Суд




Суд (Рис. Максима Светланова)

Действие повести Павла Амнуэля и Романа Леонидова «Суд» (1989; повесть написана в 1968 г.) протекает в Древнем Египте в эпоху строительства пирамиды Хафры в Гизе и Сфинкса. Авторы повести предложили свою версию того факта, что при раскопках внутри пирамиды не оказалось саркофага с мумией фараона, а у большого Сфинкса, который был когда-то зарыт и полностью откопан только в 1817 году, негроидные черты лица, хотя древние египтяне придерживались очень жестких правил и законов при изображении людей.
Герой повести – 66-летний скульптор Минхотеп, после неожиданной смерти нынешнего фараона Хафра, от власти которого он немало пострадал в своей жизни. Исходя из непреложного закона, что после смерти фараона и перед его погребением должен состояться обряд, Минхотеп отправился в столицу дабы исполнить священный обычай предков, перед которым равны боги и смертные. Фараон не мог быть погребен, пока весь народ не произнесет над ним Суд. И если на Суде хоть один человек справедливо указывал на какую-то неискупленную вину умершего, в почетном погребении отказывали. Гроб вставляли в нишу в стене в жилом покое – напоминание для детей и внуков.
А Минхотеп, который задолго до смерти фараона начал работу над пирамидой-усыпальницей и статуей сфинкса, знал тайну происхождения Хафры и теперь желал возмездия. Нынешний фараон был некогда рабом-нубийцем по имени Ахром, которого по неизвестной для скульптора причине, жрецы сделали фараоном после смерти предшественника. Выдать нубийца за египтянина помогли слой румян и накладная борода, которые ему пришлось носить до конца своих дней. Какие интриги и политические игры возвысили раба-нубийца – не известно, но в довершение к этому новый владыка повелел себе в жены единственную любовь молодого скульптора. Он мог кивком головы приказать убить любого, но Минхотепу новый фараон отомстил более изощренным способом:
«Ты не умрешь, – сказал он. – Нам нужно твое искусство. Я, Хафра, владыка Верхнего и Нижнего Кемта, сын Озириса, нареченный брат Хуфу, повелеваю тебе, Минхотеп, высечь мою статую для тронного зала с тем, чтобы эта статуя стала образцом для всех последующих скульптур, рельефов и изображений».
Минхотеп со своим помощником Ментахом и ста тысячами строителями-рабами трудились над усыпальницей и однажды решили вырубить Сфинкса. Через шесть лет они создали этот чудесный памятник из большой глыбы камня. Лицо же Сфинкса являло истинный облик Кафры – ясно виделись нубийские черты. Когда же фараон при посещении строительства увидел Сфинкса, он приказал статую закопать, а скульптора сослать в соляные копи.
И только после смерти фараона, когда в столице свершился Суд над мертвым и Ментах воззвал к народу раскопать Сфинкса, чтобы узреть истинное лицо бывшего правителя, открылась правда. Царю царей нечего было ждать теперь от своего народа и от богов: закрытый склеп священен, никто не может открыть его вновь, пирамида останется пустой, тело Хафры обречено позору, а душа – вечным скитанием по земле.

© Виталий Карацупа, 2016