Третья сторона медали




Третья сторона медали (Рис. Ю. Ефимова)

Рассказ Павла Амнуэля и Романа Леонидова «Третья сторона медали» (1968) начинается с того, что герой, филателист-любитель, обнаруживает странный блок, седьмая марка которого носила странное название «Миражи в Змеином море». На каждой марке стояла дата и место выпуска: «2001 год, почта ВФКС. Марс. Эолида». Проживший много лет на Марсе, он знал, что в марсианской атмосфере миражи невозможны. А значит блок марок быстрее всего – явная фальшивка. Это была фантазия художника, но почему тогда эти марки были выпущены как настоящие пейзажи Марса.
Он нашел еще несколько работ этого художника – четыре блока с общим названием «Миражи на Марсе», выпущенные в две тысячи первом году Марсианским отделом Союзной почты и зарегистрированы в качестве официальной серии, годной к обращению во всей Системе. Назвались они – «Миражи в Змеином море», «Миражи на острове Стронгила», «Миражи в Спокойном заливе» и «Миражи на плато Девкалиона». А нарисовал картины археолог и художник Ноэль Бельчер, погибший во время пылевой бури на Марсе в 1999 году. В домике Бельчера нашли более тридцати законченных полотен с зарисовками «миражей» и столько же эскизов, а вскоре его друзья добились выпуска памятных марок с его полотнами.
Дальнейшее неофициальное расследование привело рассказчика к архивным данным по исследованию загадочной болезни «мнемофантом», когда у заболевших наблюдались галлюцинации. Эпидемия вспыхнула внезапно и так же внезапно через два месяца исчезла. Ее даже не успели изучить. Считалось, что Бельчер тоже заболел и под воздействием этой болезни нарисовал свои необычные пейзажи. Но все оказалось куда как сложнее. Герой в записной книжке археолога, хранящейся у вдовы, нашел записи, раскрывающие свет на загадку миражей, которые были ни чем иным, как видео материалом неизвестной цивилизации для нашей развивающейся цивилизации. Бельчер обнаружил в почве на месте миражей круглые тоннели диаметром около метра, с оплавленными краями. Сделав карту, он увидел, что обозначенные им точки ложатся на дугу окружности с центром в заливе Астронавтов, где по всей видимости и находится проектор миражей, который время от времени «всплывает» на поверхность планеты, создает цикл оптических иллюзий в атмосфере, выдавая таким образом содержащуюся в нем информацию, и вновь погружается в толщу песков.
«Мы привыкли в каждом явлении видеть максимум две грани. Палка – о двух концах. Медаль – о двух сторонах. С одной стороны – миражи, невозможность которых нам казалась очевидной. С другой – болезнь, мнемофантом. Нужен был Бельчер, чтобы мы поняли, что у медали есть и третья сторона».

© Виталий Карацупа, 2016