Повесть Геннадия Прашкевича «Белый мамонт» (2003) написана упрощенным слогом, подстраиваясь по несуществующую хронику племени неандертальцев, звавшихся Людьми Льда, описываемую жизнь племени на протяжении нескольких тысячелетий. Начинается повесть с того, что согласно этой хронике первым человеком на земле был Эббу. Он сидел на тундряной кочке посреди огромного замерзшего моря, покрывшего весь мир, когда к нему пришел белый мамонт Шэли и спросил: «Первый человек Эббу, почему сидишь на тундряной кочке? Почему веселишься?». Ответил Эббу: «Какое веселье? Нет земли, вода только. Как кочевать?». И сделал после этого мамонт Шэли человеку сушу. Взмутил огромными бивнями море до самого заката и стала расти земля.

Но с годами, столетиями и тысячелетиями, белый мамонт всё больше и больше не понимал расплодившихся Людей Льда, стал над ними смеяться, затем ненавидеть и убивать. А племя всё равно жило, росло и столетиями лелеяло надежду убить злобного белого мамонта с помощью Большого копья, изготавливавшегося в их огромной пещере из поколения в поколение. Неспешно прошли века, вместе с медленной шлифовкой и дорабатыванием Копья, постепенно развились в темной пещере настенная живопись, начали слагаться песни, но вместе с тем, менялась и окружающая действительность. И ведь копью так и не судилось дать применение. Уже не было ни белого мамонта, даже никого из большого племени. Остался последний дикарь, который в итоге пришел к Детям Мертвецов – в племя, стоящее на более высокой ступеньке эволюционной лестницы.

Собственно, вот и всё нехитрое содержание повести. Но её стилистика завораживает читателя этим «неандертальским языком», простым, даже примитивным, и в то же время по-своему очень живописным. Да и не сразу понятно, почему автор перемешал своё произведение строками из множества стихотворений русских авторов, которые по-возможности желательно угадывать читателю. Эти небольшие строки, символизирующие итог развития первых несложных стихов-песен в стенах темной пещеры, являются той клейкой лентой, которая соединяет сорок три маленькие главки, из которых и состоит эта очень необычная повесть.

P.S. Последние строками повести – «Летел гусь над тундрой. Увидел – человек у озера сидит. Сел рядом на берегу, долго на человека смотрел, ничего в нем не понял и полетел дальше» – также являются самой последней сказкой в цикле «Сендушные сказки» (2010).


© Виталий Карацупа, 2021

НАВЕРХ