Тополь Эдуард Владимирович
Topol, Edward (8 октября 1938)


Чужое лицо (1991)
Чужое лицо (1994, СПИКС)
Чужое лицо (19.., Бухарест)
Чужое лицо (1994, Харьков)
Чужое лицо (1994, Эрго-пресс, переплет)
Чужое лицо (1994, Эрго-пресс, суперобложка)
Чужое лицо (1999)
Чужое лицо (2000)
Чужое лицо (2002)
Чужое лицо (2002)
Чужое лицо (2004)
Чужое лицо (2008)
Чужое лицо (2009)
Чужое лицо (2011)
Завтра в России (1991)
Завтра в России (1992)
Завтра в России (1992, другой вариант обложки)
Завтра в России (1992, другой вариант обложки)
Ловушка для Горби (1992)
Завтра в России (1994, СПИКС)
Завтра в России (1994, Эрго-пресс, переплет)
Завтра в России (1994, Эрго-пресс, суперобложка)
Завтра в России (1999)
Завтра в России (2002)
Завтра в России (2004)
Завтра в России (2005)
Завтра в России (2012)
Чужое лицо; Завтра в России (1996)
Чужое лицо; Завтра в России (1997)
Женское время, или война полов (1997)
Женское время, или война полов (2001)
Женское время, или война полов (2001, в 2-х книгах)
Женское время, или война полов (2008)
Женское время, или война полов (2011)
Римский период, или Охота на вампира (2002)
Римский период, или Охота на вампира (2003)
Римский период, или Охота на вампира (2005)
Римский период, или Охота на вампира (2011)
Приключения паразитика (2011)
В погоне за наваждением. Наследники Стива Джобса (2012)
В погоне за наваждением. Наследники Стива Джобса (2012)
Астро. Любовник Кассиопеи (2014)
Лобное место (2014)
Упреждение (2015)
Dermo! The Real Russian Tolstoy Never Used (1997, США)
Явление Пророка (2021)



Эдуард Тополь

Советский и американский писатель, кинодраматург, продюсер и режиссёр. Настоящее имя – Эдуард Хаимович Топельберг.
Родился в Баку (ныне Азербайджан). В годы Великой отечественной войны находился в эвакуации в Сибири. После войны семья до 1953 года жила на Украине в Полтаве, затем был переезд в Баку, где Эдуард проучился два последних класса и в 1955 году окончил среднюю школу. Его одноклассниками в этой бакинской школе были Юлий Гусман и Рустам Ибрагимбеков.
Два года пытался поступить на филологический факультет Бакинского государственного университета. В сентябрьском номере журнала «Литературный Азербайджан» появилась первая публикация – два стихотворение – молодого поэта. А в 1957 году в 9-м номере журнала «Юность» было напечатано стихотворение «Я из племени самых юных», и в том же году были и другие поэтические публикации в газетах и журналах. После этого в 1957-м, ободрённый успехом, он попытался поступить на факультет журналистики Ленинградского университета – и снова неудача. Пришлось идти в армию.
После службы в рядах Советской Армии (службу проходил в Эстонии) поступил на работу в газеты «Бакинский рабочий» и «Социалистический Сумгаит», отослал свои сочинения на конкурс в Литературный институт и во ВГИК. И прошел сразу в два вуза. В 1959-м поехал поступать в Москву в Литературный институт, но его вновь не приняли (опять проклятый «пятый пункт»). А во Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК) поступил год спустя на сценарный факультет (мастерская И. Маневича). В студенческие годы сотрудничал с «Литературной газетой», «Комсомольской правдой» в качестве внештатного корреспондента. После окончания ВГИКа с 1965 года становится профессиональный киносценаристом. По его сценариям были поставлены кинофильмы «Юнга Северного флота», «Несовершеннолетние», «Ошибки юности», «Любовь с первого взгляда» и др.
В октябре 1978 года эмигрировал, сначала в Вену, затем в Рим и, наконец, в 1979 приехал в США. Решение покинуть родину у него возникло после того, как в Моссовете ему отказали в праве купить кооперативную квартиру только на том основании, что он еврей. Его исключили из Союза кинематографистов СССР и Союза журналистов СССР. «Главная же причина, по которой я уехал, заключалась в том, что я придумал роман об эмиграции. Шолом-Алейхем написал про первую волну, а я придумал написать про вторую. Для этого надо было ехать вместе со всеми, что я и сдела».
Первое время писал рассказы для русской еженедельной газеты, редактировал еврейские религиозные книги для крохотного издательства «Ал Тидом» (они затем нелегально забрасывались в СССР). Известность как писатель Эдуард Тополь получил благодаря написанным совместно с Фридрихом Незнанским детективным романам «Журналист для Брежнева» (1981) и «Красная площадь» (1983), вышедшим в издательстве «Посев». После выхода второго романа соавторы сильно поссорились и Тополь стал работать самостоятельно. А в 1995 году в статье «Паразит Фридрих Незнанский» Э. Тополь обвинил бывшего соавтора в паразитизме: «Этот тип претендует на 50 % соавторства, в то время как ему от силы положено 20%».
В итоге в конце 1997 года Незнанский подал в Замоскворецкий суд Москвы иск к издательству «Эксмо», требуя не только вернуть его имя на обложку, но и выплатить определенную сумму за нарушение его авторских прав и оскорбление писательской репутации. Основываясь на результатах экспертиз, проведенных Институтом мировой литературы и Институтом русского языка РАН, а также Институтом криминалистики, суд признал автором спорных текстов исключительно Эдуарда Тополя. Это решение, позднее было подтверждено Дорогомиловским межрайонным и Московским городским судом.
За этими двумя романами последовали «Чужое лицо», «Красный газ», «Кремлевская жена», «Русская семерка», «Завтра в России».
Жил Э. Тополь в Бостоне, Торонто и Майами, затем вместе с женой Эмилией и сыном осел в Принстоне, но большую часть времени проводит в России. Свое первое посещение родины предпринял в 1990-м. Затем эти посещения стали более частными: «Я сейчас только одну треть года бываю в Штатах, а две трети года провожу в России. И это происходит последние 10 лет, поскольку я там не только пишу и издаю книги, но ещё и делаю кино»
В СССР его первая книга была напечатана в 1990 году – роман «Роман о любви и терроре», за которой были изданы все семь его книг, написанные к тому времени в США. Кроме традиционных политических детективов, из-под пера писателя вышли несколько эротических романов («Россия в постели», «Новая Россия в постели», «Невинная Настя»), роман-расследование «Роман о любви и терроре, или Двое в «Норд-Осте», цикл о советской эмиграции («Московский полет», «Любожид» и др.), биографические произведения («Влюбленный Достоевский», «Бисмарк»), а также детские книги.
Его романы популярны во многих странах и, кроме большинства европейских языков, переведены даже на японский. В 2008 году он дебютировал в роли продюсера и кинорежиссёра. Дважды женат, имеет дочь и сына.
* * *
В большой литературной жизни Эдуарда Тополя, часть его произведений или имеет в сюжете фантастический элемент и полностью представляет собой фантастическое произведение.
В 1983 году он пишет роман «Чужое лицо», в котором высказывает идею о разработанном в СССР сейсмическим оружии, которое действует по принципу направленных взрывов с помощью заложенных подводной лодкой зарядами около берегов Швеции. И все-таки автор в послесловии признается, что это чистый вымысел: «А даже если предположить, что описанное в моем романе сейсмическое оружие – пока фантастика, разве не может быть уже совершенной реальностью, что эти мини-лодки начинены простым динамитом или атомным зарядом?».
Самой же известной его книгой стал роман «Завтра в России» (1987), в котором писатель описал крушение советского строя и предсказал августовский путч 1991 года. «Я сел писать исторические фантазии на тему «Завтра в России» в октябре 1986 года, и на первых порах даже мне самому развитие сюжета часто казалось нелепым бредом неумелого романиста. Но потом советская история вдруг стала развиваться так стремительно, что события, выдуманные мной и отнесенные на 1992-94 года, начали превращаться в сегодняшний и даже вчерашний день» (1991). Роман «Завтра в России» впервые был опубликован летом 1988 года в нью-йоркской русской газете «Новое Русское Слово». После публикации романа в Болгарии, в самой России он вышел только в мае 1991 года в Махачкале полупиратским тиражом. За три месяца до тех событий, которые в нем предсказаны».
Впоследствии автор еще не раз возвращался к фантастическим сюжетам в своих книгах: «Женское время, или война полов» (1997) о создании псиоружия и наступления власти новых амазонок, «Римский период, или Охота на вампира» (2002) об охоте на маньяка-убийцу с комплексом вампира, который выбран в качестве орудия политических и шпионских интриг, «В погоне за наваждением. Наследники Стива Джобса» (2002) о виртуальном оружии и создателях Тотальных Ночных Наваждений, «Астро. Любовник Кассиопеи» (2014) о втором пришествии людей-великанов на Землю, а также дилогии «Лобное место» (2014-2015), в которой действие происходит в прошлом веке, в наши дни и в 2034-м, когда люди начнут путешествовать во времени.
А в сказочно-фантастическом боевике «Приключения паразитика» (2011) автор описывает мир, который существует рядом, но ни один человек, ни один зверь не замечает его присутствия. Они просто не в силах это сделать, потому что этот мир невидим. Это мир насекомых, в котором действуют те же правила, что и людей, и героям повести приходится решать не меньшие, чем человеческие, проблемы.
Произведения автора
    Романы
  • 1981 – Журналист для Брежнева, или Смертельные игры / В соавт. с Ф. Незнанским
  • 1983 – Красная площадь / В соавт. с Ф. Незнанским
  • 1983 – Чужое лицо (Submarine U-137)
  • Дилогия об Анне Ковиной
      1984 – Красный газ
      1988 – Кремлевская жена
  • 1986 – Русская семерка / В соавт. с Эмилией Тополь
  • 1987 – Завтра в России
      То же: Под названием «Ловушка для Горби»
  • Цикл «Эмиграции»
      1989 – Московский полет
      1992 – Любожид, или Русская дива
      2002 – Римский период, или Охота на вампира
      2013 – Элианна, подарок Бога
  • 1994 – Россия в постели
  • 1994 – Убийца на экспорт
  • 1994 – Охота за русской мафией
  • 1994 – Кремлевский пленник
  • 1995 – Кремлевское золото / В соавт. с В. Зайцевым
  • 1996 – Я хочу твою девушку / В соавт. с А. Стефановичем
  • 1997 – Женское время, или Война полов
  • 1997 – Китайский проезд
  • 1999 – Настоящая любовь, или Жизнь как роман
  • 1999 – Новая Россия в постели
  • 2001 – Свободный полёт одинокой блондинки
  • 2002 – Невинная Настя, или Сто первых мужчин
  • 2003 – Роман о любви и терроре, или Двое в «Норд-Осте»
  • 2003 – У. е. Откровенный роман
  • 2010 – Дочь капитана
  • 2012 – Бисмарк. Русская любовь железного канцлера
  • 2012 – В погоне за наваждением. Наследники Стива Джобса
  • 2014 – Астро. Любовник Кассиопеи
  • Дилогия
      2014 – Лобное место. Роман с будущим
      2015 – Упреждение
  • 2015 – 18+, или Последний аргумент
  • 2021 – Явление Пророка

    Повести

  • 2006 – Интимные связи
  • 2006 – Ангел с небес
  • 2006 – Монтана
  • 2006 – Ванечка
  • 2006 – Пластит
  • 2008 – На краю стою
  • 2010 – Братство Маргариты. Смешная история
  • 2010 – Япона коммуна, или Как японские военнопленные построили коммунизм в отдельно взятом сибирском лагере (по мемуарам японских военнопленных)
  • 2010 – Father's Dance, или Ивана ищет отца
  • 2010 – Ритуальное убийство. Театральный процесс в двух действиях и четырех стенограммах
  • 2010 – Повесть о настоящем
  • 2010 – Клубные девочки
  • 2010 – Секс при переходе от коммунизма к капитализму
  • 2010 – Алена и Мартин
  • 2011 – Та самая любимая
  • 2011 – Приключения паразитика

    Рассказы

  • 1962 – Хонто и Хаяма
  • 1965 – Случай в чайхане
  • 1965 – Внучка моллы
  • 1966 – Единственный в городе кот
  • 1966 – Последний крест на Ямале
  • 1993 – Станислав Говорухин как зеркало русского отчаяния
  • 1994 – Судьба капитана или КГБ в море
      То же: Под названием «КГБ и море»
  • 1994 – Две смерти, две жизни Исаака Иткинда
  • 1994 – Чудеса – бывают
  • 1994 – Похищение невесты
  • 1994 – Сила искусства
  • Рассказы для серьезных детей и несерьезных взрослых (Асины рассказы)
      1994 – Шурка – дважды эмигрант Советского Союза
      1994 – Эвакуация
      1994 – Моя кошка Джина Лоллобриджида
      1994 – Про моих воронят
      1994 – Мои любимые собаки
      1994 – Йалка – музыкальный осел
      1994 – Сонные истории
      1994 – Самый лучший рассказ
      1994 – Приключения маленькой скрипки
      1994 – Про таракана Шурупика, мышку Сусанну и попугая Костю-одессита
  • 1995 – P.S., или Год спустя
  • 1995 – Что я помню о Галиче
  • 1995 – Два репортажа
  • Самые-самые северные истории
      1995 – Как Мышонок со всем миром разговаривал
      1995 – Как Моржи с Белыми Медведями поссорились
      1995 – Как на Самом-Самом Севере лисицы на уток охотятся
  • 2010 – Недотепа Кэрол
  • 2010 – Влюбленный Бисмарк
  • 2011 – Амурская лав-стори
  • 2011 – Пятый параграф

    Пьесы и киносценарии

  • 1976 – Любовь с первого взгляда: Комические и драматические воспоминания в 2 ч. / В соавт. с Б. Владимировой
  • 1996 – Четыре чемодана из «Шереметьево-2»: По роману «Любожид»
  • 1998 – Уроки музыки
  • 1998 – МА-77: Уголовная комедия в 2-х д.
  • 2000 – Тверская (Шлюхи): Либретто мюзикла
  • 2000 – Влюбленный Достоевский: Сценарий
  • 2001 – Гений и женщина, или Влюбленный Достоевский: Киносценарий
  • 2005 – Голосовые связки: Пьеса в 2 д.
  • 2010 – Братство Маргариты: Комедия

    Публицистика и документалистика

  • 1995 – Литературное покаяние
  • 1997 – Dermo! The Real Russian Tolstoy Never Used
  • 1998 – Игры в кино: Роман моей киножизни – автобиографическая книга
  • 2003 – Очищение от Незнанского
  • 2010 – Мой прекрасный и проклятый «Пятый параграф»
  • 2010 – Лаборатория автора
  • 2010 – Вожделение, искушение, obsession и другие несусветные глупости

    Фильмография и экранизации

  • 1968 – Там, где длинная зима – автор сценария
  • 1971 – Море нашей надежды – автор сценария
  • 1973 – Юнга Северного флота – автор сценария
  • 1973 – Открытие – автор сценария
  • 1975 – Любовь с первого взгляда – автор сценария
  • 1976 – Несовершеннолетние – автор сценария
  • 1978 – Ошибки юности – автор сценария
  • 2004 – Красная площадь (телесериал) – автор сценария
  • 2006 – У. е. (телесериал) – автор сценария
  • 2007 – Ванечка – автор сценария
  • 2008 – Монтана – автор сценария
  • 2008 – На краю стою – автор сценария, продюсер и со-продюсер
  • 2010 – Трубач из России – режиссер документального фильма
  • 2011 – Чужое лицо (телесериал) – автор сценария
Награды и звания
  • 1974 – премия «Алая гвоздика» ЦК ВЛКСМ за лучший фильм для детей и юношества 1974 года (фильм «Юнга Северного флота»)
  • 1997 – знак «За заслуги в пограничной службе»
  • 2003 – специальный приз правительства Москвы на Международном форуме «Зарубежная диаспора» в Москве
  • 2005 – премия Московского правительства за развитие русского языка и литературы за рубежом «Вместе с Россией»
  • 2008 – Приз имени актера Анатолия Папанова международного кинофестиваля «Золотой Феникс» за фильм «На краю стою»
  • 2008 – специальный приз Международного фестиваля военно-патриотического кино имени Сергея Бондарчука «Волоколамский рубеж» за фильм «На краю стою»
Библиография фантастических произведений
Отдельные издания
  • Чужое лицо (Submarine U-137): Роман. – Нью-Йорк: Eduard Topol ltd, 1987. – 390 с. (о)
      То же: Роман. – М.: Перо, 1991. – 368 с. 20 руб. 100 000 экз. (п) ISBN 5-85936-010-Х
      То же: Роман. – СПб.: АО «СПИКС», 1994. – 384 с. 50 000 экз. (о) ISBN 5-7288-0031-9
      То же: Роман. – Бухарест: Альбатрос, 19..
      То же: Детективный роман. – Харьков: Харків, 1994. – 320 с. 50 000 экз. (о) ISBN 5-7700-0423-1 – [Издано по заказу и материалу фирмы «Баркар, ЛТД»]
      То же: Роман / Худ. В. Зенков. – М.: Эрго-пресс, 1994. – 352 с. – (Обойма детективов). 100 000 экз. (с.о.) ISBN 5-87081-007-8
      То же: Роман. – М.: АСТ, 1999. – 460 с. – (Криминальный роман). 20 000 экз. (о) ISBN 5-237-01697-9
      То же: Роман. – М.: АСТ, 2000. – 460 с. 10 000 экз. (о) ISBN 5-17-003082-7 – [На обороте титульного листа в аннотации: Вып.15]
      То же: М.: АСТ, 2002. – 448 с. 2 100 экз. (п) ISBN 5-17-001070-2
      То же: М.: АСТ, 2002. – 459 с. 10 000 экз. (о) ISBN 5-17-003082-7
      То же: М.: АСТ, 2004. – 448 с. 3 000 экз. (п) ISBN 5-17-021886-9
      То же: Роман. – М.: Время, 2008. – 592 с. – (Собрание сочинений в 5 томах: Том 1). 3 000 экз. (п) ISBN 978-5-9691-0376-4
      То же: М.: АСТ, Neoclassic, 2009. – 464 с. – (Классическая и современная проза). 4 000 экз. (п) ISBN 5-17-027233-4
      То же: М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, Neoclassic, 2011. – 480 с. 3 000 экз. (п) ISBN 978-5-17-072254-9, ISBN 978-5-271-36258-3, ISBN 978-5-4215-2287-4
  • Завтра в России: Роман. – Махачкала, 1991. – 180 с. (п)
      То же: Роман / Худ. Ю. Крылов. – М.: Информкультура; Ярославль: МП «Нума», 1992. – 352 с. 500 000 экз. (п) ISBN 5-85936-010-Х
      То же: Под названием «Ловушка для Горби». – М.: ПИ «А. Заликсон и Ко», 1992. – 288 с. 50 000 экз. (с.о.)
      То же: Роман / Худ. Э. Бубович, Н. Розенталь. – СПб.: АО «СПИКС», 1994. – 384 с. 50 000 экз. (о) ISBN 5-7288-0027-0
      То же: Роман. – М.: Эрго-пресс; ТОО «ПЕТРЪ», 1994. – 352 с. – (Обойма детективов). 50 000 экз. (с.о.) ISBN 5-87081-016-7
      То же: Роман. – М.: АСТ, 1999. – 412 с. 20 000 экз. (о) ISBN 5-237-01128-4 – [На обороте титульного листа в аннотации: Вып.17]
      То же: Роман. – М.: АСТ, 1999. – 412 с. – (Криминальный роман; вып.8). 10 000 экз. (о) ISBN 5-237-01128-4
      То же: АСТ, 2002. – 410 с. 10 000 экз. (о) ISBN 5-17-004303-1
      То же: М.: АСТ, Харвест, 2004. – 410 с. – (Классическая и современная проза). 4 000 экз. (о) ISBN 5-17-022861-9
      То же: М.: АСТ, 2005. – 448 с. 3 000 экз. (п) ISBN 5-17-029378-X
      То же: Роман. – М.: Астрель, Neoclassic, 2012. – 512 с. 3 000 экз. (о) ISBN 978-5-271-45166-9
  • Чужое лицо; Завтра в России: Романы. – Ростов-на-Дону: Гермес, 1994. – 768 с. – (Собрание сочинений). 50 000 экз. (п) ISBN 5-87022-086-6
      Чужое лицо – с.
      Завтра в России – с.
  • Чужое лицо; Завтра в России: [Романы] / Худ. В. Зенков. – М.: АСТ, 1996. – 768 с. – (Собрание сочинений, том 1). 10 000 экз. (п) ISBN 5-88196-417-9
      Чужое лицо – с.
      Завтра в России – с.
  • Чужое лицо; Завтра в России: Романы. – М.: АСТ, 1997. – 707 с. ISBN 5-07841-0166-8
      Чужое лицо – с.
      Завтра в России – с.
  • Женское время, или война полов: Роман-мистерия / Худ. Ю. Федичкин. – М.: Назрань, АСТ, 1997. – 592 с. 50 000 экз. (п) ISBN 5-15-000943-1
      То же: Роман-мистерия / Худ. Ю. Д. Федичкин. – М.: АСТ, 1998. – 592 с. – (Собрание сочинений). 6 000 экз. (о) ISBN 5-15-001016-2
      То же: Роман-мистерия. – М.: АСТ, 1998. – 496 с. 10 000 экз. ISBN 5-237-01180-2
      То же: Роман-мистерия. – М.: АСТ, 1999. – 496 с. 10 000 экз. ISBN 5-17-01180-2
      То же: Роман-мистерия. – М.: АСТ, 2000. – 496 с. 10 000 экз. ISBN 5-17-002597-1
      То же: Роман. – М.: АСТ, 2001. – 448 с. (о)
      То же: Роман: Книга 1. – М.: АСТ, 2001. – 256 с. 10 000 экз. (о) ISBN 5-17-011648-9, ISBN 5-17-008942-2
      То же: Роман. – М.: АСТ, 2008. – 512 с. 4 000 экз. (о) ISBN 978-5-17-030707-4, ISBN 978-5-9713-0030-4
      То же: Роман. – М.: АСТ, АСТ Москва, Neoclassic, 2008. – 512 с. – (Классическая и современная проза). 2 000 экз. (о) ISBN 5-17-028548-5, ISBN 5-9713-0007-5
      То же: Роман. – М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2011. – 416 с. 5 000 экз. (о) ISBN 978-5-17-072643-1, ISBN 978-5-271-34304-9, ISBN 978-5-4215-1947-8
  • Римский период, или Охота на вампира: Роман / Оформл. А. Кудрявцева. – М.: АСТ, 2002. – 490 с. 40 000 экз. (п) ISBN 5-17-012747-2
      То же: Роман. – М.: АСТ, 2003. – 496 с. 8 000 экз. (п) ISBN 5-17-012449-7
      То же: Роман. – М.: АСТ, 2005. – 496 с. 2 500 экз. (п) ISBN 5-17-027763-6
      То же: Роман. – М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2011. – 384 с. 3 000 экз. (п) ISBN 978-5-17-071280-9, ISBN 978-5-271-35661-2, ISBN 978-5-226-03824-2
  • Приключения паразитика: Cказочно-фантастический боевик / Худ. С. Расторгуев. – М.: АСТ, Астрель, Харвест, Малыш, 2011. – 144 с. – (Планета детства). 7 000 экз. (п) ISBN 978-5-17-071161-1, ISBN 978-5-271-32212-9, ISBN 978-985-16-9497-2
  • В погоне за наваждением. Наследники Стива Джобса: Роман. – М.: Астрель, Харвест, Neoclassic, 2012. – 352 с. 11 000 экз. (п) ISBN 978-5-271-41854-9, ISBN 978-985-18-1229-1
      То же: Роман. – М.: Астрель, Neoclassic, 2012. – 352 с. 4 000 экз. (п) ISBN 978-5-271-42084-9
  • Астро. Любовник Кассиопеи: Роман. – М.: АСТ, 2014. – 320 с. – (Бестселлеры Эдуарда Тополя). 8 000 экз. (п) ISBN 978-5-17-085331-1
  • Лобное место. Роман с будущим: [Роман]. – М.: АСТ, 2014. – 320 с. – (Бестселлеры Эдуарда Тополя). 7 000 экз. (п) ISBN 978-5-17-087953-3
  • Упреждение: Роман. – М.: АСТ, 2015. – 320 с. – (Бестселлеры Эдуарда Тополя). 6 000 экз. (п) ISBN 978-5-17-089623-3
  • Явление Пророка: Повесть временных лет / Обложка Ольги Жуковой. – М.: АСТ, 2021. – 320 с. – (Бестселлеры Эдуарда Тополя). (п) ISBN 978-5-17-134109-1
Публикации в периодике и сборниках
  • Завтра в России: Отрывок из романа / Рис. К. Рыбалко // Столица (Москва), 1991, №41-42 – с.5-10
      То же: Отрывок из романа // МИГ (Запорожье), 1991, ...
      То же: Роман // Э. Тополь. Завтра в России; Россия в постели. – М.: Эрго-пресс, 1994 – с.
      То же: Из романа «Завтра в России»: [Отрывок] // Э. Тополь. Эротика.iz (из разных книг). – М.: АСТ, АСТ Москва, Neoclassic, 2007 – с.285-302
      То же: Роман // Э. Тополь. Горбачевская трилогия. – М.: АСТ, 2011 – с.463-793
  • Чужое лицо: Роман // Подвиг, 1992, №1 – с.4-277
      То же: Роман // Э. Тополь. Чужое лицо; Русская семерка. – М.: Эрго-пресс, 1994 – с.
      То же: Роман // Э. Тополь. Чужое лицо; Русская семерка. – М.: АСТ, 2004 – с.5-408
  • Женское время, или война полов: Роман // Э. Тополь. Охота за русской мафией; Убийца на экспорт; Женское время, или Война полов. – М.: АСТ, 2003 – с.215-635
      То же: Из романа «Женское время»: [Отрывок] // Э. Тополь. Эротика.iz (из разных книг). – М.: АСТ, АСТ Москва, Neoclassic, 2007 – с.303-328
  • Римский период, или Охота на вампира: Роман // Э. Тополь. Китайский проезд; Римский период, или Охота на вампира. – М.: АСТ, 2003 – с.369-699
      То же: Из романа «Римский период»: [Отрывок] // Э. Тополь. Эротика.iz (из разных книг). – М.: АСТ, АСТ Москва, Neoclassic, 2007 – с.225-240
Избранная библиография нефантастических произведений
Отдельные издания
  • Русская семерка; Рассказы. – Ростов-на-Дону: Гермес, 1995. – 640 с. 20 000 экз. (п) ISBN 5-87022-110-2 – подписано к печати 13.02.1995 г.
      Эмилия Тополь, Эдуард Тополь. Русская семерка: Роман – с.3-350
      Рассказы
        КГБ и море – с.353-402
        Две жизни, две смерти Исаака Иткинда – с.403-419
        Чудеса бывают – с.420-438
        P.S. или год спустя – с.439-448
        Похищение невесты – с.449-461
        Что я помню о Галиче – с.462-468
        Станислав Говорухин как зеркало русского отчаяния: Репортаж из России, ноябрь 1993 года – с.469-491
        Два репортажа – с.492-522
          1. «Репортаж из переулка» – с.492-505
          2. «Бакинские наркоманы» – с.506-522
        Последний крест на Ямале – с.523-536
        Сила искусства – с.537-548
        Моя кошка Джина Лоллобриджида – с.549-558
        Про моих воронят – с.559-565
        Мои любимые собаки – с.566-576
        Йалка – музыкальный осел – с.577-584
        Сонные истории – с.585-595
        Шурка – дважды эмигрант Советского Союза – с.596-601
        Эвакуация – с.602-609
        Самый лучший рассказ – с.610-615
        Приключения маленькой скрипки – с.616-621
        Про таракана Шурупика, мышку Сусанну и попугая Костю-одессита – с.622-629
        Самые-самые северные истории: [Сказки] – с.630-638
          [От автора] – с.630-632
          Как Мышонок со всем миром разговаривал – с.632-634
          Как моржи с белыми медведями поссорились – с.634-636
          Как на Самом-Самом Севере лисицы на уток охотятся – с.636-638
Публикации в периодике и сборниках
  • Хонто и Хаяма. Юмористический рассказ / Рис. И. Оффенгенден // Юность, 1962, №11 – с.109-110
  • Есть такие девчата...: Невыдуманные рассказы // Юность, 1965, №1 – с.88-90
      Случай в чайхане – с.88-89
      Внучка моллы – с.89-90
  • Случай в чайхане: Рассказ // Вендетта. – М.: Молодая гвардия, 1965 – с.
  • Единственный в городе кот: [Рассказ] // Юный натуралист, 1966, №7 – с.10-11
  • Последний крест на Ямале: [Рассказ] // Комсомольская правда, 1966, ... – с.
  • Кремлевская жена: Роман // Новое русское слово (Нью-Йорк), 1989, 19 июня – с.
      То же: Политический детектив // Журналист, 1991, №№3-5
  • Красная площадь: Детективный роман-версия / В соавт. с Ф. Незнанским // Нева, 1991, №9 – с.27-163
      То же: Отрывок из романа // Столица (Москва), 1991, №28 – с.58-62
  • Станислав Говорухин как зеркало русского отчаяния: Репортаж из России, ноябрь 1993 года: [Рассказ] // Новое русское слово (Нью-Йорк), 1993, декабрь – с.
  • Сила искусства: [Рассказ] // Новое русское слово (Нью-Йорк), 1994, октябрь – с.
Публицистика
  • Как помочь солнцу: [Очерк] / Фото автора // Вокруг света (Москва), 1963, №2 – с.33
  • Жаркое лето в Тольятти: [Очерк] / Фото Виктора Сакка // Смена, 1968, №15 – с.2-6
  • Миллион для чемпионки: Очерк о «беловоротничковой» преступности в советском спорте / В соавт. с Ф. Незнанским // Континент, 1980, №23 – с.315-341
  • Возлюбите Россию, Борис Абрамович!: Открытое письмо Березовскому, Гусинскому, Смоленскому, Ходорковскому и остальным олигархам // Аргументы и факты, 1998, 15 сентября (№38) – с.5-6
Поэзия
Переводы
Об авторе
  • Роман Арбитман. Кто выдумал Андропова: [Рец. на книгу Ф. Незнанского и Э. Тополя «Журналист для Брежнева, или Смертельные игры»] // Независимая газета, 1991, 3 августа – с.
      То же: Роман Арбитман. Участь Кассандры. – Саратов: МП «Литера-II», 1993 – с.90
  • Роман Арбитман. Коллеги, однофамильцы и прочие: [О детективных романах писателей Фр. Незнанского и Эдуарда Тополя] // Урал (Екатеринбург), 1992, №7 – с.201-208
  • Тополь Эдуард (1939) / А. П. Лукашин // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. – Минск: ИКО «Галаксиас», 1995 – с.562
  • Лев Гурский. Пускай соавтор, паразит, другой пейзаж изобразит: [О статье Эдуарда Тополя «Паразит Фридрих Незнанский»] // Сегодня, 1995, 1 сентября (№165) – с.10
      То же: Лев Гурский, веселый и ужасный. – М.: Издательство ООО «Панорама», 1999 – с.40-41
      То же: Роман Арбитман. Как мы с генералиссимусом пилили Луну: Первая попытка мемуаров. – М.: Время, 2014 – с.222-224
  • Роман Арбитман. В постели с евреем: [О романе Э. Тополя «Любожид»] // Роман Арбитман. Поединок крысы с мечтой. – М.: Время, 2007 – с.395-398
  • Роман Арбитман. Призрак Фридриха: [Действие нового романа русско-американского детективщика Эдуарда Тополя начинается с кошмара] // Профиль (Москва), 2012, 30 апреля (№16-17) – с.75
  • Роман Арбитман. Любить по-немецки (Эдуард Тополь. Бисмарк. Русская любовь железного канцлера) // Роман Арбитман. Антипутеводитель по современной литературе. – М.: Центрполиграф, 2014 – с.67-69
  • Роман Арбитман. Экстаз в киловаттах (Эдуард Тополь. Элианна, подарок Бога) // Роман Арбитман. Антипутеводитель по современной литературе. – М.: Центрполиграф, 2014 – с.70-72

© Виталий Карацупа, 2015-2021