Архив фантастики
Benchley, Peter Bradford
Бенчли Питер Бредфорд (8 мая 1940 – 11 февраля 2006)


Питер Бенчли (1975)
Питер Бенчли (1976)
Питер Бенчли (1979)
Питер Бенчли
Питер Бенчли
Питер Бенчли (2005)





Домашняя страничка писателя

Питер Бенчли (2002 год)

  • Роберт Чарльз Бенчли (Robert Charles Benchley) – дед (15.09.1889 – 14.11.1945)
  • Натаниель Бенчли (Nathaniel Bencley) – отец
  • Нат Бенчли (Nat Benchley) – брат
  • Уинфрид Б. Уиссон (Winifred B. Wesson) – жена
  • Трэйси Бенчли (Tracy Benchley) – дочь
  • Кристофер Бенчли (Christopher Benchley) – сын
  • Клейтон Бенчли (Clayton Benchley) – сын
  • Крис Тернер (Chris Turner) – зять
  • Роберт Бенчли (Robert Benchley) – внук
Американский писатель и журналист, автор восьми романов, сын профессора университета и романиста Натаниела Бенчли (Nathaniel Bencley), автора сатирической книги «Русские идут! Русские идут!» (The Russians Are Coming! The Russians Are Coming!), и внук писателя-юмориста Роберта Бенчли (Robert Benchley). Родился в Манхэттене – престижном районе Нью-Йорка.
Учился в местной начальной школе до восьмого класса, после чего перешел в среднюю школу при «Phillips Exeter Academy» в Эксетере (Нью-Гэмпшир). После окончания в 1961 году Гарвардского университета (Harvard University), где учился на курсе английской филологии, Питер Бенчли в течение года путешествовал по всему миру, а затем вступил в Морской Корпус резервистом на шесть месяцев. На основе своих впечатлений от путешествия он в 1964 году опубликовал документальную книгу «Время и билет» (Time and a Ticket). В том же году (19 сентября 1964) женится на Уинфрид Уиссон (Венди Бенчли), которая родила ему троих детей – дочь Трейси и двух сыновей – Клейтона и Кристофера. Тогда же начинает работать репортером в известной газете «Washington Post», а спустя полгода – в течение трех лет редактором колонки радио и телевидения в «Newsweek». С 1967-го и по январь 1969 года работает в Белом доме, где пишет речи о Вьетнамской войне для президента Линдона Джонсона (Lyndon Johnson). Затем он становится внештатным автором, публикуя в различных изданиях обзоры кинофильмов, путевые заметки, составляя новости для газет и т.д., работал телекомментатором в нью-йоркских радиокомпании «Newsweek Broadcast Service» и телекомпании «WPIX-TV».
Начиная с 16 лет Бенчли, в качестве нештатного автора, пробует писать статьи в различные журналы, а в 20 лет он написал свое первое художественное произведение – рассказ «Тварь», который был издан в США в 1967 году, но особенным успехом не пользовался и прошел незамеченным. Интересен тот факт, что его отец, увидев в сыне зачатки литератора, в течение двух летних месяцев за определенную плату заставлял его заниматься литературой с обязательным условием – в течение 4 часов выдавать тысячу слов, какой бы чушью это не было. И в 21 год Питер Бенчли продает свой первый рассказ журналу «Vogue magazine». А свой дебютный роман «Челюсти» (1974) автор написал под влиянием детских впечатлений, когда он вместе с семьей побывал на острове Нантакет (штат Массачусетс). Их целью являлась меч-рыба, но ее так и не удалось поймать, но зато вокруг в воде было множество акул, которых незадачливые рыбаки и принялись ловить. Впоследствии Бенчли интересовался акулами, много о них знал и даже написал пару историй для журнала об этих морских хищниках. В 1964 году Бенчли прочел о рыбаке, поймавшем около Лонг-Айленда большую белую акулу весом более тонны, и подумал, «а что было бы, если такая акула появилась бы у побережья и не захотела уходить в море?». Оброненное семя сюжета прорастало еще в течение семи лет (даже аванс от издательства в 7,5 тысяч долларов из-за занятости автора не ускорили его написания) – до 1971 года, когда собственно и начал писаться роман. Обложка журнала "Тайм" (1975)
После выхода книга становится настолько популярной, что ее тираж с начала первой публикации в феврале 1974 года, к концу следующего допечатывался еще четыре десятка раз (!). Этот роман в течение сорока недель (почти год) находился на первый местах списка бестселлеров газеты «New York Times». И то, что тираж этого романа выдержал более 20 миллионов экземпляров, кое о чем говорит. В довершение к этому огромной популярности романа способствовал также и одноименный фильм Стивена Спилберга, который вышел на экраны в 1975 году, и к которому Бенчли написал сценарий и даже снялся в небольшой роли журналиста. Вообще, тема опасности, таящейся в глубинах мирового океана, стала превалирующей в творчестве автора, у которого практически все книги так или иначе основаны на личном опыте. В романе «Бездна» (1976) гиперболизируется реальный факт о затонувшем корабле с грузом наркотиков на борту. «Зверь» (1991), в котором речь шла о гигантском кальмаре терроризирующем мирных американских рыбаков одного небольшого городка, был написан после года безуспешной охоты автора на большого кальмара. Роман «Подведение итогов» (1986) появился вследствие собственного опыта автора на службе в Белом доме.
В документальных книгах «Акула!: Правдивые истории и уроки из бездны» (2002) и «Акулья тревога: Правдивые истории об акулах и море» (2002) автор на фактическом материале и на своем 30-летнем опыте помогает читателю приблизиться к океану и его жителям с пониманием и уважением, которое они заслуживают. Он описывает многие типы акул, и немногие, которые представляют подлинную угрозу человеку, рассказывает о том, что известно и что не известно о поведении акул. Все это подкреплено личным опытом: ошибки, которые он сделал и опасности, с которыми он столкнулись при создании бесчисленных статей и телевизионных документальных фильмов, а также своих знаменитых романов.
Шесть романов Питер Бенчли были экранизированы, для трех из них он сам написал сценарии, а за фильм «Остров» (The Island) писатель получил самый большой гонорар – 4 миллиона долларов. Он также частенько появился во многих телевизионных документальных фильмах, делает 15-20-минутные научно-популярные фильмы для Аквариума Новой Англии (New England Aquarium), которые показывают во всех Аквариумах мира. На радио ведет ежедневную программу под названием «Океанский доклад» (Ocean Report), в которой ратует за экологическое сохранение океана и его обитателей.
Его многочисленные статьи и эссе публиковались в таких престижных изданиях, как «Национальный географический журнал» (National Geographic) и «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times). К тому же Бенчли является членом национального совета Защиты Окружающей Среды (National Council of Environmental Defense), являясь представителем его Программы Океанов (Oceans Program). К слову сказать, Бенчли очень жалел о том, что написал роман «Челюсти», т.к. книга и фильм привели к тому, что люди стали жутко ненавидеть акул и при случае их уничтожать. Ради этого, собственно, писатель присоединился к кампании международной группы «В защиту дикой природы», призванной остановить бессмысленное уничтожение акул – самых древних на сегодняшний день рыб на Земле. По словам Бенчли, за четверть века, прошедшие со времени опубликования романа, «акулы подверглись беспрецедентному и не поддающимся никаким оценкам истреблению».
Из восьми художественных романов, авторские допущения таких книг как «Челюсти» (1974), «Остров» (1979), «Девушка из моря Кортеса» (1982) и «Зверь» (1991), вплотную граничат с фантастическим жанром. В «Челюстях» и «Звере» – это нетривиальное и кровожадное поведение морских животных по отношению к человеку, в «Острове» – сохранившаяся в течение почти 300 лет группа пиратов, а в «Девушке из моря Кортеса» - умение почти разговаривать с морскими обитателями юной девушки. А вот чисто фантастической книгой Бенчли стала его последняя книга – научно-фантастический триллер «Белая акула» (1994), в котором речь идет о результатах генетического эксперимента нацистского ученого по выведению новой расы существ – помесь человека и акулы.
Скончался писатель 11 февраля 2006 года в своем доме в Принстоне (штат Нью-Джерси) от фиброза легких. Почти всю свою жизнь он посвятил изучению и защите акул. В 2004 году в честь сороковой годовщины их свадьбы Питер и его жена Венди даже отправились на Гваделупу, где опустились в клетке на дно моря и провели несколько часов в клетке среди многочисленных плавающих акул.


Питер Бенчли (1975) Питер Бенчли в океанариуме Питер Бенчли и Карл Готлиб на фестивале «Jawsfest 2005»
Произведения автора
    Романы
  • 1974 – Челюсти (Jaws) – Doubleday & Co. (Нью-Йорк), 1974. – 312 с. (о)
  • 1976 – Бездна (The Deep) – Doubleday & Co. (Нью-Йорк), 1976. – 302 с. (с.о.)
  • 1979 – Остров (The Island) – Doubleday & Co. (Нью-Йорк). – 302 с. 1979 (о)
  • 1982 – Девушка из моря Кортеса (The Girl of the Sea of Cortez) – Doubleday & Co. (Нью-Йорк), 1982. – 238 с. (п)
  • 1986 – Подведение итогов (Q Clearance) – изд. «Random House», 1986. – 340 с. (п)
  • 1989 – Пьянчуги (Rummies) – изд. «Random House», 1989. – 258 с. (п)
      То же: Под названием «Пьяный» (Lush) – Великобритания
  • 1991 – Зверь (The Beast). – изд. «Random House» (п)
  • 1994 – Белая акула (White Shark) – изд. «Random House». – 324 с. $23.00 (п) ISBN 0-679-40356-6
      То же: 1995 – изд. «Arrow». – 324 с. $4.99 (о) ISBN 0-09-949161-3
      То же: 1995 – изд. «St.Martin’s». – 340 с. $6.50 (о) ISBN 0-312-95573-1
      То же: 1997 – Под названием «Чудовище» Питера Бенчли» (Peter Benchley’s Creature) – изд. «St.Martin’s». – 340 с. $6.99 (о) ISBN 0-312-96573-7

    Сборники

  • 1994 – Три совершенных романа (Three Complete Novels). – изд. «Random House» (п)
      Челюсти (Jaws)
      Зверь (The Beast)
      Девушка из Моря Кортеса (The Girl of the Sea of Cortez)

    Документальные книги

  • 1964 – Время и билет (Time and a Ticket)
  • 1994 – Планета Океан: Описание и обозрение морей (Ocean Planet: Writings and Images of the Sea)
  • 2001 – Акулья тревога: Правдивые истории об акулах и море (Shark Trouble: True Stories About Sharks and the Sea)
  • 2002 – Акула!: Правдивые истории и уроки из бездны (Shark!: True Stories and Lessons from the Deep)
  • 2005 – Жизнь акулы: Правдивые истории об акулах и море (Shark Life: True Stories About Sharks and the Sea) / В соавт. с Карен Войтила (Karen Wojtyla)

    Фильмография

  • 1975 – Челюсти (Jaws) – автор одноименного романа, автор сценария, актер
  • 1975 – Джереми от Якоба Нека (Jeremiah of Jacob's Neck) – автор сценария
  • 1976 – Великий Гудини (The Great Houdini) – автор сценария телефильма
  • 1977 – Бездна (The Deep) – автор одноименного романа, автор сценария, актер
  • 1978 – Охотники в рифах (Hunters of the Reef) – создатель персонажей в телефильме
  • 1980 – Остров (The Island) – автор одноименного романа, автор сценария
  • 1983 – Челюсти 3-D (Jaws 3-D) – по роману «Челюсти»
      То же: 1983 – Челюсти 3 (Jaws 3)
      То же: 1983 – Челюсти 3 (Jaws III)
  • 1989 – Бухта дельфина (Dolphin Cove) – автор сценария телесериала
  • 1990 – Подпись «Showtime» (Byline Showtime) – автор коротких историй и актер в видео-эссе для кабельной сети «Showtime»
  • 1990 – Акулы (Sharks) – автор документального фильма
  • 1991 – Безымянная башня (Nameless Tower) – автор документального фильма
  • 1991 – Земля ветров: испытание полетом (Earthwinds: The Test of Flight) – автор документального фильма
  • 1991 – Кокосовый остров: Остров сокровищ (Cocos Island: Treasure Island) – автор документального фильма
  • 1991 – На дне моря: Галапагосы (Beneath the Sea: The Galapagos) – автор документального фильма
  • 199? – Человек, который любит акул (Man Who Loves Sharks) – автор документального фильма
  • 19?? – Акулы (Audubon Video: Sharks) – автор документального фильма
  • 1994 – Мистер Паркер и Порочный круг (Mrs. Parker and the Vicious Circle) – актер
      То же: 1994 – Мистер Паркер и Круглый стол (Mrs. Parker and the Round Table)
  • 1995 – Создание Стивеном Спилбергом фильма «Челюсти» (The Making of Steven Spielberg's 'Jaws') – гость в видеофильме
  • 1995 – Безжалостные челюсти (Cruel Jaws) – автор сценария телефильма
      То же: 1995 – Зверь (The Beast)
      То же: 1995 – Челюсти 5: Безжалостные челюсти (Jaws 5: Cruel Jaws)
  • 1996 – Зверь (The Beast) – мини-сериал по одноименному роману, исполнительный продюсер
      То же: 1996 – «Зверь» Питера Бенчли (Peter Benchley's The Beast)
  • 1997 – Зверь (The Beast) – по одноименному роману
  • 1998 – Чудовище (Creature) – телефильм по роману «Белая акула», актер
      То же: 1998 – «Существо» Питера Бенчли (Peter Benchley's Creature)
  • 1999 – Амазония (Amazon) – исполнительный продюсер телесериала
      То же: 1999 – «Амазония» Питера Бенчли (Peter Benchley's Amazon)
      То же: 2001 – Амазония – пленники джунглей (Amazonas - Gefangene des Dschungels) – Германия
  • 2002 – Челюсти: Подлинная голливудская история (Jaws: The E! True Hollywood Story) – гость в документальном телефильме
  • 2004 – Личная история: Иностранец Хичкок (Personal History: Foreign Hitchcock) – гость в документальном видеофильме
  • 2005 – Акула все еще в деле (The Shark Is Still Working) – гость в документальном видеофильме
Награды и звания
  • 1976 – номинация на премию «Золотой глобус» (Golden Globe) в категории «лучший сценарий кинофильма» за фильм «Челюсти» (вместе с Карлом Готтлибом)
  • 1976 – номинация на премию «BAFTA Film Award» в категории «лучший сценарий» за фильм «Челюсти» (вместе с Карлом Готтлибом)
  • 1976 – номинация на премию «WGA Award (Screen)» в категории «лучшая драма, адаптированная из другого жанра» за фильм «Челюсти» (вместе с Карлом Готтлибом)
Отдельные издания
  • Челюсти: Роман / Предисл. А. Мулярчика; Худ. А. О. Москвичев. – СПб.; Колпино: Водолей, 1991. – 245 с. 75 000 экз. (о) ISBN 5-87852-001-Х
      То же: Алма-Ата: Демеу, 1991. – 236 с.
      То же: Послесл. А. Мулярччик; Худ. С. Еремин. – Шахты (Рост. обл.): Русский Медведь, 1992. – 222 с. 100 000 экз. (п) ISBN 5-86582-006-0
      То же: Пер. И. Басавиной. – Красноярск: РИЦ «Гротеск»; Новосибирск: Советская Сибирь, 1992. – 256 с. 100 000 экз. (о) ISBN 5-86426-002-9
      То же: Иркутск: Лисна, 1992. – 237 с. – (Библиотека авантюрно-приключенческого романа). 200 000 экз. (о)
      То же: Пер. И. Басавиной. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2002. – 304 с. – (Persona grata). 5 100 экз. (п) ISBN 5-699-00709-1
  • Бездна: Романы. – М.: ЛИК, 1993. – 640 с. – (Экран. Книга). 50 000 экз. (п) ISBN 5-87188-013-4
      Бездна / Пер. А. Флотского – с.
      Девушка из моря Кортеса / Пер. А. Хохрева – с.
      Челюсти / Пер. И. Басавиной – с.
  • Белая акула: Роман / Пер. Н. Белова. – М.: Новости, 1996. – 320 с. – (Мировой бестселлер) (п) ISBN 5-7020-0932-0
      То же: Роман / Пер. Н. Белова. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2002. – 336 с. – (Persona grata). 6 000 экз. (п) ISBN 5-699-00965-5
  • Тварь: Роман / Пеp. А. А. Литовкиной, О. H. Hокс. – М.: Hовости, 1997. – 336 с. – (Миpовой бестселлеp). 10 000 экз. (п) ISBN 5-7020-1009-4
      То же: Роман. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2003. – 368 с. – (Persona grata). 5 100 экз. (п) ISBN 5-699-021141-8
  • Бездна: Роман / Пер. М. Пазиной. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2003. – 304 с. – (Persona grata). 6 100 экз. (п) ISBN 5-699-01607-4
  • Остров: Роман. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2003. – 288 с. – (Persona grata). 4 100 экз. (п) ISBN 5-699-02510-3
  • Девушка из моря Кортеса: Романы. – М.: Эксмо; Домино. – 2004. – 544 с. – (Почерк мастера). 6 000 экз. (п) ISBN 5-699-06537-7
      Тварь / Пер. А. Литовкина, О. Нокс – с.3-328
      Девушка из моря Кортеса / Пер. М. Красавина – с.329-542
Публикации в периодике и сборниках
  • Челюсти: Роман / Пер. И. Басавиной // Иностранная литература, 1984, №7 – с.92-162, №8 – с.77-157
      То же: П. Бенчли. Челюсти; Р. Хаббард. Страх. – Минск: Агентство «Дайджест», 1992 – с.
  • Остров: Роман // Индиана Джонс. – СПб.: ЛИК, 1993 – с.
Публицистика
  • Верхом на морском скате: [Очерк их журнала «Нэшнл джиогрэфик»] / Пер. с нем. Татьяны Михайловой // Смена, 1981, №18 – с.28-29
Творчество автора
  • Александр Ройфе. [О кинофильме «Тварь Питера Бенчли»] // Если, 1999, №8 – с.103
  • Питер Бенчли (1940-2006) // Сергей Неграш. Иные замки: Путеводитель по зарубежной фантастике. – СПб.: Северо-Запад; ООО «Андрей Буровский КиФ», 2021 – с.31

© Виталий Карацупа, 2003-2006