Чисто еврейское убийство
(Расследования комиссара Бутлера)




Цикл «Расследования комиссара Бутлера»

События в рассказе Павла Амнуэля «Чисто еврейское убийство» (1995-1996) протекают в начале двадцатых годов двадцать первого века. Действующие лица: историк Песах Амнуэль, его сосед комиссар тель-авивской уголовной полиции Роман Бутлер и некто Моисей Арнольдович Слуцкий, убитый от удара тяжелого тома Талмуда по голове в стенах вшивы, где в то время находилось еще восемнадцать человек. И самое главное, что каждый из восемнадцати ешиботников утверждал, что это именно он убил негодяя. Решив помочь соседу, Песах посетил сначала ешиву, а потом с разрешения комиссара и квартиру Слуцкого, где нашел старую общую тетрадь, в которой русские слова перемежались с ивритскими и какими-то еще, по всей видимости, арамейскими. И там Слуцкий писал о том, что не только он родился в тот самый день, когда умер его дед, а все без исключения в его роду рождались и умирали также. Из поколения в поколение. Цепочка рождений и смертей прослеживалась до одного из современников Радищева, еврея по крови, жившего в местечке около недавно основанного города Одессы.
Слуцкий в своих поисках пришел к выводу, что в миг смерти душа деда переселяется во внука оттого, что его род – это род Бога – того, кто действительно создал этот мир и человека. Вначале бесконечно сильным и мудрым, но потом потерявшим свою силу потому, что оказался подвластен закону сохранения энергии, который сам же и придумал. Будучи неверующим, он стал ходить в ешиву и беседовать с раввином. И в итоге тот, а также его восемнадцать учеников осознали истинность утверждений Слуцкого. И убили его. Ведь они не смогли простить Богу, что он стал человеком. Бог помогал своему народу много лет назад, а потом перестал. Либо он, мудрый и всемогущий, предоставил нас самим себе, либо он потерял свою бесконечную силу. И что нравственнее – убить одного человека, который когда-то был Богом и создал этот мир, или убить веру миллионов во всемогущего Творца, следящего за нами с небес?

© Виталий Карацупа, 2016