Дёмин Виктор Петрович
(8 мая 1937 – 19 июня 1993)




Виктор Дёмин

Известный киновед, кинокритик, редактор, культуролог, сценарист, актёр, автор ряда книг и более 600 статей о кино и телевидении. Кандидат искусствоведения (1973). Секретарь правления Союза кинематографистов СССР (1986-1993). Главный редактор журнала «Советский экран» (в 1991-м переименован в «Экран»).
Родился в Таганроге в семье инженеров, работавших на оборонном заводе. Во время войны семья эвакуировалась в Тбилиси, где он пошел в школу. После 1947 года, возвратившись в родной город Демин в 1954 году окончил среднюю школу №2 им. А.П. Чехова, а затем в 1960-м – группу киноведов-редакторов ВГИКа. После его окончания работал в Госфильмофонде СССР младшим научным сотрудником отечественного отдела обработки пленки, где писал аннотации на фильмы, следил за сохранностью киноматериалов. Затем – редактором московского издательства «Искусство» и НИИ искусствознания в Москве. Выступал с лекциями, начал печататься в «Литературной газете». В 1968-м был принят в Союз кинематографистов, через несколько лет – в Союз журналистов.
Один из самых блестящих кинокритиков и киноведов 60-х-80-х годов, Виктор Демин обладал неповторимым творческим стилем и уникальной работоспособностью. Относясь к числу наиболее оппозиционных кинематографистов своей эпохи, он виртуозно облекал свои самые «крамольные» пассажи в иронично-иносказательную форму. Уже первая его книга «Фильм без интриги» (1966) была по праву признана событием в отечественном киноведении. При всем том литературный язык В. П. Демина – яркий и образный – был далек от заумного наукообразия. Он с одинаковым успехом писал о российском и зарубежном, игровом и документальном кино.
Автор многих работ по проблемам кино и ТВ, ряда сценариев документальных и игровых фильмов, нескольких рассказов, в том числе фантастических. C 1963 года печатался по вопросам киноискусства в научных сборниках, в журналах «Советский экран» («Экран»), «Искусство кино», «Спутник кинозрителя», «Огонек», «Советский фильм», «Кино» (Латвия), «Кино» (Литва), «Фильмови новини» (Болгария) и др., в газетах «Советская культура», «Советское кино», «Учительская газета» и др.
Также написал нескольких книг для школьников и молодежи медиаобразовательной тематики («Стареют ли фильмы?», «Встречи с Х музой», «Поговорим о кино»).
Неоднократно выступал с циклами лекций по киноискусству в различных городах страны. Точное число статей Виктора Демина, как опубликованных (они печатались в разных журналах и газетах, в разных странах, некоторые из них так и не увидели свет при жизни автора), подсчитать точно чрезвычайно трудно – оно приближается к шести сотням.
В 1980-х – 1990-х годах он обращался к сценарному ремеслу и сыграл несколько эпизодических ролей в фильмах Геннадия Полоки, Александра Итыгилова и Леонида Марягина, которым пришлась по душе его колоритная, импозантная внешность. Снялся в фильмах: « Я – вожатый форпоста» (1986), «Дорогое удовольствие» (1988), «Футболист» (1990), «Нимб» (1994), «Русский счет» (1994). Автор сценария к фильмам – «А был ли Каротин» (1989) и «Враг народа Бухарин» (1990).
Один из самых активных участников киноперестройки, Виктор Дёмин скоропостижно скончался в Москве. Сын В. П. Демина – известный кинооператор Илья Дёмин.
Фильмография и экранизации
  • 1986 – Я – вожатый форпоста – актёр (эпизодическая роль)
  • 1988 – Дорогое удовольствие – актёр (эпизодическая роль)
  • 1989 – А был ли Каротин? – соавтор сценария, вместе с Г.Полокой и В.Ишимовым
  • 1990 – Футболист – актёр
  • 1990 – Враг народа – Бухарин – соавтор сценария, актёр (эпизодическая роль)
  • 1993 – Русский счёт – актёр (эпизодическая роль)
  • 1993 – Нимб – актёр
Награды и звания
  • 19... – лауреат премии Союза кинематографистов по киноведению и кинокритике
Отдельные издания
  • Фильм без интриги. – М.: Искусство, 1966. – 220 с. 63 коп. 7 000 экз. (п)
  • Жан Марэ. Человек, актер, миф, маска / В соавт. с И. Янушевской. – М.: Искусство, 1969. – 244 с. – (Мастера зарубежного киноискусства). 96 коп. 150 000 экз. (о)
  • Работа студента-режиссера над собой в процессе обучения: Учебно-методическое пособие. – Хабаровск: Хабаровский государственный институт культуры, 1970. – 148 с. 45 коп. 1 000 экз. (о)
  • Работа студента-режиссера над собой в процессе обучения / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – Хабаровск: Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского; Кафедра режиссуры, 1971. – 16 с. (о)
  • Диалектика сюжета и фабулы в современной кинодраматургии / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – М.: Институт истории искусств, 1973. – 24 с. (о)
  • Первое лицо: Художник и экранные искусства. – М.: Искусство, 1977. – 288 с. 1 р. 30 к. 10 000 экз. (п)
  • Стареют ли фильмы? – М.: Союз кинематографистов СССР; Бюро пропаганды советского киноискусства, 1978. – 56 с. 12 000 экз. (о)
  • Воспитание чувств. – М.: Знание, 1980. – 56 с. – (Новое в жизни, науке, технике; Серия «Искусство», №9). 15 коп. 82 250 экз. (о)
  • Встречи с Х музой: Беседы о киноискусстве: В 2-х книгах; Книга 1 / В соавт. с И. Вайсфельдом и Р. Соболевым. – М.: Просвещение, 1981. – 224 с. 70 коп. 100 000 экз. (п)
  • Витаутас Желакявичус: Портрет режиссера. – М.: Всесоюзное объединение «Союзинформкино», 1982. – 32 с. 10 000 экз. (о)
  • Валентина Талызина: [Очерк творчества]. – М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1982. – 20 с. 100 000 экз. (о)
  • Виталий Мельников: Три беседы с режиссером. – М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1984. – 144 с. 60 000 экз. (о)
  • Поговорим о кино. – М.: Знание, 1984. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике; Серия «Молодежная», №6). 73 510 экз. (о)
  • Эльдар Рязанов: Творческий портрет. – М.: Всесоюзное объединение «Союзинформкино», 1984. – 40 с. 70 коп. 19 000 экз. (о)
  • Встречи на опаленной земле: [О вьетнамском кино] / В соавт. с В. Ишимовым. – М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1985. – 80 с. – (Экран мира социализма). 55 коп. 10 000 экз. (о)
  • Массовые виды искусства и современная художественная культура / Под редакцией В. П. Дёмина. – М., 1986
  • Георгий Данелия. – М.: Всесоюзное объединение «Союзинформкино», 1986. – 32 с. 40 коп. 14 000 экз. (о)
  • Глеб Панфилов: Творческий портрет. – М.: Всесоюзное объединение «Союзинформкино», 1986. – 32 с. 25 коп. 14 000 экз. (о)
  • Цветение земли: Книга о тринадцати литовских фотографах. – М.: Искусство, 1987. – 224 с. 1 р. 90 к. 25 000 экз. (п)
  • Сергей Соловьев. – М.: Всесоюзное объединение «Союзинформкино», 1987. – 32 с. (о)
  • Виктор Проскурин: Счастье быть актером. – М.: ВТПО «Киноцентр», 1988. – 68 с. 85 000 экз. (о)
  • Леонид Марягин: Коллеги и друзья в рассказах режиссера и портрет самого режиссера, увиденный критиком. – М.: Всесоюзное объединение «Союзинформкино», 1988. – 32 с. 20 коп. 15 000 экз. (о)
  • Михаил Глузский. – М.: ВТПО «Киноцентр», 1989. – 64 с. 1 р. 20 к. 50 000 экз. (о)
  • Алоиз Бренч: Творческий портрет. – М.: ВО «Союзинформкино»; Государственный комитет по кинематографии, 1990. – 32 с. – (Информ. / Всесоюзное объединение «Союзинформкино», №11). (о)
  • Леонид Ярмольник: Творческий портрет. – М.: ВО «Союзинформкино»; Государственный комитет по кинематографии, 1991. – 32 с. – (Информ. / Всесоюзное объединение «Союзинформкино», №5). (о)
Публикации в периодике и сборниках (фантастика)
Публицистика
  • Формулы авантюры / В соавт. с И. Янушевской // Мифы и реальность. – М.: Искусство, 1971 – с.199-228
  • Нравственный мир героя // Кино и время. Вып.2. – М.: Искусство, 1973 – с.30-42
  • От чего стареют фильмы? // Советский экран, 1973, №17 – с.
  • Намеки остались намеками // Советский экран, 1974, №24 – с.
  • В жанре смеха // Экран 1973-1974. – М.: Искусство, 1975 – с.48-51
  • [Подборка рецензий на российские и зарубежные фильмы] // Спутник кинозрителя, 1977, №8 – с.
  • Лино Вентура // Актеры зарубежного кино. – М.: Искусство, 1977 – с.19-37
  • Позиция дебютанта // Кинопанорама. – М.: Искусство, 1977 – с.60-91
  • Истины Карена Геворкяна // Кинематограф молодых. – М.: Искусство, 1979 – с.161-176
  • Фильм о разведчике: семантика пространства // Приключенческий фильм: пути и поиски. – М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт кинематографии, 1980 – с.59-81
  • [Подборка рецензий на российские и зарубежные фильмы] // Спутник кинозрителя, 1980, №7 – с.
  • Грустная жизнь человека с портфелем // Кинопанорама 3. – М.: Искусство, 1981 – с.66-96
  • Достоинство стремительного жанра // Большие проблемы малого экрана. – М.: Искусство, 1981 – с.103-122
  • Опыт в стерильных условиях // Спутник кинозрителя, 1982, №2 – с.19
  • Маленькая ироническая трагедия // Георгий Данелия. – М.: Искусство, 1982 – с.168-204
  • Самосозидание // Лариса Шепитько. – М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1982 – с.
  • Правила для исключения // Кино (Литва), 1984, №4 – с.14-15
  • Исповедь в красной комнате // Советский экран, 1984, №23 – с.
  • Свет чистой духовности // Литературная Россия, 1986, 9 мая – с.
  • Обретение Темы // Кино (Рига), 1986, №8 – с.
  • Резким контуром // Литературная Россия, 1986, 31 октября – с.
  • Фильм с «запятыми» // Правда, 1986, 15 ноября – с.
  • В надежде на талисман // Труд, 1986, 24 ноября – с.
  • Начини сначала // Собеседник, 1986, №37 – с.
  • Едкая сладость притчи // Искусство кино, 1986, №11 – с.
  • Инициатива // Советский экран, 1987, №14 – с.
  • Асса // Искусство кино, 1987, №11, №12 – с.
  • Последний день творенья // Лариса. – М.: Искусство, 1987 – с.62-86
  • Реабилитация // Искусство кино, 1988, №2 – с.25-26
  • Взгляд в две дали // Искусство кино, 1988, №3 – с.4-22
  • Дорогая Елена Сергеевна // Искусство кино, 1988, №3 – с.
  • Как перестраивался некий Хаттам // Советский экран, 1988, №10 – с.
  • Трудись, терзайся и – не горюй! (Г.Данелия) // Экран 88. – М.: Искусство, 1988 – с.119-124
  • За что нас не любят? // Советский экран, 1989, №1 – с.
  • Стрельба по слетевшим мишеням // Искусство кино, 1989, №9 – с.5-9
      То же: Советский экран, 1989, №10 – с.
  • Случай Говорухина // Мнения, 1989, вып.1 – с.
  • Не сесть бы на мель!.. // Советская культура, 1989, 11 февраля – с.
  • Между притчей и карнавалом // Искусство кино, 1989, №4 – с.
  • Завтра снова будет праздник? / Интервью с М. Полтевой // Советский экран, 1989, №9 – с.10-11
  • Тиран и детишки // Советский экран, 1989, №10 – с.
      То же: Мнения, 1989, вып.2 – с.
  • Роковая сила чрезмерностей: [Выступление на VIII пленуме СК СССР] // Искусство кино, 1989, №9 – с.
  • Забубенные головушки // Мнения, 1989, вып.3 – с.
  • Ниже нулевой отметки // Мнения, 1989, вып.4 – с.
  • В поисках утраченного миросозерцания // Мнения, 1989, вып.4 – с.
  • Кто виноват по самому большому счету? // Мнения, 1990, вып.1 – с.
  • Обманутые шестидесятые // Советский экран, 1990, №3 – с.
      То же: Мнения, 1990, вып.1 – с.
  • Жаркий январь в Калифорнии: Сценарист и режиссер в поисках Америки // Кино (Рига), 1990, №8 – с.20-23, №9 – с.23-25, №10 – с.22-24, №12 – с.21-23
  • Крыжовник нас подождет // Советский экран, 1990, №9 – с.22-25
  • Нет счастья ценой лжи / Интервью с Э. Шенгелая // Советский экран, 1990, №11 – с.4, 5, 7
  • Итак шестой. Разберемся // Советский экран, 1990, №12 – с.3
  • Взлет и падение // Московские новости, 1990, 10 июня – с.
      То же: Советский экран, 1990, №13 – с.
  • Нечто о зоологии: Ответ на статью В. Дробышева в журнале «Молодая гвардия» // Советский экран, 1990, №14 – с.24
  • Сергей Параджанов и отец мирового пролетариата // Советский экран, 1990, №14 – с.26-27
  • Конец трущебного рая // Советский экран, 1990, №16 – с.
  • Грустное лукавство старого хозяина // Советский экран, 1990, №17 – с.
  • Без этого не жить... СССР – США: семинар по общим ценностям // Мнения, 1990, вып.4 – с.
  • Родимая наша нечисть // Советский экран, 1990, №18 – с.22
  • Слезы на полях // Экран 90. – М.: Искусство, 1990 – с.
  • Плата по векселям // Экран, 1991, №5 – с.26-27
  • От болшевских баек к большевистской истории // Экран, 1991, №7 – с.
  • ...Кто придет? // Экран, 1991, №14 – с.
  • Пряное обаяние зла // Экран, 1992, №4 – с.
  • Призрак Деда Мороза // Экран, 1993, №1 – с.
  • Где мои клыки? // Культура, 1993, 13 марта – с.
  • Значит, «они» против «своих»? // Литературная газета, 1993, 14 апреля – с.
  • Ален Делон: Люмпмен в смокинге // Экран, 1993, №4 – с.38-41
  • Печаль несбывшегося мира // Экран, 1993, №4 – с.42
  • Процесс пошел, или Изнасилованный Чехов // Культура, 1993, 22 мая – с.
  • Вкус дегтя // Экран, 1993, №№ 5-6 – с.18-19
  • Ален Делон: завоевание принцессы // Экран, 1993. №№ 5-6 – с.32-35
  • Живой прут // Экран, 1993, №№ 5-6 – с.46
  • Хронофотограф // Культура, 1993, 3 июля – с.
  • Ален Делон: убийство на яхте // Экран, 1993, №7 – с.20-22
  • Делон как Делон // Литературная газета, 1993, 18 августа – с.
      То же: Экран и сцена, 1996, №43 (355) – с.8-9
  • В поисках утраченного времени // Искусство кино, 1993, №8 – с.59-63
  • Роберт из ресторана «Трибека» // Экран, 1993, №9 – с.42-43
  • Так черные мы или красные? // Экран, 1993, №11-12 – с.
  • Страсти по Елене // Экран, 1994, №1 – с.26-27
  • Понятие экранного действия. Лекция 1-я, вводная: [Глава из книги] // Экран и сцена, 1996, 31 октября – с.
Творчество автора
  • О Демине вспоминают... Демин писал... / Ред.-сост. Т. Е. Запасник; Предисл. Э. Рязанова. – М.: Лексика, 1996. – 432 с. 1 000 экз. (п) ISBN 5-7235-0072-4
  • Виктор Демин: [Коротко об авторе] // Сборник научной фантастики. Вып.14. – М.: Знание, 1974 – с.267

© Виталий Карацупа, 2004-2014