Герман Алексей Юрьевич
(20 июля 1938 – 21 февраля 2013)




Алексей Герман

  • Юрий Павлович Герман (22.03.1910 – 16.01.1967) – отец
  • Татьяна Александровна Риттенберг (1904 – 1995) – мать
  • Светлана Игоревна Кармалита (09.03.1940) – жена
  • Михаил Юрьевич Герман (23.02.1933) – старший брат
  • Алексей Алексеевич Герман (Алексей Герман-младший, 04.09.1976) – сын
Российский кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер; заслуженный деятель искусств РСФСР, секретарь Союза кинематографистов СССР (1985), народный артист Российской Федерации (1994), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2000), президент Санкт-Петербургского международного кинофорума (2010).
Родился в Ленинграде в интеллигентной семье. Его отец Юрий Павлович Герман был известным писателем, драматургом и киносценаристом, получившем в 1948 голу Сталинскую премию второй степени. В 1960 году Алексей Юрьевич окончил режиссёрский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Он учился в мастерской кинорежиссера Григория Козинцева, а руководителем его курса был театральный режиссер Александр Музиль. После непродолжительной работы в Смоленском драматическом театре, в 1961-1964 годах работал с Георгием Товстоноговым в Ленинградском Большом драматическом театре. С 1964 года — второй режиссёр, затем режиссёр-постановщик киностудии «Ленфильм». С 1998-го А.Герман вел авторскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссёров, но всё это время – с 1990 года до самой смерти – был художественным руководителем созданной им киностудии «СПиЭФ» (Студия первого и экспериментального фильма).
Его кинодебютом стал двухсерийный фильм о слепом ветеране войны «Рабочий поселок», снятый в 1965 году Германом вместе с Владимиром Венгеровым. Затем он участвовал в создании таких лент военной тематики, как «Седьмой спутник» (1967), «Проверка на дорогах» (1971) и «Двадцать дней без войны» (1976). Последняя картина, снятая по повести Константина Симонова и ставшая лауреатом премии критики на Международном кинофестивале в Роттердаме (1987), принесла Герману большую известность. Герман обладал характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки художественных фильмов.
В качестве сценариста он принимал участие в работе над фильмами «Садись рядом, Мишка!» (1977), «Торпедоносцы» (1983), «Мой друг Иван Лапшин» (1984), «Мой боевой расчёт» (1987) и другими.
После распада СССР его режиссерская работа практически угасла. Некоторое время он снимался в кинофильмах в качестве актера, пока в 1998-м не снял кинофильм «Хрусталёв, машину!» о последних днях сталинской эпохи. Отправной точкой для создания сценария послужило детское воспоминание Германа о том, как его отец спустил с лестницы шведского журналиста, приняв его за провокатора. А сценарий к картине, ставшей для него во многом итоговой и примечательной своим усложнённым модернистским киноязыком, непроницаемым даже для подготовленного зрителя, был написан Алексеем Германом вместе с женой Светланой Кармалитой. Интересно, что фильм в том же году участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля, но был не понят зрителями и практически освистан. Многие покинули зал; показ «просто шёл под хлопание кресел». Тем не менее Дж. Хоберман, например, назвал его одним из великих фильмов десятилетия. Кинопоказ же в Японии прошёл с триумфом. И впоследствии ведущие французские киноиздания впоследствии принесли режиссёру свои извинения за разнос, устроенный фильму после его показа в Каннах.
Следующим фильмом режиссера должна была стать экранизация романа А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом», снимать который он начал в конце 1990-х годов. Но его дотошность в деле творения фильмов превысила все допустимые нормы. Картина снималась очень долго и мучительно. Сначала название ее было созвучно книге, была идея назвать фильм «Что сказал табачник», затем был придуман рабочий вариант «История арканарской резни», но вероятно картина выйдет все же под оригинальным заголовком. Алексей Герман уже делал попытку снять такое кино. И даже получил разрешение в августе 1968 года, но тогда же 21 августа СССР ввел танки в Чехословакию и вопрос о съемках отпал сам собой. Теперь же натурные сцены также снималась в Чехии, в старинном замке Точник, а сценарий написан заново, в соавторстве с женой, Светланой Кармалитой, с которой Герман познакомился как раз в августе 1968-го. А. И. Липков. Герман, сын Германа (1988)
Больше десяти лет проходили съемки картины, над некоторыми эпизодами режиссер работал годами(!). Петр Вайль вспоминает такой случай: «На «Ленфильме» я посидел на обсуждении снятого накануне эпизода. О десяти секундах экранного времени говорили полтора часа, решили, что вон тот мальчишка руки пусть складывает, как складывал, но поднимает сантиметров на пять выше, и отправились переснимать». Фильм должен был выйти в декабре 2012 года. Оставалась лишь озвучивание части эпизодов и некоторые рабочие моменты, но в ноябре 2012 года умер писатель-фантаст Борис Стругацкий. Алексей Герман тяжело переживал кончину своего друга, которому мечтал показать окончательный вариант, а затем и сам оказался в больнице. Сроки окончания работы над картиной были в очередной раз перенесены и работу закончат сын режиссера, его жена.
Алексей Юрьевич неоднократно говорил, что эта картина – фильм его жизни. Так оно и случилось. Скончался кинорежиссер на 75-м году жизни в клинике Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга от почечной недостаточности. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Фильмография и экранизации
  • 1965 – Рабочий посёлок – режиссер
  • 1967 – Седьмой спутник – режиссер
  • 1971 – Проверка на дорогах – режиссер
  • 1976 – Двадцать дней без войны – режиссер
  • 1977 – Садись рядом, Мишка! – сценарист
  • 1980 – Рафферти – актер
  • 1980 – Сергей Иванович уходит на пенсию – актер
  • 1981 – Личная жизнь директора – актер
  • 1981 – Путешествие в Кавказские горы – сценарист
  • 1983 – Торпедоносцы – сценарист
  • 1984 – Мой друг Иван Лапшин – режиссер, сценарист
  • 1985 – Жил отважный капитан – сценарист
  • 1986 – Сказание о храбром Хочбаре – сценарист
  • 1987 – Мой боевой расчёт – сценарист
  • 1990 – Канувшее время – актер
  • 1991 – Тень завоевателя, или гибель Отрара – сценарист
  • 1991 – Кино фиксирует время (Elokuva vangitsee aikaa, Россия-Финляндия) – участие в документальном фильме
  • 1994 – Замок – актер
  • 1994 – Дьявольский водевиль (Le Vaudeville du diable) – участие в документальном фильме
  • 1995 – Прибытие поезда – актер
  • 1996 – Мания Жизели – актер
  • 1996 – Сергей Эйзенштейн. Автобиография – актер
  • 1998 – Хрусталёв, машину! – режиссер, сценарист
  • 1998 – Холодная война (Cold War, США-Великобритания) – участие в документальном фильме в 14-й серии «Красная весна» (Red Spring)
  • 2008 – Владимир Высоцкий. Я приду по ваши души! – участие в документальном фильме
  • 2012 – Трудно быть Богом (Dur d'être Dieu, Швейцария) – участие в документальном фильме о создании фильма «История арканарской резни»
  • 2013 – История арканарской резни – режиссер, сценарист
Награды и звания
  • 1977 – премия Жоржа Садуля (Франция) за фильм «Двадцать дней без войны»
  • 1984 – медаль СССР «За укрепление боевого содружества»
  • 1984 – приз им. А. Довженко за сценарий фильма «Торпедоносцы»
  • 1986 – Государственная премия СССР
  • 1986 – приз жюри «Бронзовый леопард» за фильм «Мой друг Иван Лапшин»
  • 1986 – приз Э. Артариа на международном кинофестивале в Локарно за фильм «Мой друг Иван Лапшин»
  • 1987 – Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за фильм «Мой друг Иван Лапшин»
  • 1987 – премия критики на международном кинофестивале в Роттердаме за фильмы «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны» и «Мой друг Иван Лапшин»
  • 1988 – Государственная премия СССР за фильм «Проверка на дорогах»
  • 1988 – заслуженный деятель искусств РСФСР
  • 1992 – приз «Золотой овен» в номинации «Человек кинематографического года» за создание уникальной студии, интуицию и настойчивость
  • 1994 – народный артист Российской Федерации
  • 1998 – премия «Триумф»
  • 1998 – премия имени Сергея Довлатова
  • 1998 – орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (20 июля 1998)
  • 1999 – премия Владимира Высоцкого «Своя колея» за фильм «Хрусталёв, машину!»
  • 1999 – почётная кинематографическая премия «Золотой век» (Бельгия) за фильм «Хрусталёв, машину!»
  • 1999 – приз «Ника» в номинациях «лучший игровой фильм» и «лучшая режиссёрская работа» за фильм «Хрусталёв, машину!»
  • 1999 – Национальная премия Гильдии киноведов и кинокритики «Золотой Овен» в категориях «лучший фильм» и «лучшая режиссёрская работа» за фильм «Хрусталёв, машину!»
  • 1999 – премия Президента Российской Федерации за фильм «Хрусталёв, машину!»
  • 2003 – Царскосельская художественная премия
  • 2008 – орден Почёта (30 июля 2008) за большой вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность
  • 2008 – премия «Ника» «за честь и достоинство»
  • 2008 – приз «за выдающийся художественный вклад в развитие кино» кинофестиваля «Кинотавр»
  • 2009 – приз города «Живая легенда Российского кино» на кинофестивале «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
  • 2012 – Царскосельская художественная премия
Творчество автора
  • А. И. Липков. Герман, сын Германа. – М.: ВТПО «Киноцентр», 1988. – 224 с. 5 р. 85 к. 30 000 экз. (о)

© Виталий Карацупа, 2013