«Пуластер. Роман одной планеты» (Pulaster. Roman eines Planeten) – НФ роман немецких фантастов Ангелы и Карлхайнца Штайнмюллеров, впервые опубликованный в 1986 г. в берлинском молодежном издательстве «Neues Leben» («Новая Жизнь») и в 1988 г. переизданный во франкфуртском издательстве «Суркамп» (в то время самом престижном литературном издательстве ФРГ). В 2008 г. переработанная и дополненная приложениями версия вышла как том 5 Собрания сочинений Штайнмюллеров. В 1988 г. «Пуластер» был премирован призом фэндома ГДР «Фабрикант сновидений» (Der Traumfabrikant) как лучшиий НФ роман ГДР за 1986 и 1987 годы.

Действие романа происходит в 3138 г. на фоне средней эпохи «Вселенной по Штайнмюллерам». Центральным элементом этой эпохи является образ Звездного флота человечества – независимого от Земли корпуса, в котором говорят на классической латыни, звездолеты летают на скоростях до трети световой, а астронавты проводят в анабиозе десятки лет, отчего встречаются на службе Флота выходцы из разных столетий. Поэтому и выбрали для общения язык, не имеющий хождения в своременном мире.

Главный герой романа – Фабиус Гроссер, родившийся в 26-м веке в кружащем вокруг Земли габитате, специалист по использованию межзвездного водорода в двигателях звездолетов, биологический возраст – 35 лет. Он прибывает на планету Пуластер, населённую разумными ящерами, которые живут в первобытном обществе на уровне «деревянного» века (что соотвествует каменному на Земле). В базе Звездного Флота на этой планете он собирается просто ждать прибытия на другом звездолете своей подруги, с которой они расстались несколько десятилетий назад. К Пуластеру он, зведолетчик, относится с умеренным интересом туриста, отчего неожиданную просьбу одной крайне энергичной дамы по имени Георгия подключиться к раскопкам в лесу планеты он отклоняет. (Георгия на разных планетах ищет – пока безуспешно – следы «Вневремянников», гипотетической сверхцивилизации, которая якобы старше нашей вселенной). Отношение Фабиуса к планете резко меняется, когда ему сообщают, что у него образовалась крайне редкая аллергия на процесс анабиоза и на звездолетах он больше путешествовать не может, т. е. ему придется навсегда остаться на Пуластере.

Звездолетчик уже успел познакомиться с хренгами, т.е. работающими в станции Флота разумными ящерами ростом почти в четыре метра, для общения с которыми используют переводчики-автоматы. Некоторые абригены во всём подражают людям, в том числе один хренг, выбравший себе имя Примус (т.е. Первый) Габриэлл. По приказу директора станции и Фабиус, и Габриелл участвуют в этнографической экспедиции к «диким» – не тронутым цивилизацией хренгам. Примкнувшая к экспедиции Георгия злоупотребляет их гостеприимством, ведя строго запрещенные раскопки в святом месте (причем даже находит какие-то непонятные остатки техногенного происхождения). Хренги из находящейся поблизости деревни нападают на экспедицию, люди убегают, но Габриэлл остается пленником своих сородичей.

Просьбу организовать экспедицию для спасения Габриэлла директор станции отклоняет. Корабль, на котором должна была прилететь женщина Гроссера, приносит только записку – ей предложили интереснейшую задачу и изменив свои планы, предлагает Фабиану встретиться через пару десятилетий на другой планете. Также ему сообщают, что найдена возможность, чтобы он и со своей аллергией лег в анабиоз. Как раз когда он собирается покинуть планету, приходит весть от Габриэлла. Он жив. Фабиус решается остаться на Пусластере, а директор ему приказывает освободить Габриэлла.

Первое затруднение при освобождении – убедить в побеге впавшего в депрессию и отрекшегося от людей Габриэлла. Сбежать им все-таки удается, но техника подводит, и дикие хренги отрезают путь в станцию. Фабиусу с Габриэллом приходится предпринять попытку идти другим, очень длинным и опасным путем по джунглям и болотам и по ходу путешествия, в котором, претерпевая разного рода опасные приключения, беглецы начинают понимать и уважать друг друга намного лучше, чем это было возможно на станции Флота. (По своей структуре эта, четвертая часть романы схожа с бегством земного и внеземного героев по льду в последних главах романа У. Ле Гуин «Левая рука тьмы». Кстати, как гетеняне у Ле Гуин, так и хренги – гермафродиты, но так как они на людей совсем не похожи, параллель с темами Ле Гуин тут и кончается).

В местности, куда даже местные жители давно не проникали, они находят развалины города и узнают, что хренги в далеком прошлом имели свою цивилизацию (примерно на уровне Древнего Востока). Но в восстании против своих владык вместе с этими владыками ее и уничтожили. Это сподвигло их ввести такие обычаи и правила, чтобы их потомки жили без всякой техники в первобытном обществе деревянного века. В конце романа Фабиус и Габриэлл добираются до моря, волею судьбы оказываются на небольшом плавающем острове и надеются, что течение их унесет до станции Флота на противоположном берегу залива.


© Эрик Симон, 2018

НАВЕРХ