Жилин Виктор Павлович
(1946 – 1986)




Виктор Жилин
Русский советский писатель-фантаст. Родился в г. Тарту, в 1956 году его семья переехала в Ленинград. В 1970 году окончил Ленинградский механический институт, после которого работал инженером-конструктором в Красноярске, а затем в одном из НИИ Ленинграда.
Фантастику любил с детства, писать и изредка публиковаться начал в 1980-х. Был старостой семинара братьев Стругацких. Первая публикация – фантастический рассказ «Абсолютный гороскоп» (1983), напечатанный в сборнике «Молодой Ленинград’83». Рано ушел из жизни, успев написать лишь одно крупное произведение – повесть «День свершений» (опубликована в 1987-м), которая написана под влиянием произведений А. и Б. Стругацких. Вторая же повесть Виктора Жилина так и осталась неоконченной.
Из авторского предисловия к повести «День свершений»: «Пожалуй, самое сильное из детских впечатлений – первая журнальная публикация «Туманности Андромеды»… Помню, с каким трепетом ждал очередной номер «Техники – молодежи» с продолжением. Было мне в ту пору десять лет… Потом Уэллс, Жюль Верн, Беляев… И наконец – Стругацкие, Лем, Саймак, Шекли… Это уже на всю жизнь!.. Фантастика – это необычный взгляд на мир, возможность верить не просто в исключительное, но и в невозможное вовсе Авторы-фантасты способны создавать «обыкновенные чудеса»: такие ситуации и модели мира, которые совершенно немыслимы в других литературных жанрах. Это, видимо, и есть то главное, что так притягивает меня к фантастике. Зачем я ее пишу и почему?.. До тридцати с лишним мог не писать и не писал. А потом не смог… Все было: и тайное желание потрясти основы, и ощущения полной бездарности, провалы и редкие, пока еще робкие удачи… Мне повезло. Вот уже несколько лет занимаюсь в семинаре фантастической литературы, которым руководит Борис Стругацкий. Ни в одной творческой студии не учат «на писателя», и наш семинар в этом смысле не исключение. Но как важно для начинающего писателя быть в атмосфере творческой, доброжелательной и строгой одновременно. Как важно в моменты неудовлетворенности собой и своими «опытами» видеть перед собой вершины, к которым идти и идти… Мой литературный опыт невелик, но в одном я уверен: без моделирования реалий будущего фантастика оказалась бы очень обедненной, однако важно, ради чего это делается. Важно, чтобы автором руководило жгучее желание поделиться своими тревогами о судьбах мира, общества, человека!..»
Публикации в периодике и сборниках на русском языке
  • Абсолютный гороскоп: [Рассказ] // Молодой Ленинград’83. – Л.: Советский писатель, 1983 – с.278-288
  • Беглец: [Рассказ] / Рис. О. Шапкина // Уральский следопыт, 1986, №2 – с.56-63
  • День свершений: Повесть / Предисловие Б. Стругацкого; Рис. Я. Ашмариной // Уральский следопыт, 1987, №2 – с.33-53; №3 – с.33-49
      То же: День свершений. – Л.: Советский писатель (Ленинградское отделение), 1988 – с.86-152
      То же: День свершений. – М.: Художественная литература, 1989 – с.71-136
  • Проблема Соколовского: Рассказ // Меньше – больше. – Л.: Лениздат, 1988 – с.86-106
  • Тест на совместимость: Рассказ // Дверь с той стороны. – Л.: Детская литература, 1990 – с.137-145
Публицистика
  • [Почему я пишу фантастику] // День свершений. – Л.: Советский писатель (Ленинградское отделение), 1988 – с.84-85
Творчество автора
  • А. и Б. Стругацкие. Некролог В. Жилину // Уральский следопыт, 1987, №2 – с.33

© Виталий Карацупа, 2006