В романе Андрея Дмитрука «Смертеплаватели» (2012) прослеживается развитие идеи русского мыслителя-утописта Николая Федоровича Федорова (1828-1903), которую тот высказал в своем труде «Философия общего дела», где главной целью человечества называется грядущее воскрешение из праха всех ушедших поколений. Поистине грандиозная задача восстановления всех когда-либо живших на Земле людей, по мнению Федорова, могла бы не только восстановить высшую справедливость, но и обогатить крупицами знаний всю цивилизацию.

XXXV столетие. Стартовал проект всеобщего воскрешения рода человеческого. В романе семь главных героев – семь первых воскрешенных и куратор проекта Виола Вахтанговна Мгеладзе (героиня повести А. Дмитрука «Летящая»). Воскрешенные, вернее будет сказать – восстановленные, закончили свой путь земной в разные эпохи человеческой истории:

343 г. год до н.э. – отравившийся философ-киник Левкий, сын Эвбула, живший прямо на торговой площади в одном из полисов Причерноморья.

115 год – жившая в Поднепровье воинственная Аиса из племени Сайрима, которая погибла от рук Всемира во время нападения на град русов

1204 год – изнасилованная и убитая захватчиками крестоносцами-франками Зоя, дочь василевса Андроника.

1409 год – принесенный в жертву раб Ахав Пек, сто означает Владыка Пёс, погибший под ударом кинжала на высокой пирамиде полуострова Юкатан (Мексика)

1912 год – житель Лондона Альфред Доули – мистик, спирит, Мастер Ложи «Тьма Пробуждённая», мечтавший открыть путь в мир слугам Сатаны.

1978 год – забитый палками до смерти жителями деревни «красный кхмер» начальник коммуны Тан Кхим Тай.

2181 год – журналист-правовед из Большого Киева Алексей Дмитриевич Кирьянов, который, живя в высокотехнологическом мире, из-за любви убил троих людей и сам наложил на себя руки.

Шесть людей из совершенно различных эпох и культур, шесть разных судеб, шесть смертей. Они первыми прошли Апокастасис – восстановление умерших в православном мире, когда на Земле уже был 3473 год. Будущее оказалось практически утопией, коммунистическим обществом, и именно потому стал возможным столь грандиозный проект. Виола – одна из создателей Сферы Обитания – той самой машины, с помощью которой воскресили сначала первых семерых, а затем по их воспоминаниям, восстанавливали и других. Их были сначала сотни, потом тысяч, потом миллионы. Все эти живые теперь люди занимали различные точки пространства. Благо, что в площадях, для покоривших необъятный космос и параллельные миры людей будущего, недостатка не было.

Часто в одном месте могли сосуществовать столь различные эпохи, что без конфликтов, естественно, не обошлось. Потому зачастую воскрешение индивидуума могло проводиться по несколько раз. До тех пор, пока не приходило понимание, что смерть – не неизбежна. Она не есть самым главным страхом рода человеческого, который порождал все конфликты на протяжении тысячелетней истории.

Самая главная заповедь нового мира звучала так: «Возлюби ближнего своего как самого себя, ибо он столь же неповторим, как и ты». Но всеобщее воскрешение не обходилось без конфликтов и недопониманий. Для каждого из людей посмертное существование оказывается различным, в соответствии с его религиозными представлениями, личными привязанностями, идейными понятиями, даже чувством долга. И потому восстановление тела далеко не самая сложная задача людей будущего. Восстановление духа – наверное, оказалось самой сложной частью этого проекта.

И оценивая путь семерых пионеров Апокастасиса, следя за их поступками в новом дивном мире, автор пытается представить все нюансы – радостные и трагические, честные и подлые – которые возникают после «выхода» нового воскрешенного из Сферы Обитания.


© Виталий Карацупа, 2013

НАВЕРХ