикла «Освободитель». Но пока что на этом всё.
На его домашней страничке (посвященной именно гончарному искусству, а не литературе), присутствует следующее бытописание:
«Я сопротивляюсь желанию писать о себе в третьем лице. Надеюсь, вы понимаете, что я имею в виду, особенно если читали подобное на сайтах других, менее закомплексованных художников… «Рэй Олдридж, всемирно-известный гончар, филантроп и литератор, Живое Национальное Достояние (по крайней мере, он был бы им, если бы Живое Национальное Достояние имелось у нас в США)». Но когда я читаю одну из этих эпических биографий, то не могу отделаться от ощущения, что художник написал это сам, прикидываясь кем-то еще, кто покланяется художнику… и немного увлекаясь этой ролью.
Так что давайте обойдемся менее экстравагантной, но зато, я надеюсь, и менее смешной хроникой моей жизни.
Скажу вот что: я избежал необходимости называть кого-либо «боссом» в течение почти тридцати лет (не считая, конечно моей жены).
Вернувшись домой после армии я понял, что наибольшее удовольствие доставляет мне лепка горшков – и с тех пор занимаюсь этим уже в течение множества лет. Я не хочу утверждать, что стал феноменально успешным в финансовом или эстетическом смысле. Я слишком неделовой человек для того, чтобы зарабатывать много денег. Но это было чудесное время – до тех пор, пока я не устал от нищеты. Керамика Рэя Олдриджа
Начался период, когда я с помощью моей жены Нэнси создавал витражи научной фантастики. В конце концов, мы очень устали от подобной формы голодания, и Нэнси получила настоящую работу.
Я стал писателем. Из огня да в полымя. Но, как это ни странно, я имел достаточный успех как писатель, продав много рассказов и три романа. Я дважды был финалистом «Nebula».
Потом появились дети, трое из них в быстрой последовательности. У Нэнси была настоящая работа, я же стал домохозяйкой. Я продолжал писать (по большей части научную литературу) и занимался Web-дизайном. На протяжении всего этого времени я лепил горшки.
Наконец я пришел к выводу, что никогда не занимался работой, которая нравилась бы мне так же, как гончарство. Когда дети стали старше и пошли в школу, я решил снова всерьез взяться за глину». (Перевод Ильи Новака). Автограф Рэя Олдриджа
Произведения этого автора (особенно трилогия «Освободитель») после перевода их на русский язык оказались довольно популярными у отечественного читателя. Многие критики положительно отмечали романы Рэя Олдриджа, а в июле 2004 года в русскоязычном сегменте Интернета даже появилась повесть Эдуарда Сесигина «Волшебник с планеты Фараон», являющейся прямым продолжением трилогии Олдриджа.
Произведения автора
    Романы
  • Трилогия «Освободитель» (The Emancipator)
      1991 – Контракт на Фараоне (The Pharaoh Contract) / Обложка Пола Йоула (Paul Youll). – изд. «Bantam Spectra». – 290 с. $4.50 (о) ISBN 0-553-29118-1
      1992 – Император всего (The Emperor of Everything) / Обложка Пола Йоула (Paul Youll). – изд. «Bantam Spectra». – 278 с. $4.50 (о) ISBN 0-553-29491-1
      1992 – Машина-Орфей (The Orpheus Machine) / Обложка Пола Йоула (Paul Youll). – изд. «Bantam Spectra». – 335 с. $4.99 (о) ISBN 0-553-29119-Х

    Повести и рассказы

  • 1986 – Щелчок (Click) // антология «L. Ron Hubbard Presents Writers of the Future v.2» / Ред. Альгис Бадрис (Algis Budrys). – изд. «Bridge», 1986 – с.105-128
  • 1987 – Ремесленник тела и самый одинокий человек (The Flesh Tinker And The Loneliest Man) // журнал «Amazing Stories», июль
  • 1988 – Плавающие замки (Floating Castles) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», декабрь
  • 1988 – Касание крюка (The Touch of the Hook) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», апрель
  • 1988 – Костяной цветок (Boneflower) // журнал «Aboriginal Science Fiction», январь-февраль
  • 1989 – Синяя кожа (Blue Skin) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», март
  • 1989 – Дурацкая перемена (Chump Change) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», август
  • 1989 – Стальные собаки (Steel Dogs) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», сентябрь
      То же: 1994 – антология «The Best from Fantasy & Science Fiction: A 45th Anniversary Anthology» / Ред. Эдвард Л. Ферман (Edward L. Ferman) и Кристин Кэтрин Раш (Kristine Kathryn Rusch). – изд. «St. Martin’s», 1994 – с.183-208
  • 1989 – Ясноглазый (Eyebright) // журнал «Amazing Stories», май
  • 1989 – Ее достоинства (Her Virtues) // журнал «Amazing Stories», сентябрь
  • 1989 – Ремесленник тела и стиль богини (The Flesh Tinker and the Fashion Goddess) // журнал «Pulphouse: The Hardback Magazine» (Вып.4), лето
  • 1990 – Холодная клеть (The Cold Cage) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», февраль
  • 1990 – Глаза гиены (Hyena Eyes) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», июнь
  • 1990 – Мы были бабочками (We Were Butterflies) // The Magazine of Fantasy & Science Fiction, август
  • 1991 – Чудовище-нарушитель (The Beastbreaker) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», февраль
  • 1991 – Фабулариум (Fabularium) // The Magazine of Fantasy & Science Fiction, декабрь
  • 1991 – Врата лица (Gate of Faces) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», апрель
  • 1992 – Фермер любви (The Love Farmer) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», март
  • 1992 – Темное вино (Winedark) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», август
  • 1992 – Незаметность (Obscurocious) // антология «Whatdunits» / Ред. Майк Резник (Mike Resnic) и Мартин Х. Гринберг (Martin H. Greenberg). – изд. «DAW», 1992 – с.278-293
  • 1993 – Красивый наркоман (The Beauty Addict) // антология «Full Spectrum 4» / Ред. Лу Ароника (Lou Aronica), Бетси Митчелл (Betsy Mitchell). – изд. «Bantam», 1993 – с.
  • 1993 – Усталые игрушки (Somatoys) // журнал «Science Fiction Age», март
  • 1994 – Фильтрованный едок (Filter Feeders) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», январь
  • 1994 – Последний супруг Биомантика (The Biomantic's Last Husband) // журнал «Science Fiction Age», май
  • 1995 – Позвоночные воришки (The Spine Divers) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», июнь
  • 1995 – Похищенные лица, похищенные имена (Stolen Faces, Stolen Names) // журнал «Science Fiction Age», март
  • 2002 – Духовые трубы (Soul Pipes) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», декабрь

    Статьи

  • 1991 – Мой совет неизвестному (My Advice to the Undiscovered) // антология «L. Ron Hubbard Presents Writers of the Future v.7» / Ред. Альгис Бадрис (Algis Budrys). – изд. «Bridge», 1991 – с.171-178
Награды и звания
  • 1991 – номинация на премию «Небьюла» за короткую повесть «Врата лица»
  • 1992 – премия журнала «SF Chronicle» за короткую повесть «Врата лица»
  • 1993 – номинация на премию «Небьюла» за рассказ «Красивый наркоман»
  • 1996 – номинация на Мемориальную премию Теодора Старджона за рассказ «Позвоночные воришки»
Библиография на русском языке
Отдельные издания
  • Контакт на Фараоне: [Романы] / Пер. Л. Слуцкой. – М.: Полиграфресурсы; ТОО «Транспорт», 1994. – 416 с. – (Монстры Вселенной; Кн.14). 50 000 экз. (п) ISBN 5-8550-015-2
      Контакт на Фараоне – с.5-253
      Император всего: [Начало романа] – с.255-415
  • Машина-Орфей / Пер. Л. Слуцкой. – М.: Полиграфресурсы; ТОО «Транспорт», 1994. – 418 с. – (Монстры Вселенной; Кн.15). 50 000 экз. (п) ISBN 5-8550-016-0
      Император всего: [Окончание романа] – с.5-119
      Машина-Орфей – с.121-415
  • Контракт на Фараоне: [Роман] / Пер. П. Ехилевской, А. Кузнецовой. – М.: ЭКСМО-Пресс; СПб.: Валери СПД, 2002. – 336 с. – (Стальная Крыса). 10 000 экз. (п) ISBN 5-04-009347-0
  • Император мира: [Роман] / Пер. П. Ехилевской, А. Кузнецовой. – М.: ЭКСМО-Пресс; СПб.: Валери СПД, 2002. – 384 с. – (Стальная Крыса). 8 100 экз. (п) ISBN 5-04-010117-1
  • Механический Орфей: [Роман] / Пер. П. Ехилевской, А. Кузнецовой. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2002. – 400 с. – (Стальная Крыса). 7 000 экз. (п) ISBN 5-699-00718-0
  • Контракт на Фараоне: Фантастический роман. – М.: Эксмо, 2004. – 352 с. – (Стальная Крыса). (о) ISBN 5-699-07976-9
Публикации в периодике и сборниках
Творчество автора
  • Илья Новак. Рэй Олдридж, «Спаситель» // Интересная газета, 2003, №5 – с.
  • Рэй Олдридж (1948 г.р.) // Сергей Неграш. Иные замки: Путеводитель по зарубежной фантастике. – СПб.: Северо-Запад; ООО «Андрей Буровский КиФ», 2021 – с.221
Библиография на украинском языке
Публикации в периодике и сборниках
  • Рей Олдрідж. Під наглядом смерті: Фантастична повість / Пер. з англійської О. Макаренко // Однокласник, 2001, №1 – с.; №2 – с.; №3 – с.; №4 – с.10-16; №5 – с.; №6 – с.; №7 – с.14-25; №8 – с.14-23; №9 – с.12-16, 21-23; №10 – с.21-27

© Виталий Карацупа, 2007-2015